Социалистические учения.
Бедственное положение рабочих в период становления индустриального общества привело к распространению среди части рабочих идей социалистов. Социалисты предлагали способы построения справедливого мира, где не будет ни бедных, ни богатых, все будут равными и станут помогать друг другу, наступит всеобщее благоденствие на основе удовлетворения потребностей всех членов общества. Самыми знаменитыми из первых социалистов стали А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р.Оуэн.
А. Сен-Симон считал, что раскол в обществе может быть преодолен с помощью новой, научно сконструированной религии, в основе которой должен лежать лозунг: «Все люди - братья!». Тогда же был сформулирован социалистический принцип распределения: «Каждому - по способностям, каждой способности - по ее делам!».
Другой французский социалист-теоретик
Ш.Фурье считал, что для создания гармоничного общества необходимо создание «фаланг» - небольших производственно-трудовых объединений людей, совместно владеющих средствами производства и занимающихся трудовой деятельностью. Люди живут в фаланстерах-дворцах, где каждый имеет все необходимое для удовлетворения своих потребностей. Фурье попытался построить несколько фаланстеров во Франции в 1832 г., но не достиг успеха. Быстро развалились и фаланстеры, построенные в США (их было 40).
Английский фабрикант и социалист Р. Оуэн считал, что машинное производство при правильном его использовании может обеспечить благосостояние всех людей. Но для этого необходимо, чтобы собственность была обобществлена. Для осуществления своей идеи Оуэн организовал в Лондоне «меновые базары». На них деньги были заменены «трудовыми бонами», где указывалось количество труда, затраченного на производство вещей. Но это начинание потерпело крах.
|
Марксизм. На волне интереса к социализму возник марксизм.
Основатели этой теории К. Маркс и Ф. Энгельс считали возможным создать справедливое общество путем революционного преобразования. Они доказывали, что поскольку буржуазия эксплуатирует рабочих (несправедливо присваивает часть произведенных ими благ), то интересы рабочих и буржуазии непримиримы, между ними идет постоянная классовая борьба. Рабочие должны стать главной силой социалистической революции. После ее победы будет создано новое общество без частной собственности и эксплуатации. Маркс и Энгельс писали, что развитие капитализма уже создало материальные предпосылки для возникновения такого общества. Анализу экономики и общественных отношений при капитализме был посвящен знаменитый труд К. Маркса «Капитал».
Социалистические организации.
Постепенно в рабочем движении усиливалось влияние марксизма. В 1864 г. в Лондоне встретились представители рабочих организаций Англии, Франции, Германии, Ирландии, Италии, Польши. Было создано Международное товарищество рабочих, или l Интернационал, опубликованы Учредительный манифест и Устав МТР. Ведущую роль в разработке этих документов сыграл К.Маркс.
На заседаниях Генерального совета МТР, конференциях и конгрессах было выдвинуто требование ограничения рабочего дня 8-ю часами. Доказывалась необходимость борьбы рабочих за политические права и свободы.
МТР прекратило свое существование в 1876 г. В результате его деятельности марксизм стал наиболее популярным из всех социалистических учений.
|
В конце 80-х п. XIX в. социалистическое движение усилилось. Волна забастовок прокатилась по всем развитым промышленным странам. Вновь на повестку дня стал вопрос о создании международной социалистической организации. В 1889 г. в Париже собрался конгресс, на котором присутствовали многие делегаты западноевропейских социалистических партий. Это был первый Учредительный конгресс II Интернационала.
Рабочие в большинстве стран были тогда еще политически бесправны - не участвовали в выборах, не имели профсоюзов, своих просветительских и кооперативных организаций. II Интернационал способствовал созданию рабочих партий и организаций, вел борьбу за расширение прав рабочих.
К концу XIX в. социалистическое движение представляло собой значительную силу: большое количество избирателей голосовали за социалистов.
Самая сильная в Западной Европе германская социал-демократическая партия успешно прошла полосу испытаний, связанных с законом против социалистов. Окрепла французская рабочая партия, за которой шла часть промышленного пролетариата страны.
Развитие западноевропейской культуры
Революции, произошедшие в Европе в XIX веке, готовились не только переменами в жизни общества, но и переменами в умах людей, в их мировоззрении — восприятии окружающего мира. Все больше распространялось мнение, что Бог не влияет непосредственно на одного человека, на его успехи или неудачи в жизни. Все зависит от усилий, ума, труда, настойчивости. При этом несправедливо, что положение человека и условия его жизни предопределяются его рождением. Все эти идеи служили моральным обоснованием революций.
|
Литература. В конце XVIII в. и начале XIX в. в европейском искусстве большую роль играли идеи романтизма, зародившегося в XVIII в. в Германии. Романтики ценили вдохновение, непосредственность чувств, выступали против правил, устанавливаемых разумом. Своеобразным манифестом французских романтиков стал знаменитый роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», повествующий о трагической любовной истории, в центре которой оказывается очаровательная цыганская танцовщица Эсмеральда, ставшая предметом любви сразу для трех мужчин. Герои демонстрируют читателю как светлые, так и темные стороны человеческой души, а между тем являются всего лишь частью второго конфликта, нарастающего внутри всего выходящего из тёмного средневековья французского общества, в котором постепенно нарастает пока ещё не оформленная окончательно, но уже пылающая воля народа к свободе и справедливости.
В 20-е годы XIX в. зарождается критический реализм, чьи сторонники проявляют интерес к многостороннему воспроизведению действительности, к широким обобщениям. Отражение экономических, политических, нравственных противоречий своего времени в художественных образах — заслуга писателей критического реализма, особое место среди которых занимают француз Оноре де Бальзак и англичанин Чарльз Диккенс, всесторонне раскрывших в своих романах жизнь общества.
Бальзак представлял себе общество как систему насилия над естественными страстями человека, т. е. как сплошную драму. Писатель углублено исследовал причины и следствия, закономерности общественного бытия, и внимание его сосредотачивалось не на самих катастрофах, а на условиях, их вызвавших.
Его роман «Отец Горио» стал одним из ярчайших образцов общества, где единственным мерилом человека являются деньги, ради которых можно оправдать даже предательство родителей. В центре романа всепоглощающая родительская любовь, погубившая даже зачатки дочерних чувств и элементарного уважения к себе и вызвавшая лишь черную неблагодарность со стороны детей.
Повесть "Гобсек", ее главный герой - ростовщик Гобсек является воплощением скупости и скаредности, имя которого стало, по существу, нарицательным. «Гобсек» — портрет делателя денег из денег.
Диккенс считал своим долгом «показать суровую правду» жизни, чтобы устранить существующее в ней зло. Обличая пороки в жизни Англии, он показывал душевные качества простых людей, выдержавших тяжелые жизненные испытания.
В романе «Приключения Оливера Твиста» автор прославляет честность и доброту, которые неизменно помогают при любых жизненных трудностях. Главному герою – мальчику-сироте, пришлось повстречаться в жизни с разными людьми, и порядочными и преступниками, но он остался таким же светлым и открытым, что и раньше.
Роман «Дэвид Копперфильд» воспринимается, как автобиография английского общества. В книге явно прослеживаются мотивы протеста против капитализма, а главная роль отводится семье и моральным ценностям.
В романе «Большие надежды» Диккенс резко проходится по благородным аристократам, их образу жизни, противопоставляя их простым труженикам.
«Домби и сын» — один из самых знаменитых романов Диккенса — тут есть всё, за что его любят: чудачество, смех, радость, но и ненависть к «властям мира сего», к обыденности, жестокости, корыстолюбию.
Немецкий поэт Генрих Гейне - «энтузиаст свободы» - начал свой творческий путь как романтик. Однако он обращался к общественным вопросам.широко использовал народные мотивы. Вершиной творчества Гейне является его политическая поэма «Германия, зимняя сказка». Поэт смеялся над теми, кто пытался успокоить народ сказками о загробном мире. Гейне хотел «землю в небо превратить и сделать землю раем».
Важным явлением в литературе и искусстве XIX в. был натурализм. Натуралисты считали, что факты ценнее самого прекрасного вымысла и писатель должен фиксировать события реальной жизни. Самым ярким представителем натурализма является Эмиль Золя.
В 1868 г. он приступил к работе над 20-томной серией романов «Ругон-Маккары», которую закончил спустя четверть века. Главные герои повествования – одна семья, ее жизнь со времен Наполеона III и 2-й Французской империи. Самыми значимыми среди них получились «Жерминаль» и «Западня», в которых описывалась жизнь рабочего класса. «Дамское счастье» тоже полюбилось читателям. В этом романе отражена идеология той поры, с ее активным развитием коммерческих отношений, где следуют правилу «клиент всегда прав», а продавец порой не имеет права голоса. Золя умудрился каким-то образом описать все уловки торгашей, о которых в 19-м веке никто даже не догадывался. Это в наше время ими никого не удивишь, а в те годы это стало настоящим откровением.
Цикл «Ругон-Маккара» представляет собой семейную сагу, в которой одно поколение сменяется другим, периодически возникают новые персонажи. Автор хотел донести до читателя идею, что наследственность, семейные привычки и обычаи не так просто искоренить, они передаются из поколения в поколение.
Натурализм оказал влияние и на критический реализм. Французский писатель Ги де Мопассан прославился удивительному мастерству новелиста, романами «Жизнь», «Милый друг» и др.
В конце XIX в. в искусстве появляются новые стили и направления. Происходит переоценка ценностей. Изменения в жизни общества, технический прогресс — все это требовало осмысления, нового взгляда. К этой задаче по-разному подошли представители реализма и появившегося в конце столетия течения под название декаданс (упадок).
Символизм — одно из самых значительных явлений в литературе декаданса — сформировался во Франции. Символисты называли себя певцами «заката, упадка, гибели», безнадежности и разочарования. Они отказались от изображения реальности, предпочитая «внутреннюю сущность» внешнему образу, видимости. Для символизма характерны многозначительность, мистические намеки, образы, лишенные конкретности, ориентация на чувства.
Наиболее талантливыми поэтами-символистами во Франции были Поль Верлен и Артюр Рембо.
В Англии самым значительным представителем символизма был Оскар Уайльд. Его перу принадлежат сказки, многие из которых были экранизированы в нашей стране (например, «Звездный мальчик»), сатирические пьесы, вызвавшие положительные отзывы известного драматурга Бернарда Шоу, а также интеллектуальный роман «Портрет Дориана Грея». Автор писал его исключительно в воспитательных целях, но высшее общество посчитало его аморальным. А вот простым читателям роман пришелся по душе.
Бельгийский драматург Морис Метерлинк способствовал развитию традиций символизма в театре (сказка «Синяя птица»).
Английский писатель Герберт Уэллс, создатель научной фантастики, писал о проблемах, к которым может привести технический прогресс,затрагивал тему ответственности ученого, указывал на необходимость соотносить прогресс и нравственные нормы.
Изобразительное искусство. Впервой половине XIX в. искусство Западной Европы во многом шло по пути подражания великим мастерам прошлого. Во Франции главным представителем живописи этого времени был Жак Луи Давид (https://gallerix.ru/storeroom/2120799558/). Из его учеников выделялся Жак Огюст Энгр, которому пришлось выиграть упорную борьбу с художниками романтического направления (https://gallerix.ru/storeroom/775186124/). Первым художником, вступившим на путь романтизма, был Эжен Делакруа (https://gallerix.ru/album/Eugene-Delacroix).
Реалистические традиции середины XIX в. связаны с именем Гюстава Курбе ( https://gallerix.ru/storeroom/1138816459/ ), многие картины которого посвящены социальной тематике. Политические события нашли свое отражение в многочисленных офортах и литографиях Оноре Домье (https://gallerix.ru/storeroom/1947007387/), проникнутых симпатией к простому люду Парижа. Жан Милле изображал крестьян на лоне природы (https://gallerix.ru/storeroom/1256080390/).
Ярким событием в изобразительном искусстве конца XIX в. стало появление импрессионизма. Его возникновение связано с творчеством француза Эдуарда Мане (https://gallerix.ru/album/Eduard-Monet), вокруг которого сложился кружок молодых художников. Для импрессионистов характерно стремление отразить мимолетное, изменчивое, случайное, передать свет и воздух средствами живописи.
Музыка. Романтизм начала XIX в. широко проявил себя в музыке. Романтические элементы тесно переплетались с реалистическими. Такое переплетение характерно для оперного творчества Джузеппе Верди (https://www.youtube.com/watch?v=FUstk2BA9o4). Романтический налет ощущается и в выдающемся образце реалистической оперы «Кармен » Жоржа Бизе (https://www.youtube.com/watch?v=mIxnU3Ab0yk).
Франц Шуберт стремился воплотить в музыке неповторимое мгновение, глубокое интимное переживание — все, что связано с кругом чувств человека (https://www.youtube.com/watch?v=iM3rK86Y-nc). Музыка Фредерика Шопена пронизана народными ритмами и интонациями, преданиями старины, поэтичностью (https://www.youtube.com/watch?v=3Exl_gGMzpE).
В музыке 70-80-х гг. XIX в. важную роль играла опера. К этому периоду относятся последние работы Рихарда Вагнера, создавшего жанр музыкальной драмы (https://www.youtube.com/watch?v=UYgUQJIvJZg). Влияние Вагнера распространялось даже на композиторов, не разделявших его взглядов на музыку.