Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика 10-11 класс
Интернет как глобальная информационная система
Вернемся к Интернету, о котором уже шла речь в предыдущей главе. Сейчас мы будем говорить об Интернете с точки зрения выполнения им своего главного назначения: быть глобальной информационной системой. Системой, дающей пользователю неограниченные возможности как для информационных коммуникаций с другими людьми, так и для получения любой интересующей его информации.
Средства предоставления определенных информационных услуг для пользователей Сети принято называть службами Интернета. Опишем некоторые самые известные службы, разделив их на коммуникационные и информационные.
раз ооратим ваше внимание на то, что каждая служба Сети поддерживается работой определенного сервера и определенного клиента на компьютере пользователя.
Работа связки «сервер-клиент» подчиняется протоколу: стандарту на представление, обработку, передачу информации средствами данной службы.
TCP/IP является базовым протоколом Интернета. Тогда протоколы служб можно назвать прикладными протоколами (иногда их называют протоколами второго уровня).
Поясним смысл еще двух терминов, которые будут дальше использоваться. Режим on-line — это режим работы пользователя в состоянии подключения к какому-либо серверу Сети. Состояние отключенной связи называется режимом off-line. Аналогия: общение по телефону всегда происходит в режиме on-line. При отправлении телеграммы вы заполняете бланк в режиме off-line, затем телеграфист в режиме on-line передает телеграмму по линии связи; а затем получатель читает телеграмму в режиме off-line.
Коммуникационные службы Интернета
|
|
Электронная почта — e-mail. Это наиболее старая и одна из самых массовых служб Сети. Ее назначение — поддержка обмена письмами между пользователями.
Схема работы электронной почты отражена на рис. 5.9. Почтовый сервер — это своеобразное «почтовое отделение», куда поступает входящая корреспонденция зарегистрированных на нем пользователей. Эта корреспонденция помещается в почтовые ящики пользователей — специально отведенные разделы на жестком диске. Каждый пользователь получает персональный почтовый адрес, по которому к нему будут поступать письма.
Рис. 5.9. Схема функционирования электронной почты
Процесс передачи почтового сообщения похож на описанный выше процесс передачи телеграммы. Сначала пользователь в режиме off-line пишет текст письма, указывает адрес получателя. Для этого используется редактор подготовки писем, входящий в клиент-программу электронной почты. Подготовленные письма помещаются в папку Исходящие. Затем устанавливается связь с сервером. Далее происходит автоматическая работа в режиме on-line: сервер по паролю определяет пользователя, принимает все письма из папки Исходящие, передает поступившие письма, которые помещаются в папку Входящие. Сеанс связи заканчивается. Папка Исходящие становится пустой, отправленные письма сохраняются в папке Отправленные. Если используется коммутируемая телефонная линия, то пользователь отключает телефонную связь. После этого он может не спеша просматривать полученную почту.
|
|
Почтовый сервер работает постоянно. Он организует передачу по сети исходящих писем. Входящую корреспонденцию почтовый сервер раскладывает по почтовым ящикам.
Клиент-программа кроме функции приема/передачи писем во время сеанса связи выполняет еще множество сервисных функций: подготовку и редактирование писем, организацию адресной книги, просмотр почтового архива, сортировку и удаление писем из почтового архива и пр. Популярным клиентом e-mail является программа Outlook Express, входящая в стандартную поставку операционной системы Windows.
Из схемы на рис. 5.9 видно, что сервер и клиент работают по разным протоколам. Безусловно, «язык» у них общий и они «понимают» друг друга. Но функции отличаются. РОРЗ (Post Office Protocol — протокол почтового отделения), кроме прочего, выполняет функцию защиты информации. Во время сеанса связи он устанавливает личность пользователя, обеспечивает связь с его персональным ящиком. Задача клиент-программы — передать на сервер исходящие письма и принять поступившие.
Здесь используется более простой протокол SMTP (Simple Mail Transfer Protocol — простейший протокол передачи почты).
Служба телеконференций, другое название — списки рассылки. Это
тоже организация почтовой переписки. Но если по электронной почте вы отправляете свое письмо какому-то одному лицу персонально, то в телеконференции письмо направляется одновременно всем ее участникам. В свою очередь, все сообщения, которые поступают в адрес конференции, будут поступать в ваш почтовый ящик и загружаться в компьютер во время сеанса связи. Чтобы стать участником конференции, на нее нужно подписаться. Для этих целей существуют определенные адреса. Телеконференция всегда посвящается определенной теме, поэтому переписка в ней происходит только в рамках темы.
|
|
Телеконференция объединяет в себе как коммуникационную, так и информационную функции. С одной стороны, здесь происходит личностное общение, с другой — материалы конференции содержат большой объем полезной информации, которая определенное время хранится на сервере и может рассматриваться как некоторый информационный ресурс (электронная газета). Это особенно важно для специалистов, участвующих в конференциях по профессиональным тематикам, таким как наука, производство, бизнес, торговля и пр. В материалах конференции молено найти ценные советы, консультации, которые помогут в принятии важных решений.
Форумы прямого общения — IRC (Internet Relay Chat). В буквальном переводе — «болтовня» в режиме реального времени (chat-конференции). Общение между участниками происходит в режиме on-line в письменной форме. Так же как в телеконференции, участники chat-конференции делятся по тематическим группам.
На компьютере-сервере работает chat-сервер, на ПК пользователя — chat-клиент. Существует множество различных программ-клиентов, которые распространяются бесплатно через Интернет.
Этой службой больше всего увлекаются молодые люди. Общение в чате они превращают в своеобразную игру, в которой каждый участник зачастую придумывает для себя какой-то образ и обыгрывает его. Впрочем, chat-службой можно воспользоваться и для серьезного общения, как коллективного, так и один на один.
Интернет-телефония — голосовое общение через Сеть в режиме online. Это новая, развивающаяся служба. Ее основное преимущество перед телефоном — низкая цена. Качество пока уступает телефонной связи (задержки во времени, искажение звука), однако нет сомнений, что со временем этот недостаток будет преодолен.