И ВНОВЬ НАД СТАНИЦЕЙ МАЛИНОВЫЙ ЗВОН




В год 90-летия образования Киквидзенского района вышла в свет новая книга краеведа и любителя старины Георгия Ивановича МАНОЦКОВА под названием «Летопись станицы Преображенской и её поселений». В ней есть глава, которая посвящена церквам и храму Преображения Господня.

И ВНОВЬ НАД СТАНИЦЕЙ МАЛИНОВЫЙ ЗВОН

 

Строительство церквей на Дону началось с 18 века, а уже в начале 19-го храм был в каждой станице, крупном хуторе и слободе. Первые церкви строили из дерева, а затем из кирпича.

Открытке около 120 лет

 

Еще в начале 18 века территория Дона входила в состав Воронежской епархии, но в связи с увеличением приходов на Дону в 1825 году образовали Донскую. Епархия была разделена на благочиния, в их состав входило 14 - 17 церковных приходов. Благочинием управлял избираемый из священников - благочинный.

На территории района в начале 20 века имелось 11 приходов: Александровский, Дубровский, Завязинский, Зубриловский, Калачевский, два в Мачехе, Преображенский, Петровский, Семеновский. Все приходы входили в состав Семеновского благочиния. В 1885 году было переведено в Преображенскую и стало называться Преображенское благочиние.

История церкви неразрывно связана с историей страны. В наших местах (ст. Островская) после церковного раскола от преследования властей скрывались сторонники старой веры. В годы Советской власти гонения на церковь начались вновь - закрытие церквей, преследование священнослужителей.

А как же у нас в районе это происходило?

- с. Александровка (сл. Селивановка): первоначально на средства штаб-ротмистра Александра Ивановича Селиванова построен молитвенный дом во имя князя Александра Невского. В 1872 году молитвенный дом перестроили, устроили престол с положением святого антиминса и таким образом образовалась церковь. Через 7 лет после этого в Александровке открылось приходское училище.

- х. Зубриловский: на средства прихожан построена деревянная Архангельская церковь. В 1887 году отдельно от старой началось строительство новой, после ее освящения старую продали в ст. Урюпинскую.

- х. Завязинский: на средства помещиков Мелентьева и Селиванова в 1803 году построили деревянную Вознесенскую церковь. Спустя 70 лет строение пришло в негодность, и в 1873 году перестроено. По неизвестным причинам в ночь с 5 на 6 сентября 1887 года церковь сгорела. После пожара храм перестроен вновь на средства жителей, в 30-х годах 20 столетия церковь закрыли, открыли клуб и библиотеку. После открытия нового клуба здание старого было разобрано.

- х. Дубровский, бывшая слобода помещика Курнакова: в 1821 году устроен молитвенный дом в честь святителя и чудотворца Николая. По переселении крестьян этот дом остался в пользовании казаков. В 1856 году был устроен престол с положением святого антиминса и молитвенный дом стал церковью. В 1879 году церковь стала ветхой и была перестроена. Жители станицы Преображенской в пользу жителей хутора передали старую кладбищенскую церковь. Таким образом, из двух церквей построена новая с колокольней. После ее закрытия в 30-х годах 20 столетия в здании бывшей церкви находился зерносклад, затем клуб. В 1954 году старое здание клуба разобрали, добавили нового леса, и на этом месте построено здание клуба, которое стоит и в настоящее время.

- х. Калачев Филоновской станицы Хоперского округа (с образованием Преображенского района хутор вошел в его состав). Поселение хутора основано в восточной части Филоновского юрта, на границе с Преображенской станицей. Ближайшие церковные приходы находились - Дубровский в 15 км., Преображенский в 18 км. и в 30 км. ст. Филоновской. Из-за дальности расстояния у прихожан возникало много проблем, особенно в период весеннего разлива рек, зимой из-за сильных холодов и метелей, осенью в период дождей непролазная грязь. А население хутора росло из года в год. Все это заставило жителей решить вопрос о строительстве церкви. Собрав необходимые средства, приступили к строительству.

Церковь была деревянной с такой же колокольней, крыта железом, с одним престолом во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Об открытии нового прихода в х. Калачеве писали "Донские епархиальные ведомости" № 16 от 15.08.1984 года: "Указом Святейшего Синода, по представлению Преосвященного архиепископа, открыты приходы:...

б) от 31 мая сего года за № 1848 образован новый приход при Иоанна-Богословской церкви хутора Калачева Филоновской станицы с притчею из настоятеля и одного псаломщика".

В состав прихода вошли хутора Филоновской станицы: Кузькин, Калачев, Лестюхин, Страхов, Фирсиков и поселения 34 отдела запасных земель, заселенных в начале 20 века выходцами с Украины.

Первым священником стал Харлампий Соколов, переведенный из х. Шумилина Донецкого округа, верой правдой служившего тридцать лет, до самой своей кончины.

Умер отец Харлампий в возрасте 58 лет, похоронен в церковной ограде, на могиле прихожане установили мраморную плиту с надписью: «Здесь покоится тело иерея Харлампия Соколова, умершего 21 марта 1914 года, жития его было 58 лет».

В 1932 году церковь закрыли, в разное время там находился склад, клуб

-х. Петровка: по рассказам старожилов, в хуторе строительство церкви началось в начале 20-го века на средства жителей. В 30-е годы была закрыта. К сожалению, архивных документов по строительству церкви не обнаружено.

- сл. Мачеха. Первая церковь на территории района была открыта в далеком 1797 году. Это произошло после того, как в ст. Филоновской открылась новая каменная церковь. После чего старую деревянную, построенную в 1728 году, разобрали и передали в сл. Мачеха и назвали ее во имя Рождества Богородицы. В первый год с начала проведения служб было крещено 193 новорожденных. В 1870 году в слободе построили новую деревянную церковь с двумя пределами:

- во имя чудотворца Митрофана Воронежского;

- во имя апостола Архипа.

Камень для фундамента взят из раскопанного кургана на горе Калачи. Старое здание церкви передали в х. Галушкин Филоновской станицы.

26 февраля 1892 года церковь сгорела. "19 февраля в сл. Мачеха поднялась сильная вьюга, продолжавшаяся до 1 марта включительно. Таких вьюг и ветров здесь не было в продолжение зимы и нынешнего (1892 г.) и, по отзывам старожилов, в предыдущие годы. В период этих вьюг и ветров, 26 февраля в 2 час. дня в слободе загорелась церковь, от которой к 5 часам вечера остались груды пепла и обломков. Народу сбежалось очень много, но предпринимать меры к прекращению огня было невозможно, потому что вследствие сильного ветра пламя распространилось по зданию очень быстро. Пожарный насос хотя и имеется в слободе, но вследствие замерзания в клапанах воды, действовать совершенно не мог, при том, что воды поблизости нет.

Благодаря местному священнику о. Василию Эксталеву, спасена почти вся церковная утварь: три антиминса, три престола, сосуды, кресты, евангелия и другие вещи; много вынесено ставников для свечей, икон в дорогих серебряных ризах. С самоотвержением действовал о. Василий, едва успев выскочить из церкви. Богатая ризница и церковный архив погибли. Да и невозможно было много спасти, при сильном пламени и при такой суматохе, когда не знаешь за что взяться, так как в церкви все дорого и необходимо. Убыток от пожара по приблизительному вычислению насчитывается 40000 руб.

Нельзя было без содрогания смотреть на картину пожара и на стонущий и плачущий народ, остающийся на неопределенное время без храма. Вот провалился купол; наконец пламя добралось и до колокольни, и она уже в огне. Вдруг послышался гул, - это стали падать колокола, в течение нескольких лет созывавшие прихожан в храм. Народ сотворил крестное знамение и многие зарыдали.

Епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей и настоятель храма Преображения Господня иерей Константин Кутепов с казаками ст-цы Преображенской

 

Неурожайный год, заставивший жителей взять заимообразную ссуду почти 2000 пудов хлеба для прокормления до нового урожая. Все это может отразиться неблагоприятно на построении нового храма. Нужна помощь и самая неотложная, а откуда ожидать? Несмотря на все трудности, церковь в том же году была построена.

В 1877 году в слободе построили вторую церковь и назвали в честь успения Божьей Матери.

- ст. Преображенская. С момента образования станицы казаки в первую очередь на свои средства построили Михайловский молитвенный дом. Спустя четыре года станичники на кладбище построили деревянную церковь во имя чудотворца Митрофана Воронежского. Спустя 14 лет она уже не могла удовлетворить духовных потребностей населения, стала тесной. И это несмотря на то, что в течение двух лет, 1885-1886 годы, в станице свирепствовала холера, население выросло с 1112 человек в 1860 году до 1524 в 1873 году. В связи с этим станичное общество было вынуждено обратиться в Донскую духовную консисторию с просьбой разрешить начать строительство новой церкви. Проект церкви разработал архитектор Родионов. Ходатайство за подписью станичного атамана есаула Протопопова было принято 3 мая 1884 года на станичном сходе с просьбой начать строительство каменной церкви на 800 человек. На церковной колокольне было 8 колоколов. Самый большой весил 108 пудов 33 фунта (1742 кг.200 гр.), самый маленький весил 30 фунтов (12кг.). Общий вес всех колоколов составлял 260 пудов (4160 кг.), на больших колоколах с четырех сторон изображены иконы.

Около церкви построили каменную караулку, ограда железная на каменном фундаменте. Стоимость строительства храма обществу станицы обошлась 125 тыс. руб. серебром.

Церковь была закрыта в июне 1932 года. Открыта вновь после войны в октябре 1946 года, освятил архиепископ Филипп (Ставицкий).

- сл. Семеновака: по одним документам в слободе в 1807 году построена церковь, по другим в 1810 году молитвенный дом, здание было деревянное с такой же колокольней, крытое тесом. Согласно формулярной ведомости за 1824 год наследники Семена Ивановича Курнакова в 1803 году должны построить каменную церковь, но по неизвестным причинам они не построили.

Согласно штатному расписанию 1818 года церковный притч состоял из священника, дьякона, дьячка и пономаря.

Более 30 лет (с 1817 г.) священником был Карп Иудович Козловский, до этого он служил в Архангельской церкви сл. Купава. Дьячок Гаврил Карпович Козловский, Пономарь Иван Степанович Покровский, просвирня - девица Ефимия Тихоновна Рыбникова. После строительства церкви в ст. Преображенской было образовано Семеновское благочиние. В конце 19 века благочиние перевели в ст. Преображенскую.

Простояв 50 лет, церковь стала тесной и ветхой, и в 1860 году жители на свои средства построили новую церковь.

Каждая прожитая минута и прошедшие события это уже становится достоянием истории. Плохая, хорошая, но она наша и мы ее должны помнить и передавать потомкам, чтобы не повторить ошибок прошлого, помнить имена своих предков внесших свой скромный вклад в историю своей малой родины, как это сделал больше века назад наш земляк Галушкин Степан Филиппович и таких людей очень много.

В 1908 году журнал «Донские Епархиальные ведомости» писал, что "крестьянин сл. Семеновки Степан Филиппович Галушкин пожертвовал дом для церковно-приходской школы стоимостью 1000 руб. и 33000руб. на расширение церкви в слободе. За этот благородный поступок награжден медалью".

Но наступили другие времена, когда за веру в Бога начались гонения. В конце 20-х годов надолго умолк малиновый звон колоколов, веками созывавший православных на церковную службу и на защиту Родины. Стали рушить храмы, колокола сбрасывать с колоколен, создавать комитеты безбожников, преследовали церковнослужителей, многим предъявили обвинение в контрреволюционной деятельности.

Чтобы придать законность закрытия храма в приходах проводились собрания, где принималось решение о его закрытии. Так, на собрании жителей х. Кадушки приняли закрыть церковь в х. Н.-Никольском, где записали: "Большинством голосов церковь при х. Н.-Никольском закрыть и здание передать в распоряжение сельского совета». Быстро выполнялись такие решения, уже к началу мая 1930 года все церкви в районе были закрыты. Вместе с тем многие жители были против этого. В тот период шла подготовка к выборам, районные представители выезжали в хутора, где проводили собрания.

На собрании в х. Дубровском в ответ на закрытие церкви жители заявили, что, если вновь не будет открыта церковь, хуторяне не пойдут на выборы. Вероятно, данная угроза подействовала. Уже 8 июня 1930 года на заседании исполкома райсовета принимается решение открыть вновь все церкви за исключением х. Н.-Никольский, так как она ветхая и проводить службы опасно. Это решение было выполнено, но не надолго, уже через полтора года стали закрываться вновь.

В 1936 году Киквидзенский исполком обращается в Сталинградский край с ходатайством о закрытии церкви в с. Семеновка Преображенского района. Ссылаясь на то, что церковь закрывается по инициативе местных жителей. За закрытие храма проголосовало 966 человек из 1093 жителей. Здание решили использовать под культурно-просветительское учреждение села. После этого в Москву были отправлены две жалобы - одна в адрес ВЦИК от имени общества верующих с. Семеновка за подписью их уполномоченного Логвинова Ивана Яковлевича и второе в адрес Сталина за подписью их уполномоченного Александрова И. Павловича. (К сожалению, текста жалобы нет, но имеется конверт с обратным адресом).

В ответ на письмо Логвинова ВЦИК направляет запрос в Сталинградский крайисполком с вопросами:

- На каком расстоянии от закрытой церкви находится церковь того же культа, какова ее вместимость и состояние?

- Имеются ли средства на переустройство под клуб и в какой сумме?

На поставленные вопросы был дан ответ следующего содержания:

"Ближайшая церковь от с. Семеновка того же культа в с. Завязка в 7 км. Церковь действует, находится в исправном состоянии, вмещает 600 - 650 человек. Здание Семеновской церкви предназначается под устройство клуба».

Председателю райисполкома было предложено «не чинить общение верующим препятствий и подыскать к снятию в аренду здание. Обсудить вопрос о возможности в представление в бесплатное пользование.

Несмотря на рекомендации вышестоящих органов, Семеновская церковь была закрыта, приходской священник Георгий Андрианович в ноябре 1937 года повторно был арестован и обвинен в контрреволюционной пропаганде, аналогичное обвинение было предъявлено Александрову и Логвинову. Все трое были реабилитированы в 1982 году.

По документам 1930 года установлено, что в районе подверглись наказанию три священнослужителя - настоятель Николаевской церкви (х Дубровский) Шурбин Петр Васильевич, священник церкви Семиона Богоприимца и Анны Пророчицы (сл. Семеновка) Ткачев Георгий Андриянович и дьяк той же церкви Хлынов Петр Иванович.

Семеновский сельский совет Хлынову определил сдать 200 пудов хлеба, а затем увеличил в пять раз, мотивируя это тем, что он, «служа при Семеновской церкви дьяком, собирал хлеб с Ткачевым Егором Ивановичем, а он его тесть и находится в сродствии с кулаком»

Священнику Ткачеву было определено сдать 400 пудов хлеба, данную цифру увеличили в пятикратном размере, заранее знали, что это невыполнимо, так как он не занимался земледелием. Мотивировка такого решения: «во время обхода прихожан набрал хлеба и отправил его в Пески и запродал частнику. Служил в белых, ведет агитацию против мероприятий Советской власти, в данное время ведет агитацию против коллективизации».

Служители церкви не выполнили доведенного задания, тогда сельский совет принимает решение: "За неуплату кратного самообложения отчудить и продать следующее имущество:

1. Сундук старый – 1

2. Пшеницы – 7 пудов

3. Рожь – 2 пуда.

4. Машинка ножная – 1 – 30 руб.

5. Кровать железная – 1 – 12 руб.

6. Полушубок старый – 1 – 10 руб.

7. Кожух – 1 – 6 руб.

8. Самовар – 1 – 8 руб.

9. Зеркало – 1 – 3 руб.

10. Табуретка – 3 – 2 руб.

11. Часы будильник – 1 – 8 руб.

После статьи Сталина "Головокружение от успехов" Шурбин и Ткачев были оправданы (дальнейшая судьба Хлынова не установлена). Шурбин не стал испытывать дальше свою судьбу, покинул территорию области, а Ткачев по-прежнему служил в своем приходе до его закрытия.

Постепенно из года в год все меньше людей стали посещать церковь. Многие никогда не слышали колокольного звона. Оставшиеся храмы не ремонтировались с начала 20 века, стали приходить в ветхость. Старожилы помнят нашу Преображенскую церковь. Красный кирпич, из которого она была сложена, от времени выветрился. Колокольню облюбовали голуби.

Гости и прихожане молитвенного дома с. Завязка

Большие перемены произошли после празднования 1000- летия крещения Руси. На экранах телевизоров часто стали показывать священнослужителей, Стали восстанавливать порушенные храмы, строить новые. В 1994 году вместо порушенной церкви. в с. Мачеха в бывшем здании правления колхоза "Урожай" открылся молитвенный дом. В его реконструкции активно принимали участие супруги Бондаревы Василий Николаевич и Римма Александровна, Суховей Николай Емельянович и Мария Александровна, Галкина Евгения Федоровна, Дегтярев Павел Михайлович, Семикина Антонина Михайловна и многие другие жители села. Священником был назначен иерей. Геннадий Бураков.

В мае 2014 года открылся молитвенный дом в Завязке. Инициатором его открытия стала жительница хутора Марина Михайловна Неуструева. В его открытии активное участие принимали Петр Николаевич и Татьяна Ивановна Суховы - передали под молитвенный дом здание бывшего магазина, выделили денежные средства Блошкин Геннадий Иванович, Мамонтов Игорь Владимирович, Данилов Александр Макеевич, Неуструев Михаил Дмитриевич, Грушина Юлия С., Рехнавцова Раиса Ф., Харламов Александр Степанович, Михайлов Александр Васильевич. На освящение молитвенного дома приезжал Епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей.

После длительного 80-летнего перерыва первый престольный праздник в Завязке отмечали в четверг, 21 мая 2015 года. Иерей Константин Кутепов, настоятель храма преображения Господня, отслужил молебен, затем состоялся крестный ход, в котором участвовало около 70 человек.

На все Преображенское благочиние сохранилась в первозданном виде только одна Преображенская церковь, но много лет здание не ремонтировалось, отсутствовали колокола.

В начале 70-х годов было ослаблено давление на Церковь. Началось постепенное ее восстановление. Вот что рассказывает Протоиерей Геннадий Мальцев, начал службу с 1974 года: «Местный художник Ефименко Андрей на входе в церковь написал иконы Иисуса Христа и Матери Божьей, был наведен порядок на колокольне.

Для предотвращения разрушения кладки наружные стены храма были оштукатурены. Колокольный звон начался в 1976 году, звонил один колокол, затем еще 4 малых, но все это проходило внутри здания храма. Колокольный звон был слышан только в теплые дни, когда открывались двери.

Только спустя почти 80 лет колокола вновь стали созывать на службу прихожан. Это событие произошло в пятницу 28 ноября 1997 года. В станицу доставили новый колокол весом 210 кг. При большом стечении народа (базарный день) его внесли в храм. Благочинный Новоаннинского округа протоиерей Анатолий Шаргин совершил освящение колокола. После службы приступили к подъему. Эту ювелирную работу выполнял крановщик Тарасов Иван Григорьевич, а на колокольне его крепили 8 человек. Голос колокола жители станицы и ее гости услышали в 12 час. 25 мин., первыми звонили те, кто крепил колокол. После первого мелодичного звука многие из стоящих внизу, на церковной площади, стали креститься». И теперь каждую службу над станицей несется его призывный звон. Большие изменения произошли после того дня, все больше и больше людей стало возвращаться в лоно Православной Церкви. Чаще стали проходить крестные ходы. Особенно много народа принимает участие на праздники: Пасха, Крещение, Троица, Преображение Господне.

Много раз привозили в район Чудотворную икону Урюпинской Божьей Матери и другие святыни.

Крестный ход с Чудотворной иконой Урюпинской Божьей Матери в станице Преображенской

Постепенно стал меняться и облик храма Преображения Господня, благоустраиваться территория вокруг него.

Большая работа по нравственному воспитанию проводится духовнством среди детей. Более десяти лет при храме работает воскресная школа, с большим нетерпением ждут ребята воскресенья, чтобы идти на занятия. На рождественские праздники ребята ставят родителям спектакль, после устраивают чаепитие. На каникулах организуются паломнические поездки.

С созданием Урюпинской епархии заметно активизировалась церковная жизнь. Владыка Елисей стал посещать отдаленные приходы, совершать богослужения.

Кажется, колокольный звон «разбудил спящих», но вместе с тем не все очнулись от глубокого сна, звонить надо еще долго, чтобы его услышали "крепко спящие", как слышали его наши предки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: