Для финансистов, бухгалтеров предприятий, организаций особое значение имеет правильное отражение в бухгалтерском, налоговом учете хозяйственных действий обусловленных использованием факторинга. Бухгалтерская служба предприятия обязана тщательно учитывать все суммы платежных требований, подлежащих оплате поставщику, и в расход списывать только суммы, оплаченные плательщиками. Обычно в аналитическом учете имеются лицевые счета на каждого плательщика, ведутся и картотеки расчетных документов. Важно систематически контролировать своевременное поступление средств по счетам, оплачиваемым в рамках факторинга. В этих целях, как правило, заводится картотека на каждого поставщика или плательщика, в которую по датам помещают последние экземпляры платежных требований, выставленных поставщикам на своих покупателей. При полной оплате платежное требование изымается из картотеки. При частичной – платежное требование остается в картотеке, но на нем делается соответствующая запись.
Как правило, еженедельно осуществляется сопоставление наличия платежных требований в картотеке и задолженности по лицевому счету каждого клиента. При задержке покупателем оплаты выставленных счетов, плательщику или банку плательщика направляется запрос о причинах просрочки оплаты счетов.
Для покрытия возможных убытков по факторинговым операциям факторинговые компании или соответствующие службы банков обязаны создавать страховой резерв, отражаемый в бухгалтерском учете на отдельном лицевом счете.
Учет привлеченных средств ведется по каждому кредитору. По остаткам на лицевых счетах каждому предприятию – вкладчику начисляются проценты за временно предоставленные факторинговой организации денежные средства.
|
Перечисление указанных процентов кредиторам обычно производится ежеквартально в сроки, установленные для выплаты процентов по ссудам.
Фактор – фирма посылает поставщику отчеты о состоянии его счетов. Периодичность их предоставления зависит от специфики бизнеса и потребностей поставщика. Регулярно должны предоставляться поставщику следующие материалы:
- сводный счет об операциях между поставщиком и фактор- фирмой, а также о суммах, удержанных в качестве платы за обслуживание;
- отчет о состоянии денежной наличности (об оплате долговых требований каждым клиентом) и динамики погашения долга;
- отчет об обороте по каждому клиенту (список клиентов, в отношении которых поставщик превысил или оказался близок к этому в рамках установленного кредитного лимита);
- список всех клиентов с зафиксированными для них кредитными лимитами;
- отчеты по валютам платежа с указанием эквивалента сумм в национальной валюте (если счета выставляются в нескольких валютах).
Поставщик также должен обеспечить все условия для ведения учета продаж, отвечая за своевременное и полное урегулирование со своими покупателями всех спорных вопросов; за своевременное предоставление факторинговой организации документации о поставке товаров лил предоставлении услуг, в том числе документов, свидетельствующих о том, что клиент получил товары, или принял услуги, что отгрузка произведена в соответствии с установленными условиями в части сроков поставки, количества и качества товаров; а также за предоставление фактору информации об изменениях, которые способны повлиять на кредитный риск и т.д.
|
В настоящее время в бухгалтерском учете факторинговые операции отражаются в частности в соответствии с временными указаниями о порядке проведения документальной проверки правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Факторинговые операции фиксируются бухгалтерской проводкой Дебет 90 (Кредит 46, 47, 48):
«При проверке важно установить, все ли поступившие по факторингу суммы за отгруженную и реализованную продукцию и услуги отражены в бухгалтерском учете по дебету счета 90 «Краткосрочные кредиты банков» и кредиту счета реализации». Вместе с тем, план счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности предприятий, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности предприятий, утвержденные Министерством финансов СССР от 1 ноября 1991 года № 56 (с учетом последующих изменений и дополнений), не предусматривают такую бухгалтерскую проводку, так как финансирование банком должно производиться не под реализацию (учитываемую по счету 46), а под денежное требование, которое отражается дебету счета 62.
Чтобы ответить на данный вопрос необходимо разобраться в различных понятиях «Факторинг» и «Цессия». Договор факторинга (финансирование под уступку денежного требования) и договор цессии (переход прав кредитора к другому лицу), отмечаются следующим. Гражданским кодексом РФ не зафиксировано применение к факторингу норм, определенных для цессии (и наоборот).
|
Кроме того, факторинг и цессия отличаются своими субъектами – финансовым агентом по договору факторинга служит только банк или кредитная организация.
Наконец, факторинг является более масштабной операцией, нежели цессия, так как включает в себя еще и кредитование.
Применение цессии и факторинга представляет различные хозяйственные операции. Здесь важно учесть разъяснения Министерства России о порядке отражения в бухгалтерском учете уступки прав (требований) применимые и к договорам факторинга. Так, в письме Минфина России от 14 ноября 1997 года № 04-07-09 разъясняется, что «согласно ст. 132 Гражданского кодекса РФ «права и требования» являются составной частью имущества предприятия. Соответственно уступка этого права служит для первоначального кредитора реализацией, а нового кредитора – приобретением имущества».
Затем в письме Министерства России от 17 сентября 1997 года № 04-07-07 зафиксировано, что «отражение в бухгалтерском учете сделок, связанных с выполнением договора по уступке права требования, осуществляется с использованием счета 48 «Реализация прочих активов».
Кроме того, в письме Минфина России от 21 июля 1997 года № 04-07-07 разъяснено, что «оборотом, облагаемым налогом на добавленную стоимость по действующей ставке, является объем права, передаваемого первоначальным кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию), без включения в него налога на добавленную стоимость, независимо от размера оплаты, полученной от цессионария».
Исходя из этого, правомерным можно полагать такой порядок отражения в бухгалтерском учете факторинговых операций.
Формирование дебиторской задолженности покупателя (заказчика) за реализованные товары (работы, услуги):
Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - К-т 46 «Реализация продукции (работ, услуг)».
Получение от банка – финансирования под уступку имеющегося денежного требования к покупателю (заказчику):
Д-т 51 «Расчетный счет» - К-т 90 «Краткосрочные кредиты банков».
Фактическое оформление уступки денежного требования под полученную от банка сумму финансирования:
Д-т 48 «Реализация прочих активов» - К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - списание реализованной дебиторской задолженности.
Д-т 48 «Реализация прочих активов» - К-т 68 «Расчеты с бюджетом» / субсчет «Расчеты по НДС» - исчисление НДС с реализации.
Д-т 90 «Краткосрочные кредиты банков» - К-т 48 «Реализация прочих активов» - погашение обязательств перед банком.
Д-т 80 «Прибыль и убытки» - К-т 48 «Реализация прочих активов» - отражение результата от реализации дебиторской задолженности (убыток).
Уплата банку процентов за факторинговую операцию:
Д-т 20 «Основное производство», 43 «Коммерческие расходы», 44 «Издержки обращения» - К-т 51 «Расчетный счет».
Заметим, что подпунктом «у» п. 2 «Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденного Правительством РФ от 5 августа 1992 года № 552 (с учетом последующих изменений и дополнений), зафиксировано, что в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются «затраты, связанные со сбытом продукции», в том числе и «оплатой услуг банков по осуществлению в соответствии с заключенными договорами торгово-комиссионных (факторинговых) и других аналогичных операций».
Остановимся далее на учете в рамках операций факторинга налога на добавленную стоимость. Согласно письму Минфина России от 29 января 1997 года № 04-03-11 установлен порядок оформления счетов- фактур по НДС:
«Что касается документов, передаваемых кредитором, уступившим требование другому лицу, и удостоверяющих право требования, то с велением счетов- фактур сохранены ранее действовавшие формы расчетных и первичных документов, включая и счета- фактуры типовой формы № 868 и № 868а.
Кредитор, получивший право требования на сумму дохода указанным сделкам, составляет счет- фактуру по мере поступления денежных средств в общеустановленном порядке. Такие счета- фактуры составляются в одном экземпляре, являются основанием для начисления налога на добавленную стоимость и регистрации в книге продаж, но не подлежат предъявлению покупателям для регистрации в книге покупок в целях зачета (возмещения) налога».
Далее здесь разъясняется, что «при сделках цессии и факторинга ограничений прав покупателей на зачет (возмещение) уплаченного налога не происходит», а «порядок применения счетов- фактур не исключает возможности передачи права (требования) по сделке другому лицу, принадлежащего кредитору на основании обязательства (сделки цессии), а также факторинга (выполнения договора – финансирование под уступку денежного требования)».
Что касается учета при факторинговых операциях налога на прибыль, то в связи с тем, что при реализации имущества (в данном случае – дебиторской задолженности) формируется убыток:
Д-т 80 «Прибыли и убытки» - К-т 48 «Реализация прочих активов», то в соответствии с п. 2.4 Инструкции Госналогслужбы России от 10 августа 1995 года № 37 «О порядке исчисления уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» (с учетом последующих изменений и дополнений) данный отрицательный результат «в целях налогообложения на уменьшает налогооблагаемую прибыль».