Базовые основы теории и методики физической культуры и спорта




Физическая культура – вид деятельности специально организованный обществом, основанный на выполнении физических упражнений и направленный на укрепление здоровья людей, их вс стороннее и гармоническое развитие, подготовку к высокопроизводительному труду и защиту Родины

 

Компоненты:

1. Физическое воспитание – вид деятельности, специфическим содержанием которого является использование физических упражнений для обучения движениям, развития физических качеств и приобретения специальных знаний.

2. Спорт – вид деятельности, специфическим содержанием которого является использование физических упражнений для достижения максимального спортивного результата.

3. Физическая реабилитация – вид деятельности, основанный на выполнении физ упражнений и направленный на восстановление временно утраченных функций.

4. Физическая рекреация – вид деятельности, основанный на выполнении физ упражнений и направленный на осуществление активного отдыха людей и получения удовольствия от этого процесса

5. Физическая стабилизация – вид деятельности, основанный на выполнении физ упражнений и направленный на укрепление здоровье поддержание работоспособности на оптимальном уровне людей пожилого возраста

 

Цель ФК – удовлетворение общественной потребности во всестороннем развитии гармоничных здоровых людях готовых к высокопроизводительному труду и защите Родины.

 

Задачи (что делать?)

1. Общие

· Образовательные – получение новых знаний, умений, навыков

· Воспитательные – формирование моральных и волевых качеств

· Оздоровительные

· Развивающие – развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловксти)

2. Узловые

Задачи, решаемые на цикле занятий (2 – 7) например: обучение технике конкретного физ упражнения

3. Частные

Задачи, которые решаются в небольшой промежуток времени

 

Средства ФК

1. Основные – физ упражнение – многократная двигательная деятельность организованная по закономерностям процесса физического воспитания, спорта

2. Вспомогательные:

· Естественные силы природы

· Санитарно гигиенический фактор (гигиена тела, питания и т д)

 

Техника ФУ – способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большой эффективностью.

Спортивная техника – способ выполнения двигательного действия максимально рационально и экономечно.

Эталонная техника – способ выполнения двигательного действия основанный на биомеханических закономерностях, опыте и временных, динамических параметрах лучших спортсменов.

 

Составляющие ФУ

1. Основное звено – наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи.

2. Основа техники – то, что отличает один способ выполнения ФУ от другого по пространственным, временным, пространственно-временным, динамическим характеристикам.

3. Детали техники – второстепенные особенности движения, не нарушающие его основного механизма, связанные с индивидуальными особенностями человека.

 

Формы организации

Школа:

1. Урок – основная форма (обязателен для всех, ФГОС, под руководством специалиста)

2. Внеклассная работа – после занятий во внеурочное время (секции в школе, участие в соревнованиях)

3. Внеурочная деятельность – факультотивы

4. ФУ в режиме учебной деятельности

· до (гигиеническая утренняя гиманстика),

· во время (фк пауза, фк минутка),

· между – подвижные перемены.

· после – группа продленного дня

5. Внешкольная деятельность

 

Спортивная школа

1. Учебно-треировочное занятие

2. Соревнования

3. Учебно-тренировочные сборы

4. Собрания, встречи, посещение мероприятий, трудовая деятельность, совместные родительские собрания.

Взрослое население

Рекреативные занятия (индивидуальные и командные)

1. Любительский спорт

2. Группа здоровья

3. Самостоятельные занятия

Ветеранский спорт

 

Методы обучения ФУ

1. Неспецифические (общепедагогические)

· Словесные

· Наглядные

2. Специфические

· Строго регламентированные

Разучивание упражнения в целом и по частям

· Частично регламентированные

Игровой и соревновательный

Метод – способ воздействия педагога при помощи которого решаются двигательные задачи (теоретические и практические) в самых различных педагогических ситуациях с различным контингентом учащихся.

Методический прием – способ ращения конкретной частной задачи

Методика – совокупность средств, методов, методических приемов, различных форм организации занятий

 

Функции слова

1. Смысловая

2. Эмоциональная

 

Требования к словесным терминам:

1. краткие и точные

2. показательнее

3. нельзя пользоваться устаревшей или жаргонной терминологией

 

Слово как способ передачи информации (рассказ, беседа, лекция, диспут)

Слово как способ управления процессом обучения (команда, распоряжение, указание)

Слово как способ оценки достигнутых результатов

 

Наглядные методы

Наглядность – привлечение к процессу познания как можно большего количества органов чувств

1. зрительная наглядность

2. слуховая наглядность (ритмо-темповые характеристики)

3. двигательная наглядность (опробование)

 

Специфические методы

 

Метод разучивание по частям

Используется тогда, когда упражнение можно разделить на части и как правило используют на первом этапе обучения.

+ психологически облегчает решение двигательной задачи

+сокращает сроки освоения техники

+ уменьшает затраты физических сил

+ позволяет вовремя увидеть ошибку и исправить ее

+ процесс обучения становится более интересным

- нарушается целость динамических, ритмических, темповых характеристик упражнения

Метод разучивания в целом

Используется, когда упражнение простое и не требует расчленения, когда упражнение сложное, но расчленить его нельзя

Частично регламентированные методы

 

· Черты игрового метода

· Наличие сюжета, правил,

· Комплексный характер деятельности

· Разнообразие способов достижения цели

· Повышенные требования к инициативности и находчивости (хитрости)

· Повышенная эмоциональность

· Вероятностное программирование действий

· Ограниченные возможности дозировать нагрузку

 

Черты соревновательного метода

· Сопоставление сил в условиях соперничества

· Проявление максимальных усилий в условиях соревновательной деятельности

 

Схема обучения:

Рассказ

Показ

Опробование

Разучивание по частям)или в целом)

Соединение частей

Выполнение упражнения в целом

Выполнение упражнений в облегченны и усложненных условиях

Специальное развитие физических качеств

Закрепление, совершенствование

Оценивание (само- взаимо- и преподавателем)

 

Принципы:

1. Общие (социальные)

· Оздоровительной направленности

· Всестороннего и гармонического развития личности

· Связи ФК с трудовой и оборонной деятельностью

2. обучения и воспитания

· научности (все преподавание должно стоиться на научно обоснованной методике, осуществляется педагогом)

· доступности (средства и методы обучения, формы организации должны соответствовать: возрастным особенностям учеников, их образовательной подготовленности, умственному и физическому развитию)

· систематичности (занятия регулярны (интервал не боле 2х дней), в обучении надо идти от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному)

· сознательности и активности (сознательность без активности – созерцание, активность без сознательности – хаос)

· наглядности

· прочности усвоения учебного материала

3. специфические принципы спортивной тренировки

Принципы – правила по которым осуществляется деятельность в ФК и С

 

Процесс обучения

Состоит из 3 этопав

1 этап – начального разучивания

· Рассказ

· Показ

· Опробование

ЦЕЛЬ – создание представления о двигательном действии

2 этап – углубленного разучивания

· Разбить на части

· Объединить

· Выполнить в различных условиях (облегченный, усложненных)

ЦЕЛЬ – умение – выполнение упражнения под контролем сознания

3 этап – закрепления и совершенствования двигательного дествия

· Не допускать переход ошибки из умения в навык

ЦЕЛЬ – формирование навыка – выполнение упражнения под минимальным контролем сознания

Супер-навык, супер-умение, умение высшего порядка – добиваться цели ни смотря на внешнее раздражители

 

Обучение через узкий край воронки

Условия: тренажеры, спец устройства с обратной связью

 

Практическая работа: «Компоненты обучения двигательному действию»

1. создание педагогом предпосылок и стимулов к учебной деятельности (мотивация)

2. восприятие учащимися нового материала (рассказ, показ, опробование)

3. овладение на основе преобразования знаний полноценной техникой двигательного действия (метод обучения по частям или в целом)

4. Овладение опытом применения знаний, двигательных умений и навыков в более сложных условиях)

5. сопряжение с учебной работой, формирование гармоничного телосложения, предупреждение нарушений осанки, попутное и специальное развитие физ качеств

6. самоконтроль, анализ, взаимооценка, отчет педагогу, контроль и оценка педагога, обсуждение успехов и неудач

 

Методы организации занятий на уроке

Строго регламентированные:

1. фронтальный (все ученики выполняют одно и тоже упражнение одновременно)

2. групповой (у каждой группы свое задание)

3. поточный (друг за другом)

4. круговой (по принципу круговой тренировки)

5. парный (часто в игровых видах)

6. индивидуальный

7. дифференцированный (как индивидуальный, когда у нескольких занимающихся одна типичная ошибка)

 

Частично регламентированный

1. Игровой

2. Соревновательный

Регламентируются правилами, сюжетом, площадкой

 

Направления в обучении физ упражнениям

1. Репродуктивное – воспроизведение

2. Частично исследовательское (педагог ставит задачу, но не предлгаает путей решения)

3. Чисто исследовательское (педагог дает направление, учащиеся самостоятельно ставтя задачи, подбирают средства, методы, формы и тд) напр – день самоуправления

 

Попутное и специально организованное развитие физ качеств

Попутное – когда при разучивании, закреплении и совершенствовании ФУ поптуно развиваются физ качества

Специально организованное – когда педагог выделяет время, подбирает специи ФУ на развитие физ качеств

 

Структура урока ФК

Компоненты содержания

1. Задачи и состав ФУ (учебный материал)

2. Деятельность педагога-учителя

3. Деятельность учеников

4. Физиологические и психические процессы в организме учеников при повышении физ нагрузки

 

Структура урока – упорядоченность всех сторон и компонентов содержания урока с учетом закономерностей физ воспитания, имеющихся ресурсов и условий работы

Урок ФК, его строение рассматривается в 3х компонентах

1. Макроструктура урока (урок делится на 3 части:подготовительная, основная, заключительная)

2. Мезо структура – деятельность педагога и занимающихся в 1 и частей урока

3. Микро структура – деятельность педагога и занимающихся при решении конкретной частной задачи

 

Водная / подготовительная часть урока

Несет служебную функцию (продолжительность 6 – 12 мин, в зависимости от задач)

1. организовать занимающихся

2. активизировать их внимание

3. ознакомить занимающихся с содержанием урока

4. создать соответствующую психологическую установку



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: