Сокращенные обозначения книг Писания 24 глава




Нав 19:29 - Рама город на границах колена Асирова, и очевидно, не в дальнем расстоянии от Тира. Робинсон указывает его в селении Рамех к ю.-в. от Тира, близ которого находится много саркофагов глубокой древности. Нав 19:36 - город колена Невффалимова, на склоне горы в прекрасной долине. Ныне небольшое селение, обитаемое Христианами и Друзами и окруженное масличными деревьями, с прекрасным источником. 1Цар 1:1, 19:2 - нагорный город колена Ефремова на границах колена Ефремова. В этом городе родился, имел свое местопребывание и погребен пр. Самуил. Иначе этот город называется Рамафа или Рамафаим, т.е. двоякое возвышение, или две высоты, также Рамафаим-Цофим, может быть в отличие от Рамы Вениаминовой. Название Рамафаим-Цофим город получил от имени основателя своего Цуфа, Ефрафянина. Здесь, в Раме, пр. Самуил имел свою пророческую школу и сюда приходил к нему Давид, спасаясь от Саула. В Раме Саул первоначально помазан был Самуилом. Впрочем местоположение его определенно неизвестно. Нав 19:8 - город, лежавший в южных пределах колена Иудина и принадлежавший колену Симеонову. Он, по своему положению, называется южною Рамою или южным Рамофом (1Цар 30:27) и принимается за одно с Ваалаф-Бееро.м (Нав 19:8), называется и просто Ваалом. Может быть это то же, что Валоф (Нав 15:24), но местоположение его определенно неизвестно. 2Пар 22:5-6 - город в Галааде, в колене Гадовом.

РАМАИЯ (Бог высок; 1Езд 10:25) - один из сынов Пароша, имевших иноплеменных жен.

РАМАФЕМ (1Мак 11:34) - это, конечно, тот же город Рама Самуилова, на горе Ефремовой. В Нов. Зав. он называется, Аримафеею (Мф 27:57, Ин 19:38). см. Рама, под буквою г).

РАМАФАИМ-ЦОФИМ (две высоты; 1Цар 1:1) - местность на горе Ефремовой, где жил Елкана, отец пр. Самуила, иначе: Рама Самуилова (ст. 19, 2:11). Цоф, или Цуф - область в колене Ефремовом, к которой принадлежала Рама.

РАМАФ-ЛЕХИ (брошенная челюсть; Суд 15:17) - так называется место в гористой стране или области Иудеи, на границе Филистимской земли, где Самсон ослиною челюстью избил тысячу Филистимлян. Местность эта полагается на ю.-з. склоне горы Иудейской.

РАМАФ-МИЦФА (высота Мицфы; Нав 13:26) - то же, что Рамоф Галаадский (Нав 10:8, 3Цар 22:4,20) и Массифа Галаадская (Суд 10:17, 11:11-29) - древний Галаадский город в колене Гадовом. Здесь некогда Лаван примирился с Иаковом (Быт 31:49), а во времени Судей здесь имел жительство судия Иеффай. При завоевании земли Обетованной город был отдан левитам и служил городом убежища для невинных убийц (Вт 4:41-43, Нав 13, и др.). В Рамаф-Мицфе Ахав в сражении с Сирийцами получил смертельную рану (3Цар 22) и Ииуй был помазан на царство Израильское (4Цар 9:1). В настоящее время это город Эс-Сальт, находящийся при подошве горы Галаадской и главный город теперешней провинции Белка: расположен по сторонам небольшой горы, на вершине которой возвышается крепость и отовсюду окружен виноградными, масличными и другими деревьями.

РАМЕССА (Иудф 1:9). см. Раамсес.

РАМОФ - то же, что Рамаф-Мицфа.

