Принципы управления педагогическими системами.




Характеристика понятий «управление», «менеджмент». В чем разница данных понятий? Можно ли их использовать как синонимы?

Характеристика понятий «управление», «менеджмент».

Управление есть элемент и одновременно функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.) обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности

В окружающем нас мире можно выделить три его составляющие, определяемые формами движения материи: неживую природу, жи вую природу и человеческое общество. В каждой из этих составляющих протекают процессы развития, осуществляемые под воздействием определенных факторов и усло вий. Некоторые из этих факторов можно рассматривать как управ ление в неживой природе, или технических системах, управление в живой природе, или биологических системах, управление в челове ческом обществе, или социальных системах.
Если управление - это воздействие, значит существуют:

среда (система управления);

средства (механизм управления);

действия (процесс управления).
Задачи управления:

o внести определенную упорядоченность в процесс,

o организовать совместные действия людей,

o достичь согласованности, координации действий.

Управление - это процесс целенаправленного воздействия управляющей системы на управляемую для достижения ее эффективного функционирования и развития.

Понятия «управление» и «менеджмент» часто употребляются как синонимы, тем не менее между ними имеются различия. Рас смотрим, в чем состоят эти различия. «Менеджмент» — английское слово, в переводе оно означает «управление». Однако в русском языке слова «управление» и «менеджмент» употребляются в разных контекстах. Обычно мы не говорим: «Я осуществляю менеджмент автомобиля». Мы говорим: «Я управляю автомобилем». Мы не говорим: «Они осуществляют менеджмент выплавки стали». Мы говорим: «Они управляют выплавкой стали».

"Менеджмент" - английское слово, в переводе оно означает "управление". Тем не менее в русском языке слова "управление" и "менеджмент" употребляются в разных контекстах. Обычно мы не говорим: "Я осуществляю менеджмент автомобиля". Мы говорим: "Я управляю автомобилем". Мы не говорим: "Они осуществляют менеджмент выплавки стали". Мы говорим: "Они управляют выплавкой стали".

Слово "менеджмент" обычно употребляется по отношению к людям, коллективам и организациям: менеджмент означает управление этой организацией. Менеджмент можно рассматривать как в формальных (законодательно закрепленных), так и в неформальных организациях.

Менеджмент - это:

· способ, манера общения с людьми;

· власть и искусство управления;

· особого рода умелость и административные навыки, которым обычно обучают;

· орган управления - административная единица, без которой не может существовать ни одна организация.

 

Кроме того, менеджмент -

· это умение использовать опыт, навыки, знания, интеллект для достижения целей;

· это область человеческого знания, способствующая приобретению навыков управления;

· это подготовка определенной категории людей для выполнения работ по управлению.

По мнению Короткова Э.М. менеджмент - это целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность. Управление по его мнению - это процесс выработки и осуществления управляющих воздействий.

Слово «менеджмент» обычно употребляется по отношению к людям, коллективам и организациям: менеджмент организации означает управление этой организацией.

Современная практика употребления термина «менеджмент» в русском языке охватывает три его основных значения:

· процесс управления людьми в организациях;

· наука управления;

· орган управления и люди, его составляющие.

Категории менеджмента - это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организации.

Основные категории менеджмента - это объект, субъект, функции, виды, методы и принципы.

 

Принципы управления педагогическими системами.

Управление, как и любая деятельность, основывается на соблюдении ряда принципов. Принципы управления – это основополагающая идея по осуществлению управленческих функций. Принципы являются конкретным проявлением, отражением закономерностей управления.

Рассмотрим основные принципы управления педагогическими системами, выделенные П.И. Третьяковым и Е.Г. Мартыновым.

Принцип демократизации и гуманизации образования. Демократизация образования позволила перейти от государственной административно-командной системы управления к государственно-общественному управлению, от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества.

Реализация данного принципа предполагает развитие активности и инициативы не только руководителей, но и учителей, учащихся, родителей. Одной из форм участия в управлении является коллегиальное принятие управленческих решений. Коллективная форма принятия решений возможна лишь в случае доступности, открытости управленческой информации. С этой целью рекомендуется проводить регулярные отчетные мероприятия администрации перед общешкольным коллективом, предоставлять возможность учителям и учащимся обсуждать вопросы школьной жизни. Развитию демократических начал в управлении способствует также введение конкурсного избрания, контрактной системы при отборе педагогических кадров.

В нашем обществе все больший авторитет приобретают гуманистические ценности. Этот процесс находит свое отражение в управлении педагогическими системами, его гуманизации: управленческое воздействие уступает место сотрудничеству, сотворчеству, утверждению субъект-субъектных отношений.

Соблюдение принципа научной обоснованности (научности) управления заключается в построении системы управления на новейших достижениях науки управления. Наука познает объективные закономерности процессов, происходящих в обществе, учитывает реальное состояние и конкретные возможности субъекта (объекта) управления.

Реализация принципа научной обоснованности управления в значительной мере определяется наличием достоверной и полной информации о состоянии управляемой педагогической системы и окружающей среды.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: