по подготовке, написанию и оформлению работ




Методические рекомендации

Работа над учебным проектом представляет несколько стадий:

1) постановка практической проблемы — проблематизация;

2) поиск способа решения проблемы — проектирование решения;

3) планирование достижения желаемого результата;

4) практическая реализация проекта;

5) завершение проекта.

Работу над индивидуальным проектом условно можно разделить на теоретический этап, этап индивидуальной работы, этап по подготовке к защите проекта, защиту индивидуального проекта. Возможны и другие наименования этапов и их количество, например: подготовительный этап, этап планирования, практический этап, аналитический этап, коррекционный этап, заключительный этап.

Этапы работы над индивидуальным проектом

1 этап: Предпроектный (организационный, подготовительный) — выбор темы учебного проекта. Тема проекта согласовывается с учителем. Выбор темы должен основываться на:

§ осознании проблемы, выделении конкретной потребности;

§ оценке возможного решения проблемы;

§ собственном интересе и способностях;

§ оценке материальных возможностей для производства проектного продукта;

§ оценке рисков и преимуществ от реализации проекта.

В связи с выбранной темой необходимо сформулировать цели и задачи проекта. Цель — это предполагаемый и желаемый результат, а задачи — конкретные пути её достижения.

После того, как тема выбрана и утверждена, составляется предварительный план проекта, представляющий собой перечень наиболее важных вопросов темы и видов деятельности по производству проектного продукта:

1) сбор материалов по истории или теории вопроса;

2) анализ имеющихся материальных ресурсов;

3) составление дорожной карты по получению (созданию) проектного продукта;

4) дизайнерские способы, приемы, техники представления проектного продукта.

План необходим для определения основных направлений исследования и сбора материала. Предварительный план согласовывается с учителем. В процессе работы над проектом план корректируется и уточняется.

Работа с литературой включает в себя:

1) отбор и изучение литературы по теме проекта;

2) сбор материала, его изучение, анализ и обобщение.

Все необходимые данные о книгах, справочниках, пособиях записываются для последующего составления списка литературы.

Планирование процесса подготовки производится в соответствии с возможностями и ресурсами:

1) материально-технической базой образовательной организации при поддержке ресурса сетевых партнёров;

2) творческими способностями авторов проекта;

3) собственными материальными ресурсами авторов проекта.

Формы представления продукта:

§ устное выступление;

§ письменный отчет (не путать с рефератом!);

§ презентация (слайд-шоу);

§ компьютерная программа;

§ сайт, блог;

§ фильм (анимация или видео);

§ оформление кабинета или другой дизайн-проект;

§ игра;

§ спортивное мероприятие и т.д.

После определения формы продукта следует определить требования к нему: содержательные, визуальные, технические.

При работе над проектом необходимо строго придерживаться графика и плана работы.

Одним из вариантов представления последовательности работы над проектом и подготовки проектного продукта, который подлежит публичной защите, может являться технологическая карта.

2 этап: Реализация проекта (технологический)

Выполнение и оформление индивидуального проекта и продукта, который защищается публично, в соответствии с требованиями локального акта образовательной организации. Разработка параметров и критериев оценки проектной деятельности, в том числе самооценки. Обязательным условием является соблюдение правил техники безопасности и культуры труда.

3 этап: Рефлексивный (публичная защита индивидуального проекта, подведение итогов, самооценка)

Автор проекта в отведенное на защиту время должен представить свою работу. В выступлении необходимо дать аннотацию (краткое описание):

1) проблема, определившая тему проекта;

2) цель, которая ставилась в начале работы над проектом;

3) задачи, которые решались для достижения цели;

4) новые знания и умения, полученные в процессе работы;

5) трудности работы над проектом и его продуктом и способы их преодоления;

6) соответствие полученного результата цели.

В процессе защиты можно использовать заранее подготовленный наглядный материал. Требования к изложению материала:

§ изложение материала должно быть точным, ясно выражать мысль автора;

§ изложение материала должно быть логичным, т.е. последовательным и не противоречащим самому себе;

§ изложение материала должно быть грамотным, соответствовать нормам литературного языка.

Выступление на защите должно показать, как глубоко осмыслена тема, в какой мере самостоятельным получилось исследование, насколько широки познания авторов проекта по предмету. После выступления авторам задают вопросы по теме проекта или непосредственно связанные с ней.

4 этап — Постпроектный

Подготовка портфолио проекта (проектной папки) — это папка документов, фиксирующих ход работы над проектом. Портфолио включает:

§ паспорт проекта

§ планы и графики выполнения этапов проекта

§ отчёты рабочих групп,

§ рисунки, эскизы, чертежи, наброски проектного документа;

§ материалы к презентации,

§ результаты экспертизы.

Целесообразно выбрать ответственного за наполнение портфолио, к которому будет стекаться информация от всех членов группы.

Паспорт проекта является основным документом портфолио. Его заполнение необходимо для определения целей, задач, основополагающих вопросов осуществляемой проектной деятельности. Паспорт проекта состоит из следующих, обязательных для заполнения элементов:

1. Название проекта.

2. Учебный предмет (предметы) в рамках которого разрабатывается проект и смежные с ним дисциплины.

3. Тип проекта.

4. Цель проекта.

5. Задачи проекта.

6. Руководитель и консультанты проекта.

7. Возраст обучающихся проекта.

8. Состав проектной группы (имена и фамилии участников).

9. Аннотация проекта (актуальность, личная значимость, практическое применение).

10. Предполагаемые продукты проекта.

11. Этапы работы над проектом (продолжительность, этапы работы над проектом, ответственные).

12. Необходимое оборудование и ресурсы.

Паспорт проектной работы составляется обучающимися под руководством преподавателя. В некоторых случаях преподаватель может только утверждать (и при необходимости корректировать) паспорт, самостоятельно подготовленный членами проектной группы.

Отчёт обучающегося по итогам выполнения проекта может иметь следующую структуру:

§ титульный лист (название проекта, автор, класс, координатор проекта и консультанты, дата исполнения);

§ вступление (включает обоснование выбора темы, цель проекта и план работы);

§ основная часть содержит описание основных этапов создания проекта;

§ заключение (содержит основные выводы, самооценку и рефлексию);

§ библиография и источники информации;

§ приложения (рисунки, фотографии, карты, таблицы, графики, стенограммы интервью, анкеты и т.п.).

Если отчет текстовый файл или файл презентации, то он должен быть представлен на дискете, на которой надписаны: имя автора, класс, название работы, имя файла.

К заполнению проектной папки следует относиться серьёзно и в то же время не увлекаться сбором большого числа документов. Записи должны быть ёмкими и краткими, отражать развитие идеи и ход работы. Работая над проектной документацией, обучающиеся учатся соотносить свои действия с планируемыми результатами и осуществлять контроль своей деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: