Подготовила: учитель русского языка и литературы Неверова Г.А. МОУ «Смеловская СОШ».




Выступление на РМО учителей русского языка.

Тема: Использование парадоксов на уроках русского языка.

Особенности создания проектных задач.

Подготовила: учитель русского языка и литературы Неверова Г.А. МОУ «Смеловская СОШ».

 

 

Меняется время, меняется школа, меняются дети, меняется язык. В прежнем состоянии хочется оставить языковые нормы, завещанные нам русскими классиками XIX века. А для этого изучение языка нужно сделать интересным. Как же мотивировать современного школьника на изучение русского языка? Если вы спросите современного школьника, для чего он изучает русский язык, то, скорее всего, он ответит, что хочет успешно сдать ЕГЭ или научиться правильно писать. Такое целеполагание иллюстрирует формализованное, упрощённое восприятие языка. Миссия учителя-словесника, прежде всего, заключается в том, чтобы сформировать восприятие языка как культурно-исторического феномена. Не исключая значения орфографической и пунктуационной грамотности, нужно переключать главное внимание на то, что язык — это продукт своей эпохи. В языке оживает время, мироощущение людей. Учащиеся должны понимать, что через язык происходит художественное осмысление действительности. Проиллюстрировать это можно на примере футуризма с его жаждой пересоздать эпоху, пересоздать язык. У В.В. Маяковского «Улица корчится безъязыкая/, ей нечем кричать и разговаривать», и поэт обновляет язык, включая в него колоссальное количество авторских неологизмов. Вера в нового человека, вера в то, что революция изменит мир, - всё это отразилось в языке, в котором тоже произошла своя революция - на морфологическом и синтаксическом уровнях. Итак, язык - это отражение эпохи. Слово - это запечатлённая мысль. Слово - это эквивалент мысли. Изучение языка станет интересным, если учитель будет стараться проникать в глубину каждой фразы, взятой из классического текста (не забывая при этом о контексте - как всего произведения, так и эпохи). Всегда должна происходить актуализация языка через художественный текст. Язык «живёт» в художественном тексте, он раскрывает свои синтаксические, лексические, морфологические возможности именно в тексте. Поэтому предметы «Русский язык» и «Литература» в практике учителя должны быть взаимосвязаны. Это может происходить следующим образом: если даны предложения для пунктуационного разбора будут браться из одного художественного текста или произведений хотя бы одного автора. Хорошо, если текст уже прочитан. Учитель попутно просит вспомнить сюжет, героя, интересный эпизод - это приём «яркого пятна». Так можно оживить урок, а главное, показать мастерство писателя. В настоящее время, чтобы сделать урок интересным и познавательным применяются различные современные технологии. В исследовательской, проектной или игровой форме обучающиеся шаг за шагом раскрывают порой необъяснимые тайны могучего русского языка великого русского народа.

В своей работе при изучении отдельных тем я иногда использую парадоксы. Зачем? Парадоксы исходят из противоречий, обостряя их до предела. От парадоксальных формулировок наш мозг впадает в ступор, но нам как раз это и требуется. Запускаются дополнительные механизмы мышления, начинают строиться новые нейронные связи, что постепенно выводит нас на сильные решения задачи. ТРИЗ парадоксы ввел Сергей Фаер. То, что этот метод отлично работает, мы можем убедиться на практике. Эффект такой же, как и от формулирования противоречия - приходит решение, которое находится за пределами проблемы. Ещё Эйнштейн говорил, что невозможно решить проблему на том уровне, где она возникла. Парадоксы как раз становятся той лестницей, ведущей на новый уровень, парадоксы помогают найти решение проблемных задач, решать проектные задачи. Просто заставить детей задуматься: почему это так, а не иначе.

Приведу примеры применения парадоксов при изучении тем в 5 классе (из своего опыта). Например, при изучении темы «Омонимы» привожу пример лингвистического парадокса-анекдота: Объявление: «Лечу от всех болезней!». «Ну-ну, лети-лети, - подумал старик,- от всех не улетишь!» Задается вопрос:

- Почему так подумал старик? В каком значении он понял слово? Что имел ввиду составитель объявления? При изучении темы «Имена прилагательные полные и краткие» прошу от полных прилагательных образовать краткие формы. Например, случайный – случаен, знойный – зноен, достойный – достоин. Почему в краткой форме в двух словах суффикс –ен, а в третьей паре слов в краткой форме суффикс -ин? Некоторых учеников этот парадокс просто веселит, а кто-то захочет найти истину, будет искать причину такого написания, коснется истории русского языка. При изучении рода имен существительных прошу образовать родовые формы от данных слов: певец, актер, гимнаст, врач, профессор. При выполнении данного задания у детей проблем не возникает, они безошибочно приводят родовые пары слов: певец- певица, актер – актриса, гимнаст – гимнастка, поэт – поэтесса, врач –врачиха, профессор – профессорша, понимая, что последние два слова носят пренебрежительный характер. В то же время обращаю внимание детей на ошибки, на то что такие слова можно услышать в повседневной речи, и люди не задумываются над тем, что они нарушают нормы русского языка. Почему мы говорим пара брюк, пара ботинок, но нет говорим пара пиджаков? Такой вопрос задаю при изучении числа имени существительного. Оказывается, в Петровскую эпоху в русском языке существовало двойственное число, которое указывало на пару предметов. Это число ушло из употребления в 17 веке. Осталось только единственное и множественное, а слово «пара» употребительно только к предметам, которые имеют две предмета, как одно целое. Например, пара брюк, пара туфель. Интересно прошел урок по теме «Глагол как часть речи», когда ученики приводили примеры своих глаголов, кто-то из детей сказал: собака сидит у будки, а воробей сидит на карнизе. Но он ведь стоит, а не сидит (на попе).

- Почему стакан и тарелка стоят на столе, а вилка лежит?

- Стакан лежит на столе, если он находится на боку.

- Почему сапог сидит на ноге, но стоит у порога? Было весело и, в то же время, дети поняли, что в русском языке немало парадоксов, которые объяснить просто не возможно. Поняли дети и то, какой русский язык интересный, веселый, могучий. Сделать урок интересным, познавательным и нескучным на каждом этапе помогают различные методы и формы работы, различные проектные задания. Современные психологи образования выделяют важный детский мотив - потребность чувствовать себя компетентным. Это стремление проявляется в стараниях ребенка выглядеть что-то знающим и умеющим, чувствовать уверенность в себе. Ребенок стремится к собственной позитивной оценке эффективности того, что он делает. Эта оценка всегда связана с учебными целями и задачами. Они особенно важны, так как определяют критерии ученической успешности. Поставленные перед учеником цели являются сильным источником мотивации. Задача учителя заключается в том, чтобы создать такие учебные ситуации, в которых положительная оценка собственной компетентности и позитивная самооценка (самоуважение) будут положительно влиять на школьные достижения. Немалую роль в достижении определенных целей на уроке играют проектные задачи. Проектная задача - это задача, в которой «через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата, и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей».

Таким образом, проектные задачи по своему определению направлены на формирование способов коммуникации и сотрудничества, поскольку выполняются учащимися совместно. Проектная задача, в отличие от проекта, предполагает формулировку проблемы самими учащимися. Основное же назначение проектной задачи состоит в овладении новыми способами действий и приобретении умения применять их в нестандартных ситуациях, приближенных к реальным. Рассматривая содержание понятий «учебный проект» и «проектная задача», видим ещё больше общих черт:

- и проект, и проектная задача могут быть предметными и межпредметными, одновозрастными и разновозрастными;

- проект и проектная задача обычно имеют один сюжет, единую линию, выдержанную тему;

- проект и проектная задача при выполнении требуют от учащихся проявления умений планирования, распределения работы, осуществления само- и взаимоконтроля;

- учебный проект и проектная задача обязательно подразумевают поисковую деятельность, поскольку изначально существующих фактов и имеющейся информации всегда недостаточно для достижения результата;

- в результате работы над учебным проектом или над проектной задачей должно происходить качественное изменение учащегося. Однако, выделяются отличительные особенности проектных задач: - учащиеся сами выбирают способы решения проблемы и изначально не представляют, каким будет конечный результат работы;

- проектная задача не ориентирует учащихся на определённые учебные темы.

Таким образом, проектная задача - некий прообраз проектной деятельности. И он интересен именно тем, что даёт возможность воспитать у ребят интерес к проектной работе, развить умения применять известные способы действий в новой ситуации.

На мой взгляд, проектная задача - это более изящное явление, чем учебный проект, но не менее структурированное и чётко продуманное. Введение проектных задач в учебный процесс формирует у учащихся основные навыки, необходимые для успешного проведения учебных проектов. Выделяются определённые критерии, согласно которым задачу можно считать проектной. Это следующие особенности: - проектные задачи выполняются малыми группами; -результат работы заранее неизвестен; -проектные задачи связаны с жизнью; -не содержат чёткой формулировки (её необходимо додумать); -в результате решения участники получают продукт, которого ранее не существовало.

Проектная задача может иметь определённую структуру:

1. Описание проблемной ситуации. В описании должна быть скрыта формулировка проектной задачи.

2. Анализ проблемной ситуации и формулировка учащимися самой задачи.

3. Поиск путей решения проектной задачи, создание возможных вариантов конечного результата, которых может быть несколько.

4. Решение задачи, т.е. создание «продукта», который впоследствии будет представлен и оценен.

Приведу некоторые примеры из личного опыта. При повторении темы «Лексика» в 6 классе детям было предложено привести примеры слов, исцеляющих душу. Ученики приводили примеры, работая по цепочке: любимый, дорогой, ласковый, добрый… Некоторые дети затруднялись, не могли быстро вспомнить такие слова. При повторении темы «Имена прилагательные» был задан проблемный вопрос: почему русский народ называют «душевным»? Вопрос заставил детей задумать о народе в целом, о чертах характера народа, о том, какими должны быть сами дети, чтобы о них говорили, как о «душевных» людях. В 10 классе на уроке литературы при изучении романа Гончарова «Обломов» была поставлена проблемная задача: Обломов – это Иванушка-дурачок или Емеля образца 19 века? Это заставило детей перечитать роман, разобраться в образе героя, привести свои доводы в доказательство.

Что общего у Татьяны Лариной со сказочными царевной-лягушкой или Василисой Премудрой? Составьте текст любого жанра по теме «Описание природы» от лица холерика, сангвиника и флегматика. В чем разница позиции автора? Какие языковые средства помогут в оформлении мысли? Какие языковые средства (фонетические, лексические, морфологические, синтаксические) раскрывают психологическое состояние? Кейс. «Необъятная, неизмеримая и неисполнимая цель».

При изучении темы «Научно-учебный и научно-популярный стили речи» в 7 классе даны задания к упражнению, в том числе и проектные задания. Проектное задание к тексту сформулировано так: «Проводим лингвистическое наблюдение.

В последние годы происходят изменения в нашем языке - и иногда не в лучшую сторону. Как сохранить наш язык, его красоту? Придумайте «Программу сохранения нашего языка». В ней должны быть отражены такие вопросы:

•Какие законы нужно принять, чтобы беречь русский язык?

•Что допустимо и недопустимо на радио, телевидении?

•Какие книги нужно написать и издать?

Придумайте, какие ещё вопросы можно включить в «Программу». Работайте над проектом всем классом».

Комментарий: ученику седьмого класса довольно сложно действительно рассуждать о сохранении русского языка. Ставя перед учеником вопрос о написании «программы сохранения языка», мы рискуем получить либо плагиат, либо некачественную имитацию, либо отказ выполнять задание. Процент учеников, готовых добросовестно выполнить проектное задание невелик. Мотивационный потенциал этого задания для не очень сильного ученика очень низок. Продемонстрировать свою компетентность при выполнении этого задания ученику очень сложно. Оценить качество выполнения задания, то есть, оценить свою эффективность, ученику тоже довольно сложно. Но тем не менее, когда педагог на уроках русского языка и литературы ставит такого рода проектные или проблемные задачи, это заставляет детей думать, мыслить, размышлять, приводить доводы и находить ответы на поставленные задачи-вопросы.

В заключение хотела бы порекомендовать книгу, на мой взгляд, очень интересную и нужную для работы в преподавании русского языка и литературы. «Методическое пособие по созданию современного урока».

Выпуск 1. Составитель и редактор Тверитина М.С. – Шадринск, 2018. – стр. 140.

Спасибо за внимание. Всем здоровья и творческих успехов в работе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: