Сокращенные обозначения книг Писания 20 глава




ПЛАЧ ЕГИПТЯН (Быт 2:11) - название моста, куда привезено было тело патриарха Иакова для погребения и где Иосиф с братьями в продолжение семи дней оплакивали смерть его. см. Горен-гаатад.

ПЛАЧ ИЕРЕМИИ. см. на букв. И.

ПЛЕВЕЛЫ (Мф 13:25-27). Под означенным словом вообще разумеются все сорные травы, как-то: куколь, дикий овес и другие растущие среди пшеницы. Отцы Церкви описывают плевелы как особое растение, несколько похожее на пшеницу, но вредное по своим семенам. Иоанн Златоуст пишет: плевелы с виду походят несколько па пшеницу, и, по словам св. Макария Египетского, они незаметны во множестве пшеницы; но хлеб, испеченный из пшеницы, неочищенной от семян плевел, производит вредное действие на желудок и голову, тяжкие обмороки и иногда смерть. Так как только самое тонкое зрение может открыть различие между пшеницею и плевелами, то их обыкновенно оставляют расти вместе до времени начала жатвы. Слуги, в притче Господа о плевелах, просили у своего господина дозволения исторгнуть плевелы, но он отвечал им: нет; чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы" (Мф 13:29-30).

ПЛЕШЬ, ПЛЕШИВОСТЬ (Исх 3:23). Потеря волос обыкновенно служит признаком или бывшей болезни, или преклонных лет. Хорошие волосы на голове у евреев были в большом почете и наоборот отсутствие волос считалось позорным недостатком. Потому-то пр. Исаия последствия беззаконий Сиона представляет между прочим в следующем виде: "Оголит Господь темя дочерей Сиона. И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос плешь" (Ис 3:17-23). Когда пр. Елисей, говорит свящ. дееписатель, шел в Вефиль, то уличные дети вышли за ним из города и кричали ему вслед: "иди, плешивый, иди плешивый" (4Цар 2:23). Именем Господним пророк проклял детей. "И вышли две медведицы, из лесу, и растерзали из них сорок два ребенка" (ст. 24).

ПЛЕЯДЫ (по Евр Хима, в подстрочном примечании Русской Библии; Иов 9:9, 38:31, Амос 5:8) - группа звезд, из которых семь видимы простым глазом, и представляемая на картах современных астрономов вверху или сбоку созвездия Тельца. По свидетельству Греков и Римлян, восхождение плеяд по утру до восхода солнца означало возврат весны. Означенное созвездие соответствует второй половине нашего апреля.

ПЛОТНИК (Мф 13:55, Мк 6:3) - ремесленник, занимающийся изделиями из дерева. По древнему Христианскому преданию, св. Иосиф, которому была обручена Пр. Дева Мария, занимался ремеслом плотника. По свидетельству Юстина, он делал плуги и ярма, Господь Иисус Христос сам следовал примеру Своего названного отца. "Не плотников ли Он сын? говорили Иудеи в синагоге об Иисусе (Мф 13:55), или: "Не плотник ли Он? (Мк 6:3). Да, Сын Божий, нисколько не гнушаясь, зарабатывал Свой хлеб в поте лица, как и все земнородные подвергшиеся проклятию Божию за грех прародителей, и таким образом Он освятил Своим примером всякий честный труд, составляющий удел всего человеческого рода.

ПЛУГ (Лк 9:62). Обработка земли посредством плуга упоминается уже во времена Иова. Он также упоминается и в Быт 45:6. Принимая во внимание образцы сошника и резака в плуге, легко видеть почти буквальное осуществление пророчеств прор. Ис 2:4 и Иол 3:10. Наблюдение за ходом плуга по земле требовалось внимательное и неуклонное. Управляющий им должен был непрестанно смотреть вперед и не оглядываться назад. Посему-то Господь Спаситель говорит: "никто, возложивший руку свою на плуг, и озирающийся назад, не благонадежен для царствия Божия (Лк 9:62).

ПЛЮЩ (2Мак 6:7, 3Мак 2:21) - известное вьющееся растение, почитаемое Египетскими и Сирийскими язычниками за 200 лет до Р.Х. символическим изображением Диониса или Бахуса. При Египетском царе Птоломее IV Филопаторе по его распоряжению, на теле Александрийских Иудеев, не пожелавших жить по обрядам языческим, изображалось клеймо плющевого листа, и они причислялись к черни. При Антиохе Епифане, царе Сирийском, язычники принуждали Иудеев в плющевых венках участвовать в торжественной процессии в честь Диониса и приносить идольские жертвы.

ПОГРЕБЕНИЕ или ПОХОРОНЫ (Быт 23:4, Мф 26:12). Между Иудеями на детях или близких родственниках почившего лежала непременная обязанность закрывать глаза умирающему (Быт 46:4), отдать ему последнее целование. После погребения происходит громкий и общий плачь (Ин 11:19.31,33), который и продолжался несколько дней и после погребения. Тела умерших омывались (Деян 9:37), потом обертывались в тонкое полотно (Мф 27:59), или обвязывались пеленами (Ин 11:44), потом полагались во гроб со множеством благовоний и относились на место погребения (2Цар 3:3031, 2Пар 16:14). Лазарь был обвит погребальными пеленами по рукам и по ногам. По мнению некоторых, на каждый член тела полагалась отдельная повязка, а в Египте было даже в обычае обвивать повязками каждый палец тела умершего, так что, судя по одной из найденных мумий, можно думать, что для сего требовалось, быть может, несколько сот ярдов полотна. Климат и нечистота, происходившая от всякого соприкосновения с умершим телом (что было запрещено законом Моисеевым), естественно заставляли ускорять обряд погребения умерших. Впрочем относительно сего были некоторые исключения. Обряд бальзамирования не был общим между Евреями, хотя пряности и ароматы употреблялись при их погребении (2Пар 16:14, Ин 19:40). Иосиф повелел врачам набальзамировать тело своего отца Иакова и, затем он был положен во гроб в Египте и отнесен в пещеру Махпелу в Ханаане и там погребен (Быт 50:2,13). Иосиф при кончине своей завещал о костях своих (Евр 11:22). По смерти тело его, набальзамированное, Моисей из Египта перенес в землю Ханаанскую. Гробы употреблялись в Египте и в Вавилоне, но были неизвестны на Востоке, за исключением тех случаев, когда тело должно было препровождать на далекое расстояние. Погребальный одр сопровождался до места погребения несколькими из ближайших родственников (2Цар 3:31, Лк 5:14), при чем присутствовали и сторонние лица и иногда нанимались плакальщики, или скорее плакальщицы, для того чтобы сопровождать тело (Иер 9:17, Иез 24:17, Мф 9:33).

Так говорит Господь Бог Саваоф, Вседержитель: "на всех улицах будет плач, и на всех дорогах будут восклицать: увы, увы! и призовут земледельца сетовать и искусных в плачевных песнях - плакать." (Амос 5:16). Этот обычай существует еще доселе во многих Восточных странах (Быт 50:3,10). Это пророчество вызывает пред нами образ Рахили, плачущей о своих чадах: "голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание: Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Иер 31:15). Шествие ко гробу, для того чтобы плакать там, доселе служит общим обычаем на Востоке (Ин 11:31). Смятение, происходившее иногда при подобных случаях, было очень трогательно. Восточное чувство обыкновенно не привычно к тому чтобы сдерживаться, и потому в некоторых случаях обычай порывистого плача или, так сказать, самобичевании, общий между язычниками, перешел и к Евреям при их погребальных обрядах. "И умрут великие и малые, на земле сей, говорит пр. Иеремия; и не будут погребены и не будут оплакивать их, ни терзать себя, ни стричься ради их. И не будут преломлять хлеб в печали, в утешении об умершем; и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отце их и матери их" (Иер 16:6,7). Иудеи назначали особые кладбища для погребения умерших, и эти места были как общественные, так и частные (Быт 23:4, Суд 8:32, 2Цар 2:32, 21:14, Иер 26:23). Кладбища, обыкновенно устраивались в садах (4Цар 21:18), а иногда в полях (Быт 23:11), или в пещерах, или в скалах. Такова была гробница царедворца Севны, которую он приготовил для самого себя (Ис 22:16). Быть не погребенным считалось крайним бесчестием. "Ныне предаст тебя Господь в руку мою, отвечал пред единоборством Давид исполину Голиафу, и я убью тебя, и скину с тебя голову твою и отдам (труп твой) и трупы войска Филистимского птицам небесным и зверям земным и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле" (1Цар 17:46). "И никто не похоронит ее," сказано в 4Цар об нечестивой Иезавели, жене Ахава (9:10). Печальная судьба одного из Иудейских царей предсказана в следующих выражениях: "так говорит Господь о Иоакиме, сыне Иосии, царе Иудейском: не будут оплакивать его: "увы, брат мой! и: увы, сестра! Не будут оплакивать, его: увы, государь! и, увы, его величие!" Ослиным погребением будет он погребен; вытащат его и бросят далеко за ворота Иерусалима" (Иер 22:18-19), Даже преступников казнили ранее назначенного срока для того чтобы не оставить тела их не погребенными после солнечного заката. Сжигать тела умерших не было в обычае у Израильтян. Пример сожигания тел умерших у Израильтян видим мы только в 1Цар 31:29. Жители Иависа сожгли тело Саула и тела сынов его у себя в Иависе, вероятно, потому что не могли унести их на их места погребения в родовой могиле их и чтобы спасти их от поругания; и однако же они похоронили их остатки под деревом (ст. 13). Только тела осужденных преступников сжигали (Быт 38:24, Лев 20:14, 21:9); но и они были погребаемы, как выше сказано (Вт 21:22-23). Могила называлась домом собрания всех живущих, домом костей (Иов 30:23-24), вечным домом (Ек 12:5). Желание у Евреев быть погребенным вместе с родственниками было развито очень сильно. Позволь, рабу твоему, отвечал Верзеллий Давиду на его предложение остаться с ним в Иерусалиме, возвратиться, чтобы умереть в своем городе, около гроба отца моего и матери моей (2Цар 19:37).

По Иудейским источникам, равно как по свидетельству Иосифа Флавия, для погребения казненных преступников, отводились особые места нечистые, или пользовавшиеся дурною славою. Подобный обычай достаточно объясняет слова пр. Исаии "Ему (т.е. Господу Иисусу) назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха и не было лжи в устах Его" (Ис 53:9). Старейшины Иудейские уже приготовили Господу Иисусу место погребения вместе с злодеями, но Иосиф Аримафейский, человек богатый, вмешался в дело и просил Его тело у Пилата и положил Его в своем новом гробе, высеченном в скале (Мф 27:57,58). Некоторые Еврейские семейства строили близ своих жилищ небольшие каменные здания, без дверей или окон, которые и назывались погребальным домом, или фамильным склепом, для погребения своих умерших. У Восточных народов они нередки даже и в настоящее время, Гробницы Иудеев иногда богато украшались и по временам белились и окрашивались краскою, чтобы они были виднее. Означенная окраска большею частью делалась весною перед праздником Пасхи, в который громадные толпы народа наполняли все улицы Иерусалима. От этого обстоятельства вытекает особенная сила обличения Господа против фарисеев (Мф 23:27). К гробницам иногда прикреплялись дощечки с соответствующими надписями. Созидать гробницу для человека служило выражением особенной любви и почтения к нему (Мф 23:29). В 1Мак 13:27 мы читаем, что Симон воздвиг памятник над могилою своего отца, матери и братьев в отечественном своем городе Модине. Что гробницы не всегда были заваливаемы и закрываемы, это можно видеть из нескольких мест Свящ. Писания, как например 4Цар 13:21. Гортань их (т.е. нечестивых) - открытый гроб, говорит Псалмопевец (Пс 5:10); вообще же гробницы заваливались большим камнем при устье, для того чтобы предохранить тело мертвеца от хищных животных. Потому-то естественно, что мироносицы, шедшие на гроб Господа, чтобы помазать тело Его ароматами, спрашивали Друг друга: "кто отвалит нам камень от двери гроба?" (Мк 16:3). В соседстве настоящего Иерусалима, равно как и в Иосафатовой долине находится доселе множество гробниц. Многочисленные углубления в горах для погребения умерших, вечно господствующая тьма под этими подземными сводами вызывали у Еврейских поэтов глубоко-поэтические образы и представления. Так например в кн. Исаии, между прочим, находится следующее высоко-поэтическое выражение: "Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви - покров твой" (Ис 14:10-11). Но теперь гроб потерял весь свой ужас для истинно верующего Христианина (1Кор 15:20). "Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших," говорит ап. Павел. "Я есьм воскресение и жизнь," назвал Себя сими словами сам Начальник жизни и Совершитель нашего спасения Господь Иисус Христос (Ин 11:25). "Блажены мертвые, умирающие в Господе," говорит Тайновидец (От 14:13).

ПОДИР (Сир 45:10, От 1:13 и др.) - длинная одежда Иудейских первосвященников и царей, имевшая форма подризника, с отверстием для головы и, как полагают, без рукавов. По описанию ее в книге Исход, она вся была сделана из материи голубого цвета. Подол ее был вышит узорами в виде яблок или гранат, с золотыми позвонками между ними, кругом всего подола, чтобы во время священнослужения народу стоящему вне святилища было слышно от звука позвонков, когда первосвященник входил во святилище пред лице Господа (Исх 28:31-35). Такая одежда небесного цвета и с такими украшениями служил образом высших духовных совершенств и давала видеть в первосвященнике ходатая пред Богом и посредника за свой народ. В Откровении Иоанна сам Господь представляется облеченным в подир (От 1:13).

ПОКАЯНИЕ (Мк 1:4,5, 2Кор 7:10) - есть таинство, в котором верующий при устном исповедании грехов своих пред священником получает чрез него невидимое разрешение грехов от самого Иисуса Христа. Покаяние было отчасти и в ветхозаветной Церкви. Приносившие жертву о своих грехах по закону Моисееву раскаивались в них пред Богом и получали очищение их. Равным образом и приходившие к Иоанну Крестителю для крещения предварительно исповедывали ему грехи свои. Но, как таинство новозаветной Церкви, покаяние установлено самим Иисусом Христом. Сначала Он обещал апостолам даровать власть разрешать грехи: "что вы свяжете на земле, то будет связано на небе: и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе" (Мф 18:18). По воскресении же Своем Он на самом деле даровал им эту власть, когда сказал: "приимите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин 20:22-23). От кающегося требуется: искреннее сокрушение о грехах и устное исповедание их, твердое намерение исправить свою жизнь, вера во Христа и уверенность в Его милосердии. Кроме того, как приготовительное средство к покаянию, необходимы пост и молитва, которые могут расположить кающегося к сокрушению о грехах и к уверенности в милосердии Божием. Истинно кающиеся могут получить разрешение всех грехов своих, потому что нет такого греха, который превысил бы милосердие Божие. Если же грехи против Духа Святого (упорное отрицание явных обнаружений Божественной силы, крайнее ожесточение сердца и отчаяние) признаются непростительными, то не по недостатку милосердия Божия, а потому что люди впадающие в них, сами, по своему ожесточению и упорству, не способны обратиться к Богу с раскаянием в них.

ПОКРЫВАЛО (Быт 24:65, 20:16). Покрывало составляет необходимую часть Восточной женской одежды. Оно совершенно закрывает лицо. Приподнимать женское покрывало составляло самое великое оскорбление, какое только можно было нанести женщине. Женщины вольного обращения во многих местах отличаются отсутствием покрывала на голове. Если же Фамарь, которая хотела выдать себя за публичную женщину, покрыла лицо свое, то это лишь для того чтобы не быть узнанною своим свекром. Покрывало употреблялось для выражения женской скромности и их покорности своим мужьям; потому-то, вероятно, ап. Павел увещевает Коринфских женщин иметь покрывало на голове во время общественных молитвенных собраний (1Кор 11:3-10). Моисей положил на лицо свое покрывало, так как от сияния его лица, когда он сошел в последний раз с горы Синая, не могли выносить этого сияния (Исх 34:33). Покрывало набрасывалось на лице осужденных на смерть (Есф 7:8). В Скинии свидения и в храме прекрасная и тяжелая завеса, или покрывало отделяло святилище от Святая-Святых. Раздрание церковного покрывала, или завесы, в храме, в страшную минуту смерти Богочеловека свидетельствовало об окончании обрядового закона, который отделял Иудеев от язычников, и что за сим открывался свободный вход в царство небесное верующим из всех народов (Мф 27:51). Покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах (Ис 25:7), служит выражением их неведения, неверия, заблуждения и означает Божественный суд над ними.

ПОЛБА (Исх 9:32) - хлебное растение, похожее на ячмень, семена которого употребляются для приготовления хлеба и для прокормления животных. Она отличается кирпично-красным цветом и дает небольшой колос с маленькими, легкими зернами. Евреи сеяли иногда полбу рядом с ячменем, и лучшая полба выходила озимая, посеянная с осени. Мука полбы гораздо белее и нежнее пшеничной, но за то хлеб из полбенной муки уступает по рыхлости и питательности пшеничному хлебу и скорее черствеет.

ПОЛЕ (Быт 23:19-20). В Свящ. Писании означенное слово употребляется как для обозначения пахотной земли, так и для означения всякой открытой местности. см. Акелдама, Водопроводы и др.

ПОЛЫНЬ (Вт 29:18, Прит 5:4) - растение, несколько видов которого, как известно, растут в Палестине и которые все отличаются своею крайнею горечью, а быть может, и вредно отзываются на здоровье тех, которые употребляют полынь. Посему-то слово полынь часто соединяется с словом яд (Вт 29:18). Свящ. Писание представляет нечестие и пороки человеческие под видом полыни, как крайне горькие по их последствиям (Амос 5:7, 6:12), и изображает тягость наказания Божия, которое постигает всякого человека грешного в следующем выражении: "говорит Господь Саваоф, Бог Израилев (об Иудеях); вот, Я накормлю их, этот народ, полынью, и напою их водою с желчью (Иер 9:15), и в другом месте пр. Иеремия говорит: "Помысли о моем страдании и бедствии моем, о полыни и желчи" (ПлачИер 3:19).

ПОМАЗАНИЕ, ПОМАЗАННИК Помазание лиц, царей, первосвященников и пророков, мест и вещей елеем или миром особенного состава, было выражением освящения, предписанного общественным законодателем. Подробное описание составных частей мира и употребление его описаны в Исх 30:23-33. Домашнее изготовление и употребление такого мира было строго воспрещено Господом (ст. 33). При праздниках и других великих и радостных событиях было обычным делом помазывать голову благоухающим елеем; посему-то помазание считалось знаком радости и счастья. В пояснение приведем след. места из Свящ. Писания: 2Цар 14:2, Ек 9:8, Мф 6:17, Руфь 3:3. Помазание царей священным миром особенно предписывается законом, и в Свящ. Писании мы видим частые указания на сие священнодействие (2 Цар, 19:10, З Цар 1:39, 19:15-16). Мы видим также, что помазание миром царей иногда совершалось каким-либо пророком тайно (1Цар 10:1, 16:1-13, 3Цар 19:16, 4Цар 9:1-6) и служило указанием того, что известное лицо, помазанное таким образом, долженствует со временем занять царский престол. По учреждении у Евреев монархического правления помазание миром царей совершалось священником, вероятно, в каком-либо общественном месте при собрании народа, с игрою на трубах и свирелях (3Цар 1:39) и, по крайней мере, в одном случае, в храме окруженном царским войском (4Цар 21:12-13). Призванным к пророческому служению, пророкам сообщались через помазание миром дары ведения, мудрости и благочестия (Пс 104:15, 1Пар 16:22, 3Цар 19:16). Первосвященники и священники, посвящаясь через помазание, получали дары Св. Духа, необходимые для прохождения их служения (Евр 5:1-3, Исх 28:41, 29:21, Пс 132:2, Лев 4:3,5). Иисус Христос называется Помазанником, Мессиею, по Гречески Христом, потому что на Него в полноте излиты все дары Св. Духа и таким образом Ему в высочайшей степени принадлежит ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя. Верующие называются помазанными, потому что действительно получили помазание от Святого, которое в них пребывает (Ин 2:20).

У Иудеев было в обыкновении помазывать елеем (миром) и некоторые части человеческого тела помимо головы, как например ноги, волосы, ради здоровья и чистоты, а равно как и в знак почтения и благоговения (Мф 6:17, Лк 7:46, Ин 12:3). В тех случаях, где нужно было оказать преимущественно смиренное и глубокое благоговение и любовь, употреблялось для помазания самое ценное и особенно благовонное миро (Ин 12:3). Помазание больных елеем в древности было также делом обыкновенным и доселе еще практикуется на Востоке. Целебные свойства елея хорошо известны, и хотя исцеления, совершаемые учениками Господа, очевидно, были чудесны, но, как видно ясно из Мк 6:13, и они не чуждались при этом общепринятых врачебных средств. Тела умерших часто показывались ароматами для того чтобы предохранить оные от гниения (Мк 14:8, 16:1), что иногда походило несколько на Египетское бальзамирование.

ПОНТ (Деян 2:9, 18:2, 1Петр. 1:1) - одна из провинций Малой Азии, граничащая на с. Черным морем, на ю. Каппадокиею, на в. Армениею и Колхидою, на р. Галатиею и Пафлагониею. Несомненно, что ей соответствует настоящая область Трапезунд. Между прибывшими в Иерусалим на праздник Пятидесятницы были и уроженцы Понта. Ап. Петр писал свое первое соборное послание вместе с другими и к пришельцам из Понта. Понт находился некогда под управлением своих собственных царей, но в Новозаветные времена, именно при Помпее, он подпал под власть Римлян. Митридат был одним из царей Понтийских, Акила, один из учеников ап. Павла, был родом из Понта. В IV веке сюда был сослан в заточение св. Иоанн Златоуст и здесь скончался.

ПОРАЖЕНИЕ ОЗЫ (2Цар 6:8, 1Пар 13:11) - место, так названное Давидом, потому что Оза, когда переносили Ковчег в Иерусалим, простер руку к Ковчегу для того чтобы поддержать его, и за то поражен был от Бога смертью. Означенное место, как кажется, находилось недалеко от Кириафиарима, на пути в Иерусалим.

ПОРАФА (дарованный судьбою; Есф 9:8) - один из сынов Амана, убитых при Артаксерксе в г. Сузах.

ПОРОГ (Суд 19:27, 1Цар 5:4 и др.). В обыкновенном домашнем быту под порогом разумеется деревянный брусок, помещенный на полу, под дверями, через который входящий в дом должен переступать. У Иезекииля (40:6) под словом порог разумеются пороги ворот, то же и у Неемии (12:25); отсюда: привратники - стражи, хранители порогов. Пр. Софония упоминает об людях, перепрыгивающих через порог (Соф. 1:9) при входе через него в храм; по мнению толкователей, это означает людей преступающих пределы права и справедливости по отношению к ближним; входят они в дом Божий со своими жертвами и приношениями и в то же время наполняют его насилиями и обманом.

ПОРФИРА (Лк 16:19), или пурпур. Пурпуровая краска, столь распространенная на Востоке, в древние времена была в большом употреблении в Вавилоне (Иер 10:9, Иез 23:15 и др.). Завеса храма и некоторые из священнических одежд были сделаны из материи, окрашенной в пурпуровую краску (Исх 25:4, 2Пар 3:14). Одежды царственных лиц и других важных особ делались также из пурпуровой материи (порфира; Суд 8:26, Есф 8:15, Дан 5:7, 16:29, 1Мак 10:20). Это обстоятельство еще более усиливало тягость оскорбления и насмешки над Спасителем, когда врага Его, во время производства суда, надели на Него багряницу (Ин 19:2-5). Многие частные лица, вельможи, богатые и знатные, для большей пышности облекались иногда в порфиру (Лк 16:19, 2Цар 1:24, Прит 30:22, 1Мак 4:23). Пурпуровая краска добывалась из сока известного рода раковин или улиток, которых находили в Средиземном море, а иногда из сока насекомого, водящегося в одном из видов дубовых деревьев (кошениль).

ПОРЦИЙ ФЕСТ (Деян 24:27) - прокуратор Иудеи, вступивший на место Феликса. Ап. Павел по требованию Иудеев, с первосвященником во главе, был посажен в темницу в Кесарии, где и содержался под предлогом дознаний два года, на самом же деле Феликс надеялся, что Павел даст ему денег, чтоб отпустил его. Но на место Феликса поступил Порций Фест, который из желания доставить удовольствие Иудеям, оставил Павла в узах. Несколько раз Фест вызывал из темницы ап. Павла на суд и всякий раз убеждался в его невинности, и только однажды, когда Павел в присутствии царя Агриппы и Вереники говорил свою защитительную речь и поведал о страданиях и воскресении Христа, "Фест громким голосом сказал: безумствуешь ты, Павел. Большая ученость доводит тебя до сумасшествия" (Деян 26:24). За тем Павел, по требованию его, был отправлен Фестом на суд к Кесарю.

ПОСИДОНИЙ (2Мак 14:19) - один из посланников Никанора, военачальника Сирийского царя Димитрия, которых он посылал к Иудеям с мирными предложениями, во дни Иуды Маккавея.

ПОСРЕДНИК (Гал 3:19) - лицо, посредствующее между двумя враждующими сторонами с целью их примирения. Это название, по преимуществу, принадлежит Божественному Искупителю, примирившему Бога с человеком (1Тим 2:5) "Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус," говорит ап. Павел (1Тим 2:5).

ПОСТ (3Цар 21:9, Неем 9:1, Иер 36:6). Во времена опасности или общественных бедствий у Иудеев было в обычае и считалось религиозною обязанностью налагать на себя пост, т.е. воздерживаться от пищи, молиться и приносить жертвы (Суд 20:26). То же самое соблюдалось и частными лицами, если предстояло исполнить особенно важное дело или постигал какой либо несчастный случай, как например Моисей на горе Синайской для принятия закона от Бога (Исх 24:18), Давид - когда узнал о смерти Саула (2Цар 1:12); Ниневитяне, вследствие проповеди пророка (Ион. 3:5) и проч. Сам Господь постился при вступлении на Свое общественное служение: "И постившись сорок дней и сорок ночей, говорит евангелист, на последок взалкал" (Мф 4:2). Посты соблюдались Евреями с особенною строгостью, и вообще от вечера до вечера, т.е. 24 часа, и отличались не только воздержанием от пищи, но даже и от всех других чувственных потребностей. При этом они обыкновенно облекались во вретище, снимали свои сандалии, посыпали пеплом голову, ходили с неумытыми руками, с непомазанною главою; синагоги во время постов наполнялись воплями, полными печали и покаяния (Ис 22:12, Ин 2:15-17). Во время плена Иудеями соблюдались четыре особенных постных дня: а) в девятый день четвертого месяца в воспоминание завоевания и взятия Иерусалима Халдеями; б) в десятый день пятого месяца в воспоминание разрушения города и сожжения храма (Иер 52:12-13); в) в третий день седьмого месяца по случаю убиения Годолии (Иер 41:1) и наконец, г) в десятый день десятого месяца, когда началась осада Иерусалима (Иер 52:4-5). Законом был предписан только один пост в великий день Очищения. Но некоторые из фарисеев во времена Господа Иисуса Христа постились дважды в неделю. Важнейший пост в Православной Восточной Церкви - Великий пост. Он называется четыредесятницею, потому что по примеру самого Господа Иисуса Христа, который постился 40 дней, продолжается также означенное время, кроме недели страданий Христовых. Апостолы также постились пред отправлением своим на проповедь Евангелия (Деян 13:3). В память сего учрежден пост св. апостол (или Петровский). Из истории древней Христианской Церкви видно, что пост в среду и пяток ведет свое начало от самых времен апостольских. Положено поститься в среду в воспоминание предания Господа Иисуса Христа на страдание, а в пятницу, в память самых страданий и смерти Господа. Посты Рождественский и Успенский учреждены для того чтобы предварительным подвигом воздержания почтить следующие за сими постами праздники: Рождества Христова и Успения Пресв. Богородицы. Кроме означенных четырех постов в Православной Церкви есть еще однодневные посты: в навечерие Богоявления, в день Воздвижения честного животворящего Креста и в день Усекновения главы Предтечи. Церковь особенно заповедует пост, как приготовительное средство к покаянию и св. причащению.

ПОТИФАР (принадлежащий солнцу; Быт 37:36, 31:1) - царедворец Египетского царя Фараона, начальник царских телохранителей, который особенно отличал Иосифа своим доверием и вверил ему управление всем своим домом, но по клевете жены своей заключил Иосифа в темницу. см. Иосиф.

ПОТИ-ФЕР (Быт 41:45; значение то же, что и предыдущего) - имя жреца г. Илиополя, в котором был знаменитый в древности храм солнца, и дочь которого, Асенефу, Фараон выдал в замужество за Иосифа.

ПОТОП (Быт 6-8). Во время повсеместного растления нравов от смешения благочестивого племени Сима с потомками Каина, оставался непричастным злу праведный и непорочный Ной. Ему сказал Бог: "Земля наполнилась злодеяниями от людей: и Я истреблю их с земли. Сделай ты себе ковчег из смолистых дерев, с отделениями (по длине и широте), и осмоли его смолою с внутренней и наружной стороны. Сделай его длиною в триста локтей, шириною в пятьдесят, а высотою в тридцать, с отверстием на верху в локоть и с дверью с боку ковчега (на нашу меру ковчег был 65 сажень 1 аршин 14 вершков длиною, 10 сажень 2 аршина 13 вершков широтою и 6 сажень 1 аршин 11 вершков высотою). Устрой в нем нижнее, второе и третье жилье. А Я наведу на землю поток водный, чтобы истребить под небесами всякое существо, в котором есть дыхание. Но с тобою Я поставлю завет Мой: ты войдешь в ковчег, и с тобою сыновья твои, и жены сыновей твоих. Введи также в ковчег животных всех родов: из птиц, из скотов и из всех пресмыкающихся по земле, из каждого рода по паре войдут к тебе, чтобы им остаться в живых с тобою. Запаси у себя всякой пищи, которою бы могли пропитаться и ты, они." Ной сделал все, что повелел ему Бог.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: