Путь ученого»: этапы и алгоритм научно-исследовательской работы.




Ученый – это не тот, кто всё знает, а тот, кто добывает. Для тех, кто решит посвятить свою жизнь науке, знать «производственный процесс» знаний, протекающий на «границе непознанного», не менее (если не более) важно, чем владеть сводом уже существующих научных знаний. При переходе от изучения науки (то есть освоения корпуса знаний) к научной работе (то есть производству) меняется сам характер ваших отношений со знаниями: раньше вы могли позволить себе пассивно впитывать всё готовое, а теперь вы должны сами активно их получать.

Суть НИР (то есть суть работы ученого) – в том, чтоб находить «белые пятна» в наших знаниях и заполнять их.

I этап НИР («подготовительно-предварительный») – поиск «белого пятна».

Если вы решили стать учеными и пошли учиться, то вы начинаете свой путь с того, что вас забрасывают в пучину научного знания, и первое, что вам надо сделать – это выбраться из нее на «границу познанного», где вы сможете начать собственно научную работу, то есть добычу нового знания. То есть найти нечто, чего пока еще никто не знает. Этот этап, возможно, самое сложное, что вам предстоит сделать. Потому что наука знает уже очень много, настолько, что вам может даже показаться, что всё уже изучено до вас.

Поиск «белых пятен» ( чего-то, чего пока еще никто не знает, ) ведется одновременно с двух сторон: 1) исследовать свод знаний и соотносить его с действительностью на предмет, всё ли он объясняет из того, с чем мы имеем дело, и 2) исследовать действительность и соотносить ее с имеющимся знанием на предмет, всё ли в ней имеет объяснение. В любом случае, перелопатить придется массу всего, прежде чем придет понимание, в каком месте наших знаний существует пробел. Это может занять много лет – с момента, когда вы начали поиск, до момента, когда вас перестанут удовлетворять имеющиеся ответы, и вы почувствуете, что сами сможете на свои вопросы найти ответы получше, чем то, что вам предлагают.

И здесь я наконец вспомню, что я занимаюсь палеонтологией, и скажу о ней: палеонтология создает обманчивую видимость простоты в поиске «границы неизведанного». Кажется, что вот оно: выкопал из земли какую-нибудь неведомую хрень, и ее уж точно до сих пор никто никогда не видел; так что описывай ее себе на здоровье, и будет тебе приращение новых знаний. Увы, все не так просто. Потому что данные, которые вы считываете с нового объекта, должны как-то дополнять существующую/уже имеющуюся картину. Если перед вами стоит задача, например, описать что-то, то описание в стиле «передо мной какой-то выщербленный камень» - это тоже описание; но проку от него для науки будет примерно зеро. Так что поиск научной задачи применительно к данному конкретному предмету все равно придется провести. Хуже того, может встать другая проблема, прямо противоположная: вскроется гигантское непаханное поле, такое, что даже не будешь знать, как к нему подступиться и с чего начать. Так, например, передо мной была поставлена задача описать новый вид черепахи; но оказалось, что универсального алгоритма описания не разработано, системного представления хотя бы обо всех ископаемых черепахах, в которое можно было бы встроить мой материал, тоже нет; единого способа определения значений признаков, которые используются в описаниях, тоже нет (значения признаков зависят от того, с чем сравнивается описываемый объект; если предмет, с которым сравнивают, заменить, то изменятся и значения признаков). А значит, прежде чем решить задачу описать новый вид, придется перерешать всю эту массу задач.

Как же всё-таки ее искать, эту «границу непознанного»? Просто задавать вопросы – обо всем на свете – и искать на них ответы. Можно сказать, что задавать вопросы – это суть работы ученого. Поэтому делать ее сможет только тот, кто, в определенном смысле, в душе остается ребенком, «почемучкающим» обо всем, что ему попадается (прошу прощения за избитость формулировок). Настоящий ученый, когда он чего-то не знает, не стыдится своего незнания, а радуется, потому что это значит, что у него есть работа. И в этом смысле студент, который не боится признаться (себе и во всеуслышание), что он чего-то не знает, но зато задающий хорошие наводящие вопросы, в качестве потенциального ученого предпочтительнее студента, который вызубрил всё, но выйти за пределы вызубренного в своих рассуждениях не может.

Далее, проявлять интерес, конечно, необходимо ко всему на свете; однако, всего охватить всё равно не удастся, просто в силу ограниченных возможностей одного индивида (о чем шла речь в разделе про знания). Поэтому надо сужать решаемые вами задачи до масштаба, в котором реально в разумные сроки получить качественные результаты мне не нравится это место. Мне не получается обосновать, почему надо сужаться. А еще сужать решаемые задачи потому что

Путь к крупным открытиям в науке лежит через мелкие частные задачи. Крупными открытиями мы считаем изменения в теоретических представлениях, то есть в системе научных знаний. Теория как система научных фактов, отражающая систему действительности, призвана объяснить все наблюдаемые частные явления (факты) как единое целое. Как правило, какая-никакая теория, описывающая мировой порядок, у людей есть всегда; и чтоб показать ее несостоятельность (сиречь, что теоретические представления нуждаются в доработке), надо найти какой-нибудь частный факт, который в рамках текущей теории не имеет объяснения. => Не надо бояться стать «специалистом по левой ноздре»

Но надо сохранять у себя в голове способность к обобщению, умение видеть место «левой ноздри» в общей картине. Чтоб в тот момент, когда «левая ноздря» преподнесет вам необъяснимый сюрприз, вы сразу сможете перейти от нее к перекраиванию самой теории.

Проиллюстрировать моей работой: от описания фауны БК к описанию парочки костей черепа черепахи из этого местонахождения; потом от этой парочки костей – к гипотезе о механизмах морфологической эволюции в масштабе геологического времени.

Резюме раздела I этап НИР – найти нечто неизученное и понять, чтО мы хотим о нем узнать (какие данные о нем получить)

II этап НИР (исследование, собственно производство нового знания).

Когда вы найдете «белое пятно», в голове сформируется некое подобие школьной задачи: «известно то-то и то-то, неизвестно то-то и то-то; найти неизвестное, отталкиваясь от известного». Теперь осталось получить новые данные. То есть приступать непосредственно к производству нового знания.

Этот этап образно можно уподобить диалогу исследователя (субъекта) с объектом. Вы хотите что-то узнать у объекта; но говорить по-человечьи он не умеет и рассказать о себе не сможет. Тем не менее, именно он является источником информации, недостаток которой вы выявили на предыдущем этапе. Значит, вам надо проявить активность и так «спросить» его, чтоб получить с него нужные данные. То есть снова ваша работа – задавать вопросы. Каждое ваше действие над объектом – это «вопрос», в результате которого будет получен ответ.

Чем сильнее вам удастся разбить одну большую проблему непознанного на совокупность мелких конкретных задач-действий, тем точнее, а значит лучше будут ваши результаты.

 

III этап НИР – сообщение, передающее полученную новую информацию в общий доступ.

Таким сообщением является научная публикация, структура которой воспроизводит структуру проделанной работы.

Как мы все знаем, научная публикация (статья, но в идеале – вообще любая, и тезис, и доклад, и диссертация, и любое сообщение) имеет строго фиксированный набор разделов:

  • Введение
    • Лит.обзор
    • Цели
    • Задачи
  • Материалы и методы
  • Результаты
  • Обсуждение
  • Выводы.

Каждый из разделов существует не просто так, а содержит в себе описание этапов и шагов вашей НИР.

 

Введение описывает первый этап – поиск «белого пятна». Оно должно сформулировать проблему и логически подвести к ней читателя. Докажите читателю, что «белое пятно», которые вы устраняете, есть.

Для этого во введении есть лит.обзор – в котором обозревается, что было сделано и чего НЕ сделано в этом направлении до вас.

Цели – собственно, содержит формулировку, каких именно знаний/данных нам не хватает. Касательно постановки цели исследования встречается распространенное заблуждение – которое когда-то на первых порах преследовало и меня – в том, что мы, находясь на фронте знаний, не можем заранее знать, что мы найдем за «границей непознанного». На самом деле, здесь от вас никто и не требует заранее дать ответы на все вопросы. Но надо здесь знать сами вопросы. Почему мы ищем именно здесь, и почему мы считаем, что то, что мы здесь найдем, прирастит наши знания. Проще говоря – надо знать, чего мы НЕ знаем. В этом случае любой результат – и положительный, и отрицательный - окажется приращением в знаниях, потому что любой из них окажется ответом на вопрос. Если вы найдете что-то новое – хорошо, а если не найдете, по крайней мере вы покажете, что в данном белом пятне ничего нового не было.

Задачи – это уже описание конкретных шагов для получения новых данных: чтО вы собираетесь предпринять.

Разделы материалы и методы – это, по сути, описание условий, на которых вы получили результаты Раздел необходим для выполнения условий доказуемости и опровержимости полученных вами знаний: чтоб кто угодно имел возможность воспроизвести вашу работу в тех же условиях и получить либо Не получить те же результаты (=> доказать или опровергнуть вас).

Последующие разделы – собственно приращение знаний. Результаты – описывают просто голые частные факты, которые вы получили. Это первый уровень приращения: непосредственно новые данные.

Обсуждение – второй уровень приращения. Новые данные помещаются в контекст уже известного, и изучается, как новые данные влияют на уже существующую систему знаний. То есть согласуются ли новые данные с теорией и не требуют ли они ее изменения. Новые данные могут быть количественным приращением фактов – что тоже неплохо и, в принципе, уже достаточно, как выполнение «задачи-минимум». А могут привести к качественным изменениям всей существующей системы знаний. В разделе «выводы » вы это констатируете в тезисной форме.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: