Способы самоподачи подразделяются на вербальные и невербальные.




Психологическая готовность работника к аттестации

Проблемы психологической готовности к аттестационным испытаниям рассматриваются прежде всего через трактовку понятия «готовность» в психологии:

1) согласие сделать что-нибудь, желание и стремление содействовать чему-нибудь;

2) определенное состояние психофизиологических систем перед предстоящей деятельностью;

3) момент времени в жизни индивидуума, когда достигнутый им уровень зрелости позволяет ему извлечь пользу из конкретного опыта.

Под психологической готовностью к аттестации подразумевается определенный эмоциональный настрой, внутренняя психологическая настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации прохождения аттестации. Личностная готовность – это опыт, особенности личности, необходимые для прохождения процедуры аттестации.

Психологические установки, формировавшиеся на первом этапе установления взаимопонимания, играют большую роль в общении и на последующих этапах. Они могут служить серьезным препятствием для установления контакта. Поэтому важным моментом в создании о себе впечатления при прохождении аттестации является самопрезентация (самопредъявление, самоподача). Самопрезентация используется как средство достижения определенных целей, в данном случае успешное прохождение процедуры аттестации.

Для того чтобы произвести на членов аттестационной комиссии нужное впечатление, необходимо учитывать законы социальной перцепции (восприятия людей). Тот или иной акцент в одежде, наличие того или иного значка, манера разговора и поведения и т. п. приводят воспринимающих к приписыванию человеку определенных личностных качеств и формированию и оценке его целостного образа. Поэтому и важно учитывать, какой образ мы хотим создать, делая акцент на той или иной детали нашего внешнего облика и поведения, с помощью которой будем направлять внимание членов аттестационной комиссии по определенному пути.

Способы самоподачи подразделяются на вербальные и невербальные.

Вербальные хорошо известны по приемам, используемым подхалимами – лесть, нарочитое возвеличивание собеседника, случайное “присвоение” высоких званий, общение типа “чего изволите-с” и т. д.

Невербальные средства, используемые при самопрезентации, разнообразны. Это и кивок головы, и прямой взгляд с легкой улыбкой на губах, и поза, расположение тела по отношению к собеседнику. Важно, чтобы вербальные и невербальные средства не противоречили друг другу, так как их расхождение изобличает неправдивую самоподачу говорящего.

Самоподача эмоционального состояния. Этот способ самопрезентации связан либо с намеренным акцентированием своего эмоционального состояния, либо, наоборот, его сокрытием. В первом случае мы надеемся, что аттестационная комиссия адекватно поймет наше состояние. Во втором случае общение бывает затруднено, так как затрудняет понимание наших проблем, а это не способствует установлению взаимопонимания.

Психологи указывают на то, что самоподача не всегда является, во-первых, преднамеренной и сознательной и, во-вторых, – не всегда имеет целью ввести партнера в заблуждение.

Итак, с чего начать? Прежде всего осознать ту ответственность ситуации, в которой предстоит себя презентовать. Аттестация – это своеобразный звездный час. Перед вами должна стоять задача не просто пройти аттестацию для «галочки», а продемонстрировать свои лучшие профессиональные и личностные качества, ведь по результатам аттестациивам могут предложить повышение по службе, рекомендовать в кадровый резерв. Значит, необходимо серьезно подготовиться.

Из чего же складывается имидж аттестуемого? Прежде всего, это одежда и обувь, а также прическа. Они первыми сигнализируют о вашей занимаемой должности. Около 80% внешней информации о собеседнике мы получаем, глядя на его лицо, остальные 20% информации нам дает его одежда.

Ваш стиль одежды на аттестации должен быть деловым. Деловой стиль создает нужное настроение: настраивает на рабочий лад, выдает серьезное отношение к делу, добавляет вам респектабельности, ответственности и т. д.

К мужскому деловомустилю относятся костюмы, однобортные или двубортные, светлые сорочки и галстуки с консервативным рисунком (однобортные или в полоску), кожаный портфель. У женщинэто костюм, деловое платье или блузка с юбкой длиной до колена или чуть ниже, закрытая обувь на среднем каблуке, обязательны чулки в любое время года.

Деловой стильэто всегда спокойные, приглушенные тона, отсутствие ультрамодных деталей (деловой стиль идет на шаг позади моды) и сексуальных элементов. Он помогает членам аттестационной комиссии сконцентрироваться на ваших деловых качествах, а не на одежде, располагает к себе, вызывает доверие, формирует имидж делового и уверенного в себе человека – как раз то, что нужно на собеседовании.

Важная деталь вашего образа – это аксессуары. Многие по ошибке недооценивают их значение в формировании успешного имиджа. Аксессуары задают тон костюму – они могут сделать дорогим обычное платье и простым - дорогое дизайнерское. На вас должны быть часы.

Ваша обувь должна выглядеть хорошо, быть достаточно новой, чистой и ухоженной. У мужчин в руках должен быть качественный кожаный портфель, ни в коем случае не пластиковый пакет, барсетка или поясная сумка. У женщин – темная кожаная сумка, по стилю близкая к деловой, гармонирующая с остальными элементами ансамбля.

Опрятность – залог успеха! Неопрятность – одна из причин, почему у аттестационной комиссии складывается негативное впечатление об аттестуемом. Неопрятность отталкивает. Чистые волосы и свежая стрижка, чистая и выглаженная одежда, хорошо сидящая по фигуре, обязательно чистая обувь. Для женщин – легкий макияж. Приятный, ненавязчивый запах парфюма. Свежий маникюр. Все это делает вас приятным собеседником, что, безусловно, очень важно, если вы хотите быть услышанным и оцененным по достоинству.

В выбранной вами одежде вы должны чувствовать себя комфортно – одежда должна быть удобной, не отвлекать ваше внимание, не сковывать движения. Поэтому, идя на аттестацию, не рекомендуется одеваться во все новое.

Цвет вашей одежды должен выгодно оттенять цвет вашего лица, скрывать усталость и, возможно, возраст.

Помните о значении цвета, который (в отличие от фасона) вызывает у нас психофизиологическую реакцию. Физически цвета – это электромагнитное излучение с различной длиной волны, которое отражается от предметов и воспринимается как свет.

Если вы хотите внушить доверие, показать свою деловитость и серьезность, - то выбирайте темно-серый, черный цвет, голубые или белые рубашки. Фиолетовый, сиреневый цвета замедляют сердцебиение, успокаивая человека, что важно для такой стрессовой ситуации, как аттестация.

Силуэт одежды должен быть подобран с учетом особенностей вашего телосложения – скрывать то, что хочется скрыть, и не допустить излишнего подчеркивания того, что не нужно подчеркивать. Предметы одежды в комплекте должны сочетаться друг с другом и соответствовать вашему характеру, возрасту и цели – успешному прохождению аттестации.

Тщательно продумайте свою речь, т. е. предполагаемые ответы на вопросы аттестационной комиссии, ведь они будут касаться, прежде всего, вашей профессиональной деятельности. В первую очередь нужно выбросить все жаргонизмы, слова-паразиты и сленг, все это загрязняет вашу речь и отвлекает от ее содержания. Аттестация подразумевает знание ваших должностных обязанностей, поэтому обязательно внимательно прочтите ваши должностные инструкции, помимо напоминания того, что вы обязаны выполнять на своем рабочем месте, там представлено грамотное описание вашей профессиональной деятельности.

А теперь главное, постарайтесь убрать из своей речи все отрицательные слова и высказывания. Ваш образ должен содержать только позитив. Выбирая между утвердительной и отрицательной формой высказывания, вы задаете тон всей беседы, влияя на восприятие информации.

Специалисты советуют научиться говорить, не используя отрицательную частицу “не”, хотя иногда без нее не обойтись.

Положительный образ создается тогда, когда членам аттестационной комиссии комфортно с вами общаться. Чтобы достичь этой заветной цели постарайтесь ввести в свою речь так называемые «Я-высказывания». Например, вместо того, чтобы сказать «Вы меня неправильно поняли» (что часто звучит на аттестации), лучше сказать аттестационной комиссии: «Я, наверно, не совсем точно объяснил вам суть дела». Первое высказывание может восприниматься членами комиссии как выпад в их сторону, в ответ на который вы, скорее всего, увидите отрицательную реакцию. В результате вы потеряете возможность разъяснить нужный аспект дела, ведь никто не любит признавать свои ошибки. Употребив «Я-высказывание», вы получите внимательного и расположенного к вам слушателя.

Есть еще один секрет, который помогает увеличить эффективность речи аттестуемого. Это магическое воздействие словосочетания «потому что». Это словосочетание-ловушка. Оно подразумевает, что есть какая-то причина, и как бы «подтверждает», что сейчас последует объяснение этой причины, поэтому включается автоматическая реакция…

Эффективность делового общения при прохождении аттестации зависит от эмоционального состояния аттестуемого, от его настроения. По мнению психологов, положительные эмоции тонизируют деятельность головного мозга, способствуют четкому рациональному мышлению. Голос, тон, тембр, интонации внимательному члену аттестационной комиссии говорят очень многое. По данным психологов, тон, интонация могут нести до 40% информации. Необходим умеренный темп речи, такой, чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслей аттестуемого.

Речь обязана быть плавной, логически стройной, одна мысль должна вполне естественно перетекать в другую, для этой цели используются связки «и», «если», «когда», «таким образом» и др. Роль таких связок трудно переоценить. С их помощью в сознании разрастается убеждающая сила факторов, которая подчиняет своей логике практически любого оппонента.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: