ОДОЛЛАМ (Быт 38:1,12,20, Нав 15:31) - был древний город в земле Ханаанской, в колене Иудином, в 15-ти или 20-ти милях на юго-запад от Иерусалима, и служил некогда резиденциею Хананейских царей (Нав 12:15). Царь Одолламский был поражен Иисусом Навином. Город был укреплен Ровоамом и вероятно по причине своей силы и крепости называется у пророка Михея (1:15): славою Израиля. "Он пройдет до Одоллама, славы Израиля." Вблизи города находилась пещера Одолламская, в которой скрылся Давид, бежавший от Анхуса, царя Гефского. И доселе еще показывают путешественникам эту пещеру, очень неровную, извилистую и столь обширную, что в извилинах ее могут скрыться до 400 человек, как то и было с Давидом и его многочисленными спутниками (1Цар 22:1); но, по словам восточных монашествующих. Одолламская пещера примыкала к стране Моавитской и была расположена между скалистыми горами, которые тянутся во множестве по направлению к Мертвому морю.
ОЗА (сила, крепость; 2Цар 6:3) - сын левита Аминадава. После победы над Филистимлянами Давид пожелал перенести Ковчег Божий из дома Аминадава, в Ваале Иудином, в Иерусалиме. В торжественном перенесении Ковчега на новой колеснице, которую вели Оза и Ахия, волы наклонили Ковчег у гумна Нахонова. Оза простер руку к Ковчегу, чтобы придержать его и взялся за него, и за это дерзновение был наказан от Бога мгновенною смертью у Ковчега Божия. Место, где сие произошло, названо поражением Озы (2Цар 6:6-8, 1Пар 13:7-11).
ОЗИИЛ (сила Божия) имена следующих лиц: Исх 6:18,22, Лев 10:4, Чис 3:10 - один из сынов Каафы, дядя первосвященника Аарона. 1Пар 25:4 - один из сынов Емана, который. вместе с своими братьями, был назначен участвовать в пении во время богослужения в храме. В ст. 18 он называется Азариилом. 1Пар 16:6 - один из священников, поставленных Давидом при Ковчеге Завета по перенесении его в Иерусалим в Скинию Давидову. Иуд 8:1 - один из предков Иудифи.
|
ОЗИЯ (значение то же, что и предыдущего слова) - имя следующих пяти лиц: 4Цар 14:21 - сын Амасии, царь Иудейский, возведенный на престол на шестнадцатилетнем возрасте, после убиения отца его в Лахисе. Он называется также Азариею, что, вероятно, произошло от ошибки переписчиков. Он победил как Филистимлян, так и Аравитян, укрепил Иерусалим, поощрял земледелие и разведение скота. Ни одно царствование со времен Соломона не было так блестяще, как царствование Озии. Оно продолжалось 52 года. Но когда достиг он могущества, возгордилось сердце его на погибель его (2Пар 26:16). Однажды вошел он в храм, чтобы самому воскурить Господу фимиам на алтаре кадильном. Азария священник и с ним 80 священников Господних, людей отличных, не допускали Озию до этого, объясняя ему, что каждение Господу дело священников, посвященных для каждения и просили его выйти из святилища. Озия разгневался на священников и не уступил кадильницы. За это ослушание мгновенно был поражен проказою на челе пред лицом священников у алтаря кадильного, и проказа не покидала его до самой смерти. По смерти, как прокаженный, он был погребен особо на поле царских гробниц (2Пар 26), по Флавию - в садах своих. В его царствование произошло замечательное землетрясение, на которое указывают пр. Амос (1:1) и Захария(14:5).
1Пар 6:5-6; первосвященник, сын Буккия из потомства Елеазара, сына Аарона, из колена Левия. 2Езд 5:31 - из служителей при храме. 2Езд 8:2 - из предков священника Ездры. Иудф 6:15-16 - из начальников Ветулии, во дни Иудифи.
|
ОЗНИЙ (слышание; Чис 26:16) - четвертый сын Гада, иначе называемый Эцбоном (Быт 41:16).
ОКИНА (Иудф 2:28) - город или область, упоминаемая в истории Иудифи. Некоторые под словом "Окина" разумеют Акко или Птоломаиду, портовый город при Средиземном море.
ОКНО (Суд 5:28). Окна в домах у древних Евреев служили отверстиями для пропуска света и воздуха. Так как стекло еще не было в употреблении, то окно ограждалось решеткою, которую можно было открывать или закрывать, смотря по желанию. В Восточных домах окна выходят большею частью на внутренний двор, а не на наружную улицу, и подобное устройство приспособлено, вероятно, к тому чтобы избежать пыли узких Восточных улиц. С лицевой стороны дома устраивался иногда небольшой балкон, или портик, тщательно огражденный решетками и открываемый иногда по поводу какого-либо торжественного события. Из подобного окна была выброшена и растоптана Иезавель, когда она смотрела на торжественное шествие Ииуя (4Цар 9:30). Ноев Ковчег был снабжен отверстием в виде окна (Быт 6:16, 8:6). У Даниила в Вавилоне окна обращены были к Иерусалиму: "окна в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колена и молился своему Богу и славословил Его, как это делал он и прежде того (Деян 6:10). Иногда слово "окно" употребляется в переносном смысле, в значении - облаков небесных (Малах. 3:10, Быт 7:11).
ОКОДИЛ (2Езд 9:22) - священник из сынов Фесура, во дни Ездры. В 1Езд (10:24) читается: Иозавад, сын Пашхура.
|
ОКС (Иуда 8:1) - лицо из предков Иудифи.
ОЛАМ (2Езд 9:30) - из сынов Мани, Израильтянин. В 1Езд (10:29) читается: Мешуллам, сын Вания.
ОЛДАМА (4Цар 22:14) - пророчица, жена Шаллума, хранителя одежд, современница пророков Иеремии и Софонии, может быть в начале их пророческого служения. Когда священник Хелкия нашел список с книги Закона, чтение которого встревожило царя Иосию, то пророчица Олдама, к которой по повелению царя обратились за разъяснением за царя, за народ и за всю Иудею о словах найденной книги, произнесла замечательное пророчество о судьбе Израильтян (4Цар 22:14-20, 2Пар 34:14-28). Пользуясь высоким уважением при жизни, она и по смерти была почтена особою честью, так как, по преданию раввинов, была похоронена в стенах самого Иерусалима.
ОЛЕНЬ (Вт 12:15, Пс 17:3-4, Ис 35:6)-одно из красивых и смирных животных, необходимое для жителей дальнего Севера, как верблюд для жарких стран Африки. Отечеством оленя служат северные страны Европы, Азии, Африки, Америки. Северный олень достигает до шестнадцатилетнего возраста. Самка приносит в лето от одного до двух детей, кормит их своим молоком и оставляет только по причине недостатка травы (Иер 14:5). Как животное, жующее жвачку и имеющее раздвоенные копыта, олень считается чистым животным (Вт 12:15). По свойству своей организации и по горячей природе своей в восточных странах он часто томится сильною жаждою. С этою жаждою оленя и потребностью в освежении, царь Давид, находясь вдали от Дома Божия, сравнивает свое пламенное стремление к Богу, чтобы явиться пред лицо Его (Пс 41:2). С силою и крепостью оленьих ног Давид сравнивает свои ноги, получая от Бога помощь против своих врагов. В Свящ. Писании нередко встречаются указания на это животное. Его подвижность, ловкость, величественные рога, стройность во всем теле, красота его глаз часто воспеваются в восточной поэзии.
ОЛИВЕМА (шатер высоты) - имя следующих лиц: Быт 36:2 - дочь Аны, сына Цивеона Евеянина, одна из жен Исава и мать трех сыновей от него (5, 14, 18). Ее отец, Ана (ст. 14-25), особенно замечателен тем, что открыл источники в пустыне. В Быт 26:34 об Исаве говорится, что он женился на Иегудифе, дочери Беера Евеянина, что, по мнению некоторых, составляет одно и то же лицо, что и Оливема. Быт 36:41 - один из старейшин Идумейских.
ОЛИМП (Рим 16:15) - один из Римских Христиан, которых приветствует ап. Павел; по преданию - из 70 апостолов. Память его 4-го января и 10 ноября.
ОЛОВО (Чис 31:22) - известный металл, употреблявшийся с самых первых времен и составлявший один из предметов торговли с Тиром (Иез 27:12). Олово вместе с другими металлами добывалось в древности на берегах Западного океана. Изгари олова, меди, железа и свинца уподобляется народ Израильский, при всех вразумлениях Божиих остающийся неисправимым во всех нечестиях и гнусных мерзостях (Иез 22:18).
ОЛОФЕРН (Иудф 2:4) - военачальник царя Ассирийского Навуходоносора. см. Иудифь.
ОМАР (красноречивый; Быт 36:11,15, 1Пар 1:36) - второй сын Елифаза, первенца Исавова.
ОМЕГА (ω) - последняя буква греческого алфавита, так называемая в отличие от о малого или короткого. Альфою и Омегою называет Себя Господь, как полнота, конец и завершение всего (От 1:8,10, 21:6,22:13).
ОМРИ (раб, слуга Иеговы, а по другим, - Бог есть моя часть) - имя следующих лиц: 1Пар 7:8 - муж из колена Вениаминова. 1Пар 27:18 - сын Михаила, начальник и вождь у Иссахара во времена Давида. 1Пар 9:4 - из предков Уфая, колена Иудина, потомок Фареса.
ОН (на Коптском и древнеегипетском солнце, свет; Быт 41:45 и др.) - город Египетский, иначе называется Илиополь, или город солнца. Это был один из древнейших городов в свете и находился в Египте, в стране Гесемской, на восточном берегу Нила, в 20-ти милях от Мемфиса. Восемнадцать столетий тому назад, при посещении этого города Страбоном, он уже находился в развалинах. По Иосифу, этот город был отдан семейству Иакова, когда оно прибыло для жительства в Египет, и нам известно, что дочь жреца Илиопольского была выдана замуж за Иосифа. Здесь также во времена Птоломея Филадельфа, Ония Иудей получил позволение построить храм, подобный Иерусалимскому, в котором долгое время собирались для молитвы Иудеи-Еллины. Илиопольские жрецы составляли богатую, и ученую касту. Пифагор и Платон некогда занимались под их руководством. В настоящее время здесь виднеются только большие рвы и валы с бесчисленными обломками и кусками мрамора, гранита, глины и т.п., несколько остатков сфинкса и обелиска из красного гранита в 68 футов в высоту и покрытого иероглифами. На этом обелиске уцелела еще следующая надпись: Хор - жизнедатель, - царь покорного народа, господин верхнего и нижнего Египта.
ОНАГР (быстрый, скоро бегущий). см. Осел.
ОНАМЬ (сильный) - имя следующих лиц: Быт 36:23, 1Пар 1:40 - сын Шовала и внук Сеира Хорреянина, потомка Исава. 1Пар 2:26 - сын Афары, жены Иерахмеила.
ОНАН (Быт 38:4) - из сынов Иуды, сына патр. Иакова, за преступление в брачном союзе с Фамарью, был наказан от Бога смертью.
ОНИКС (по Евр шохам, иначе сардоникс; Быт 2:12, Исх 28:9,20) - один из драгоценных камней, высоко ценимый, как украшение. Он занимал второе место в четвертом ряду камней судного наперсника первосвященника. Цвет камня большею частью зеленый, с беловатыми линиями, но оникс бывает и бледного цвета, подобного цвету ногтя.
ОНИСИМ (полезный; Флм 10) - Фригиянин из города Колосс, раб Филимона, бежавший от господина своего и обращенный ап. Павлом в Риме к вере во Христа. В послании к Колоссянам ап. Павел называет его верным и возлюбленным братом (Кол 4:9). Впоследствии, по преданию, Онисим был епископом в Ефесе после Тимофея, а скончался мученически в царствование Траяна в Риме. Св. Игнатий Богоносец упоминает об Онисиме в своем послании к Ефесеям. Память его 15-го февраля.
ОНИСИФОР (приносящий пользу; 2Тим 1:16) - первенствующий Христианин, живший в Ефесе, в котором оказывал многие весьма важные услуги апостолу Павлу. Он был одним из 70-ти апостолов и учеником ап. Павла. Когда последний находился в заточении в Риме, то Онисифор прибыл туда и снова тщательно служил ему. "Да даст Господь, пишет ап. Павел, милость дому Онисифора, за то что он многократно покоил меня, и не стыдился уз моих. Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день" (2Тим 1:16,18). По одному преданию, он был епископом в Колофопе, недалеко от Ефеса, а по другому, он был епископом в Кесарии, но не говорится в какой Кесарии - Филипповой, Палестинской или Кападдокийской. Пострадал мученически в г. Парии на берегу Геллеспонта. Память его 4-го января, 7-го сент. и 8-го декабря.
ОНИЯ - имена следующих лиц упоминаемых в книгах Маккавейских: 1Мак 12:7-20 - первосвященник Иудейский. Здесь разумеется Ония 1-й, сын и преемник первосвященника Адуя, современник Египетского царя Птоломея Логова и Сирийского Селевка Никатора (с 323 до 300 г. до Р.Х.). Ония 2-й, сын Симона 1-го праведного, бывшего первосвященником после Манассии с 242 по 233 г. до Р.Х. 2Мак 3:4-5 - Ония 3-й сын и преемник первосвященника Симона II. Он был человек благочестивый и своими добродетелями приобрел себе великую славу, но он жил в бурные времена и незаслуженно подвергся гонению, ненависти, ссылке и насильственной смерти при Антиохе Епифане.
Ония 4-й, сын первосвященника Онии 4-го. Когда, по смерти Менелая, первосвященником от Антиоха Евпатора поставлен был Алким, тогда Ония удалился в Египет, где был благосклонно принят царем Птоломеем Филометором и где дарованиями своими возвысился до первых степеней в государстве. По милости царя он соорудил в Египте, в Илиопольской провинции, храм и алтарь истинному Богу, подобный Иерусалимскому, но бывший меньше и беднее того. Он собрал там левитов и священников, которые и начали отправлять там богослужение по чину. Храм и город этот впоследствии, спустя несколько времени после взятия Иерусалима, был разрушен Римлянами.
ОНО (сильный, крепкий; 1Пар 8:12) - город колена Вениаминова, построенный сынами Елпаала, и, вероятно, находившийся близ Лоха или Лидды. О нем упоминают 1Езд 2:33 и Неем 7:37. По Роланду, означенный город находился в расстоянии 3-х миль от Лидды; впрочем действительное положение его доселе неизвестно, хотя и полагают, что он находился в равнине Оно, имевшей много селений (Неем 6:2).
ОНУС (2Езд 5:22) - то же, что и предыдущий город, т.е. город колена Вениаминова.
ОПРЕСНОКИ, ПРАЗДНИК ОПРЕСНОКОВ (Исх 12:15, Лев 23:5,14, Чис 28:16,25, Вт 16:3-8 и др.). Опресноки - пресный, не квашеный хлеб. Праздник опресноков начинался на второй день Пасхи и продолжался вместе с Пасхою до семи дней, в течение коих при принесении жертв в храме Евреи ничего заквашенного не должны были иметь и употреблять под опасением истребления из среды Израиля (Исх 12:15-19). Первый и последний дни этого праздника особенно уважались и отличались всеобщими собраниями во дворе Скинии (Лев 23:7-8). Праздник этот имел для Евреев весьма важное значение. Он постоянно должен был напоминать им об освобождении от угнетения и рабства Египетского с одной стороны, а с другой - об их высшем призвании быть народом чистым, безквасным, святым, чуждым нравственного растления Египетского (1Кор 5:8). "Посему, говорит ап. Павел, станем праздновать (Пасху) не с старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины."
ОР (белизна, чистота, непорочность) - имя двух лиц: Исх 17:10 - лицо, с которым мы впервые встречаемся в свящ. повествовании при описании битвы Евреев с Амаликитянами в Рефидиме, в то время как он сопровождал Моисея и Аарона на гору и помогал поддерживать руки Моисея во время молитвы до захождения солнца. По свидетельству Иосифа Флавия, он был мужем Мариам, сестры Моисея (Древ. 111, 2, 4). Ему поручено было вместе с Аароном управлять народом во время отсутствия Моисея (Исх 24:14).
Исх 31:2, 35:30; Ор или Хур, сын Халева, сына Есромова, из потомков Иуды, дед Веселиила, известнейшего художника времен Моисея, главного строителя Скинии. У Флавия и др. он иногда принимается за одно лицо с предыдущим, но из Свящ. Писания этого ясно не видно.
ОР ГОРА - название двух гор: Чис 20:22-29; Во время своего странствования Израильтяне из Кадеса пришли к г. Ор. Она находилась на границе Идумеи и Палестины, недалеко от Кадеса, к ю. от Мертвого моря. На этой горе скончался первосвященник Аарон, брат Моисея. Гора Ор теперь называется Джебель-Гарун, или горою Аарона, имеет 5,300 футов в вышину, двойную вершину и находится к з. от Иетри и к в. от Вади-эль-Араба. На более возвышенной вершине стоит мечеть, под сводом которой, по преданию, погребен Аарон. На сем месте прежде находился монастырь. Эту гору посещали и описали многие путешественники, как например Робинсон, Стэнли, Буркгардт и др.
Чис 34:7-8 - Другая гора Ор находилась на с. Палестины, вблизи Ермона. Северные границы земли Обетованной, по повелению Божию, между прочим, определены следующим образом: "К северу будет у вас граница: от великого моря проведите ее к горе Ор; от горы Ор проведите к Емафу, и будут выступы границы к Цедалу." По мнению англичанина Портэра, она составляла северную часть Ливана, но точное положение оной в настоящее время не может быть определено с достоверностью.
ОРЕЛ (Вт 32:11) - хорошо известная хищная птица, нечистая по Моисееву закону (Лев 11:13, Вт 14:12). На особенности этой хищной птицы нередко делаются указания свящ. писателями. Быстрота полета оной, прожорливость, высокие, уединенные места, которые избирает она для устройства своих гнезд, острота зрения при преследовании добычи указываются в следующих местах Библии: Чис 24:21, Иов 9:26, 39:27-30, Прит 23:5, 30:17-19, Иер 49:16, Авд 1:4, Мф 24:28, Лк 17:37. В двух последних цитатах, по мнению некоторых, Иудейский народ сравнивается с свежим трупом, лежащим на открытом поле и привлекающим римское войско, знамя которого, как известно, состояло из орла. Персидские знамена состояли также из орла. Нежность орла к своим детенышам замечательно верно обозначена в следующих местах свящ. книг: Исх 19:4, Вт 32:11. Быстрота полета орла указывается в Вт 28:42, 2Цар 1:23 и др., на его хищнические наклонности указывается в Ис 46:11, Ос 8:1, на его долгожизненность, при общем мнении, что он обновляет свои перья в преклонных летах и получает новую жизненную силу, указывается у пр. Ис 40:31 и в словах псалма 102: "обновляется подобно орлу юность твоя" (ст. 5). Орел издревле является символом силы и могущества как частных лиц, могущественных царей и героев, так и целых царств и народов, как например Вавилонского, Египетского (Иез 17). С одной стороны, орел служит в Свящ. Писании символом гордости, надменности и самонадеянности "Грозное положение твое, говорит Господь устами Иеремии о Восоре, и надменность сердца твоего обольстили тебя, живущего в расселинах скал и занимающего вершины холмов. Но хотя бы ты как орел высоко свил гнездо твое и оттуда низрину тебя" (Иер 49:16). С другой стороны, орел представляется символом скорости падения, исчезновения и ничтожества: "Не заботься о том, чтобы нажить богатство, говорит премудрый царь Израильский, оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и его уже нет, потому что оно сделает себе крылья и как орел улетит к небу" (Прит 23:4-5).
ОРЕН (крепкое, твердое дерево; 1Пар 2:25) - сын Иерахмеила, из колена Иудина.
ОРЕХОВОЕ ДЕРЕВО, ОРЕХИ, ОРЕХОВЫЙ САД (Песн 6:11). Родина орехового дерева Персия, оттуда перешло оно в Палестину, в Грецию и Италию. Во времена Иосифа Флавия много орехового дерева росло по берегам озера Геннисаретского. В настоящее время ими особенно богат Ливан и, по описанию путешественников, в Дамаск ведут длинные аллеи ореховых деревьев. Плоды его - грецкие орехи. Ствол этого дерева прочный и красивый, служит ценным материалом для столярных изделий. Из ядер плода выжимается хорошо известное ореховое масло. см. Грецкий орех.
ОРИВ Суд 7:20-25 - один из двух князей Мадиамских, пораженный Гедеоном и убитый в Цур-Ориве вместе с Зивой, который был убит в Иекев-Зиве; головы обоих князей были принесены Гедеону за Иордан см. Зевей и Гедеон. Ис 10:26 - скала, может быть названная Оривой по имени князя означенного имени, или буквально скала ворона - место, где Гедеон убил Орива, после победы над Мадианитянами. По всей вероятности, она находилась на западной стороне Иордана, но с точностью определить означенное место теперь невозможно.
ОРИОН (Иов 9:9) - название созвездия (по Евр. кесиль) - это одно из прекраснейших и самых блестящих созвездий небесного свода, состоящее из двух звезд первой величины, пяти - второй и множества других меньших звезд, имеющих вид большого параллелограмма. Оно находится наполовину над экватором и на половину под экватором, и потому видно в южном полушарии около половины ноября; от этого понятие о нем обыкновенно связывается с холодною погодою, иносказательно выраженною словом узы, которые никакая человеческая сила не в состоянии расторгнуть. В северном полушарии это созвездие также бывает видимо в конце осени и ярко блестит в ясные зимние ночи. "Можешь ли ты, говорил Господь Бог с неба Иову, связать узел хима и разрешить узы кесиль" (Иов 38:3).
ОРНА (живой, бодрый - по Гезению, а по Фюрсту - крепкий, твердый; 2Цар 24:16,18,25). Орна - Иевусеянин, имевший свое гумно в Иерусалиме, на горе Мориа. На этом месте во время моровой язвы Давид видел Ангела с мечом, обращенным на Иерусалим, и здесь же через пророка было указано Давиду соорудить жертвенник Богу. Орна предлагал Давиду это место для жертвоприношения бесплатно, но Давид не пожелал вознести Господу жертву, взятую даром и купил у него гумно и волов за пятьдесят сиклей серебра. По принесении жертв Богу, язва среди Израильтян прекратились. Впоследствии времени это место было назначено Давидом для построения храма Иерусалимского (2Пар 3:1).
ОРОНАИМ (две пещеры; Иер 48:3,34) - Моавитский город, разрушение которого было предсказано пр. Исаиею и Иеремиею. Иосиф Флавий упоминает о нем в своих. Древностях, но положение его доселе неизвестно. У пр. Исаии читается: Хоронасим (Ис 15:5).
ОРОНСКАЯ ДОРОГА (2Цар 13:34) - разумеется дорога, идущая от городов верхнего и нижнего Беф-Орона в колене Ефремовом.
ОРУЖИЕ ВОИНСКОЕ см. Вооружение.
ОРФА (Руфь 1:4, 4:10; женские волосы, космы на лбу) - Моавитянка, сноха Ноемини, жена Хилеона, одного из сыновей Ноемини и Елимелеха. По смерти своего мужа, она хотела было вместе с Ноеминью идти в Вифлеем - ее отечество, но не имея решимости Руфи, оставила ее и возвратилась в дом родительский.
ОРФОСИАДА (1Мак 15:37) - приморский Финикийский город к с. от Триполя, развалины которого доселе указываются по северной стороне Нар-элъ-Барид.
ОСАННА (спасение; Мф 21:9, 15, Мк 11:9,10, Ин 12:13). Это слово в первый раз встречается в Пс 117:25, именно в одном из псалмов, которые были певаемы при праздновании Пасхи. По мнению некоторых, оно было обычным приветствием и ответом пилигримов, приходящих в Иерусалим на дни Пасхи, а равно также употреблялось священниками при принесении ими жертв. В праздник Кущей означенное слово неоднократно восклицалось толпами народа, проходившего во множестве вокруг жертвенника и сплетавшего ветви для кущей. Этим же восклицанием Евреи выражали радость, свое благожелание, свою любовь и преданность Спасителю, во время торжественного шествия Его в Иерусалим (Мф 21:9).
ОСЕЙ см. 2Езд 8:47. В 1Езд 8:19 читается: Иешаия.
ОСЕЛ (Быт 22:3), ОСЛИЦА (Чис 22:21) - домашнее животное, весьма часто упоминаемое в Свящ. Писании и составлявшее предмет значительного богатства у Евреев в древние времена. У Иова например было пятьсот ослиц (Иов 1:3). Стада ослов были иногда столь многочисленны, что требовали особенных приставников (Быт 36:24). Домашний осел без сомнения есть самое пригодное для домашних работ животное, и в некоторых местах предпочитается даже лошади. Кожа его замечательно толста и прочна и даже в наше время употребляется для выделки пергамента, барабанной кожи, книжных переплетов и пр., цвет шерсти пепельно-серый с бурою продольною полосою вдоль спины, иногда красноватый, иногда серебристо-белый. На ослицах белого цвета, во времена Судей, ездили преимущественно люди почетные (Суд 5:10). Ослы оставались в употреблении у Израильтян и после того, как были введены в употребление Соломоном лошади, даже до плена Вавилонского и после. Сам Господь предпринял торжественный вход в Иерусалим, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной (Мф 21:2-7). Слова в кн. Бытия: "Он привязывает к виноградное лозе осленка своею, и к лозе лучшего винограда своего сына ослицы своей" (49:11) указывают на непрестающие плодородие и обилие в колене Иудовом. Ослицы особенно ценились в верховой езде. Они давали также много молока, во многих местах употребляемого в пищу и как лекарство. Ослы употреблялись при земледелии, особенно для пашни и приготовления почвы под посев (Ис 30:24, 32:20). Запрещение в книге Второзакония не пахать на воле и осле вместе (22:10) могло быть основано отчасти на неравенстве сил осла и вола, от чего нельзя возлагать на них одинаковую тяжесть, но главным образом было направлено к тому, чтобы символически означить отделение Иудеев от окружающих народов. Осла почитали в древние времена настолько полезным и необходимым, что увести осла у сироты (Иов 24:3) было бы все равно то же, что и отнять последнюю корову у бедняка в наше время. Привязанность осла к своему хозяину и собственнику составляет одну из отличительных особенностей этого животного. В этом отношении он совершенно походит на собаку. Посему-то особенно выдается суровость обличения пророка против Израиля: "Вол знает владетеля своего и осел ясли господина своего" (Ис 1:3). Однажды в Самарии был такой голод, что платили большие деньги - 80 сиклей серебра за такую небольшую и мало питательную часть мяса, как ослиная голова, и при этом не гнушались даже есть такое мясо, которое запрещалось законом, так как осел считался нечистым животным, и потому не употреблялся ни в пищу, ни в жертвоприношениях. Околевших ослов обыкновенно выбрасывали в открытое поле, и та часть трупа, которую не успели еще пожрать хищные звери и птицы, под лучами палящего солнца издавала отвратительное зловоние и отравляла воздух. С выброшенным трупом осла сравнивается у пророка Иеремии положение по смерти человека своекорыстного и бессердечного. "Не будут оплакивать его: увы, брат мой, и: увы, сестра! Не будут оплакивать его: увы, государь, и: увы, его величие." Пророк говорит так об Иоакиме царе Иудейском. "Ослиным погребением он будет погребен, вытащат его и бросят далеко за ворота Иерусалима" (Иер 22:19). Место в Чис 20:28 касательно того, что ослица заговорила под Валаамом человеческим языком, объяснить не трудно, именно: не всесилен ли Создатель всей твари, сотворивший человека и скот, отнять дар слова у первого и дать оный последнему, как и в начале творения Он дал слово человеку и лишил этого дара животное? Арабские ослы имеют легкий и скорый шаг. В Персии, Сирии и Египте на Арабских ослах обыкновенно ездят туземные женщины и эти ослы особенно ценны в странах гористых, будучи много надежнее лошадей при в езде и спуске с гор. Они делают обыкновенно по четыре мили в час. Кроме домашних у Евреев были еще дикие ослы или онагры (Иов 39:5). Измаил, в предречении об его образе жизни, называется диким ослом (Быт 16:12). Дикие ослы обыкновенно бродили стадами по пустыням и степям (Ис 32:14, 8:9), питаясь травою и отличаясь дикою любовью к свободе.
ОСИИ ПРОРОКА КНИГА - первая в числе книг меньших пророков, состоит из 14 глав и неизменно находится во всех древних списках и полных переводах Ветхозаветных книг. Признание богодухновенности означенной книги Еврейскою синагогою подтверждается Новозаветными свящ. писателями. Так слова Ос 11:1 приводятся в Евангелии Мф 2:15, как реченное о Господе пророком. Сам Господь дважды указывает на означенного пророка, именно в следующих местах: в Евангелии Мф 9:13 и 12:7. Ап. Павел в Рим 9:25-26 называет Осию даже по имени. Ап. Петр также ясно указывает на Осию в своем первом послании (1:10, 2:23). Можно полагать, что книга пр. Осии написана между 786 и 726 г. до Р.Х. Книга разделяется на две части: первая состоит из первых трех глав, содержащих в себе описание символических действий, а вторая из остальных одиннадцати, состоящих по преимуществу из пророчеств. Годы жизни пр. Осии были мрачны и бедственны. Он жил в самое мятежное и бедственное время, во время больших политических переворотов. Нравы были испорчены, религия подавлена идолослужением, в народе распространялись ложь, обман, воровство, угнетение, волхвование, суеверие, распутство и другие пороки и злодеяния. Все это пр. Осия изображает в самых живых чертах в своей пророческой книге. "Блуд, вино и напитки, говорит он, завладели сердцем их. Народ мой вопрошает свое дерево и жезл его дает ему ответ... На вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждения, под дубом, тополем и теревинфом; поэтому любодействуют дочери и прелюбодействуют невестки ваши... и вы сами на стороне блудниц, и с прелюбодейцами приносите жертвы" (4:11-14). Соответственно такому плачевному состоянию своего отечества и в гражданском, и религиозном, и нравственном отношении пророк в кратких, но сильных выражениях обличает неблагодарность Израильтян к Богу и возвещает за это суд и наказание от Бога. Это-то обличение в нечестии и суд Божий над ними и составляет главный предмет его пророчеств. "Самария будет опустошена, восклицает он, от меча падут они; младенцы их будут. разбиты, и беременные их будут рассечены" (14:1). Таков был грозный суд Божий на Израиля. Но среди угроз и обличений пророк предсказывает и будущее весьма далекое утешительное обетование, - говорит о будущем обращении Израильтян к Богу, об их восстановлении и помиловании, о соединении их в один народ под главою единого царя и о новых к ним милостях и благодеяниях Божиих. "В след Господа пойдут они; как лев даст Он глас Свой и встрепенутся к Нему сыны с запада, встрепенутся из Египта, как птицы, и из земли Ассирийской, как голуби и вселю их в дома их, говорит Господь (11:10-11). И помилую Непомилованную и скажу не Моему народу: ты Мой народ а он скажет: Ты мой Бог! (2:23). От власти ада Я искуплю их; смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Я буду росою для Израиля; он расцветет, как лилия, и пустит корни свои, как Ливан. Расширятся ветви его, и будет красота его, как маслины, и благоухание от него, как от Ливана" (13:14, 14:6-7). Язык пророческой книги возвышен, смел и силен, хотя иногда чрезвычайно патетичен. Общий характер содержания книги дает повод думать, что Осия должен считаться по преимуществу пророком Израилевым, и что он жил в Самарии.