РАСКАЯНИЕ БОЖИЕ (Быт 6:6, 1Цар 15:11-35). Чувство раскаяния, свойственное лишь человеку, приписывается бытописателем Господу в двух случаях: пред всемирным потопом и по поводу недостойного поведения Саула возведенного в царское достоинство по повелению Божию. При сказании о последнем случае употреблено бытописателем и следующее выражение Самуила, обличавшего Саула с угрозою, что за преступления свои он отвержен Господом и не будет более царем над Израилем: "не человек Он (Господь) чтобы раскаяться Ему" (1Цар 15:29). Из этого видно, что когда говорится о раскаянии Господа, тогда говорится о Нем, как о человеке, языком простого народного смысла. По сему мысль заключающуюся в словах Моисея: и раскаялся Господь, что создал человека на земле и восскорбел в сердце своем (Быт 6:6) можно изъяснить так: "Бог видел человека в таком состоянии, в котором сей совсем не соответствовал предначертанию Премудрости, явленному в его сотворении, и более уже не мог быть причастным любви и благости Творческой" (М. Филарет. Зап. на кн. Бытия).

РАСПОРЯДИТЕЛЬ ПИРА (Ин 2:8) был лицом назначенным следить за слугами и надзирать за всем порядком пиршества. На нем между прочим лежала обязанность пробовать вино, чтобы определить его качество и пригодность для угощения присутствующих на пире. Таким образом распорядитель пира отведал вино, превращенное Господом из воды на браке в Кане Галилейской (Ин 2:8,9).

РАСПЯТИЕ, КРЕСТНАЯ КАЗНЬ (Мф 23:34, 27:31 и др.). Распятие от древних времен служило самою жестокою и вместе самою позорною смертною казнью и доселе еще существует между Индусами и Китайцами. Римляне считали распятие самою позорною смертью, на которую осуждались только одни изменники и великие злодеи (Лк 23:2). Оно считалось проклятою смертью (Вт 21:22-23, Гал 3:13). "Ибо написано, говорит ап. Павел: проклят всяк, висящий на древе." Отсюда сила выражений в посланиях ап. Павла: к Коринфянам (1Кор 1:23), к Фил 2:8, Евр 12:2. Как скоро произносился приговор: ты осужден на распятие, осужденный был обнажаем с оставлением только узкого препоясания вокруг чресл, привязываем до груди к крестному древу и затем его мучительно били прутьями, или бичами, сделанными из кожаных полос (Ис 53:5), что уже одно нередко причиняло смерть. После бичевания преступника заставляли нести весь крест, или часть оного, к месту казни. Местом казни обычно служило какое-либо возвышенное место вне города и близ большой дороги. Кресты были различной формы: трехчастный, в роде греческой буквы тау - Т, четырехчастный - квадратный +, или продолговатый - † и косвенный, в роде греческого х. Неопровержимое основание имеет для себя четырехконечная форма креста Христова, что только этот крест удовлетворяет показаниям всех Евангелистов. Что касается до древа, из какого был сделан крест, то наиболее распространенное мнение, что он был сделан из 3-х дерев: из кипариса, певга и кедра. Об этом повторяется и в песнях церковных и в молитвах (Ис 60:13). Крест врывали в землю, а в высоту иногда он простирался, как говорят, от 10-ти до 15-ти футов, так что ноги страдальца обыкновенно отстояли от земли на 4 фута. Поперечная перекладина обыкновенно была от семи до 8 футов в длину. В средине или близ средины верхней части креста находилась перекладина, на которую преступника поднимали веревками: и вот, предварительно сняв с него одежды, его сначала привязывали к крестному древу и затем пригвождали к кресту его руки и ноги острыми железными гвоздями. Иные думают, что при распятии пригвождались только руки, а ноги просто привязывались веревками. Конечно, и веревки употреблялись для прикрепления ног; чтобы потом легче было их пригвождать. Но сам Спаситель, уверяя учеников Своих в Своем воскресении, указывал им на язвы на руках и на ногах (Лк 24:39). Чтобы несколько облегчить страдания преступника, было в обычае давать ему вино, смешанное со смирною. Господь Спаситель не принял оное (Мк 15:23), возжелавши претерпеть в полном сознании до самого конца все мучения этой ужасной смерти. Уксус также служил освежительным питьем для римских воинов, и когда подали оный Ему на кресте. Он вкусил несколько этот освежающий напиток. Жар, возбуждаемый гвоздиными язвами, причинял невыносимую жажду (Мф 27:18). Преступников обыкновенно пригвождали к кресту четыре римских солдата, назначенные для этой цели, которым обыкновенно отдавалась по жребию одежда распинаемого (Мф 27:35). Воины разделили между собою одежды Спасителя и бросили жребий относительно частей оного (Пс 21:19). "И об одежде, Моей (Господа Иисуса), пророчески замечает Псалмопевец, бросают жребий." По Римскому обычаю преступление распятого писалось кратко на дощечке, которая сверху прикреплялась ко кресту. Она называлась у Римлян titulus, или, в русской Библии, надпись (Ин 19:19-20). Растяжение членов после только что перенесенного мучительного бичевания, невозможность сделать малейшее движение без страшной боли, прободение рук и ног острыми гвоздями, и при том в частях тела самых восприимчивых к мучительной боли, не маловременное висение на кресте с язвами на руках и ногах под лучами солнца, потеря крови и глубокое сознание незаслуженной позорной казни, понесенной Божественным Страдальцем, - все это усиливало до самой высшей степени крестные страдания, которые нередко продолжались до 3-х дней и даже более. Вот почему Пилат удивился, узнавши, что Господь Иисус Христос предал дух Свой раньше означенного времени (Мк 15:44). У Римлян осужденный на крестную смерть нередко оставался на кресте дотоле, пока тело его не падало на землю от собственной тяжести; но в провинции Иудейской Иудеям было позволено в силу предписаний закона Моисеева (Вт 21:22-23) оканчивать страдания осужденных на крестную казнь и прежде солнечного заката. Это производилось различными способами: иногда подкладывали огонь к подножию креста, а иногда перебивали члены их молотом, или прободали бок копьем (Ин 19:31-37). При этом нужно заметить, что Страдания осужденных на крест были так велики и ужасны, что она считалась самою ужасною и позорнейшею из всех видов казни. Известный римский оратор Цицерон считал даже самое упоминание о крестной казни недостойным римского гражданина и свободного человека. Но Сын Божий, Божественный и неповинный Страдалец, проливший Свою кровь на этом позорном орудии мучения за грехи всего рода человеческого, через это самое сделал крест символом высочайшей чести и славы, символом искупительной благодати, спасения и вечной жизни. Крест часто упоминается в Свящ. Писании иносказательно вообще для обозначения умилостивительной крестной жертвы Господа Иисуса Христа и Его повиновения Своему Отцу даже до смерти (Фил 2:8). Как истинные последователи Господа Иисуса Христа, и все мы должны распинать свою плоть со страстями и похотями (Гал 5:24). Распинать плоть свою со страстями и похотями мы можем главным образом воздержанием от страстей и похотей и действиями им противными: например, когда гнев побуждает нас злословить врага и делать ему зло, но мы противимся сему желанию, и воспоминая, как Иисус Христос на кресте молился за Своих врагов, молимся и мы за своего, то сим образом распинаем страсть гнева.

РАССЕЯНИЕ (Ин 7:35) - это слово обычно прилагается к Иудеям, которые после отведения в плен и окончательного разрушения их св. града, рассеялись всюду на в. и з., как то можно видеть из событий в день Пятидесятницы. На рассеяние Греков или на западное рассеяние указывается в Евангелии от Иоанна в вышеозначенной цитате.

РАССИС (Иудф 2:23) - земля или местность неизвестная, по Вульгате считаемая за Таре в Киликии.

РАССЛАБЛЕННЫЙ (Мф 4:24, 9:2) - болезнь, которая лишает человека свободного движения, и таким образом порывается связь между волею и пораженною частью. В том смысле, как употреблено слово это в Новом Завете, оно может означать апоплексию или паралич всего организма, паралич одной стороны тела, паралич от сокращения мускулов, так что членов тела нельзя ни поднять, ни протянуть, и затем пораженные части тела вскоре делаются совершенно иссохшими. Означенная болезнь до настоящего времени распространена на Востоке. Члены тела остаются неподвижно в том самом положении, в каком застиг их внезапный припадок, и страдания бывают иногда так сильны что вскоре после припадка наступает смерть (Мф 8:6).

РАСТЕНИЯ В Свящ. Писании слово растение нередко употребляется в иносказательном смысле, так: а) растениям уподобляются дети богобоязненных родителей, развивающиеся и возрастающие в свежих своих силах в своей молодости (Пс 127:3, 143:12); б) древу, насажденному при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет, уподобляется человек благочестивый (Пс 1:1-3); в) растением чуждым, от чуждой лозы произросшим, не Богом насажденным, называются языческие нравы, обычаи и все языческое (Ис 17:8,14). В Новом Завете сам Господь сказал: "всякое растение, которое не Отец Мой небесный насадил, искоренится" (Мф 15:13).

РАФА (врачующий, исцеляющий; 1Пар 8:2) - пятый из сыновей Вениамина.

РАФАИЛ (помощь, исцеление Божие; Тов 3:16, 5:4 и др.) - спутник, под именем Азарии сопровождавший Товию во время путешествия его в Раги Мидийские для получения денег, отданных некогда ему Товитом на сохранение (Тов 4:1-20), и оказавший при этом ему много милостей. Это был Ангел, посланный к ним от Бога, но Товит и Товия не знали сего. По окончании путешествия Азария сказал Товиту: "Я - Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых, и восходят пред славу Святого" (Тов 12:15). Так-то Ангелы невидимо сопровождают и охраняют нас на всех путях жизни нашей, хотя мы сами часто и не сознаем этого! "Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих," говорит Псалмопевец (Пс 90:11).

РАФАИН (Иудф 8:1) - муж из колена Симеонова, предок Иудифи.

РАФИМ (2Езд 16:25) - из Персидских чиновников в Самарии, называемый в означенной цитате описателем происшествий (ст. 17), а в 1Езд (4:8) Рехумом-советником.

РАФИЯ (3 Мак 1:1) - город, упоминаемый в Библии только в означенной цитате, лежал на пути от Египта к Кели-Сирии, на берегу Средиземного моря, между Риноколурою и Газою. При этом городе Птоломей IV Филопатор одержал знаменитую победу над Сирийским царем Антиохом Великим (3 Мак 1:2-4). В настоящее время место древней Рафии представляет необитаемую пустыню с сохранившимся одним глубоким древним колодезем и несколькими гранитными колоннами. От Рафии начиналась земля Филистимская, идущая вдоль берега Средиземного моря.

РАФОН (1Мак 5:37) - город в Галаатиде по ту сторону Иордана, недалеко от Аштерофа или Карнаима (1Мак 5:43,44).

РАХАЛ (место торговли; 1Цар 30:29) - город в колене Иудином, на ю. оного. Это был один из тех городов, в которые Давид посылал дары во время раздела добычи между своими друзьями.

РАХАМ (милосердый; 1Пар 2:44) - отец Иоркеама, упоминаемый в означенной цитате как один из потомков Халева, сына Хевронова.

РАХИЛЬ (млекопитающая, мать-овца; Быт 29:6,28 и др.) - младшая дочь Лавана и вторая жена патриарха Иакова. В первый раз мы встречаем ее имя в свящ. истории по случаю посещения Иаковом своего дяди Лавана в Месопотамии. Свидание Иакова с Рахилью и его последующая жизнь очерчена в кн. Бытия с обычною простотою патриархальных времен. Таково же и следующее за тем повествование о глубокой любви его к ней, - любви, которую не ослабили многие годы; об хитрости, с которою Лаван обманул его, заменивши при выдаче замуж младшую дочь старшею и об верности Иакова к предмету первой своей любви и об его готовности служить Лавану второе семилетие за Рахиль. Сделавшись его женою, она была наказана бесплодием быть может за ту ревнивую неприязнь, которую питала к отверженной Лии (Быт 29:31). Впрочем по прошествии некоторого времени Бог отверз утробу ее и она родила Иакову сына - Иосифа. При отбытии Иакова из Месопотамии, Рахиль унесла с собою и скрыла без ведома мужа идольские изображения своего отца, без сомнения вследствие какого либо суеверия, и когда Лаван настаивал на возвращении оных, она с хитростью избежала обыска (31:34-35), скрывши их под седлом верблюда и сказавши, что не может встать с него по причине обыкновенного женского. После своего трогательного свидания и примирения с Исавом и кровавого события, соединенного с поражением жителей Сихема, и Божественных откровений, полученных им в Вефиле, Иаков отправился в путь из сего последнего места, и вот его возлюбленная Рахиль умерла на пути от родов сына, названного Вениамином, "и погребена на дороге в Ефрафу, т.е. Вифлеем. Иаков поставил над, гробом ее памятник" (Быт 35:18-19). Гробница Рахили была хорошо известна многие столетия после того, как то нам известно из 1Цар 10:2. И доселе еще к ней относятся с большим благоговением как Иудеи, так и мусульмане. Местные Арабы собираются сюда для торжественных молитв во время бездождия. Замужние женщины берут отсюда куски камня и носят их во время беременности. Декан Станлей говорит, что означенная гробница (представленная на прилагаемом при сем рисунке) совершенно сходствует с описанием библейского повествования. Память Рахили сохранялась в ее потомстве и в последующие времена. Во времена Вооза и Руфи жители и старейшины Вифлеема, благословляя супружество Вооза с Руфью, желали ему такого же счастья и благословения от Бога, какие принесли Израилю Рахиль и Лия (Руф 4:11). Прор. Иеремия, изображая бедствия и пленение Иудеев, представляет Рахиль, как праматерь Израильтян, осиротевшею и безутешно, плачущею о сынах своих, ибо их не стало (Иер 31:15). Евангелист Матфей, указывая в этом печальном событии образ другого печального события, и именно избиения Иродом Вифлеемских младенцев, повторяет слова пророка, применяя их к настоящему событию, - дети Вифлеемские принадлежали к потомству Рахили, и она, как мать их, безутешно плачет, потому что их нет (Мф 2:18).

РЕАИЯ (видение Божие) - имя следующих лиц: 1Пар 5:5 - потомок Рувима, поименованный в родословии 1 кн. Паралипоменон. 1Пар 4:2 - сын Шовала из потомства Иудова. В 1Пар 2:52 он называется: Гарое. 1Езд 2:47, Неем 7:50 - глава семейства Нефинеев, возвратившихся в Иерусалим с Зоровавелем после плена.

РЕВА (четвертый; Чис 31:8) - один из пяти вождей, или царей Мадиамских, убитых Израильтянами во время путешествия своего по пустыне. В Нав 13:21 он называется князем Сигона, царем Аморейского.

РЕВЕККА (узы, оковы, пленение красотою; Быт 24:15) - сестра Лавана и жена Исаака. Обстоятельства вступления ее в брак с Исааком и другие случаи из ее жизни занимают одну из самых прекрасных и трогательных страниц Библии (Быт 24), см. Исаак. После двадцатилетнего супружества с Исааком, она сделалась матерью Исава и Иакова и в то же время получила замечательное Божественное откровение относительно будущей судьбы своих детей. Когда они выросли, Иаков сделался любимцем своей матери, и это-то излишнее пристрастие к нему матери было, без сомнения, источником многих семейных неприятностей. см. Иаков. Ревекка умерла прежде Исаака и погребена была в пещере Махпельской, там же где похоронены Авраам и Сарра, там - и она и Исаак, там же впоследствии погребена была и Лия.

РЕГЕМ (друг; 1Пар 2:47) - один из сыновей Иегдая, упоминаемый в числе потомков Халева, сына Эсромова.

РЕГЕМ-МЕЛЕХ (друг царя; Зах 7:2) - имя одного из двух посланных находившимися в плену Иудеями в Иерусалим, в царствование Дария, вознести молитвы к Богу от их лица и получить от священников и пророков более точные сведения относительно соблюдения поста в пятом месяце, по причине сожжения храма Навуходоносором, т.е. держать ли этот пост теперь, как они держали его прежде? При этом возникал спорный вопрос: действительно ли Иудеи, пославшие в Иерусалим Регем-мелеха, находились в плену, или нет? но упоминание об Дарие в означенном месте, без всякого сомнения, клонится в пользу утвердительного ответа. Из него видно, что плен Вавилонский в означенное время еще не кончился.

РЕГУИЛ (призвание Божие; Чис 1:14) - отец Елиасафа, главного от колена Гадова, Елиасаф помогал Моисею в исчислении Евреев при Синае, делал приношение при освящении Скинии (7:42-47) и был начальником над ополчением Гадовым. 1Пар 9:8 - Вениамитянин, упоминаемый в родословии 1 кн. Паралипоменон.

РЕЕЛАЙ (1Езд 2:2; боящийся Господа) - один из начальников, возвратившихся из плена в Иерусалим с Зоровавелем, именуемый в Неем 7:7: Раамия, а во 2Езд 5:8 Рисей.

РЕЕЛИЙ (2Езд 5:8) - один из начальников народа, вышедших с Зоровавелем из Вавилона. В 1Езд 2:2 и у Неем 7:7 читается: Бигвай.

РЕКА ЕГИПЕТСКАЯ (Быт 15:18). Несомненно, что под сим названием здесь разумеется река Нил. Выражение река Египетская не должно смешивать с словами: поток Египетский (Чис 34:5), который при Риноколуре впадает в Средиземное море.

РЕКЕМ (разноцветный, цветущий) - имя трех лиц: Чис 31:8 - один из пяти царей Мадиамских, истребленных Израильтянами в войне с Мадианитянами, предпринятой по нарочитому повелению Божию. 1Пар 2:43-44 - один из сынов Хеврона. 1Пар 7:16 - один из сынов Шереша из колена Манассиина. Нав 18:27 - название города, уступленного колену Вениаминову и упоминаемого только однажды в Библии. По всей вероятности, он находился недалеко от Иерусалима, но местоположение оного доселе еще точно неизвестно.

РЕКИ ПАЛЕСТИНЫ. см. Палестина.

РЕМАЛИЯ (Бог украшает; 4Цар 15:25, Пс 7:4) - отец Факея, военачальника Израильского при царе Факии, составившего против него заговор, и воцарившегося вместо его над Израилем.

РЕМЕФ (возвышенный; Нав 19:21) - другое название города Рамы, или Рамофа, город, принадлежавший колену Иссахарову и, быть может, тот же самый, что и Иармуф (Нав 21:29) и Рамоф (1Пар 6:73). Город Ремеф упоминается в Библии только однажды в указанной цитате. Положение его неизвестно.

РЕММОН (гранатовое яблоко) - название места и лица. 2Цар 4:2 - муж из Беерофа, отец Бааны и Рихава. Зах 14:10 - город колена Иудина, на ю. от Иерусалима. Вероятно, это настоящие развалины: Умер-Румманим, в 4 часах пути на с. от Иерусалима.

РЕМФАН (Деян 7:43, Амос 5:26) - вероятно, название данное какой-нибудь планете (быть может Сатурну), служившей предметом обоготворения. Изображение этого божества, скрытое в небольшом ящике или передвижной палатке, было переносимо с места на место как и всякий багаж, в роде изображений серебряных храмов, о которых упоминается в книге Деяний апостольских (19:24, Ср. Ис 46:7). У прор. Амоса (5:26) по Еврейскому тексту вместо Ремфан, стоит: Кийюн.

РЕПЕЙНИК (Мф 7:16) - вообще означает колючее растение, как-то: терн, волчец, чертополох и др. Это цепкое колючее растение росло в Палестине не только на нивах, среди хлебных растений (Иов 21:40), но и на Ливане между кедрами (4Цар 14:9) и в садах среди лилий (Песн 2:2), особенно же в местах диких и пустынных (Ис 24:13). Репейник в некоторых местах разрастается так густо и высоко, что известный путешественник Норов и его спутники на лошадях с трудом могли пробраться сквозь него на пути в Капернаум.

РЕСЕН (сильный; Быт 10:12) - один из городов, построенных Ассуром или Нимродом между Ниневиею и Калахом. Может быть это тот же самый город, который у Ксенофонта называется Лариссою, на восточном берегу Тигра. Его нередко отождествляют

с развалинами, находящимися близ селения Селамиех, к с.-з. от Калаха.

РЕСНИЦЫ (Прит 6:25). Это слово поэтически прилагается к утру. "Глаза у него (т.е. левиафана), говорится в Иов 41:10, как ресницы зари." На обычай раскрашивать ресницы нередко указывают свящ. писатели (Иер 4:30, Иез 23:40). Обычай этот и доселе существует между Восточными женщинами: волосы и края ресниц умащаются мелким черным порошком, смоченным в масле, или ароматическом уксусе, что придает глазам особенную тень.

РЕУМА (возвышенная, высокая; Быт 22:24) - наложница Нахора, брата Авраама.

РЕФАИМЫ (исполины; Быт 14:5, Вт 2:11, Нав 12:4 и др.) - один из древнейших народов, обитавших некогда в Палестине. Он назывался так по имени своего родоначальника Рафа и отличался необыкновенною величиною роста и силой. Мы видим этот народ между Ханаанскими племенами с самых древних времен, именно он существовал уже во времена Авраама и тогда был побежден Кедорлаомером, царем Еламитским (Быт 14:5). Место жительства его находилось в различных местах: в земле Васанской, в земле Моавитской, в земле Амонитской и др. С Рефаимами в Свящ. Писании нередко соединяются и также называются Рефаимами и некоторые другие племена, отличавшиеся необыкновенном ростом и исполинскою силою, каковы наприм. Енакимы, Зузимы, Емимы, Замзумимы. Во время вступления Евреев в землю Обетованную, собственно Рефаимов, как племени, уже не существовало, оставались только некоторые из их потомков, как например во времена Моисея - Ог, царь Васанский, во времена Навина - Енакимы в Хевроне и в земле Филистимской, во времена Давида, Голиаф, Иесвий, Лахмий, брат Голиафа, живший также в земле Филистимской.

Слово Рефаимы в некоторых местах Свящ. Писания имеет и другое значение, именно в Иов 26:5, в Ис 14:9-10, 26:14-19 и других оно означает умерших. Поводом к такому смыслу и значению слова может быть служила мысль о Рефаимах, как о народе не существующем более среди живых и принадлежащем к царству мертвых, каковое понятие распространили потом и на всех умерших. В разительных чертах изображает состояние их в преисподней прор. Исаия, говоря о царе Вавилонском: "Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви - покров твой" (Ис 14:9-11).

РЕФАИМОВ ДОЛИНА (Нав 15:8, 18:16). Означенная долина находилась вблизи Иерусалима, как кажется, к з. или к с.-з., но вероятнее к ю. от Иерусалима по направлению к Вифлеему. По всей очевидности Вифлеем находился не в дальнем расстоянии от нее (1Пар 11:15-18). Из Свящ. Писания также видно, что эта долина была плодоносна и изобиловала хлебными полями (Ис 17:5). Главный интерес долины Рефаимов заключается в том, что она служила местом неоднократных сражений между Давидом и Филистимлянами (2Цар 5:18, 23:13, 1Пар 11:15). В настоящее время у Арабов она известна под названием Эль-Бекаа.

РЕФАИЯ (Бог исцелитель) - имя следующих пяти лиц: 1Пар 3:21 - один из Евреев, потомки которого упоминаются в родословии 1 кн. Паралипоменон. 1Пар 4:42-43 - лицо из колена Симеонова, один из начальников пятисотенного войска, напавшего на Амаликитян при горе Сеир, в царствование Езекии, и после их поражения занявшего их владения. 1Пар 7:2 - сын Фолы из колена Иссахарова и один из вождей или глав, своего поколения. 1Пар 9:43 - потомок Ионафана, сына Саулова, его отец был Бинея. Неем 3:9 - сын Хура, заведовавший полуокругом Иерусалима и помогавший в восстановлении укреплений города Иерусалима.

РЕФАЙ (подкрепление, помощь; 1Пар 7:25) - сын Ефрема, сына Иосифова.

РЕФИДИМ (Исх 17:1 и др.; носильщики, поддерживающие) - один из станов Израильтян при западном рукаве Чермного моря, недалеко от горы Синая. Он замечателен как место, при котором была чудесно изведена вода из горы Хорив, вследствие ропота Евреев на недостаток воды, равно как и победою Иисуса Навина над Амаликитянами (Исх 17:8-10). Сюда также приходили священник Иофор и его семейство для того, чтобы посетить Моисея (Исх 18:1-12). Означенное место находилось по всей вероятности в вади Фейран, а другие указывают оное в вади Эс-Шейх. В настоящее время местность эта называется Мериба (ропот, спор, негодование), по всей вероятности вследствие того что Евреи роптали здесь на недостаток воды.

РЕХА (обширный, пространный; 1Пар 4:12) - это слово встречается только однажды в указанной цитате, может быть, как название известной местности, положение которой однако неизвестно.

РЕХАВ (всадник; Неем 3:14) - отец Малхии, помогавшего вместе с другими при восстановлении Навозных ворот и укреплении Иерусалима по возвращении из плена.

РАХАВИЯ (расширение, распространение Божие; 1Пар 23:17, 24:21, 26:25) - внук Моисея и сын Елиезера. Из выражения в первой из указанных цитат, что у Рехавии было очень много сыновей, можно заключить, что Рехавия имел очень большое потомство.

РЕХОВ (открытое место) - имя следующих лиц и мест: 2Цар 8:3 - отец Адраазара, царя Сувского, которого сильно поразил Давид и обратил в бегство близ р. Евфрата. Неем 10:11 - один из левитов, во дни Неемии утвердивших своею подписью и печатями данное обязательство быть верными Богу и закону по возвращении из плена. Чис 13:22 - мужи, посланные Моисеем для обозрения Палестины, по словам кн. Чис пошли и высмотрели землю от пустыни Син даже до Рехова, близ Емафа (Чис 13:22) - это то самое место, которое везде называется Беф-Реховом. Нав 19:28 - город в колене Асировом, по-видимому находится на в. от Сидона. Нав 19:30 - место называемое Реховом было уступлено левитам, но где находится, неизвестно. Вероятно, это был один из двух вышеупомянутых городов. Упоминаемый в Суд 1:31, как полагают, тот же самый что предыдущий и был один из тех городов, из которых не были изгнаны Хананеи.

РЕХОВОФ (широкие места; Быт 26:22) - название колодезя в Гераре, ископанного Исааком. Как думают, означенный колодезь находился в Wadi Ruhaibeh (Вади Рухейбех), где находятся значительные развалины. Многочисленные цистерны, высеченные в скалах, свидетельствуют о многочисленном некогда здесь населении.

РЕХОВОФ-ИР (широкое пространство, или улица города; Быт 10:11) - город, вместе с Ниневиею, Калахом и Ресеном, построенный Ассуром или Нимродом, на восточной стороне Тигра. Быть может, он составлял предместье той или другой части собственно Ниневии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: