Порядок распределения доходов в бюджетной системе РФ




 

Распределение (разграничение) доходов и расходов бюджетов — это определение видов и объемов доходов и расходов, подлежащих включению в каждый из бюджетов.

Законодательство устанавливает единую для всех уровней бюджетов классификацию доходов и расходов, что обеспечивает сопоставимость их показателей. Такая классификация обусловлена принципом единства бюджетной системы в РФ.

Вместе с тем важное значение для характеристики правового статуса субъектов бюджетного права имеет группировка доходов бюджетной системы по организационно-правовым признакам.

Так, в зависимости от порядка зачисления в бюджет различают доходы, закрепленные за бюджетом каждого уровня, и регулирующие.

Закрепленные доходы бюджетной системы — это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе (не менее пяти лет) поступают в соответствующий бюджет[10].

Так, перечень налогов и приравненных к ним платежей, закрепленных за бюджетами разных уровней, предусмотрен Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и НК РФ; в ВК РФ (гл.7—10) дано перечисление видов доходных источников федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов; Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет доходы за местными бюджетами. Нормативные акты, регулирующие порядок приватизации государственного и муниципального имущества, также содержат указания о закреплении доходов от этого процесса за бюджетами разных уровней.

В свою очередь законодательство субъектов РФ закрепляет доходные источники, находящиеся в их распоряжении, за местными бюджетами. В отдельных случаях федеральные источники могут быть закреплены за местными бюджетами (в частности, государственная пошлина)[11].

Доля закрепленных доходов в бюджете имеет существенное значение для его действительной самостоятельности. В современных условиях для бюджетов нижестоящих уровней это продолжает оставаться болезненным вопросом. На разрешение его направлена норма Закона РФ «Об основах бюджетных прав...», устанавливающая долю закрепленных доходов бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов в размере не менее 70 процентов доходной части соответствующего минимального бюджета. Однако в последующих законодательных актах, в частности, в Федеральном законе «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», в Бюджетном кодексе РФ 1998г. минимальная норма закрепленных доходов в местных бюджетах уже не была установлена.

Регулирующие доходы бюджета — это доходы, которые передаются в бюджет в целях сбалансирования его доходов и расходов (бюджетного регулирования), в виде процентных отчислений от налогов и других платежей, находящихся в распоряжении вышестоящих органов власти, по нормативам, определяемым при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год.

Нормативы отчислений ежегодно по бюджетам разных уровней утверждает соответственно вышестоящий орган представительной власти. Эти нормативы могут быть едиными для бюджетов определенного уровня или дифференцированными в зависимости от объема закрепленных доходов и предстоящих расходов. Однако законодательство предусматривает возможность утверждения таких нормативов и на долговременной основе — не менее чем на три года.

Для регулирования бюджета (ежегодного планового распределения доходов бюджета в целях его сбалансирования) применяется и метод оказания прямой финансовой поддержки из вышестоящего бюджета нижестоящему в форме фиксированной денежной суммы на безвозмездной основе. В настоящее время она предоставляется в следующих формах: дотации или субвенции, создания фондов финансовой поддержки субъектов РФ и муниципальных образований. В целях покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов, из вышестоящего бюджета предоставляется бюджетная ссуда (на возмездных или безвозмездных условиях).

Дотация в бюджетных отношениях — это определенная денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета по решению соответствующего представительного органа власти в нижестоящий бюджет, не оговариваемая каким-либо целевым направлением средств. Согласно закону дотация предоставляется в случаях, если закрепленных и регулирующих доходных источников недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего территориального уровня.

До 1990-х гг. дотации широко применялись для сбалансирования бюджетов, особенно местных. С 1990г. стали применяться субвенции из союзного бюджета Союза ССР в отношении бюджетов союзных республик, а затем и внутри союзных республик. Переход к субвенциям связан с обострением необходимости более экономного и эффективного использования средств.

Субвенция в бюджетных отношениях — это денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета в нижестоящие бюджеты для конкретных целей на безвозмездной и безвозвратной основах.

Субвенции, как и дотации, предоставляются на основе решений соответствующих представительных органов власти, принимаемых по заявкам получателей субвенций — органов представительной власти субъектов Федерации и муниципальных образований.

Закон подразделяет субвенции на два вида, имеющие особые условия и порядок их предоставления:

а) текущие, к которым относятся субвенции, направленные на финансирование текущих расходов;

б) инвестиционные — направляемые на финансирование инвестиционной, инновационной деятельности и других затрат, связанных с расширенным воспроизводством[12].

Общие условия предоставления и использования субвенций заключаются в следующем:

направление субвенции на финансирование конкретных мероприятий;

осуществление субвенционного финансирования в форме долевого участия в расходах соответствующих бюджетов;

орган, предоставляющий субвенцию, устанавливает назначение, объем, получателя, порядок и условия предоставления субвенции в соответствии с законодательством РФ;

орган, предоставивший субвенции, вправе контролировать их использование, а получатель обязан отчитаться об их использовании.

За нарушение условий предоставления и использования субвенций законом установлена ответственность. Субвенция, не использованная в срок или использованная не по назначению, подлежит возврату предоставившему ее органу в бесспорном порядке в трехмесячный срок после принятия об этом решения за счет средств получателя субвенции. Решение о возврате субвенции принимает орган, предоставивший ее, не позднее трех месяцев после получения отчетности об использовании субвенций или по истечении срока отчетности.

При нарушении других условий предоставления и использования субвенций их выделение прекращается.

Дотации и субвенции закрытым административно-территориальным образованьям предоставляются в особом порядке: им выделяются средства из федерального бюджета для финансирования объектов Министерства РФ по атомной энергии и Министерства обороны РФ, которые находятся в пределах территории этих образований.

В целях оказания финансовой поддержки также создаются: в федеральном бюджете — Фонд финансовой поддержки субъектов РФ, а в бюджетах субъектов Федерации — фонды финансовой поддержки муниципальных образований.

В средствах бюджета в зависимости от права собственности на них законодательство выделяет собственные доходы и заемные средства. Эти понятия применены в бюджетном законодательстве 1990-х гг.

 


Заключение

 

В связи с тем, что Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимают бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально-экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. Разработка бюджета государства осуществляется на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на конкретный год. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ федеральный бюджет находится в ведении Российской Федерации. Бюджету государства (федеральному) придается высшая юридическая сила, он утверждается в форме федерального закона.

В бюджетную систему России как федеративного государства входят бюджеты трех уровней, являясь ее самостоятельными частями. К ним относятся:

а) федеральный бюджет;

б) бюджеты субъектов Федерации;

в) местные бюджеты, к которым относятся бюджеты муниципальных образований.

В соответствии с бюджетным законодательством и в целях сбалансирования бюджетов доходная часть бюджетов состоит из закрепленных и регулирующих источников. Кроме того, в бюджеты могут поступать дотации, субвенции, а также заемные средства.

Распределение (разграничение) доходов и расходов бюджетов — это определение видов и объемов доходов и расходов, подлежащих включению в каждый из бюджетов.


Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12.12. 1993 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. –2009. - № 4. - Ст. 445.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: [Текст] от 31.07.1998 № 145-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

3. Афанасьев, М.П. Основы бюджетной системы: [Текст] / М. Афанасьев. – М.: ГУ ВШЭ, 2008. – 410с.

4. Бюджетная система России [Текст]: Учебник. /Под ред. Г.Б.Поляка. - М.: Юнити, 2009. – 370с.

5. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: Учебник / Под ред. М.В. Романовского и О.В.Врублевской, 2-е изд. - М.: Юрайт, 2009. – 432с.

6. Вахрин, П.И., Нешитой, А.С. Бюджетная система Российской Федерации [Текст] / П.Вахрин, А.Нешитой. – М.: Издательский дом Дашков и К, 2008. – 452с.

7. Врублевская, О.В., Романовский, М.В. Бюджетная система Российской Федерации: [Текст] / О. Врублевская, М. Романовский. – М.: Юрайт-Издат, 2008. – 472с.

8. Ковалева, Т.М., Барулин, С.В. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации [Текст] / Т. Ковалева, С. Барулин. – М.: КноРус, 2008. – 362с.

9. Комментарий к Бюджетному кодексу РФ: [Текст] / Под ред. А.Н. Козырина. - М.: Экар, 2009. – 528с.

10. Шевелева, Н.А. Бюджетная система России: Опыт и перспективы правового регулирования в период социально-экономических реформ [Текст] / Н. Шевелева. – М.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. – 145с.

 


[1] Врублевская, О.В., Романовский, М.В. Бюджетная система Российской Федерации: [Текст] / О. Врублевская, М. Романовский. – М.: Юрайт-Издат, 2008. С. 45.

[2] Бюджетный кодекс Российской Федерации: [Текст] от 31.07.1998 № 145-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

[3] Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: Учебник / Под ред. М.В. Романовского и О.В.Врублевской, 2-е изд. - М.: Юрайт, 2009. С. 43.

[4] Вахрин, П.И., Нешитой, А.С. Бюджетная система Российской Федерации [Текст] / П.Вахрин, А.Нешитой. – М.: Издательский дом Дашков и К, 2008. С. 10.

[5] Комментарий к Бюджетному кодексу РФ: [Текст] / Под ред. А.Н. Козырина. - М.: Экар, 2009. С. 58.

[6] Афанасьев, М.П. Основы бюджетной системы: [Текст] / М. Афанасьев. – М.: ГУ ВШЭ, 2008. С. 93.

[7] Шевелева, Н.А. Бюджетная система России: Опыт и перспективы правового регулирования в период социально-экономических реформ [Текст] / Н. Шевелева. – М.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. С. 65.

[8] Ковалева, Т.М., Барулин, С.В. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации [Текст] / Т. Ковалева, С. Барулин. – М.: КноРус, 2008. С. 144.

[9] Бюджетная система России [Текст]: Учебник. /Под ред. Г.Б.Поляка. - М.: Юнити, 2009. С. 211.

[10] Комментарий к Бюджетному кодексу РФ: [Текст] / Под ред. А.Н. Козырина. - М.: Экар, 2009. С. 99.

[11] Афанасьев, М.П. Основы бюджетной системы: [Текст] / М. Афанасьев. – М.: ГУ ВШЭ, 2008. С. 112.

[12] Врублевская, О.В., Романовский, М.В. Бюджетная система Российской Федерации: [Текст] / О. Врублевская, М. Романовский. – М.: Юрайт-Издат, 2008. С. 174.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: