Пятнадцатое ноября
Дистанционное обучение
Вопросы чести, долга, верности в повести
А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Литературное наследие А.С Пушкина - высшее выражение ценностей общечеловеческих: любви, дружбы, чести, совести, справедливости, человеческого достоинства, милосердия, неприятия всяческого произвола, унижение личности, насилия над ней, ханжества, лицемерия.
Повесть "Капитанская дочка" - вершинное произведение пушкинской художественной прозы. Н.В.Гоголь сказал о повести: "В «Капитанской дочке» всё не только самая правда, но ещё как бы лучше". Пушкин описывает нам не только те правдивые события, ту правду жизни, но и помогает нам понять правду человеческую. Человек живет, ошибается, ищет, заблуждается, но он должен исправить все те недостатки, которые в нем есть, преодолеть невзгоды. Поэтому он и человек. А это есть – лучшая правда. Сегодня мы попытаемся разгадать некоторые загадки “Капитанской дочки”, загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.
Наш урок мы проведём нетрадиционно.
Литературный кросс
Ответь на вопросы устно, проверь себя, убрав цветную заливку
1. Главного героя повести звали (Петр Гринев);
2. Петр Гринев еще до своего рождения был зачислен в (Семеновский полк);
3. Учителя-француза, обучавшего Петра Гринева звали (Бопре);
4. На самом деле по профессии Бопре был (парикмахером);
5. Петр Гринев проиграл ротмистру Зурину (100 рублей);
6. Петр Гринев дарит Пугачеву на постоялом дворе (тулуп заячий);
7. Крепость, в которой происходит действие романа, называется (Белогорской);
8. В Белогорской крепости Гринев влюбляется в (Машу);
9. Емельян Пугачев выдает себя за (царя Петра ІІІ);
10. Жену капитана Миронова звали (Василиса Егоровна);
11. На сторону Емельяна Пугачева переходит (Швабрин);
12. Гринева арестовывают, как изменника, по доносу (Швабрина);
13. Маша решилась ехать в Петербург и просить за любимого (царицу).
Повесть "Капитанская дочка" - одно из самых "народных" произведений А. С. Пушкина. В текст романа вплетено множество элементов фольклора: русские народные пословицы и поговорки, народные песни и т.д.
Е задание: сложить пословицу; определить, кто её произнёс в повести.
Например, 1. один, семь, бед, ответ –
Запись в тетради: Семь бед, один ответ (Петр Гринев);
2. красен, долг, платежом -
3. в, да, из, полымя, огня -
4. от, час, не, часу, легче! -
5. лучше, худой, ссоры, мир, доброй -
6. смолоду, а, береги, честь, снову, платье, -
«Капитанская дочка» написана в форме мемуаров главного героя Петра Гринева. Автор неспроста выбрал именно такую форму. Он хотел, чтобы следующие поколения узнали об этом восстании из уст его очевидца, лица, которое непосредственно принимало в нем участие, было знакомо с Емельяном Пугачевым. Еще одной композиционной особенностью «Капитанской дочки» является изображение главного героя на протяжении всей его жизни: детства, юности и старости.
е задание: пронумеровать иллюстрации в хронологическом порядке.
Задание Пронумеруйте картинки к «Капитанской дочке» в хронологическом порядке. | |||||
Поединок | Савельич и Пугачёв | Прощание Маши с отцом | Буран | ||
№ | № | № | № | ||
Письмо от отца Гринёва | Благословение | Освобождение Маши | Императрица Екатерина II | В доме у Мироновых | |
№ | № | № | № | № | |
Ребята, вы привыкли к тому, что на уроке учитель задает вопросы, а ученики на них отвечают. Сегодня у вас есть возможность задать вопросы друг другу 3-е задание: придумать по одному тонкому и толстому вопросу. В помощь вам таблица-помощница
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
Кто...? Что...? Когда...? Как звать...? Было ли...? Верно ли...? Мог ли…? | Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете...? В чём различие...? Предположите, что будет, если...? Согласны ли вы...? |
Например, Камила составляет вопрос для Насти, пересылает его любым удобным для способом (ВК, почта, смс и тд). В тетради будет следующая запись. Вопрос для Гайдаровой Насти: (вопрос). Настя, в свою очередь в своей работе напишет: ответ на вопрос от Кухарской Камилы (ответ). Настя также составляет вопрос для одноклассника.
4-е задание касается тех, кто хочет получить оценку «5» за данный урок. Дайте развернутый ответ на один из вопросов:
· Докажите, что повесть "Капитанская дочка" актуальна и в 21 веке;
· Какие качества вы хотели бы перенять у главных героев: Маши Мироновой и Петра Гринева?
· Что нужно делать, чтобы испытания не сломали юношу, а сделали из него настоящего мужчину?
Итак, повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», законченная за несколько месяцев до смерти, повесть об исторических событиях, историческое исследование, история людей, переплетенных с судьбой страны, повесть-завещание, плод размышлении писателя-мыслителя, философа..Но главное для автора показать в произведении, как ведут себя люди в неординарной ситуации.
Кто-то из героев на протяжении всей жизни независимо от обстоятельств следует этому девизу, а кто-то готов пожертвовать идеалами и принципами ради спасения собственной жизни.
Пушкин не сообщает известные факты, а проживает, чувствует этот острый момент вместе с очевидцами. На протяжение урока мы пытались разгадать некоторые загадки повести – это загадки жизни, которые Пушкин учит нас видеть и понимать.
Проработать материал и выполнить задания вы должны 15.11.2021 до 20.00.
Задания выполняете в рабочих тетрадях. Выполненную работу фотографируете и пересылаете мне по электронной почте zabolockaaula32@gmail.com
По всем вопросам звоните мне: 071-308-97-82
ПОМНИ! Каждые 30 минут работы за компьютером нужно делать 60 минут отдыха. Для профилактики зрительного утомления необходимо во время перерыва выполнять гимнастику для глаз, для профилактики общего утомления -разминку (наклоны, повороты тела, приседания и др.). Необходимо проветривать комнату, где проводятся занятия, перед началом занятий (не менее 15 минут) и через каждый час работы.