Количественный состав числа из единиц.




Развитие количественных представлений у детей в старшей группе

1. Особенности математического развития детей 5 лет.

2. Задачи:

-Образование чисел второго пятка и обучение счету в пределах 10. 6-7 занятий

-определение равных количеств в группах разных предметов (по аналогии средней гр) 2 занятия

-уточнение представлений, что число - количественный показатель (по аналогии средней гр) 3-4 зан

-счет с участием анализаторов (по аналогии средней группы) 4-5 занятий

-количественный состав числа из единиц в пределах 5 (3-4 занятия)

-сравнение смежных чисел в пределах 10 (пo аналогии средней группы) (3 занятия)

-порядковый счет в пределах 10 (по аналогии средней группы) 3 занятия

-деление предметов на 2, 4 равные части (4 занятия)

1.

В старшей гр предусматривается расширение, углубление и обобщение у детей элементарных
математических представлений, дальнейшее развитие счетной деятельности. Продолжаем развивать
познавательные психические процессы. Повышается устойчивость внимания. Но способность управлять
своим вниманием только начинает формироваться, поэтому необходимо побуждать их быть
внимательными, часто менять деятельность, давать двигательную разрядку, работу, требующую
произвольного внимания чередовать с элементами игры.

Дети способны понять познавательную задачу, поставленную педагогом, действовать в соответствии
с его указанием.

Математические представления «равно», «неравно», «больше-меньше», «целое и часть» и др.
формируются на основе сравнения. Они выявляют существенные отношения, например, отношения
равенства и неравенства, последовательности, целого и части, делают простейшие умозаключения.
Развитию операций умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение) в старшей гр
уделяют большое внимание. Все операции дети выполняют с опорой на наглядность.

Освоение математики достигается выполнением разнообразных действий, включением в работу
различных анализаторов. Изменяется вид наглядных пособий: большое место занимает работа с
картинками, силуэтными изображениями предметов, вводятся простейшие схемы («числовые фигуры»,
«числовая лесенка»), используются «заместители» (мальчиков мы обозначаем кружками...)

Повышается роль словесных приемов. Вопросы педагога в ходе объяснения стимулируют
проявление детьми самостоятельности, побуждая искать разные способы решения одной и той же задачи
(как еще можно сделать? Проверить? Сказать?)

Формируются навыки учебной деятельности. Большое внимание уделяется развитию самоконтроля.
Проверяя, так ли он сделал, как дано на образце, ребенок находит и исправляет ошибки. Дети учатся
справедливо оценивать результаты своей работы и работы товарищей. Организуют работу парами.

Продолжают формировать навыки организованного поведения на занятиях, детей приучают быть
сдержанными, поднимать руку только тогда, когда они знают ответ на вопрос, терпеливо ждать, когда
вызовут, готовить и убирать свое рабочее место.

Несколько изменяется структура занятий: 4 части.

3 часть - дид упражнение на закрепление новой программной задачи

4 часть - дид игра.

Количество заданий увеличивается 3-5 (не более 6) длительность - 25 мин, повышается темп,
насыщенность.

2.

дети должны понять принцип получения каждого последующего числа из предыдущего и

предыдущего из последующего (п+-1).

Полезно сопоставлять совокупности не только разного вида (елочки, грибочки), но и группы
предметов одного вида, разбивая их на части и сопоставлять друг с другом (яблоки большие и маленькие).
Совокупность предметов может сопоставляться с ее частью (кого больше: белых зайчиков ил серых и
белых вместе?)

Опираясь на наглядную основу, дети сравнивают числа: 8 больше 7, 7 больше 6. дети рассказывают,
как они сделали. Можно задавать наводящие вопросы: сколько было? Сколько добавили? Сколько стало?

Для закрепления навыков счета используют упражнения: «найди столько же игрушек, сколько
кружков на карточке», «кто быстрее найдет, каких игрушек у нас 6 (7, 8..)», «покажи столько же».

Постепенно в процессе операций с множествами у детей углубляются представления о числе, счете,
отношениях между числами, дети знакомятся с построением натурального ряда чисел.

 

Количественный состав числа из единиц.

Имеет большое значение, т.к. дети осознают, почему одно число больше другого. Дети понимают,
что все числа состоят из единиц, количество единиц в разных числах различно, оно соответствует
различному количеству элементов множества, т.о. углубляется понятие, что число - количественный
показатель.

Для ознакомления с количественным составом чисел используется материал, к котором каждый
элемент множества отличается от других элементов этого же множества, но можно было делать
обобщения. Сначала используют предметы одного вида, но различающиеся каким-либо признаком
(цветом, размером, формой). Например, разноцветные флажки, палочки разной длины. Позднее предметы
объединяются одним родовым понятием (игрушки, мебель, одежда).

Дети быстрее поймут количественное значение числа, если параллельно будут рассматривать состав
2 чисел. Вначале дети работают одновременно с одним и тем же раздаточным материалом, а позднее - с
разным (одни составляют группу из 4 предметов мебели, другие - одежды, третьи - посуды).

На 1 занятии воспитатель выставляет 2 гриба. Сколько? Как я составила 2 гриба? Я поставила 1 гриб,
потом еще 1 гриб. Значит число 2 это 1 и 1.

Число 2 можно составить по другому: 1 гриб и 1 елка. Сколько игрушек? Как я получила 2 игрушки?
По сколько разных игрушек я брала? Значит 2 состоит из 2 единиц - это 1 и 1. Одинаково ли количество
кругов на верхней и на нижней полоске?

На этом же занятии показываем аналогично число 3. 3 гриба. Сколько? Как можно еще составить
число 3 из разных игрушек? Сколько игрушек? По сколько разных игрушек? Из скольких единиц состоит
число 3?

Фронтальная работа. У детей карточка с незаполненными полосками. -Положите на верхнюю
полоску 2 кружочка. Сколько? На нижнюю положите 2 разные фигуры. Сколько фигур? По сколько
разных фигур ты взял? Из скольких единиц состоит число 2? Аналогично предложить составить число 3.
Вопросы.

На 2 занятии закрепляем число 3 и знакомим с числом 4, на 3 - повтор число 4 и знаком с числом 5,
на 4 занятии повторяем все числа.

Чтобы дети использовали разные формулировки ответов, варьируются не только вопросы, но и
порядок их постановки. Дети могут сказать, по сколько разных предметов, а потом назвать общее их
число или сначала сказать, сколько всего, а затем - по сколько разных предметов. Для обобщения знаний
предлагают вопросы: сколько разных игрушек ты возьмешь, если я назову число 3? Кто назовет 3 (4, 5)
разных предмета одежды, мебели, головных убора...



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: