Освоение социальной роли.




(Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 264 с.).

 

Нет сомнения в том, что влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освое­ния социальных ролей.

Освоение новой роли может иметь огромное значение для из­менения человека. В психотерапии существует даже соответст­вующий метод коррекции поведения - имаготерапия (имаго - образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль, которая задает новые шаблоны поведения. Человек вынужден поступать иначе, исходя из новой роли.

У истоков имаготерапии стоит метод психодрамы Д. Морено. Он лечил людей от неврозов, предоставляя им возможности про­игрывания тех ролей, которые они хотели бы, но не могли исполнить в жизни. Несмотря на условность такого метода, эффектив­ность его использования была достаточно высока, поскольку субъекту была дана возможность высвободить подавленные вле­чения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры. Широко из­вестен социодраматический подход к интерпретации человече­ских поступков. Сторонники данного подхода рассматривают жизнь как драму, каждый участник которой играет свою специ­фическую роль. Проигрывание ролей дает не только психотера­певтический, но также и развивающий, педагогический эффект.

Маленькие дети играют в сюжетно-ролевые игры, имитируя социальные роли окружающих их людей. Посредством игры они обучаются разнообразным социальным функциям. В определен­ном возрасте игра является ведущей деятельностью для ребенка. Условность игры не влияет на ее социальное предназначение, по­скольку действия в условной ситуации остаются подлинными. В игре ребенок как бы раздваивается, исполняя различные роли и благодаря этому отделяет себя от других. Вместе с тем он учится становиться на позицию другого и может посмотреть на себя со стороны. Кроме того, игры имеют правила. В связи с этим ребе­нок может воспринимать свою индивидуальность не только с точки зрения лиц, чьи роли он исполняет, но и с точки зрения обобщенных установок группы, к которой он принадлежит.

Многие учителя и воспитатели весьма эффективно использова­ли игру в своей деятельности, и в современной педагогике она рассматривается как форма деятельности и уникальное средство развития, направленное на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осу­ществления предметных действий (Психология: Словарь. - М.. 1990). В игре дети интериоризируют социальные роли через ими­тацию и подражание.

Развивающаяся личность вносит в «исполнение» социальной роли свое индивидуальное своеобразие. Это происходит не толь­ко за счет специфики характера, темперамента, личностных осо­бенностей, ценностей и свойств нервной системы. Ролевое само­проявление всегда определяется и внутренней структурой психики (экстериоризация), сложившейся, в свою очередь, под влиянием интериоризации внешней социальной деятельности человека. Ам­бивалентность экстериоризации и интериоризации выступает в качестве движущей силы, своеобразным источником активности человека при реализации им любой социальной функции.

Однако в жизни человека освоение социальной роли - явление сложное и противоречивое. Д.А.Леонтьев выделил два аспекта освоения социальной роли: технический и смысловой (Очерк пси­хологии личности. - М.,1993). Технический аспект включает в себя восприятие сущности роли субъектом и овладение ее содержа­нием. Смысловой аспект связан с отношением человека к собст­венной роли.

Прежде всего, индивид должен овладеть содержанием роли, т.е. освоить ее технически. Чаще всего такое освоение идет через механизм подражания. Многие социальные роли усваиваются до­вольно легко, но некоторые требуют особых усилий и способно­стей. Смысловая сторона социальной роли заключается в принятии человеком роли для себя. Она должна ему понравиться или, по крайней мере, не вызывать негативного отношения. Значимой яв­ляется не только позитивная установка по отношению к предстоя­щему освоению социальной роли, но и то, как она поддерживается (на внешнем и внутреннем уровнях) в самом процессе усвоения.

Так, большинство детей с радостью готовятся стать перво­классниками и с интересом идут в школу. Однако освоение соци­альной роли школьника вскоре превращается для некоторых из них в настоящее испытание. Это происходит, если ребенок не го­тов работать в группе сверстников в условиях относительно стро­гих формальных требований и школьной дисциплины; или педа­гог проявляет недостаточно внимания при школьной адаптации ребенка; или родители своими высказанными мимоходом цинич­ными суждениями относительно качества школьного образования сформировали у ребенка негативные, но пока еще подсознатель­ные установки, которые рано или поздно проявятся в процессе обучения, как только ребенок столкнется с трудностями. Таким образом, в освоении социальной роли важным является готов­ность человека к данному процессу и наличие внешней поддержки со стороны референтных субъектов.

Иногда складывается ситуация, когда содержание роли вполне усвоено, но есть внутренние препятствия для ее принятия. Человек стремится доказать себе и другим, что он нечто большее, чем роль. С другой стороны, роль может настолько сильно увлечь, что индивид полностью подчиняет себя ей. Таким образом, возникают три про­блемы усвоения социальной роли: проблема трудности усвоения роли, проблема неприятия роли, проблема нарушения меры в ее усвоении.

Всю свою жизнь человек занимается освоением новых ролей, поскольку меняются его возраст, позиция в семье (сын, муж, отец, дедушка), профессиональный статус, межличностные отношения и т.д. Освоение может быть простым и легким, а может сопрово­ждаться значительными трудностями. В идеальном варианте ос­воения роли технический аспект соответствует смысловому, т.е. человек легко, без трудностей усваивает новую роль, овладевая ее содержанием, и при этом относится к ней положительно. Но мо­гут возникать более сложные и противоречивые варианты освоения роли. Например, субъект не в состоянии по какой-то причине технически освоить роль в силу незнания правил или недостаточ­ной подготовки. Тогда он выполняет свою роль плохо, вызывая негативные санкции по отношению к себе со стороны окружаю­щих, особенно тех, кто вполне успешно справляется с подобными функциями.

Второй проблемой может быть неприятие роли даже в том случае, когда ее техническое содержание легко усвоено индиви­дом. Здесь индивид может продемонстрировать некоторое пре­небрежение по отношению к той или иной социальной функции, которую он в данный момент исполняет, как бы показывая тем самым, что он и его социальная роль не одно и то же. Так, пове­дение подростка в школе на уроке иногда может быть названо провокационным, когда молодой человек демонстрирует свою индивидуальность, независимость, оригинальность, самобыт­ность. Он больше, чем просто школьник, ученик определенного класса, он прежде всего - личность.

Уровень принятия человеком социальной роли для себя тоже может быть разным. Роль может быть использована как инстру­мент, своеобразное средство, направленное к достижению опре­деленной цели. Но может и сама стать целью, конечным результа­том, к которому субъект стремится на протяжении длительного времени. В этом случае роль может «покорить» личность. Иными словами, за ролью личность уже не будет видна.

Так, в литературе описаны феномены фанатического поведения, когда, по образному выражению Ц.П.Короленко, «…идея подме­няет жизнь», Некоторые идеи бывают столь привлекательны для человека, что уводят его от реальной жизни, полностью подчиня­ют роли. Человек превращается в раба роли. История знает немало социальных деятелей (особенно среди вождей, диктаторов, победи­телей, религиозных фанатов и других выдающихся личностей), со­циальные роли которых полностью овладевали личностями и дик­товали не только поведение в конкретных ситуациях, но и стиль жизни. Особенно влиятельным фактором освоения роли является социальный престиж. Если роль престижна, то индивид будет при­лагать большие усилия для ее освоения, поскольку она может спо­собствовать и более успешной социальной адаптации.

Однако максимальная поглощенность лишь одной ролью в ко­нечном счете неблагоприятно сказывается на качестве жизни че­ловека в целом. Следует заметить, что общий ролевой репертуар в данном случае сокращается, и гипертрофированное развитие од­ной роли ведет за собой и одностороннее развитие. Вероятно, есть люди, для которых подобное освоение роли является нормаль­ным. Но не стоит забывать также и о том, что именно овладение широким спектром социальных ролей является наиболее адаптив­ным для человека, поскольку способствует его развитию.

В целом, понятие социальной роли является широкоупотреби­тельным при описании социального взаимодействия, когда регу­лярно и на протяжении относительно длительного периода вре­мени воспроизводятся определенные стереотипы поведения. Та­ким образом, роль может быть рассмотрена лишь как аспект це­лостного поведения. В то же время усвоенная роль, несомненно, становится частью личностной структуры индивида, влияя на привычки, типичные способы поведения и даже характер челове­ка. В социологии роль рассматривается как компонент социаль­ной структуры различных социальных групп. Нет сомнения в том, что совокупность таких компонентов в рамках социальной систе­мы того или иного исторического периода во многом определяет и психологическую структуру общества в целом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: