Практическое занятие № 15. Исследование синхронного реактивного конденсаторного двигателя




Цель работы: Изучить конструкцию и принцип действия трехфазного синхронного реактивного двигателя.

 

Общие указания: Синхронный реактивный электродвигатель – синхронный электродвигатель, вращающий момент которого обусловлен неравенством магнитных проводимостей по поперечной и продольной осям ротора, не имеющего обмоток возбуждения или постоянных магнитов.

Конструкция синхронного реактивного двигателя

Статор реактивного двигателя бывает с распределенной и сосредоточенной обмоткой, и состоит из корпуса и сердечника с обмоткой.

 

Рис. 1 Синхронный реактивный двигатель Рис. 2 Статор синхронного реактивного электродвигателя с распределенной обмоткой

 

Выделяют три основных типа ротора реактивного двигателя: ротор с явновыраженными полюсами, аксиально-расслоенный ротор и поперечно-расслоенный ротор.

 

Рис. 3 Ротор с явновыраженными полюсами Рис. 4 Аксиально-расслоенный ротор Рис. 5 Поперечно-расслоенный ротор

Принцип работы реактивного двигателя: Переменный ток, проходящий по обмоткам статора, создает вращающееся магнитное поле в воздушном зазоре электродвигателя. Крутящий момент создается, когда ротор пытается установить свою наиболее магнито проводящую ось (d-ось) с приложенным полем, для того чтобы минимизировать магнитное сопротивление в магнитной цепи. Амплитуда момента прямо пропорциональна разницы между продольной Ld и поперечной Lq индуктивностями. Следовательно, чем больше разница, тем больше создаваемый момент.

 

Рис. 6 Линии магнитного поля синхронного реактивного электродвигателя Рис. 7 Объект с анизотропной геометрией (a) и изотропной геометрией (b) в магнитном поле

 

Главная идея может быть объяснена с помощью рисунка 7. Объект "a" состоящий из анизотропного материала имеет разную проводимость по оси d и оси q, в то время как изотропный магнитный материал объекта "b" имеет одинаковую проводимость во всех направлениях. Магнитное поле, которое прикладывается к анизотропному объекту "a", создает вращающий момент, если существует угол между осью d и линиями магнитного поля. Очевидно, что если ось d объекта "a" не совпадает с линиями магнитного поля, объект будет вносить искажения в магнитное поле. При этом направление искаженных магнитных линий будут совпадать с осью q объекта.

В синхронном реактивном электродвигателе магнитное поле создается синусоидально распределенной обмоткой статора. Поле вращается с синхронной скоростью и может считаться синусоидальным.

В такой ситуации всегда будет существовать момент, направленный на то, чтобы уменьшить полную потенциальную энергию системы, путем уменьшения искажения поля по оси q (δ→0). Если угол δ сохранять постоянным, например, путем контроля магнитного поля, тогда электромагнитная энергия будет непрерывно преобразовываться в механическую.

Ток статора отвечает за намагничивание и за создание момента, который пытается уменьшить искаженность поля. Управление моментом осуществляется путем контроля фазы тока, то есть угла между вектором тока обмоток статора и d-осью ротора во вращающейся системе координат.

Рис. 8 Силовые линии магнитного поля вокруг объекта с анизотропной геометрией

 

Особенности синхронного реактивного электродвигателя:

Преимущества:

− Простая и надежная конструкция ротора:

− ротор имеет простую конструкцию, состоящую из тонколистовой электротехнической стали, без магнитов и короткозамкнутой обмотки.

− Низкий нагрев:

− так как в роторе отсутствуют токи, он не нагревается во время работы, увеличивая срок службы электродвигателя.

− Нет магнитов:

− снижается конечная цена электродвигателя, так как при производстве не используются редко земельные металлы. При отсутствии магнитных сил упрощается содержание и техническое обслуживание электродвигателя.

− Низкий момент инерции ротора:

− так как на роторе отсутствует обмотка и магниты, момент инерции ротора ниже, что позволяет электродвигателю быстрее набирать обороты и экономить электроэнергию.

− Возможность регулирования скорости:

− в виду того, что синхронный реактивный электродвигатель для своей работы требует частотный преобразователь, имеется возможность управления скоростью вращения реактивного двигателя в широком диапазоне скоростей.

Недостатки:

− Частотное управление:

− для работы требуется частотный преобразователь.

− Низкий коэффициент мощности:

− из-за того, что магнитный поток создается только за счет реактивного тока. Решается за счет использования частотного преобразователя с коррекцией мощности.

Контрольные вопросы:

1. Основные элементы конструкции СРД и их назначение.

2. Назначение, принцип действия СРД.

3. В чем отличие конструкций роторов СРД?

4. Поясните преимущества и недостатки СРД в сравнении с синхронными двигателями с электромагнитным возбуждением.

5. Поясните преимущества и недостатки СРД в сравнении с асинхронным двигателем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: