Разработайте схему взаимодействия произвольного и непроизвольного внимания




Произвольное и непроизвольное внимание взаимодействуют между собой гибким образом: при несовпадении их направленности непроизвольное внимание (акустическая стартл-реакция) подавляется, а при совпадении (произвольные движения на звук) акустическая стартл-реакция по механизму неспецифической активации участвует в подготовке произвольных движений. Непроизвольное и произвольное внимание как бы взаимодополнительны: чем сильнее звук (больше непроизвольное внимание), тем легче и быстрее совершаются произвольные движения, и наоборот. Время инициации движений определяется: а) существующим уровнем реактивности, активации нервной системы, б) стимульной активацией, или величиной непроизвольного внимания и в) величиной произвольного внимания. Это может быть названо дополнительностью активации. Снижение кортикальной активации при дисфункции базальных ганглиев может лежать в основе таких симптомов паркинсонизма, как акинез (задержка и не-стабиль-ность инициации движений) и брадифрения, которая тем больше выражена, чем больше требований к задаче. Это же может быть причиной "экономии усилий", когда больные стараются работать не в максимальном, а "щадящем" режиме. Произвольное зрительное внимание и усиление непроизвольного внимания при наличии в среде "уникальных" элементов приводят к увеличению и стабилизации кортикальной активации, при этом чем больше кортикальная активация, тем больше ее стабильность. Для зрительного внимания также характерна дополнительность активации: чем более выражено непроизвольное внимание, тем легче и быстрее осуществляются произвольные реакции и тем меньше требуется произвольного внимания для выполнения задачи.

Разработайте схему наблюдения с учетом индивидуальных особенностей представлений и первых признаков осознания

Разработайте тренинг по развитию восприятия и внимания в познавательной деятельности.

Время тренинга – 90 минут.

Количество людей – 5-6 человек

План:

1. Введение. Знакомство. Упражнение “Меня зовут…”, Игра “Приветствие” -15 минут.

2. Теоретический блок

3. Упражнения

4. Обсуждение итогов. -15 минут.

Упражнение “Меня зовут…”

Каждый участник группы называет свое имя так, как ему нравится, и как бы он хотел, чтобы обращались к нему.

Игра “Приветствие”

Каждый участник тренинга приветствует своего соседа, называя его по имени.

Теоретический блок.

Восприятие- способность собирать ощущения, знания, ожидания и опыт в осмысленную целостную картинку, образ мира. Это наглядно-образное отражение воздействующих в данный момент на органы чувств вещей, предметов, а не отдельных их свойств и признаков. Восприятие помогаетувидеть ситуацию целиком и сразу как осмысленную, понятную, и быстро выделить в ней главное – то, что имеет отношение лично к тебе. Развитое восприятие позволяет сосредоточиться на основных характеристиках предмета независимо от его второстепенных особенностей. Восприятиеможно развивать. Развитое восприятие способствует более точной и адекватной оценке действительности. Разведчики специально тренируют восприятие – чтобы сразу оценивать ситуацию и выделять в ней главное. Но никто разведчиком не рождается. Все тренируется и отрабатывается. Тренируй восприятие – и у тебя будет преимущество перед другими людьми. Ты будешь замечать то, чего они не замечают, и принимать решение, когда они только еще размышляют.

Память – это библиотека, в которой хранится весь запас знаний, полученных человеком, весь его жизненный опыт. Но что толку в большой библиотеке, если в ней невозможно найти нужную книгу? Тренированная память позволяет структурировать информацию в определенном порядке и мгновенно находить ту информацию, которая нужна именно здесь и сейчас, именно для того, чем человек сейчас занят. Почему это важно. Памятью человек пользуется практически беспрерывно, и она принимает участие почти во всех его жизненных процессах и формах поведения. И хотя память – это обобщение прошлого опыта, она абсолютно необходима для будущего. Только на основе накопленного опыта человек может с уверенностью планировать, прогнозировать и предвосхищать события. Память можно развивать. Тренировка памяти активизирует работу мозга, что способствует улучшению здоровья, а также повышению эффективности нашей деятельности.

Упражнение №1 (упражнение на концентрацию)

Это вступительное для группы упражнение. Оно поможет как сконцентрироваться перед следующими упражнениями, так и расслабиться после полученной раннее информации.

Психолог: сосредоточьтесь на ваших телесных ощущениях. Направьте луч вашего внимания на ступню правой ноги, почувствуйте пальцы, подошву. Почувствуйте соприкосновение ног с полом, ощущения которые возникают от этого соприкосновения. Сосредоточьтесь на правой руке. Почувствуйте пальцы, ладонь, поверхность кисти, всю кисть. Почувствуйте ваше предплечье, локоть. Почувствуйте соприкосновение подлокотника кресла с рукой и вызываемое им ощущение. Точно так же почувствуйте левую руку. Почувствуйте поясницу, спину, соприкосновение с креслом. Сосредоточьте внимание на лице – нос, веки, лоб, скулы, подбородок. Почувствуйте прикосновение воздуха к коже лица. А теперь сосредоточили свое внимание на звуках за окном. Прислушаемся к ним. Выделим один из звуков. Вслушаемся в него, выслушиваем, держим его. А теперь можно медленно отпускать этот звук и возвращаться в аудиторию к группе)

Упражнение №2

Психолог говорит, и участники смотрят на фигуры с расположенными в них числами в течение 10 секунд.

По истечении заданного времени психолог убирает рисунок и просит участников написать в своих тетрадях сумму всех чисел, проставленных в фигурах. Затем нарисовать фигуры в правильной последовательности и написать в каждой фигуре своё число.

Упражнение №3 (упражнения на распределение внимания)

Участник называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или доске в обратном порядке: произносит 1 - пишет 20, произносит 2 - пишет 19 и т. д. Затем психолог подсчитывает время выполнения задания и количество ошибок.

Упражнение №4

Участники читают текст, выстукивая при этом карандашом определенный ритм. Упражнение можно усложнить так же, попросив участника тренинга отвечать на поставленные вопросы.

Упражнение №5

Психолог предлагает участникам анаграммы, например:

АВОРОК ОШЛАК

Психолог: в этих словах буквы перепутали свои места. Поставьте каждую из букв на своё место, чтобы получились правильные слова и запишите их в своих тетрадях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: