Коммуникационные службы Интернета




Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика 10-11 класс

 

Интернет как глобальная информационная система

 

 

Вернемся к Интернету, о котором уже шла речь в предыдущей главе. Сейчас мы будем говорить об Интернете с точки зрения выполнения им своего главного назначения: быть глобальной информационной системой. Системой, дающей пользователю неограниченные возможности как для информационных коммуникаций с другими людьми, так и для получения любой интересующей его информации.

Средства предоставления определенных информационных услуг для пользователей Сети принято называть службами Интернета. Опишем не­которые самые известные службы, разделив их на коммуникационные и информационные.

раз ооратим ваше внимание на то, что каждая служба Сети под­держивается работой определенного сервера и определенного клиента на компьютере пользователя.

Работа связки «сервер-клиент» подчиняется протоколу: стандар­ту на представление, обработку, передачу информации средствами данной службы.

TCP/IP является базовым протоколом Интернета. Тогда протоколы служб можно назвать прикладными протоколами (иногда их называют протоколами второго уровня).

Поясним смысл еще двух терминов, которые будут дальше использо­ваться. Режим on-line — это режим работы пользователя в состоянии под­ключения к какому-либо серверу Сети. Состояние отключенной связи на­зывается режимом off-line. Аналогия: общение по телефону всегда проис­ходит в режиме on-line. При отправлении телеграммы вы заполняете бланк в режиме off-line, затем телеграфист в режиме on-line передает те­леграмму по линии связи; а затем получатель читает телеграмму в режиме off-line.

Коммуникационные службы Интернета

Электронная почта — e-mail. Это наиболее старая и одна из самых мас­совых служб Сети. Ее назначение — поддержка обмена письмами между пользователями.

Схема работы электронной почты отражена на рис. 5.9. Почтовый сер­вер — это своеобразное «почтовое отделение», куда поступает входящая корреспонденция зарегистрированных на нем пользователей. Эта коррес­понденция помещается в почтовые ящики пользователей — специально от­веденные разделы на жестком диске. Каждый пользователь получает персо­нальный почтовый адрес, по которому к нему будут поступать письма.

 

Рис. 5.9. Схема функционирования электронной почты

 

 

Процесс передачи почтового сообщения похож на описанный выше процесс передачи телеграммы. Сначала пользователь в режиме off-line пишет текст письма, указывает адрес получателя. Для этого используется редактор подготовки писем, входящий в клиент-программу электронной почты. Подготовленные письма помещаются в папку Исходящие. Затем устанавливается связь с сервером. Далее происходит автоматическая ра­бота в режиме on-line: сервер по паролю определяет пользователя, прини­мает все письма из папки Исходящие, передает поступившие письма, ко­торые помещаются в папку Входящие. Сеанс связи заканчивается. Папка Исходящие становится пустой, отправленные письма сохраняются в пап­ке Отправленные. Если используется коммутируемая телефонная линия, то пользователь отключает телефонную связь. После этого он может не спеша просматривать полученную почту.

Почтовый сервер работает постоянно. Он организует передачу по сети исходящих писем. Входящую корреспонденцию почтовый сервер раскла­дывает по почтовым ящикам.

Клиент-программа кроме функции приема/передачи писем во время сеанса связи выполняет еще множество сервисных функций: подготовку и редактирование писем, организацию адресной книги, просмотр почтового архива, сортировку и удаление писем из почтового архива и пр. Популяр­ным клиентом e-mail является программа Outlook Express, входящая в стандартную поставку операционной системы Windows.

Из схемы на рис. 5.9 видно, что сервер и клиент работают по разным протоколам. Безусловно, «язык» у них общий и они «понимают» друг друга. Но функции отличаются. РОРЗ (Post Office Protocol — протокол почтового отделения), кроме прочего, выполняет функцию защиты ин­формации. Во время сеанса связи он устанавливает личность пользовате­ля, обеспечивает связь с его персональным ящиком. Задача клиент-про­граммы — передать на сервер исходящие письма и принять поступившие.

Здесь используется более простой протокол SMTP (Simple Mail Transfer Protocol — простейший протокол передачи почты).

Служба телеконференций, другое название — списки рассылки. Это

тоже организация почтовой переписки. Но если по электронной почте вы отправляете свое письмо какому-то одному лицу персонально, то в теле­конференции письмо направляется одновременно всем ее участникам. В свою очередь, все сообщения, которые поступают в адрес конференции, будут поступать в ваш почтовый ящик и загружаться в компьютер во вре­мя сеанса связи. Чтобы стать участником конференции, на нее нужно под­писаться. Для этих целей существуют определенные адреса. Телеконфе­ренция всегда посвящается определенной теме, поэтому переписка в ней происходит только в рамках темы.

Телеконференция объединяет в себе как коммуникационную, так и ин­формационную функции. С одной стороны, здесь происходит личностное общение, с другой — материалы конференции содержат большой объем полезной информации, которая определенное время хранится на сервере и может рассматриваться как некоторый информационный ресурс (элек­тронная газета). Это особенно важно для специалистов, участвующих в конференциях по профессиональным тематикам, таким как наука, про­изводство, бизнес, торговля и пр. В материалах конференции молено най­ти ценные советы, консультации, которые помогут в принятии важных решений.

Форумы прямого общенияIRC (Internet Relay Chat). В буквальном переводе — «болтовня» в режиме реального времени (chat-конференции). Общение между участниками происходит в режиме on-line в письменной форме. Так же как в телеконференции, участники chat-конференции де­лятся по тематическим группам.

На компьютере-сервере работает chat-сервер, на ПК пользователя — chat-клиент. Существует множество различных программ-клиентов, ко­торые распространяются бесплатно через Интернет.

Этой службой больше всего увлекаются молодые люди. Общение в чате они превращают в своеобразную игру, в которой каждый участник зачас­тую придумывает для себя какой-то образ и обыгрывает его. Впрочем, chat-службой можно воспользоваться и для серьезного общения, как кол­лективного, так и один на один.

Интернет-телефония — голосовое общение через Сеть в режиме online. Это новая, развивающаяся служба. Ее основное преимущество перед теле­фоном — низкая цена. Качество пока уступает телефонной связи (задерж­ки во времени, искажение звука), однако нет сомнений, что со временем этот недостаток будет преодолен.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: