ЛЕВИТ КНИГА - название третьей книги Пятикнижия Моисеева, состоящей из 27 глав. Книгу можно разделить на четыре следующие главные отдела: 1) Постановления касательно жертв и приношения оных. 2) Посвящение в сан первосвященника, священников и левитов. 3) Постановления относительно чистых и нечистых животных и очищения народа, относительно Скинии и пр. 4) Священные праздники и торжества. Называется книгою Левит на том основании, что левиты были поставлены самим Богом для служения в Скинии и храме, и принимали некоторое участие в священнодействиях оной. Законы обрядности, изложенные в кн. Левит, весьма многочисленны и разнообразны. Различные роды жертвенных животных, их возраст, величина, пол, равно как и самое действие жертвенного приношения означены в кн. Левит со всеми подробностями. Иудеи, которые в течении года прочитывают в своих синагогах все Пятикнижие Моисееве, разделяют книгу Левит на 10 подобных, субботних чтений или parashioth, как вообще и обыкновенно называют оные. Цель написания книги Левит несомненно состояла в том, чтобы приуготовить Израиля к пришествию и должному принятию Мессии. По учению ап. Павла в Евр 10:1. Закон имел тень будущих благ, и, следовательно, имел преобразовательное значение, как он и поясняет это в другом месте, говоря: это есть тень будущего, а тело во Христе (Кол 2:17). Постоянно встречающиеся в книге Левит различные образы греха с одной стороны, а с другой прощения оного и освящения милосердием Божиим, естественно вели к тому, чтобы сохранить в Израиле на все последующие века сознание глубокой необходимости в Искупителе всего мира и веру в грядущего Мессию: "и так закон, по слову того же апостола, был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою" (Гал 3:24). И действительно, связь между прообразом и событием так сильна и глубока, что многие части Нового Завета и в частности Послания к Евреям, равно как книга Откровения, оказываются труднопонимаемыми, или даже совсем непонятными, при отсутствии света, проливаемого на оные книгою Левит.
|
ЛЕВИАФАН см. Крокодил.
ЛЕВИЙ (привязанность) - имя следующих лиц: Быт 29:34 - третий сын Иакова от Лии. После его рождения о нем ничего не говорится в кн. Бытия, до самого описания того бесчестно постыдного деяния, которое было нанесено семейству Иакова Сихемом, и последовавшего за тем страшного отмщения со стороны их. см. Дина. Симеон и Левий, сыновья Иакова, решились смыть кровью поругание своей сестры и не только отметить самому виновнику бесчестия, но и всему городскому народонаселению. С этой целью они употребили обман и хитрость, в которой главным орудием послужил свящ. для Евреев обряд, обрезания. Приведши болезненным обрядом обрезания Сихемлян в состояние крайне беспомощного состояния, Симеон и Левий напали на беззащитный город и убийством жителей оного насытили свою беспощадную злобу. Женщины и дети были отведены в рабство, а город разграблен. Сам Иаков был глубоко огорчен насильственным, кровавым поступком своих сыновей. Частью он опасался последствий от вооружения против него всех Хананеев, а частью, и главнейшим образом, он глубоко сознавал великий грех, совершенный детьми его пред Богом - именно грех святотатственного вероломства и чрезмерной жестокости. "Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их, пророчески произнес он пред своею смертью. Разделю их в Иакове, и рассею их в Израиле" (Быт 49:5-7). Грозное пророческое предсказание умирающего патриарха вскоре начало оправдываться в последующей истории их потомков. Впрочем уклонение сынов Левииных от идолослужения перед золотым тельцом в пустыне послужило к смягчению над ними Божьего гнева. Левий имел трех сыновей: Гирсона, Каафа и Мерари, которые и сопровождали Иакова при путешествии его в Египет и которые впоследствии сделались главами трех отделений своего племени (46:11). см. Левиты.
|
Лк 3:24-29 - предки по плоти Господа Иисуса Христа, упоминаемые в родословии у еванг. Луки. Мк 2:14, Лк 5:27 - другое наименование ап. Матфея, сына Алфеева.
ЛЕВКАМАЙ (сердце врагов моих; Иер 51:1). Под сим названием большинство комментаторов разумеет жителей Вавилона, или Халдеев, как средоточие противников Божиих.
ЛЕВКИЙ (1Мак 15:16), иначе Луций - Римский консул, писавший по случаю посольства от первосвященника Симона к Римскому сенату, к Птоломею Евергету, царю Египетскому, и Димитрию Никатору, царю Сирийскому, и другим касательно иудеев, чтобы не делала им зла и не воевали против них. Время его консульства вероятно соответствует 173 и 174 годам эры Селевкидов, след. 139, или 140 году до Р.Х.
ЛЕВОНА (ладан) - город, упоминаемый только однажды, именно в Суд 21:19, и находившийся близ Силома на пути из Вефиля в Сихем. Полагают, что это настоящее селение Люббан, находящееся на полпути между Вефилем и Сихемом.
ЛЕГАВИМ (пламя, или, быть может, пламенный; Быт 10:13, 1Пар 1:11) - народ, происшедший от Мираима, сына Хамова, под которым большею частью разумеют Египетских Ливиян (2Пар 12:3, 16:8), живших на с. берегу Африки, от реки Нила, до северного Алжира. Самое раннее упоминание о стране Ливийской из классических писателей, находится в Одиссее Гомера (кн. IV, 85). Громадное протяжение страны и скудость сведений о внутренности оной достаточно объясняют причину, по которой вся Африка иногда называется одним словом: Ливия, впрочем, по мнению некоторых, это название первоначально прилагалось только к сравнительно ограниченной территории Африки.
|
ЛЕГИОН (Мф 26:53) - отряд солдат в Римском войске, состоявший от 6,000 до 7,000 человек; первоначально и легионе числилось 6,200 человек пехоты и 730 всадников. Вероятно, число воинов в легионах в разные времена было различно, иногда больше, иногда меньше. Раввинисты слово легион употребляли для обозначения неопределенного множества. Так например бесы. изгнанные Господом из бесноватого в стране Гадаринской, по свидетельству Еван. Марка (5:9) и Луки (8:30), говорят о себе, что имя им легион, потому что их много, и сам Господь Иисус Христос говорит о двенадцати легионах ангелов, как о неопределенном множестве, составлявшем непреодолимую силу (Мф 26:53).
ЛЕМУИЛ (посвященный Богу; Прит 31:1,4). Это лицо упоминается в Свящ. Писании только однажды, именно в приведенной нами цитате. Здесь оно обозначено наименованием царя, к которому обращены нравственные наставления его матери. Какой именно это был царь неизвестно. "Что, сын мой? Что, сын чрева моего? Что, сын обетов моих? так начинаются эти наставления. Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей. Не царям, Лемуил, не царям пить вино и не князьям - сикеру, чтобы, напившись, они не забыли закона, и не превратили суда всех угнетаемых. Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душою и пр. Кто найдет добродетельную жену? цeнa ее выше жемчугов" и др.
ЛЕН, ЛЬНЯНЫЕ ОДЕЖДЫ (Исх 9:31, Лев 13:47; по Евр пишта) - одно из растений, хорошо известных жителям древней Палестины и Египта. Последний с незапамятных времен славился производством и выделкою льна. Из льна приготовлялись полотна и другие материи для одежд (Ис 19:9). Его высоко ценили и усиленно занимались обработкою его в древности, как и в новейшее время. Чистая и светлая льняная одежда служила эмблемою невинности и нравственной чистоты (От 15:6). Лучшие льняные одежды и разноцветные ткани в древности приготовлялись в Египте, так как эта страна издревле славилась лучшими сортами льна (Прит 7:16). Изящные образчики древнего Египетского полотна и других тканей доселе еще можно видеть на Египетских мумиях. Верхом искусства в льняном и полотняном деле считалось у Евреев приготовление дорогого и прекрасного полотна или виссона (см. Виссон), дорогой необыкновенно белой, впрочем окрашиваемой и в другие цвета, полотняной материи, известной многим древним народам. Полагают, что из льна в древности приготовлялась писчая бумага. Разведением льна в значительном количестве занимаются в Египте и доселе.
ЛЕОПАРД см. Барс.
ЛЕПЕШКИ (3Цар 14:3) - род тонкого сухого хлеба круглой формы, похожие на нынешние морские сухари. По мнению некоторых, они посыпались ароматическим семенем.
ЛЕПТА (Мк 12:42) - медная греческая монета, составляющая половину кодранта, следовательно соответствующая нашей коп. серебром.
ЛЕС, ЛЕСА (Вт 19:5,Нав 17:15, Ис 28:9, Ис 9:18 и др.). Палестина издревле славилась своими лесами, что доказывается частыми упоминаниями о них, равно как и о рощах, в Свящ. Писании. Несомненно, что в библейские времена лесов в Палестине находилось много более, чем в настоящее время. Рощи преимущественно красовались в обработанных и низменных местах оной, а леса тянулись по холмам и горам. Из лесов, упоминаемых в Библии, особенно замечательны: Васанский лес, славившийся особенно дубовым лесом, Херетский, в котором укрывался Давид, лесистая гора Ефремова, Ливанские кедровые леса, леса г. Кармил и некоторые друг. В Ис 32:15 мы читаем следующие слова: "доколе пустыня не сделается садом, и сад не будут считать лесом." Под лесом, очевидно, здесь разумеется полоса земли, не очищенная от своей природной растительности, и потому смысл означенного образного выражения может быть следующий: место, которое прежде считалось пустым и бесплодным, покроется растительностью, а то которое считалось прежде плодородным, сделается бесплодным и непроизводительным. В Свящ. Писании слово лес нередко употребляется как символ гордости и надменности, подвергающих гибели и истреблению. "И славный лес его и сад его, говорит пр. Исаия, от души до тела, истребит; и он будет, как чахлый умирающий" (10:18).
ЛЕСТНИЦА (Быт 28:12). Чудесное видение во сне Иаковом таинственной лестницы, соединявшей небо с землею, по которой сходили и нисходили ангелы Божий, а на верху стоял сам Господь, несомненно свидетельствовало о неусыпном промысле Божием о мире и человеке, о том, что ангелы суть служители Божий между людьми, и что сам Господь есть верховный Владыка и Промыслитель всего сотворенного. По учению св. отцов Церкви - лестница прообразовала собою также и человечество Иисуса Христа, в котором соединились небо и земля.
ЛЕТАА (Лев 11:30) - небольшое, толщиною в палец, животное из рода ящериц, семейства гекковых, по закону Моисееву отнесенное к разряду нечистых. По описанию Форскаля, это животное весьма ядовитое, по причине слизости липкое, прилипающее, так сказать, к земле. Водится в Египте по близости домов, а также в развалинах.
ЛЕТОСЧИСЛЕНИЕ БИБЛЕЙСКОЕ. см. Времясчисление.
ЛЕТУШИМ (пораженный, или острый; Быт 25:3) - Арабское племя, происшедшее от Дедана, сына Иокшана, сына Авраамова, от Хеттуры. Полагают, что потомки означенного племени составляют настоящее племя: Бени-Лам, в Геджасе, в расстоянии четырех дней пути на ю. от Мекки.
ЛЕХА (ссылка; 1Пар 4:21) - сын Ира, потомок Силома, из колена Иудина.
ЛЕХИ (челюсть; Суд 15:9-19) - место, названное так вследствие поражения здесь Самсоном ослиною челюстью тысячи человек Филистимлян. Называется также: Рамаф-Лехи (брошенная челюсть). По молитве Самсона, "Бог разверз ямину в Лехе, и потекла из нее вода" (ст. 19), которою он и освежился после своего геройского подвига.
ЛЕШИЙ (волосистый, косматый, козел, демон; Ис 34:14, 13:21). "И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками и лешие будут перекликаться один с другим," говорит в одном месте своей книги пр. Исаия. "И косматые будут скакать там," говорит тот же пророк в другом месте о запустении Вавилона (13:21). В сущности под сим словом разумеется волосистое, косматое животное, быть может, козел, но вероятнее, павиан (обезьяна).
ЛЖЕПРОРОКИ В Свящ. Писании упоминается и о ложных пророках и даже о жрецах языческих, которые не будучи призваны и посланы Богом, пророчествуют по своему измышлению ко вреду ближних, совращая их с пути истины. Таковы были например лжепророк Анания во дни царя Седекии, Ахав и Шемаия во дни переселения, Ноадия пророчица во дни Неемии, Вариисус, Иудеянин, во дни ап. Павла. Много подобных лжепророков было и в Христианском мире во дни апостолов.
ЛЖЕСВИДЕТЕЛЬСТВО на ближнего, а также и всякая ложь - грех против 9-й заповеди (Исх 20:10). Лжесвидетельство бывает двух родов: судебное, когда на кого в суде свидетельствуют, доносят или жалуются ложно, и ложное свидетельство кроме суда, когда на кого клевещут заочно или кого в лице порицают несправедливо. О пороке лжи вообще ап. Павел говорит следующее: "Посему отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу" (Еф. 4:25).
ЛИБЕРТИНЦЫ (вольноотпущенники; Деян 6:9) - Иудеи, побежденные Римлянами во время войны с ними (особенно при Помпее), и потому находившиеся у них в рабстве и затем получившие свободу. Они имели свою особенную синагогу в Иерусалиме, где, по Лигефооту, находилось от 400 до 500 синагог; по их имени и синагоги их назывались синагогами Либертинцев. Некоторые из этих Либертинцев, вместе с другими, вступили в неблагомеренное препирательство с архид. Стефаном, кончившееся его мученическою смертью (см. Стефан), "Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев, говорит писатель кн. Деяний Апостольских, Киринейцев и Александрийцев, и некоторые, из Киликии и Ассии, вступили в спор с Стефаном" (6:9). По Тациту (Ann. II, 85), 4,000 Либертинцев Египетского и Иудейского происхождения были переселены на о. Сардинию, а остальные были изгнаны из Италии в 19 г. по Р.Х.
ЛИВАН (Исх 30:34) - чистое, душистое вещество с желтоватым оттенком, острое и горькое на вкус, но необыкновенно приятно-пахучее. Дерево, из которого добывается означенное благовонное вещество, растет в Аравии. Чтобы получить его на дереве, делают надрезы, и оно свободно вытекает из них. В русской Библии оно переведено иначе: ладан
ЛИВАН (белый; Ис 33:9) - название возвышенной цепи гор, в северной части Палестины, на границе между Иудеею и Сириею тянущейся на в. от Акко (Суд 3:3), до входа в Емаф (Амос 6:14). Он называется так вероятно от снега, постоянно лежащего на вершине Ливанских гор. Ливанский хребет тянется более чем на 100 англ. миль в длину и имеет около 20 миль в ширину. Высочайшая вершина оного возвышается на 10,000 футов над уровнем моря. Цепь Ливанских гор разделяется р. Литани на две части. Виды местностей среди этих гор нередко представляются дикими и величественными, и почти ни с чем несравнимы в своем живописном величии. Во многих долинах среди Ливанских гор живут в значительном количестве частью Марониты-Христиане, имеющие здесь много монастырей, частью Магометанские Друзы. Произведения почвы разнообразны и труды земледельца, при благоприятных условиях, щедро вознаграждаются. Вино Ливанское славится здесь еще доселе (Ос 14:8). Когда-то росли здесь громадные леса кедров, но в настоящее время все они почти истреблены, за исключением разве некоторых величественных вековых представителей оных, вечно зеленеющих доселе. Климат на горах разнообразный, смотря по возвышенности и положению местностей, большею частью очень здоровых и служащих любимыми убежищами для жителей в жаркое время. Мореплаватели издалека уже от самого о. Кипра, на расстоянии 30 франц. миль, видят как бы тянущиеся в облаках линии и вершины гор Ливанских, поднимающихся множеством террас одна над другою. Снег на Ливанских горах зимою лежит в большом количестве, и он, как мы уже заметили выше, постоянно остается на наиболее возвышенных частях гор. Вот почему здесь много источников и потоков, берущих свое начало на Ливане и большею частью впадающих в Средиземное море. Так в Песн 4:15 воспевается источник - колодезь живых вод, вытекающих с Ливана. Цепь гор под названием Антиливан (у Арабов: Джебель-ешь-Шарки), в Библии часто называется Ермоном. Библейские указания на Ермон многочисленны и разнообразны. По завоевании земли Ханаанской И. Навином, часть территории Ливана была также покорена, но многие из древних жителей его, именно Евеи, были оставлены здесь на жительство (Суд 3:34), и всем хорошо известен тот факт, что Финикияне владели значительною частью Ливанских гор, даже во времена Соломона. Этот царь заключил договор с Хирамом, царем Тирским, о доставке ему Ливанских кедров для построения храма в Иерусалиме (3Цар 5:1-18). О кедрах Ливанских в Свящ. Писании упоминается очень часто, начиная со времени Судей (Суд 9:15) и до позднейшего времени (Ис 14:8, Иер 22:23, Зах 11:1-2). Долина, тянущаяся вдоль восточной стороны Ливана, называется долиною Ливанскою (Нав 11:17), ныне - Эль-Бека. Дворец, выстроенный Соломоном, называется в 3Цар 7:2, домом из дерева Ливанского, потому что он преимущественно был построен из кедров Ливанских. Строились из кедрового дерева также и корабли. Можно думать, что Соломон имел и летний дворец на Ливане, слывший под названием башни Ливанской, обращенной к Дамаску (Песн 7:5). На вершинах Ливана часто отправлялись языческие идолослужения и на оные, вероятно, указывает пр. Иеремия в своей книге (22:20-23). Кедры для постройки второго храма доставлялись с Ливана (1Езд 3:7. см. Кедровое дерево). В Библии встречаются также указания на хищных птиц и зверей, гнездившихся во множестве в ущельях этих гор (4Цар 14:9, Иез 17:3). Гибель Ливанских кедровых рощей предсказал пр. Исаия в следующих словах: "Земля сетует, сохнет, Ливан постыжен, увял" (33:9). Пророки часто брали прекрасные образы для изображения минувших или будущих событий с величественных гор Ливанских (как например Ис 29:17, 35:2). "Слава Ливана придет к тебе (Иерусалиму), восклицает пр. Исаия в одном месте, кипарис и певг и вместе кедр чтобы украсить место святилища Моего и Я прославлю подножие ног Моих" (60:13). "Я буду росою для Израиля, говорит об Иегове пр. Осия, он расцветет как лилия и пустит корни свои, как Ливан" (14:6).
ЛИВИЯ, ЛИВИЯНЕ (жители земли, опаленной солнцем) (Деян 2:10, Иер 46:10) - название страны, служившее в древнее время у Греков для обозначения всей Африки, но в собственном смысле Ливия занимала только часть Африки, именно лежавшую на з. от Египта, на южном берегу Средиземного моря. Географы обыкновенно именуют ее Ливиею Кири-нейскою, от ее главного города Киринеи. В В.З. она была известна под названием Лувим или Легавим (см. это слово); отсюда-то, как полагают, она и получила свое наименование. В день Пятидесятницы при сошествии Св. Духа на Апостолов, между прочими народами, бывшими свидетелями оного, в Деян 2:10 упоминаются вместе с Египтянами и Ливияне.
ЛИВНА (белый) - название двух местностей: Чис 33:20-21 - один из станов Израильтян в пустыне, как полагают, тот же самый, что и Лаван (см. Ливан) в Вт 1:1. Положение местности доселе еще с точностью не определено. Нав 10:29-32 - древний Ханаанский город, взятый И. Навином и отданный колену Иудину, а затем левитам, как один из городов убежища. В царствование Иорама г. Ливна вышел из под его власти (4Цар 8:22), но вскоре снова возвращен, и после того вынес осаду от Сеннахерима (4Цар 19:8). Ливна была отечество Иеремии, отца Хамутали, супруги благочестивого царя Иосии. По мнению Д. Стэнли, город называется белым или по геологическому составу своей почвы, или по изобилию росших здесь белых тополей.
ЛИВНИ (белизна) имя двух лиц: Исх 6:17 - сын Гирсона и внук Левия. 1Пар 6:29 - Мераритянин, сын Махли.
ЛИДДА или ЛОД (разделение; 1Пар 8:12, 9:32) - город соседний с Иоппиею, по пути от Иерусалима к Иоппии, построенный, или возобновленный потомками колена Вениаминова (1Пар 8:12). Уроженцы Лидды, Хадида и Она, возвратились из плена Вавилонского, в числе 725 человек (1Езд 2:33) и снова населили город Лод (Неем 11:35). При Сирийском владычестве, он принадлежал сперва Самарии, но затем Дмитрий Сотер отдал его Иудее под власть Ионафана (1Мак 9:34). Римский полководец Цестий сжег его (Иос. Войны II, 19, 1), но он вскоре был восстановлен и сделался средоточием знаменитой Еврейской школы. Греки называли его Диосполисом, в средние века он нередко назывался Георгополис (т.е. г. св. Георгия), так как по преданию св. Великомученик Георгий пострадал и был погребен здесь, но древнее название всегда оставалось за ним, и он даже доселе называется иногда Лод. Этот город посетил некогда ап. Павел, уже нашедший здесь Христианскую общину и совершивший в нем чудо исцеления расслабленного Енея, которое много способствовало успеху распространения Евангелия в означенном городе. (Деян 10:32-38). В своей Истории: Мученики Палестины пострадавшие около 300 г.. по Р.Х. Евсевий Кессарийский указывает на события здесь совершившиеся. В то время Лидда считался городом важным. "В стране Палестинской, пишет он, есть большой и богатый город, все народонаселение которого состоит из Иудеев. Он называется на Арамийском языке: Лод, а по-гречески Диокесария" (Martyrs стр. 27). Но последнее название, указанное им, едва ли верно, так как оным иначе назывался г. Сефгор в Галилее. В позднейшее время мы видим в числе других св. Отец, присутствовавших на первом Константинопольском соборе, в 382 г., и Епископа г. Лидды. Город даже доселе номинально служит кафедрою Греческого епископа, но его знаменитая церковь св. Георгия находится теперь в развалинах. По словам Д. Томсона, настоящая Лидда есть богатое селение, почти с двухтысячным населением, и обилующее благоухающими садами оливковых, гранатовых, фиговых, сикоморовых, и других деревьев. Жители деятельны и трудолюбивы.
ЛИДИЯ, ЛИДИЙЦЫ - название местности и лица: Быт 10:13 - область в ю.-з. части Малой Азии, некогда могущественное царство. До времен Гомера и после оно называлось также Маониею. В ней находились многие значительные города и селения, в числе коих славились Сардика, Фиатира и Филадельфия. Между древними народами Лидийцы особенно отличались своею роскошью и изнеженным образом своей жизни. Особенно могущественным и богатым считалось Лидийское государство во времена Креза; но затем около 560 г. до Р.Х. Кир, царь Персидский, покорил оное. В настоящее время Лидия входит в состав Турецкой провинции Анатолии.
Деян 16:14-40 - имя богатой и набожной женщины из Фиатира, жившей в Филиппах, торговавшей багряницею и обращенной ко Христу ап. Павлом. Она убедила ап. Павла и его спутников воспользоваться ее гостеприимством в Филиппах, в Македонии.
ЛИКАОНИЯ (Деян 14:6-11) - внутренняя область Малой Азии, граничащая Фригиею, Исавриею, Киликиею и Галатиею. Это была пастушеская страна, и между городами оной особенно известны следующие: Икония, Листра и Дервия. Ликаонская речь, обозначенная в Деян 14:11 словами: говоря по-ликаонски, как полагают, состояла из смешанных диалектов: Ассирийского, или Сирийсккго, и Греческого. Сами Ликаонийцы, по мнению многих комментаторов, были смешанной расы. В различные времена границы Ликаонии менялись в связи с переменами в ходе политических событий, впрочем она никогда не занимала выдающегося места в мировой истории по своему положению и естественным свойствам. Почва в ней малоплодородна и страна более приспособлена к скотоводству, чем к развитию цивилизации. Новейшее название страны Карамания находится под турецким владычеством, имеет малочисленное народонаселение, и замечательных городов и мест в ней не имеется, за исключением разве Кониэр или Конии, древней Иконии, лежащей, как полагают, в самой обширной равнине во всей Малой Азии.
ЛИКИЯ (1Мак 15:23, Деян 27:5) - область в Малой Азии, граничившая Средиземным морем на ю., Писидиею и Памфилиею на в., Кареею на з. и Фригиею на с. Города Патара (Деян 21:1) и Миры Ликийские (27:5) находились в Ликии. Когда-то эта область была цветущая и богатая, как о том свидетельствуют древние писатели и новейшие исследователи. Ликийская область гориста, но во многих местах естественно плодородна и очень красива. Говорят, что она получила свое название от Л икоса, сына Пандиона; впрочем, в древности она называлась Милиас. По свидетельству Геродота, Ликийцы назывались в древности Термилийцами, которые считались за искуснейших стрелков и за это искусство были воспеты Виргилием и другими поэтами. Города Патара и Миры особенно известны верующим по истории свят. Николая, епископа Мир Ликийских, по учению Церкви, правила веры, и образа кротости, воздержания учителя. Первый город был его родиною, а во втором он епископствовал, и будучи епископом при Диоклитиане и Максимиане, претерпел здесь темничное заключение. При Константине Великом свят. Николай присутствовал на 1 Вселенском соборе в 325 г. Скончался в 341 г. и мощи его перенесены в Бар, город Италийский, в 1087 году.
ЛИКХИ (ученый; 1Пар 7:19) - Манассиянин, сын Шемиды.
ЛИЛИЯ (Мф 6:28-29, Лк 16:27) - весьма красивое и приятное по запаху растение, из семейства луковичных. Луга Палестины обилуют различными благоухающими, прекрасными растениями. Красоту лилий восхваляет сам Господь и ставит ее выше всех великолепных одежд Соломона. "Посмотрите на полевые лилии, говорил Он, как они растут? Не трудятся, ни прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так как всякая из них" (Мф 6:28-29). Полевые лилии обыкновенно цветут в Галилее в апреле и мае - сезон года, в который, как полагают, и была произнесена Господом Нагорная проповедь, с упоминанием в оной между прочим и о красоте лилий. В Песн с красотою лилий сравнивается красота таинственного жениха и невесты: "Я нарцисс Саранский, говорит о себе жених, я лилия долин. Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами" (2:1-2). Лилия распространяет вокруг себя на далекое расстояние душистый, приятный запах. "Цветите как лилия, распространяйте благовоние, говорит Сирах, и пойте песнь" (39:18). Наружный вид лилии часто служил древним художникам образцом для их художественных произведений и орнаментов, как например в храме Соломоновом, медном море, и т.п. При Давиде на подобие лилии устроялись и музыкальные инструменты, называемые Евреями словом: шоман (лилия, Пс 44, 59 и пр.). Сузы или Сузиана (лилия) назывались так по обилию растущих в ней лилийных растений.
ЛИН (2Тим 4:21) - по преданию, один из 70 апостолов и, по свидетельству древних, первый епископ Римский, получивший епископство от ап. Петра и Павла, управлял Церковью 12 лет, и скончался мученически в царствование Нерона. Преемником ему был Анаклет, а потом Климент Римский. Память его 4 января и 5 ноября.
ЛИСАНИЙ (Лк 3:1) - тетрарх Авилинеи, управлявший этою областью в то время, когда св. Иоанн Креститель начал свое служение (см. Авилинея).
ЛИСИЙ - имя двух лиц: 1Мак 3:32 - наместник царя Сирийского Антиоха Епифана, которому было поручено управление государством и воспитание царского сына, Антиоха Евпатора, на время путешествия царя за Евфрат. Он получил от царя приказание истребить самую память Иудеев, но предпринятые им во исполнение царской воли воинские походы на Иудею, несмотря на огромные войска, оказались безуспешными. Разбитый Иудою Маккавеем, он должен был заключить с ним мир.
Деян 23:26, 24:7,22 - см. Клавдий Лисий.
ЛИСИМАХ - имя двух лиц: Есф 10 - сын Птоломея, упоминаемый в конце кн. Есфирь, в прибавлении. 2Мак 4:29 - брат Иудейского первосвященника Менелая.
ЛИСИЦА (Суд 15:4, Песн 2:15, Неем 4:3, Мф 8:20, Лк 13:32 и др.) - хорошо известное животное из рода собак, из отряда хищных, замечательное своею хитростью и лукавством. В некоторых частях Иудеи в древности лисиц водилось очень много. Они питаются птицами и небольшими четвероногими животными, и иногда тайком следуют за войсками и питаются трупами воинов, умерших во время похода. Лисицы, пойманные Самсоном и употребленные им для истребления Филистимских полей, виноградников и оливковых садов, служат доказательством того, что это животное, во времена Судей, в Палестине было общераспространенным. Подобный обычай существовал также на пиршествах и праздниках древнего Рима, именно: Римляне для увеселения гостей связывали попарно лисиц и между их хвостами вставляли факелы. В Песн 2:15 таинственный жених так говорит своей возлюбленной: "Ловите нам лисиц, лисенят, которые портят виноградники наши в цвете." Хитрость и лукавство лисицы вошли у Евреев в пословицу: "Пророки твои, Израиль," восклицает Пр. Иезекииль, как лисицы в развалинах" (13:4), "Пойдите, скажите этой лисице" (Лк 13:32): так отозвался при одном случае Господь И. Христос о лукавом и кровожадном царе Ироде. По свидетельству путешественников, лисицы сотнями скрываются в норах Сирии, или в садах, или в развалинах. Из этого факта становятся понятными для каждого глубоко выразительные слова Господа: "Лисицы имеют поры, и nmuцы небесные гнезда, а Сын человеческий не имеет, где преклонить голову" (Мф 8:20). "Опустела гора Сион, восклицает Пр. Иеремия, лисицы ходят по ней " (Плач Иер 5:18).