УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ




СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫДЕТЬМИ.

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Период дошкольного детства является одним из наиболее зна­чимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладыва­ются базовые качества личности, образующие устойчивую инди­видуальность человека.

Формирование фундаментальных черт личности, доминирую­щих мотивов и потребностей происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, зна­ний, умений и т.д.

Эффективность этого процесса определяется характером взаи­модействия детей и взрослых (родителей, воспитателей), а также той системой ценностей, которая лежит в его основе.

Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Именно в семье благодаря ощущению «живой чело­веческой среды» (В. Зеньковский) и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт.

При поступлении в детский сад происходит расширение сферы эмоционально-практического взаимодействия ребенка с взрослы­ми и сверстниками в наиболее значимых для его развития видах деятельности.

Актуальной становится задача объединения усилий дошколь­ного образовательного учреждения и семьи и создания единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, со­держания и педагогических технологий.

Эту задачу позволяют решить программы «Истоки» и «Вос­питание на социокультурном опыте» для дошкольного образо­вания.

Методологической базой данной программы является социокуль­турный системный подход к истокам в образовании профессора РАЕН И.А. Кузьмина, направленный на развитие духовно-нравст­венного стержня личности, элементов управленческой культуры и эффективного общения.

Согласно системному подходу воспитание есть непрерывный процесс развития социокультурного опыта индивидуума, груп­пы, общества.

Программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования реализует данную идею и позволяет:

создавать условия для активного приобщения воспитателей, воспитанников и их родителей к базисным социокультурным цен­ностям российской цивилизации;

развивать социокультурную основу личности, начиная с до­школьного возраста;

обеспечивать единство умственного и эмоционально-нравст­венного развития дошкольника;

создавать единый социокультурный контекст воспитания и общения в ДОУ и семье, повышать педагогическую культуру ро­дителей;

интегрировать знания о среде, в которой живет и развивает­ся ребенок, формировать опыт ее целостного восприятия;

осуществлять присоединение от дошкольной ступени обра­зования к начальной школе на основе цели, содержания и педаго­гических технологий;

обеспечивать воспитателя социокультурным инструмента­рием, эффективно развивающим внутренние ресурсы ребенка.

Содержательной основой программы является система поня­тий и категорий, представленных в курсе «Истоки» для на­чальной школы (авторы профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камкин).

Данные понятия и категории, преломляемые с учетом возраст­ных особенностей дошкольников, позволяют сформировать у де­тей целостное представление о ближайшей социокультурной сре­де, в которой они живут и развиваются, подвести их к пониманию существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошло­го, настоящего и будущего.

Первоначальное прочувствованное восприятие социокультур­ных категорий дошкольниками может стать прочным фундамен­том для их последующего осмысления в начальной и средней школе и формирования системы ценностей, стимулирующей мотивацию самосовершенствования к самоутверждению.

Воспитательная программа разработана для четырех возраст­ных групп:

младшая (3-4- года); средняя (4-5лет); старшая (5-6лет); подготовительная (6—7 лет).

Концентрический принцип построения программ «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного об­разования и базисного курса «Истоки» обусловил следующую ло­гику освоения основных категорий курса:

в младшей группе (3-4 года) осуществляется первичное про­чувствованное восприятие социокультурных категорий Слово, Образ, Книга;

в средней группе (4-5 лет) происходит первоначальное зна­комство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности в ней человека;

в старшей группе (5-6 лет) в связи с формированием спо­собности к эмоциональной децентрации обращается внимание на истоки ценностей внутреннего мира человека;

в подготовительной группе (6-7 лет) осуществляется перво­начальное ознакомление с истоками русских традиций, как важ­нейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.

Восприятие и освоение категорий и ценностей предполагается осуществлять в связи с разнообразными видами деятельности: п1 рои, чтением, наблюдением, конструированием, эстетической, изобразительной и трудовой деятельностью. Большинство занятий по программе носит интегративныйхарактер.

Все занятия по программе позволяют эффективно решать задачи речевого развития детей (обогащение и активизация словарно­го запаса на основе социокультурных категорий и ценностей, раз­витие монологической и диалогической речи, способность к рас­суждению и доказательству и т.д.).

Содержание и предполагаемые способы взаимодействия вы­строены с учетом возрастных особенностей детей дошкольного воз­раста и усложняются в соответствии с изменением основных пси­хических процессов, свойств и функций личности.

Существенной особенностью данной воспитательной програм­мы является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у дру­гих родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.

Особое место в рамках программы отводится активным фор­мам обучения, таким, как ресурсный круг и работа в паре, способст­вующим приобретению всеми участниками воспитательного про­цесса коммуникативных и управленческих навыков.

Позитивный опыт общения с воспитателем, родителями и сверст­никами, ресурс успеха, получаемый каждым ребенком на занятии, создают условия для формирования адекватной самооценки, пре­дотвращают возникновение эмоциональной отчужденности, про­являющейся в тревожности, негативизме и агрессии.

Обеспечивая высокий эмоциональный фон занятий, данные формы работы позволяют преодолеть опасную тенденцию интел­лектуализации дошкольного образования, ведущую к подавлению творчества.

Программой предусмотрено создание каждым ребенком свое­го альбома (аналог «Моей Первой книги» в начальной школе), в ходе работы над которым дети имеют возможность материализовать полученный ими социокультурный опыт (знания, умения, чувства, отношения) с помощью приемов изобразительной деятельности (рисование, составление аппликаций и т.д.).

Благодаря универсальности осваиваемых социокультурных ка­тегорий и используемых педагогических технологий программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» могут быть интегрированы в различные комплексные программы, реа­лизуемые в дошкольном образовании (в разделе «Социально-пси­хическое развитие»).

Результатами реализации программы являются:

первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системы социокультурных категорий и ценностей;

развитие коммуникативных умений (умение слушать друг дру­га, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согла­сию и т.д.);

развитие управленческих способностей (способность осуществ­лять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправлен­но действовать и достигать результатов);

развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний);

развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увели­чение числа позитивных контактов);

создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе, что обусловлено единой системой социокуль­турных ценностей и универсальностью используемых педагоги­ческих технологий.

 

Количество занятий в год: 9

количество занятий в месяц: 1

 

Сопутствующие формы обучения:

Наблюдения,

Чтение художественной литературы,

рассматривание иллюстраций,

рисование,

рассматривание произведений изобразительного искусства и народной игрушки.

 

Младшая группа (3-4 года)

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

СЛОВО

ЛЮБИМОЕ ИМЯ. Первое слово. Ласковая улыбка. Родитель­ская любовь. Именины. Ангел-хранитель.

ДОБРОЕ СЛОВО. Выражение любви к близким людям. Радость встречи.

ЛАСКОВАЯ ПЕСНЯ. Ласковое слово. Красивая мелодия. Колы­бельная песня. Нежность. Надежда.

ПРАЗДНИЧНАЯ ПЕСНЯ. Рождество. Новый год. Нарядная елка. Общая радость. Забота о родных и близких.

ОБРАЗ

ЛЮБИМЫЙ ОБРАЗ. Мама. Любовь. Доброта. Забота. ОБРАЗ СВЕТА. Солнышко. Свет. Тепло. Радость.

ДОБРЫЙ МИР. Нежные руки мамы. Добрые и ласковые сло­ва. Свет и тепло. Покров и защита. Доверие.

КНИГА

ДОБРАЯ КНИГА. Книга - связь слова и образа. ПЕРВАЯ КНИ­ГА. Живое слово.

ЛЮБРИМАЯ КНИГА. Яркие образы. Волшебная сила слова. Добрые чувства. Радость от встречи с книгой.

 

Месяц № занятия Название раздела Тема занятия и форма его проведения Обязательная часть содержания образования Содержание образования, формируемое участниками образовательного процесса
Сентябрь     Слово Любимое имя Примерный план: 1. Игровое упражнение «Назови свое имя». 2. Работа в круге: чтение потешек с именами детей (стр.18). 3. Хороводная игра «Ходит Ваня» или «Именины» (стр.17). 4. Ресурсный круг «Каким ласковым именем называет тебя мама?». 5. Оформление страницы Альбома «Любимое имя (стр.19).   Задачи: 1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Имя». Мотивация родителей на совместную деятельность с ребенком и воспитателем.  
Октябрь     Слово Доброе слово Занятие проводится совместно с родителями на основе книги 1 для развития детей 3-4 лет «Доброе слово» (часть вторая). Доброе слово Примерный план: 1. Работа в круге. Разговор с детьми о добром слове на основе задания к русской народной сказке «Теремок»(стр. 15) и личного опыта детей. Пересказ рассказа «Жила–была Маша» (стр.21)по ролям. Чтение детьми наизусть стихотворения «Я люблю, когда при встрече…» (стр.21). 2. Сюжетно–дидактическая игра «У нас в гостях кукла Катя» на основе задания (стр.22). 3. Ресурсный круг «Доброе Слово». 4. Оформление страницы Альбома «Доброе Слово» (стр. 23) Задачи: 1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Слово». 2. Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям.    
Ноябрь   Слово   Ласковая песня. Занятие проводится совместно с родителями на основе книги 1 для развития детей 3-4 лет «Доброе слово» (часть третья). Примерный план: 1. Разговор с детьми о колыбельных песнях в ходе сюжетно-дидактической игры «Уложи свою любимую куклу спать». 2. Пение воспитателем ласковой песни Г.. Ладонщикова «Кукольная колыбельная» (стр.25). 3. Ресурсный круг «Колыбельная песня» с использованием колыбельных песен (стр.24). 4. Оформление страницы Альбома «Ласковая песня» (стр.27).   Задачи: 1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Песня». 2. Развитие умения слушать друг друга.    
Декабрь   Слово Праздничная песня Занятие проводится совместно с родителями на основе книги 1 для развития детей 3-4 лет «Доброе слово» (часть четвёртая). Примерный план: 1. Работа в круге. Беседа с детьми о празднике на основе стихотворения «Рождество» (стр.28), рассказа К. Лукашевич «Елка», выполнения задания (стр.29) и личного опыта детей. 2. Новогодний хоровод «Елочка» или «Нарядили елочку» с участием родителей (стр. 28, 30). 3. Ресурсный круг «Рождественская елочка». 4. Оформление страницы Альбома «Праздничная песня» (стр. 31). Задачи: 1. Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Песня». 2. Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых. 3. Приобщение к традиции празднования Рождества.    
Январь   ОБРАЗ Любимый образ Занятие проводится совместно с родителями на основе книги 2 для развития детей 3-4 лет «Добрый мир» (часть первая). Примерный план: 1. Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Моя мама» на основе стихотворений (стр.12), пословицы (стр.14) и личного опыта детей. 2. Игра «Помощники» (стр.13). 3. Ресурсный круг «Мамочка моя». 4. Оформление страницы Альбома «Солнышко для мамы» (стр.15). Задачи: 1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Образ». 2. Формирование способности понимать чувства других людей. 3. Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям.    
Февраль   ОБРАЗ Образ света Занятие проводится совместно с родителями на основе книги 2 для развития детей3-4 лет «Добрый мир» (часть вторая). Примерный план: 1. Работа в круге. Беседа с детьми о солнышке на основе потешек (стр.16,18), русской народной песни «Солнышко» (стр.18) и личного опыта детей. 2. Игры «Солнышко и дождик» и «Есть у солнышка дружок» (стр.17). 3. Ресурсный круг «Позови солнышко» с использованием потешек о солнышке» (стр.16,18). 4. Оформление страницы Альбома «Образ света» (стр.19). Задачи: 1. Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ». 2. Развитие умения выражать свои добрые чувства. 3. Развитие эмоциональной сферы ребенка.    
Март   ОБРАЗ Добрый мир Занятие проводится на основе книги 2 для развития детей 3-4 лет «Добрый мир» (часть третья). Примерный план: 1. Работа в круге. Разговор с детьми о добром мире на основе задания к русской народной сказке «Золотое яичко» (стр. 10), стихотворения Е. Королевой «Наш дом» (стр.20) и рассказа Э. Михайленко «Самый лучший в мире дом» (стр.22). 2. Игра «Вышла курочка гулять» (стр.11). 3. Ресурсный круг «Добрый мир». 4. Оформление страницы Альбома «Добрый мир» (стр.23) предлагается выполнить дома вместе с родителями.   Задачи: 1. Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ». 2. Развитие мотивации на общение со взрослым. 3. Развитие положительного восприятия мира.    
Апрель   КНИГА Добрая книга Занятие проводится на основе книги 3 для развития детей 3-4 лет «Добрая книга» (часть первая). 1.. Примерный план: 1. Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Чему учит добрая книга» на основе русской народной сказки «Репка» (стр.5-10), потешек (стр.12), рассказа Л.Нечаева «Самый вкусный пирожок» (стр. 13), стихотворений А.Плещеева и Я.Егорова (стр.14) и личного опыта детей. 2. Хороводная игра «Репка» (стр.11). 3. Ресурсный круг «Добрая книга». 4. Оформление страницы Альбома «Добрая книга » (стр.15).   Задачи: 2. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Книга». 3. Воспитание интереса, любви, бережного отношения к книге. Развитие умения слышать друг друга  
Май   КНИГА Любимая книга Занятие проводится совместно с родителями на основе книг для развития детей 3-4 лет «Доброе слово», «Добрый мир», «Добрая книга» (часть вторая). Примерный план: 1. Совместное чтение книг: родители читают книги детям. 2. Выполнение задания «Загадайте детям загадки по сказкам (стр.22). 3. Работа в круге. Беседа с детьми и родителями «О любимых книгах». 4. Игра из любимой книги. Варианты: хороводная игра «На лугу» (стр.4), игры–драматизации по русским народным сказкам «Репка», «Теремок», «Маша и медведь» и сказке К.Д.Ушинского «Золотое яичко». 5. Ресурсный круг «Моя любимая книга». 6. Оформление страницы Альбома «Любимая книга моего ребенка» (стр.23) предлагается выполнить дома вместе с родителями.   Задачи: 1. Дальнейшее наполнение содержанием социокультурной категории «Книга». 2. Развитие взаимодействия детей и взрослых. 3. Создание позитивного настроя на общение в группе.    

 

 

 

Средняя группа (4–5 лет)

Месяц № занятия Название раздела Тема занятия и форма его проведения Обязательная часть содержания образования Содержание образования, формируемое участниками образовательного процесса
Сентябрь       Дружная семья Занятие проводится совместно с родителями на основе книги 1 для развития детей 4-5 лет «Дружная семья» (часть первая). Примерный план: 1. Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Дружная семья» на основе русской народной сказки «Братец Иванушка и сестрица Аленушка» (стр.5 – 9), рассказов: Л. Корсунской «Семья» (стр.11), Э. Шима «Брат и младшая сестра (стр.18), Е.Пермяка «Первая рыбка» (стр.16), стихотворений (стр.12-13), потешек (стр.14), пословиц (стр. 3) и личного опыта детей. 2. Русская народная игра «У дедушки Трифона» (стр.15). 3. Работа в паре «Дружная семья » (стр.19-20). 4. Оформление страницы Альбома «Дружная семья» (стр.21) предлагается выполнить дома вместе с родителями.     Задачи: 1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Семья». 2. Формирование у детей и родителей отношения к семье, как одной из главных социокультурных ценностей. 3. Формирование у детей способности договариваться, приходить к единому мнению. 4. Мотивация родителей на совместную деятельность с ребенком.  
Октябрь       Домашнее тепло Занятие проводится на основе книги 1 для развития детей 4-5 лет «Дружная семья» (часть вторая). Примерный план: 1. Пальчиковая игра «Семья» (стр.14). 2. Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Как в вашей семье родные и близкие заботятся друг о друге» с использованием поэтических текстов (стр.24 – 25), пословиц (стр.3) и личного опыта детей. 3. Русская народная игра «Как у бабушки Ларисы» (стр.25). 4. Ресурсный круг «Домашнее тепло». Оформление страницы Альбома «Домашнее тепло» (стр. Задачи: 1. Дальнейшее освоение социокультурной категории «Семья». 2. Формирование у детей мотивации на доброе отношение к близким. 3. Развитие умения слушать друг друга.  
Ноябрь     Дороги добра Занятие проводится на основе книги 2 для развития детей 4-5 лет «В добрый путь» (часть первая). Примерный план: 1. Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Какую дорогу можно назвать доброй»? на основе русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» (стр.5-7), потешек (стр.8), рассказа К. Лукашевич «Добрая девочка» (стр.10), пословиц (стр.4) и личного опыта детей. 2. Игра «Огород» (стр.9), хороводная игра «Ой, вставала я ранешенько» (стр.12). 3. Работа в паре «Дороги добра» (стр.13-14). 4. Оформление страницы Альбома «Дороги добра» (стр.11) предлагается выполнить дома вместе с родителями. Задачи: 1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Родные просторы». 2. Развитие умения договариваться, приходить к единому мнению. 3. Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.  
Декабрь     Сказочный лес Занятие проводится совместно с родителями на основе книги 2 для развития 4-5 лет «В добрый путь» (часть вторая). 1.. Примерный план: 1. Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Сказочный лес» на основе русских народных сказок «Петушок–золотой гребешок» (стр.18-21),»Снегурушка и лиса» (стр.23-25), стихотворения И.Томаковой «Ели», пословиц (стр.16). 2. Хороводная игра «Хоровод в лесу» (стр.17). 3. Работа в паре «Сказочный лес» (стр.26-27). 4. Оформление страницы Альбома «Сказочный лес» (стр.22). Задачи: 2. Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Родные просторы». 3. Формирование у детей доброго, заботливого отношения к природе. 4. Развитие способности договариваться, приходить к единому мнению. Развитие эмоциональной сферы ребенка  
Январь     Добрая забота Занятие проводится на основе книги 3 для развития детей 4-5 лет «Добрая забота» (часть первая). Примерный план: 1. Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Как мы заботимся о животных»? на основе рассказа Л. Нечаева «Как покататься на лошадке» (стр.5-8), пословиц (стр.4), русской народной песни «Буренушка» (стр.12) и личного опыта детей. 2. Хороводная игра «Кто пасется на лугу?» (стр.9). 3. Работа в паре «Добрая забота» (стр.13-14). 4. Оформление страницы Альбома «Добрая забота» (стр.11). Задачи: 1. Первоначальное освоение социокультурной категории «Труд земной». 2. Воспитание у детей доброго отношения к животным. 3. Развитие способности договариваться, приходить к единому мнению.  
Февраль     Праведный труд Занятие проводится совместно с родителями на основе книги 3 для развития детей 4-5 лет «Добрая забота» (часть вторая). Примерный план: 1. Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Труд человека кормит» на основе рассказов О. Абрамовой «Семейный праздник» (стр.17-20), П. Засодимского «Откуда взялся хлеб» (стр.24-25), Т. Шорыгиной «Жатва» (стр.25) и стихотворения В. Глущенко «Грядка» (стр.21). 2. Русская народная игра «Кто с нами»? (стр.22-23). 3. Ресурсный круг «Чему доброму научили вас взрослые?». 4. Оформление страницы Альбома «Праведный труд» (стр.27).   Задачи: 1. Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Труд земной». 2. Воспитание у детей уважения к труду. 3. Развитие мотивации родителей на совместную деятельность с детьми.  
Март       Любимая сказка Занятие проводится на основе книги 4 для развития детей 4-5 лет «Благодарное слово» (часть первая). Примерный план: 1. Викторина «Узнайте сказку» (стр.10) и «Отгадайте сказочного героя» (стр.12). 2. Дидактическая игра с кубиками «Собери картинку из любимой сказки». 3. Работа в круге: выполнение задания к русской народной сказке «Крошечка-Хаврошечка» (стр.9). 4. Ресурсный круг «Моя любимая сказка». 5. Оформление страницы Альбома «Любимая сказка» (стр.11) предлагается выполнить дома вместе с родителями.   Задачи: 1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Труд души». 2. Воспитание у детей интереса и любви к сказке 3. Развитие умения работать в паре.  
Апрель     Благодарное слово Занятие проводится совместно с родителями на основе книги 4 для развития детей 4-5 лет «Благодарное слово» (часть вторая). Примерный план: 1. Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Благодарное слово» на основе текстов произведений Н. К. Абрамцевой «Правдивая история о садовнике» (стр.15-19), Е. Фроловой «Кто вырастил яблочко?» (стр.20), пословиц (стр.14) и личного опыта детей. 2. Выполнение творческого задания на странице 22. 3. Инсценирование рассказа Е. Фроловой «Кто вырастил яблочко?» (стр.20). 4. Ресурсный круг «Благодарное слово». 5. Оформление страницы Альбома «Благодарное слово» (стр.21).   Задачи: 1. Дальнейшее освоение социокультурной категории «Труд души». 2. Развитие взаимодействия детей и взрослых. 3. Развитие у детей способности проявлять добрые чувства к близким.  
Май     ЗАНЯТИЕ 9 Светлый праздник Занятие проводится совместно с родителями на основе книги 4 для развития детей 4-5 лет «Благодарное слово» (часть третья). Примерный план: 1. Чтение детям фрагмента произведения Н.С.Шмелева «Троица». 2. Работа в круге. Беседа с детьми о русской березе на основе рассказов К. Д. Ушинского «Березка» (стр.27), «Сказки про березоньку» (стр.30), стихотворения «Я березка кудрявая» (стр.28) и личных впечатлений детей. 3. Художественно-игровая деятельность детей. Русский народный хоровод «Во поле береза стояла» (стр.29). 4. Присоединение к празднику Светлой Троицы. Чтение воспитателем отрывка из Слова к родителям (стр.24), со слов «В Троицын день»… до слов «В дни праздника мы миримся и благодарим»). 5. Ресурсный круг «Доброе слово березке». 6. Оформление страницы Альбома «Светлый праздник» (стр.31). Задачи: 1. Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Труд души». 2. Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых. 3. Формирование у детей представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.  

 

Старшая группа (5-6 лет)

 

ЗАНЯТИЕ 1

Месяц № занятия Название раздела Тема занятия и форма его проведения Обязательная часть содержания образования Содержание образования, формируемое участниками образовательного процесса
Сентябрь       Верность родной земле (часть I) Занятие проводится совместно с родителями на основе книги 1 для развития детей 5-6 лет «Верность родной земле» (часть первая). Примерный план: 1. Работа в круге. Беседа с детьми по основе прочитанных былин: «Илья Муромец» (стр.4-7); «Добрыня Никитич и Змей» (стр.8-11); «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» (стр. 12-13) и пословиц (стр.3). 2. Выполнение задания «Что может пригодиться в бою богатырю?» (стр. 21). 3. Ресурсный круг (с делегированием) «За что люди благодарны защитникам Земли Русской?». 4. Оформление страницы Альбома «Славный могучий богатырь» (стр.19). Задачи: 1. Первоначальное освоение духовно-нравственной категории «Вера». 2. Развитие у детей умения слушать друг друга, приходить к согласию. 3. Развитие мотивации на общение в группе. 4. Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.  
Октябрь       Верность родной земле (часть II) Занятие проводится на основе книги 1 для развития детей 5-6 лет «Верность родной земле» (часть вторая).   Примерный план: 1. Рассматривание картины В.М.Васнецова «Три богатыря. 2. Речевая игра «О каком богатыре говорится в былинах?» (стр.20). 3. Работа в круге. Беседа с детьми о подвигах богатырей на основе былин «Бой с несметной ратью под Киевом» (стр.14-15); «Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович» (стр.16-18) и пословиц (стр. 3). 4. Работа в паре «Защитник Отечества» (стр.23).   Задачи: 1. Дальнейшее освоение духовно-нравственной категории «Вера». 2. Развитие умения слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению. 3. Развитие представления о верности родной земле.  
Ноябрь     Радость послушания Занятие проводится совместно с родителями на основе книги 2 для развития детей 5-6 лет «Радость послушания. Примерный план: 1. Работа в круге. Беседа с детьми о послушании на основе сказок: «Гуси -лебеди» (стр.4 -6), «Аленький цветочек» (стр.7-22), «Царевна - лягушка» (стр.24-25), пословиц (стр.3) и личного опыта детей. 2. Работа в микрогруппах с родителями «Радость послушания» (стр.26). 3. Оформление страницы Альбома «Радость послушания» (стр.27).   Задачи: 1. Дальнейшее освоение духовно-нравственной категории «Вера». 2. Развитие у детей мотивации к послушанию взрослым. 3. Развитие адекватной самооценки.  
Декабрь     Светлая Надежда Занятие проводится на основе книги 3 для развития детей 5-6 лет «Светлая Надежда» (часть первая). Примерный план: 1. Работа в круге. Беседа с детьми о празднике Рождества на основе произведений И.С.Шмелева «Лето Господне» («Рождество» стр.5-8), Е. Ивановской «Предание о первой Рождественской елке» (стр.9-10), Ф.М.Достоевского «Божий дар» (стр.12-14), пословиц (стр.4) и личного опыта детей. 2. Хоровод «Рождество» (стр.28, книга «Доброе слово»). 3. Ресурсный круг «Рождественское чудо». 4. Оформление страницы Альбома «Рождественское чудо» (стр.11).     Задачи: 1. Освоение духовно-нравственной категории «Надежда». 2. Развитие умения слушать друг друга. 3. Развитие целостного восприятия.  
Январь     Доброе согласие Занятие проводится на основе книги 3 для развития детей 5-6 лет «Светлая Надежда» (часть вторая). Примерный план: 1. Работа в круге. Беседа с детьми о согласии на основе произведений И.С.Шмелева «Лето Господне» (Счастье мое миндальное» стр.17-18); А.Нечаева «Саночки» (стр.20-21); пословиц (стр.16) и личного опыта детей. 2. Игра по выбору «У дедушки Трифона» или «У бабушки Ларисы» (стр.15 и стр. 25 книги «Дружная семья»). 3. Работа в паре «Построим дом» (стр.26-27). 4. Оформление страницы Альбома «Доброе согласие» (стр.25).   Задачи: 1. Дальнейшее освоение духовно-нравственной категории «Надежда». 2. Развитие у детей умения приходить к согласию, договариваться. 3. Развитие мотивации к сотрудничеству и взаимодействию.  
Февраль     Добрые друзья   Занятие проводится совместно с родителями на основе книги 4 для развития детей 5-6 лет «Добрые друзья» (часть первая). Примерный план: 1. Работа в круге. Беседа с детьми о дружбе и друзьях на основе русских народных сказок «Сивка-Бурка» (стр.5-10), «Зимовье зверей» (стр.12-14), пословиц (стр. 4) и личного опыта детей. 2. Игра «Дом дружбы». Ведущий задает детям вопрос: «Что необходимо добрым друзьям?» (стр.10). 3. Ресурсный круг «Кого можно назвать настоящим другом?». 4. Выполнение творческого задания (стр.11).   Задачи: 1. Первоначальное знакомство с духовно-нравственной категорией «Любовь». 2. Развитие умения проявлять доброе отношение друг к другу. 3. Развитие у детей умения договариваться, приходить к единому мнению.  
Март     Добрые дела Занятие проводится на основе книги 4 для развития детей 5-6 лет «Добрые друзья» (часть вторая). Примерный план: 1. Работа в круге. Беседа с детьми о том, почему важно совершать добрые дела на основе сказки П.Ершова «Конек-горбунок» (стр.17-32), пословиц (стр.16 и 32) и личного опыта детей. 2. Русская народная игра «Кто с нами?» (стр.22 Книги «Добрая забота»). 3. Работа в паре «Добрые дела» (стр.34-35). 4. Оформление страницы Альбома «Добрые дела» (стр.33).   Задачи: 1. Дальнейшее наполнение духовно-нравственной категории «Любовь». 2. Формирование потребности в социальном соответствии. 3. Дальнейшее развитие коммуникативных навыков. 4. Формирование мотивации на совершение добрых поступков.  
Апрель     Мудрое слово Занятие проводится на основе книги 5 для развития детей 5-6 лет «Мудрое слово» (часть первая). Примерный план: 1. Работа в круге. Беседа с детьми о мудрости и мудрых людях на основе русских народных сказок «Никита Кожемяка» (стр.5-7), «Белая уточка» (стр.10-14), пословиц (стр.4 и 7) и личного опыта детей. 2. Речевая игра «Мудрые слова» (стр.8). 3. Ресурсный круг «Кого можно назвать мудрым?». 4. Выполнение творческого задания (стр.9). Задачи: 1. Первоначальное знакомство с духовно-нравственной категорией «Мудрость». 2. Развитие у детей умения слушать и слышать друг друга. 3. Формирование потребности в социальном соответствии. 4. Развитие эмоциональной сферы ребенка.  
Май     Мудрые люди Занятие проводится совместно с родителями, дедушками и бабушками на основе книги 5 для развития детей 5-6 лет «Мудрое слово» (часть вторая). Примерный план: 1. Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Кого в вашей семье можно назвать мудрым?» на основе русских народных сказок «Пастушья дудочка» (стр.17-21), «Названный отец» (стр. 22-26), пословиц (стр.16, 4. 7) и личного опыта детей. 2. Работа в микрогруппах: бабушки и дедушки дают мудрый наказ своим детям и внукам. 3. Любимые игры детства бабушек и дедушек. 4. Ресурсный круг «Мудрость рядом с нами». 5. Выполнение задания «Мудрый наказ» (стр.26). 6. Оформление страницы Альбома «Мудрые люди» (стр.27) предлагается выполнить дома вместе с родителями или на занятии по изобразительной деятельности. Задачи: 1. Дальнейшее освоение духовно-нравственной категории «Мудрость». 2. Воспитание у детей доброго, уважительного отношения к родителям, бабушкам и дедушкам. 3. Формирование потребности в социальном соответствии (на примере жизни близких людей).  

 

 

Подготовительная группа (6-7 лет)

Месяц № занятия Название раздела Тема занятия и форма его проведения Обязательная часть содержания образования Содержание образования, формируемое участниками образовательного процесса
Сентябрь       Сказочное слово Занятие проводится совместно с учителями школы на основе книги 1 для развития детей 6-7 лет «Сказочное слово». Примерный план: 1. Работа в круге. Беседа с детьми о том, чему учит сказка на основе русской народной сказки «Царевна – лягушка» (стр.4-10), сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» ( стр.11-26), личного опыта детей. 2. Выполнение задания (стр.27). 3. Игра-драматизация «Путешествие по сказкам». 4. Работа в паре «Сказка правда, в ней намек, добрым молодцам урок» (стр.30-31). 5. Оформление страницы Альбома «Моя любимая сказка» (стр.29).   Задачи: 1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Традиции Слова». 2. Развитие общения в паре. 3. Развитие эмоциональной сферы и образного мышления ребенка.  
Октябрь       Напутственное слово Занятие проводится на основе книги 2 для развития детей 6-7 лет «Напутственное слово» (часть первая).   Примерный план: 1. Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Напутственное слово в жизни человека» на основе сказки К. Д. Ушинского «Ветер и солнце» (стр.5), русской народной сказки «Василиса Прекрасная» (стр.6-14), пословиц (стр.4) и личного опыта детей. 2. Выполнение задания на страницах 16-17. 3. Игра «Доброе слово сказать, посошок в руку дать». 4. Работа в паре «Напутственное слово» (стр.18). 5..Рисунок к сказке «Василиса Прекрасная» (стр.15) предлагается выполнить детям дома вместе с родителями или на занятии по изобразительной деятельности. Задачи: 1. Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Традиции Слова». 2. Развитие умения общаться в паре. 3. Приобщение к традиции напутственного слова.  
Ноябрь     Жизненный путь Занятие проводится на основе книги 2 для развития детей 6-7 лет «Напутственное слово» совместно с родителями и учителями школы <


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: