Сокращенные обозначения книг Писания 11 глава




(Мф 7:24-28, Лк 6:47-49). "Теперь, Я скажу вам, кому подобен тот, кто, приходя ко Мне, слушает эти слова Мои, и исполняет их: он подобен тому благоразумному строителю дома, который, выкопав глубоко, положил основание на камне. Почему, когда пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на этот дом: то не могли поколебать его; потому что он основан на камне. А кто слушает эти слова Мои, и не исполняет их, похож на человека безрассудного, который построил дом свой на песке без основания: пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на тот дом; и он тотчас обрушился, и разрушение его было великое."

Когда Иисус Христос окончил Свою беседу, народ дивился Его учению: потому что Он учил со властью, а не как книжники. И когда Он сошел с горы, пошло за Ним множество народа.

НАГОТА, НАГОЙ (Быт 2:25). В Св. Писании под именем нагого разумеется человек без всякой одежды, или только без верхней одежды. В 1Цар 19:24 говорится, что Саул снял одежды свои и весь день и всю ночь лежал неодетый. В Ис 20:2 повествуется, что пр. Исаия, по повелению Божию, "снял вретище с чресл своих и сандалии с ног, и ходил нагой и босой." Иносказательно слово нагота употребляется для выражения бедности человека. "Если брат, или сестра твои наги, говорит ап. Иаков, и не имеют дневного пропитания..." Нагота земли (Быт 42:9) означает бедность, беззащитность и слабые места страны. Обнажение ног служило знаком особого почтения к лицу (Лев 19:20).

НАДАВ (охотный, усердный) - имя пяти лиц:

Чис 3:2; старший сын, Аарона. С братом своим Авиудом, вопреки нарочитому повелению Божию (Лев 10:1), он принес Богу чуждый огнь, т.е. не с жертвенника, и за это был умерщвлен вместе с ним ниспосланным от Бога огнем. 3Цар 14:20, 15:25; см. Нават. 1Пар 2:28 - один из сынов Шаммая, из колена Иудина. 1Пар 9:36 - Вениамитянин, сын Иеила. 1Пар 5:19 - из потомков Измаила, сына Агари.

НАДАВАФ (1Мак 9:37) - пограничный город колена Рувимова (Нав 13:9-16), отнятый у Аморреев (Чис 21:30), после находившийся во власти Аммонитян и Моавитян (1Пар 19:7). Во времена Маккавейские он, вероятно, находился опять под властью Моавитян и занят был в это время Наватеями. Во времена Евсевия было известно древнее название этого города близь Есевона, а в настоящее время в означенной местности находится местечко Мадеба с несколькими развалинами.

НАДГРОБНЫЕ ПАМЯТНИКИ И ГРОБНИЦЫ (Быт 35:20, Иов 21:32, 2Цар 13:18) - в Египте, Палестине, Сирии, к в. от Иордана, в Месопотамии, равно как в соседних странах существуют доселе в значительном количестве гробницы глубокой древности и при том самых разнообразных видов. У Евреев гробницы их вообще высекались в скалах, что конечно требовало значительного труда. Гробницы простых людей без сомнения устраивались проще и менее искусственно. Гробницы патриархов в Хевроне, исследованные только отчасти, вероятно состояли из естественной пещеры, или нескольких пещер, обработанных и приспособленных для означенной цели (см. Махпела). По словам С. Пьеротти, означенные пещеры остаются доселе в своем естественном состоянии. Гроб Христа Спасителя в Иерусалиме, гробницы царей и других значительных лиц более или менее искусственные. Некоторые из древних Иудеев устраивали себе гробницы еще при своей жизни, тогда как другие погребались в гробницах, приготовленных их предками или предшественниками (Суд 8:32, 2Цар 2:32, 4Цар 9:28). Гробницы устраивались в садах и различных других местах (4Цар 21:26, 23:16, Ин 19:41). К примеру можно упомянуть о том, что гробницы находятся даже в таких отдаленных местностях как берега Мертвого моря. Во времена И. Христа Иудеи строили гробницы пророкам и украшали памятники праведников, но какие были это памятники и их украшения, неизвестно (Мф 23:27-29). В древности нам известны, как надгробные памятники, пирамиды царей Египетских. Известен памятник Маккавеев в Модине (1Мак 13:27). Он построен из квадратных камней и был так высок, что его можно было видеть издалека, пред ним стояли семь пирамид и кругом большие колонны, на которых утвержден купол.

НАДЕЖДА ХРИСТИАНСКАЯ -одна из главных Христианских добродетелей, есть успокоение сердца в Боге с уверением, что Он непрестанно печется о нашем спасении и дарует нам обещанное блаженство. Христианская надежда основывается на Господе Иисусе Христе, который, по слову апостола Павла, есть надежда наша (1Тим 1:1). Совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа, говорит ап. Петр (1Пет 1:13). Средства для приобретения спасительной надежды суть следующие: молитва и истинное учение о блаженстве с действительным последованием сему учению.

НАЕМНИК (Иов7:1) - лицо вступающее в наем на служение на определенное время, на день, или на год. По закону Моисееву, плата наемнику должна быть выплачиваема безостановочно (Лев 19:13). "Он беден, прибавляет Законодатель, и надежду свою возлагает на заработанную плату." На то обстоятельство, что время нашей жизни ограничено, указывает выразительно иносказательный язык книги Иова (7:1, 14:6). То слабое участие, которое наемник принимает в делах своего хозяина, сравнительно с горячим участием, которое принимает добрый постоянный пастырь овец, служит прекрасным объяснением одной из возвышенных притчей Господа о добром пастыре и наемнике (Ин 10:12,13). Наемник не подвергнет опасности своей жизни для сбережения чужой собственности.

НАЗАРЕТ (отрасль, отпрыск или огражденное место; Мф 2:23, Мк 1:9, Лк 1:26. Ин 1:45-48 и др.; по арабски Наера или Назира) город в Галилее, в кол. Завулоновом, лежащий на ю.-з. от Капернаума и к западу от южного конца Тивериадского озера, в 6 или 7 англ. милях на запад от горы Фавор, более чем с 3000 жителей из Греков, Католиков, Магометан и др. Назарет стоит в нагорной долине, откуда открывается прекрасный вид на долину Ездрилонскую и на горы Фавор, Гелвуй, Кармил и др. и на Средиземное море. Население его в евангельское время было бедно и невелико, и жители, как кажется, не отличались добрыми правами, по крайней мере не пользовались хорошею репутациею и были в презрении других. "Из Назарета может ли быть что доброе?" Это выражение обратилось как бы в притчу. Назарет приобрел себе всемирную известность как место, где жили праведный Иосиф, обручник Пресв. Девы, и особенно как место Благовещение Архангелом Гавриилом Пресв. Деве о рождении от Нее Сына Божия (Лук 1:26). В Назарет возвратились Иисус, Мария и Иосиф после своего пребывания в Египте (Мф 2:23). Здесь протекло все детство, отрочество и последующая жизнь Иисуса до самого Его вступления и открытое служение спасению человеков (Лк 2:39-51). Здесь в синагоге Назаретской Он однажды читал и объяснял Свящ. Писание. После чего все находившиеся в синагоге исполнились ярости и выгнав Иисуса вон из города, повели Его на вершину горы, на которой был построен Назарет, чтобы свергнуть Его, но Он, прошедши посреди их, удалился (Лк 4:30). Вследствие того обстоятельства, что Господь Иисус долго жил в Назарете, Он был прозван Иисусом Назореем (Ин 19:19)-. Даже доселе восточное название для Христиан есть Назрани или Назаряне. Главную достопримечательность Назарета составляет место Благовещения, занятое ныне Латинским монастырем. Главное украшение храма Благовещения составляет укромное жилище Пресв. Девы, находящееся под главною (среднею) частью храма и состоящее из трех комнат. Другое предание местных Греков свидетельствует, что местом Благовещения было другое место, находящееся в самом конце города, при источнике. Там стоит скромная Греческая церковь, построенная из развалин храма, воздвигнутого здесь св. Еленою. Там в самой церкви находится глубокий колодезь, называемый источником Св. Семейства, из которого Св. Дева Мария обыкновенно черпала воду и к которому даже доселе приходят черпать воду все Назаретские женщины. Из других замечательных мест Назарета показывают место мастерской Иосифа обручника-древодела, развалины синагоги, в которой Господь читал пророчество пр. Исаии о Себе самом; гору, с которой Назаряне хотели свергнуть Иисуса, и др. Назарет стоит на горе и окружен холмами, от которых отделяется узким оврагом. Настоящее положение города оправдывается и словами еванг. Луки, что он был построен на горе (4:29). Около времен Крестовых походов упоминается о первом Назаретском епископе; во время же Крестовых походов здесь находилась митрополичья кафедра, перенесенная сюда из Скифополя. В 1837 г. Назарет сильно пострадал от землетрясения.

НАЗОРЕЙ, НАЗОРЕИ (Чис 6:2) - слово, значащее с Еврейского языка: отделять отлучать. Во все дни обета назорейства, говорится в кн. Числ: ...до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он Господу (6:8). Назорей, мужчина ли то или женщина, мог произносить обет назорейства, т.е. не пить вина и других крепких напитков, отращивать волосы, не входить ни в один дом, в котором находилось мертвое тело, и наконец не присутствовать на похоронах. Если бы кто-либо из лиц мужеского или женского пола случайно умер в присутствии кого-либо из назореев, тогда он должен был снова выдерживать весь срок своего обета, т.е. назорейства. Этот обет давался вообще на восемь дней, иногда на месяц, а иногда и на всю жизнь. Когда же кончался срок оного, то назорей приносил жертву в храме, затем священник отрезывал у него часть волос и сжигал их на жертвеннике, после чего назорей освобождался от своего обета и мог опять пить вино (Чис 6). Некоторые назорей на всю жизнь посвящались Богу их родителями с самой колыбели и оставались таковыми до самой своей смерти: во всю жизнь они не пили вина и не стригли себе волос. Таковы были например Самсон, пр. Самуил и Иоанн Креститель (Суд 13:4-5, Лк 1:15, 1Цар 1:11). Лица, произнесшие обет назорейства вне Палестины и не имевшие возможности явиться в храм по окончании своего обета, довольствовались хранением воздержания, требуемого законом, и обрезанием своих волос у себя дома в той местности, в которой проживали. Приношения и жертвы, которые по предписанию закона Моисеева они должны были лично приносить в храме, откладывались ими тогда до более удобного случая, т.е. до времени посещения Иерусалима. По сему-то ап. Павел, произнесший обет. подобный назорейскому, бывши в Коринфе остриг себе волосы в Кенкреях, но отложил полное исполнение своего обета до времени своего прибытия в Иерусалим (Деян 18:18). Назорей составляли сами по себе секту или класс, подобно пророкам, и служили примером самоотвержения и святой жизни (Амос. 2:11-12).

НАИД см. 2Езд 9:21.

НАИН (значение этого слова довольно неопределенно, может быть жилища, пастбища, а может быть, и прекрасный). Г. Наин был местом одного из великих чудес Господа нашего Иисуса Христа, именно воскрешения сына вдовы Наинской (Лк 8:11). Он доселе еще существует под новейшим названием Неин и находится на с.-з. оконечности Джебель-Духи или малого Ермона, на ю. от г. Фавор и недалеко от Капернаума. Теперь это небольшое селение, расположенное на холме между долинами и состоящее из нескольких небольших домиков, с разбросанными вокруг развалинами, несколькими пещерами в скалах и небольшой мечетью.

НАЛОЖНИЦА (2Цар 16:22) - в Свящ. Писании это слово встречается не редко. Некоторые из самых благочестивых патриархов, как например Авраам и Иаков, имели наложниц: Агарь, Хеттуру и др. Подобные же примеры встречаются и во времена подзаконные, Судей и Царей, как например Манассия, Халев, Гедеон, Саул, Давид, Соломон и др. (1Пар 7:14, 1Пар 2:46-48, Суд 8:31, 2Цар 3:7, 2Цар 5:13, 2Пар 11:3). "По определению раввинов, пишет высокопр. митроп. Филарет, наложница есть жена из рабынь без брачной записи и обручения, чьи дети должны пользоваться дарами, но не наследством." И о наложничестве у Евреев пишет: "Евреи не только до закона, но и под законом дозволяли себе наложниц. Вероятно, что в сем обычае превращен в правило разрешения пример патриархов Авраама и Иакова. Патриархи же, сколько можно приметить, частью следовали обычно, принятому прежде их, частью уступили нетерпеливости иметь потомство, уже благословенное Богом, каковая нетерпеливость наипаче открывалась в их женах" (Записки на кн. Быт митр. Филарета. Часть II, стр. 150, 289-290). Таким образом наложничество представляется как слабость, допущенная древними патриархами частью по обычаю, принятому прежде их, частью по нетерпеливости иметь скорее потомство (Быт 16:1-2, 30:3). Бог терпел эту слабость. Но пример патриархов не дает оправдания для нее. Напротив, Свящ. Писание во многих местах дает видеть то ограничение этой слабости, то вредные последствия оной для семейного спокойствия, общественного благосостояния и чистоты нравов, то наконец прямые запрещения как поведения несогласного с первоначальным учреждением брака и волею Божиею. Таким образом Евангелие дает указание на свящ. установление брака, его первоначальное высокое значение (Быт 2:24, Мф 19:5, 1Кор 7:2), и по духу его наложничество в настоящее время считается тяжким грехом, равняющимся блуду и прелюбодеянию.

НАМЕССИ (извлеченный, или открывающий тайны Бог; 3Цар 19:16, 4Цар 9:2) - дед Ииуя, царя Израильского.

НАНЕЯ (2Мак 1:13-15) - божество Ассириян, Персов и других восточных народов, изображаемое на монетах Сассанидов, в одежде мусслиновой материи со складками, с сиянием вокруг головы и лотосовым цветком в правой руке. В Персидском городе Елимаиде в честь этой богини был устроен великолепный храм.

НАПЕРСНИК (слово судное; Исх 28:4, Лев 8:8 и др.) особая одежда на груди первосвященника с 12-ю различными драгоценными камнями, на которых были начертаны имена двенадцати колен сынов Израилевых (Исх 28:15-30). Кольца, цепи и другие украшения, прикреплявшие наперсник к ефоду, были сделаны из золота. Первосвященник должен был носить имена колен сынов Израилевых на наперснике у своего сердца для постоянного памятования о них пред Господом (Исх 28:29-30). Он назывался также наперсник судный (28:15), быть может и потому, что его носил на своих персях первосвященник, такое высокое лицо, которое должно было служить источником правды и суда для Иудейской церкви и которого решения по Божественному вдохновению всегда должны быть ясны, справедливы и обязательны для Иудеев.

НАРД - хорошо известное благовонное растение на Востоке, из рода валериановых, считавшееся драгоценным (Ин 12:3-5). Нард был хорошо известен древним и высоко ценился ими. Его вывозили преимущественно из Индии. В Палестине и соседних странах нард встречается в большом количестве на горах и равнинах. Евреи получали нардовую мазь из Малой Азии в небольших алебастровых сосудах, лучшая нардовая мазь выделывалась в Тарсе. Цельная нардовая мазь у Евреев была в большой цене; небольшой сосуд с такою мазью стоит более 300 динариев (Мк 14:3-5, Ин 12:3-5), т.е. более 60-ти наших рублей сер. Нард упоминается еще в Песн 4:14 вместе с шафраном, аиром и корицею, произведениями Сирии, Персии и Индии.

НАРЕЗЫНА ТЕЛЕ (Лев 19:28). У жрецов языческих народов молитвенный экстаз или исступление выражались между прочим в скаканий, громком крике и самобичевании. Так пророки Ваала по требованию царя Ахава, в присутствии пророка Божия Илии и народа, скакали пред жертвенником Ваала, кричали громким голосом и "кололи себя по своему обыкновению ножами и копьями, так что кровь лилась по ним" (3Цар 18:28). У евреев было в обычае выражать скорбь вообще раздиранием одежды, посыпанием главы пеплом, обритием головы, обрезанием бороды; в частности скорбь по умершим выражалась особенным образом: евреи выстригали волосы над глазами, делали надрезы на теле и накладывали на себя письмена. Такого рода выражение скорби по умершем было запрещено законом (Лев 19:28, Вт 16:1); а священникам было возбранено и прикосновение к умершим из народа своего, исключая самых близких родных и также запрещено брить голову свою и подстригать край бороды своей и делать нарезы на теле (Лев 21:1 -6).

НАРКИСС (Рим 16:11) - по преданию Восточной Церкви, один из 70 апостолов, бывший потом епископом в Афинах. Из его домашних были верующие во Христа, которым апостол и посылает свое приветствие. Память его 4 января и 31 октября.

НАРОД, НАРОДЫ (Быт 10:5; Вт 32:6, Деян 10:35 и др.). "От одной крови Он (Господь) произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию," говорит ап. Павел Афинянам в ареопаге (Деян 17:26). О начале образования и разделения народов краткое повествование представляет нам само Свящ. Писание в своей таблице народов после потопа (Быт 10). Таблица эта составляет главный и неисчерпаемый источник для историка. По ней все народы, различающиеся между собою языками и другими признаками, возникли и образовались из семейств и поколений одного общего родоначальника. Общий родоначальник всего рода человеческого есть Адам (Быт 3:20), и так как первобытный мир истреблен был от Бога всемирным потопом, кроме Ноя и его семейства, то Ной и его дети: Сим, Хам Иафет, сделались родоначальниками всех народов (Быт 6:17-18, 9:1 и др.). Они дали свои имена как тем народам, которые от них произошли, так и тем странам, где поселились происшедшие от них народы.

НАРОСТ (1Цар 5:6,9) - название болезни посланной на Филистимлян. По мнению некоторых, болезнь эта походила на нынешнюю болезнь геморрой, а другие думали, что она была в роде дизентерии. LXX и Вульгата считают более правдоподобным предположение первое, потому что одержимые этою болезнью делали себе кожаные седалища, очевидно с целью уменьшить болезненные страдания.

НАРЦИСС (Песн 2:1, Ис 35:1) - луковичное благовонное растение, на подобие тюльпана, из семейства амарилиссовых, растущее большею частью дико в Западной Европе и в Малой Азии. В древние времена он украшал собою поля Палестинские и долину Саронской. "Я нарцисс Саранский, лилия долин," говорит о себе Таинственный Жених в Песн 2:1. Нарциссы и доселе еще встречаются в обилии на долине Саронской и в Египте. У нас нарциссы разводятся, как раннее зимнее и весеннее растение, для комнат и бывают белые, желтые, розовые и других цветов.

НАРЯДЫИ УКРАШЕНИЯ, особенно женские, существовали между Евреями уже в самые отдаленные времена, во времена патриархов (Быт 24:47). Изобретательницею женских нарядов считается Ноэма, сестра Тувалкаина (Быт 4:22). Мужчины ограничивались большею частью тем, что носили перстни с печатями, кольца, трости (Быт 38:18 и др.), волос не стригли и бород не брили (Иез 44:20, Суд 16:13). Израильские женщины носили в своих ушах не только серьги (Быт 25:4), но и носовые кольца, частью из металла, частью из драгоценных камней или перлов (Песн 1:9-10). На шеях носили по несколько ожерелий, к которым иногда привешивались на цепочках маленькие баночки или флаконы с духами (Ис 3:19), на руках носили по несколько колец, цепочек, запястьев, перстней и браслет (Быт 24:22-30, Иез 16:11). Были украшения для ног, т.е. носили ножные браслеты или повязки вокруг голени, около лодыжки. Эти повязки делались из слоновой кости, золота, серебра или другого металла. Иногда они украшались металлическими позвонками, чтобы во время ходьбы от движения ног они издавали звон. Кроме сего Еврейские женщины употребляли полированные ручные зеркала из меди (Сир 12:11), которые, как наряд, нужно полагать, были носимы в руках. Они любили также убирать свои волосы на голове (1Петр. 3:3-4). Украшение невест вошло даже в пословицу (Ис 61:10, Иер 2:32). Касательно женских украшений и нарядов ап. Петр дает прекрасное наставление Христианским женам: "Да будет украшением вашим, не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, говорит он, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом" (1Пет 3:34).

НАСАР (1Мак 11:67) - равнина в колене Неффалимовом на ю. от Кадиса и на з. от озера Мерон. При этом городе Ионафан, брат иуды Маккавея, одержал великую победу над Сириянами.

НАСВАС (Тов 11:17) - племянник Ахиахара, племянника Товита, бывшего у царя Сахердана виночерпием, хранителем перстня и домоправителем.

НАСЕКОМЫЕ см. о них под собственными названиями каждого из них.

НАСИ. см. 2Езд 5:32. В 1Езд 2:54 стоит: Нециах.

НАСЛЕДСТВО, НАСЛЕДИЕ (Быт 31:14) - В современном употреблении этого слова оно означает имущество или имение, которое наследуют дети по смерти своего отца, и которые вследствие сего называются наследниками. Впрочем в восточных странах наследство детям часто выдавалось еще при жизни их отца. У Индусов отец обязывался сделать ровное распределение своей собственности между детьми, каковы бы они ни были. Вот почему отец, упоминаемый Господом в притче о блудном сыне, имевший двух сыновей, по просьбе меньшего из них разделил между ними имение (Лк 15:12). Слово наследие употребляется и в более общем смысле для обозначения собственности или участия в имении (Деян 7:5). Законы о наследстве по законоположению Моисея у Евреев были очень просты. Землю можно было закладывать, но нельзя было ее продавать вовсе. Старший сын или первородный получал двойную часть наследства (Вт 21:15). Побочные дети не имели никакого участия в этом, наследстве, довольствуясь только подарками от отца и еще до раздела наследства выселялись из дома, или были удаляемы законными наследниками (Быт 21:10 и далее). Дочери имели право только на содержание из отцовского имущества до своего замужества и при выходе замуж получали иногда приданое (Нав 15:18). Если же кто вовсе не имел детей, то его имение переходило к его братьям, а за неимением братьев, к братьям отца, если же и их не было, то к ближайшим родственникам (Чис 27:8-11). Порядок наследия был следующий: если кто умрет, не имея у себя сына, то удел передавался его дочери; если же у умершего не было дочери, то удел переходил к братьям его; если же не было у него братьев, то удел передавался братьям отца его; если же не было братьев у отца его, то удел переходил к близкому родственнику его (Чис 27:8-11). Оставшаяся вдова не имела никакой части в наследстве, а должна была получать содержание от своих детей или от наследников (Мф 15:4-6, 1Тим 5:4-8). Иногда вдовы возвращались в дом своих родителей (Быт 38:11, Руфь 1:13).

НАУМ (утешение; Наум. 1:1) - один из двенадцати меньших пророков. Мы не имеем о нем никаких сведений, кроме того, что сказано в 1 главе его книги, именно что Он был родом Елкосеянин. Место Елкос, по которому он прозван Елкосеянином, по мнению одних, находилось в Галилее, а по мнению других, в Алкуше, близ Мосула. По свидетельству Вениамина Туделя, гробница Наума находилась в Аин-Шифта; по мнению новейших писателей, она находится в Алкуше, где Иудеи ежегодно празднуют его память в продолжение 14 дней. Но где бы он ни жил, и где бы ни умер, несомненно одно, что он пророчествовал прежде падения Ниневии, и после разрушения Египетского города Но или Но-Аммона (Наума 3:7-8). По-видимому, он также пророчествовал после плена колен Израилевых и прежде плена колен Иудиных. Все и книге указывает на то, что Наум жил около времен пр. Исаии и Михея. Память пр. Наума празднуется 1-го декабря.

НАУМА ПРОРОКА КНИГА состоит из трех кратких глав и начинается следующими словами: Пророчество о Ниневии книга видений Наума Елкосеянина. Главное содержание книги суть пророчества о гибели и падении Ниневии, предсказание бедствий, которые Господь наведет на этот город, и самое живое изображение окончательного и совершенного разрушения этого древнего и великого города. Иносказания в ней особенно живы и рельефны. Читая эту книгу можно думать, что пророк сам находился во время падения Ниневии, видел самих врагов, всадников и конницу, их колесницы, беспорядок и ужас осады, - так живы его изображения! Одни изображения, сравнения и подобия в книге беспрестанно сменяются другими, поражают неожиданностью и живостью. Изображение Господа-ревнителя и мстителя отличаются особенною возвышенностью (1:2-8).

НАФАН (податель) - имя следующих лиц: 2Цар 5:14 - один из сыновей царя Давида от Вирсавии и предок по прямой линии от Иисуса Христа (Лк 3:31).

2Цар 7:2-4, 12:1-25 и др. - пророк, занимавший видное положение в царствование Давида и Соломона и бывший по крайней мере в трех случаях непосредственным орудием сообщения между Богом и царем. В первый раз упоминается о нем в связи с намерением Давида построить храм Господу, намерением которое пророк вначале горячо одобрил, но в последующее время по нарочитому повелению Божию не допустил его осуществить (2Цар 7:1-17). Далее мы видим, что Господь возложил собственно на пр. Нафана обличить царя за содеянный им тяжкий грех относительно Урии и его жены. Повествование, в котором описывается это обличение, несомненно может считаться одною из трогательнейших страниц свящ. истории, особенно по красоте притчи, в которой он очертил его грех (2Цар 12:1-14). Устами Нафана были произнесены над Давидом строгое обличение в содеянном им грехе и суд Божий за оный, но его же устами произнесено было также и уверение в Божием прощении и знаменательное имя, данное младенцу Соломону Иедидиа (возлюбленный Богом), родившемуся от Вирсавии, что указывало на Божественную любовь и милость к нему (ст. 25). Вероятно, вследствие сего обстоятельства Давид принимал особенное отеческое участие в Соломоне и в провозглашении его наследником престола перед своею смертью. По внушению того же пр. Нафана мать Соломона осмелилась напомнить умирающему царю о правах сына своего Соломона на престол и в силу ее ходатайства Давид не замедлил провозгласить его царем (3Цар 1:8-40). После сего о Нафане в Свящ. Писании не упоминается, но вероятно он жил долгое время и в царствование Соломона. В 2Пар 9:29 прямо говорится, что он описал в своих записях деяния Соломоновы, как прежде того описал дела царя Давида (1Пар 29:29).

Захар 12:12 - пророк Захария, описывая раскаяние Иудеев и признание с их стороны распятого Мессии, упоминает о доме Нафана: "и будет рыдать, говорит он, племя дома Нафана." Разумеется ли здесь вышеупомянутый пр. Нафан, или другое какое лицо, решить трудно.

2Цар 23:36 - отец Игала, из Цобы, одного из сильных царя Давида. 1Пар 11:38 - брат Иоиля, одного из главных, воинов Давида, может быть лицо тождественное с вышеупомянутым. 3Цар 4:5 - отец Азарии, начальник над приставниками царя Соломона. 1Пар 2:36 - сын Аттая и отец Завада, из потомства Иуды. 1Езд 8:16, 10:39 - одно из лиц, посланных Ездрою после плена к начальствующему в местности Касифье, чтобы привести оттуда служителей для Дома Божия. Вероятно, то же самое лицо упоминается и в последней цитате.

НАФАНАИЛ (дар Божий) - имя следующих лиц: Чис 1:8 - сын Цуара, из начальников колена Иссахарова, участвовавший при исчислении народа Израильского при Моисее. 1Пар 2:14 - один из сынов Иессея, брат Давида. 1Пар 15:24 - один из священников, упоминаемых при перенесении Ковчега Завета при Давиде в Иерусалим. 1Пар 24:6 - левит, писец, отец Шемаии. 1Пар 26:4 - один из сыновей Овед-Едома. 2Пар 17:7 - из князей в царствование Иосафата. посланных им вместе с другими для научения народа. 2Пар 35:9 - из начальников левитов, участвовавший в праздновании великой Пасхи, в царствование Иосии. 1Езд 10:22 - один из сынов Пашхура, давший вместе с другими руку свою в уверение отпустить жену иноплеменницу и принести в жертву овна за свою вину. Неем 12:21 - глава семейства из дома Иедаии во дни Иоакима. Неем 12:36 - из священников, участвовавших с музыкальными орудиями при освящении стены Иерусалимской во дни Ездры и Неемии. Иудиф. 8:1) предок Иудифи.

Ин 1:45-51, 21:2 - один из 12 апостолов, прозывавшийся иначе по отцу Варфоломеем (Мф 10:3, Мк 3:18, Лк 6:14), уроженец Каны Галилейской. Под именем Нафанаила о нем дважды упоминает только св. еванг. Иоанн, именно в означенных цитатах. Обстоятельства, при которых Нафанаил сделался одним из учеников Христовых, особенно замечательны, так как рисуют в ярком свете его характер. Сам Иисус засвидетельствовал о нем, что это истинный Израильтянин, в котором нет лукавства (Ин 1:47). Он был вместе с сыновьями Зеведеевыми и другими при рыбной ловле на Тивериадском озере, когда всем им явился Господь (Ин 21:2). Он находился также в числе 11-ти учеников, упоминаемых в Деян 1:13. Нафанаил проповедовал Евангелие сперва в Малоазийских областях вместе с ап. Филиппом, потом в Аравии, Ефиопии, Индии и великой Армении, где и скончался мученически, именно, по одним - распят на кресте, а по другим - с него живого снята кожа. Память его совершается Церковью 11-го июня.

НАФАНИЯ (Богом дарованный; 2Езд 9:34). В 1Езд 10:39 стоит: Нафан.

НАФЕК (росток, отрасль; 2Цар 5:15) - один из сынов Давида, родившихся в Иерусалиме.

НАФИШ (освежение, по Фюрсту - многочисленный; Быт 25:15) - сын или потомок Измаила, очевидно из того племени, которое жило по ту сторону Иордана.

НАФОФ-ДОР (возвышенное место, высота; Нав 11:2) - древний Хананейский город, царь которого, соединившись с Иавином царем Асорским против Иисуса Навина, был побежден последним. Хотя означенный город и находился в колене Ассировом, но он был отдан полу колену Манассиину (Нав 17:11). Израильтяне долго не могли вытеснить его древних обитателей, Финикиян (Суд 1:27), и овладели им уже во времена Давида. Соломон поставил здесь приставником некоего Бев-Авинадада (3Цар 4:11). Осажденный и разрушенный Антиохом Сидетом, он был снова возобновлен Габинием, Римским военачальником, и в течение многих лет был одним из значительнейших городов. Нафов-Дор был кафедрою епископа в первые века Христианства, но Иероним в IV столетии нашел его уже в развалинах. В настоящее время здесь небольшое селение Тантура или Тортура, находящееся в 9-ти англ. милях от Кесарии по пути в Птоломаиду.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: