Произвольное и непроизвольное внимание взаимодействуют между собой гибким образом: при несовпадении их направленности непроизвольное внимание (акустическая стартл-реакция) подавляется, а при совпадении (произвольные движения на звук) акустическая стартл-реакция по механизму неспецифической активации участвует в подготовке произвольных движений. Непроизвольное и произвольное внимание как бы взаимодополнительны: чем сильнее звук (больше непроизвольное внимание), тем легче и быстрее совершаются произвольные движения, и наоборот. Время инициации движений определяется: а) существующим уровнем реактивности, активации нервной системы, б) стимульной активацией, или величиной непроизвольного внимания и в) величиной произвольного внимания. Это может быть названо дополнительностью активации. Снижение кортикальной активации при дисфункции базальных ганглиев может лежать в основе таких симптомов паркинсонизма, как акинез (задержка и не-стабиль-ность инициации движений) и брадифрения, которая тем больше выражена, чем больше требований к задаче. Это же может быть причиной "экономии усилий", когда больные стараются работать не в максимальном, а "щадящем" режиме. Произвольное зрительное внимание и усиление непроизвольного внимания при наличии в среде "уникальных" элементов приводят к увеличению и стабилизации кортикальной активации, при этом чем больше кортикальная активация, тем больше ее стабильность. Для зрительного внимания также характерна дополнительность активации: чем более выражено непроизвольное внимание, тем легче и быстрее осуществляются произвольные реакции и тем меньше требуется произвольного внимания для выполнения задачи.
|
Разработайте схему наблюдения с учетом индивидуальных особенностей представлений и первых признаков осознания
Разработайте тренинг по развитию восприятия и внимания в познавательной деятельности.
Время тренинга – 90 минут.
Количество людей – 5-6 человек
План:
1. Введение. Знакомство. Упражнение “Меня зовут…”, Игра “Приветствие” -15 минут.
2. Теоретический блок
3. Упражнения
4. Обсуждение итогов. -15 минут.
Упражнение “Меня зовут…”
Каждый участник группы называет свое имя так, как ему нравится, и как бы он хотел, чтобы обращались к нему.
Игра “Приветствие”
Каждый участник тренинга приветствует своего соседа, называя его по имени.
Теоретический блок.
Восприятие- способность собирать ощущения, знания, ожидания и опыт в осмысленную целостную картинку, образ мира. Это наглядно-образное отражение воздействующих в данный момент на органы чувств вещей, предметов, а не отдельных их свойств и признаков. Восприятие помогаетувидеть ситуацию целиком и сразу как осмысленную, понятную, и быстро выделить в ней главное – то, что имеет отношение лично к тебе. Развитое восприятие позволяет сосредоточиться на основных характеристиках предмета независимо от его второстепенных особенностей. Восприятиеможно развивать. Развитое восприятие способствует более точной и адекватной оценке действительности. Разведчики специально тренируют восприятие – чтобы сразу оценивать ситуацию и выделять в ней главное. Но никто разведчиком не рождается. Все тренируется и отрабатывается. Тренируй восприятие – и у тебя будет преимущество перед другими людьми. Ты будешь замечать то, чего они не замечают, и принимать решение, когда они только еще размышляют.
|
Память – это библиотека, в которой хранится весь запас знаний, полученных человеком, весь его жизненный опыт. Но что толку в большой библиотеке, если в ней невозможно найти нужную книгу? Тренированная память позволяет структурировать информацию в определенном порядке и мгновенно находить ту информацию, которая нужна именно здесь и сейчас, именно для того, чем человек сейчас занят. Почему это важно. Памятью человек пользуется практически беспрерывно, и она принимает участие почти во всех его жизненных процессах и формах поведения. И хотя память – это обобщение прошлого опыта, она абсолютно необходима для будущего. Только на основе накопленного опыта человек может с уверенностью планировать, прогнозировать и предвосхищать события. Память можно развивать. Тренировка памяти активизирует работу мозга, что способствует улучшению здоровья, а также повышению эффективности нашей деятельности.
Упражнение №1 (упражнение на концентрацию)
Это вступительное для группы упражнение. Оно поможет как сконцентрироваться перед следующими упражнениями, так и расслабиться после полученной раннее информации.
Психолог: сосредоточьтесь на ваших телесных ощущениях. Направьте луч вашего внимания на ступню правой ноги, почувствуйте пальцы, подошву. Почувствуйте соприкосновение ног с полом, ощущения которые возникают от этого соприкосновения. Сосредоточьтесь на правой руке. Почувствуйте пальцы, ладонь, поверхность кисти, всю кисть. Почувствуйте ваше предплечье, локоть. Почувствуйте соприкосновение подлокотника кресла с рукой и вызываемое им ощущение. Точно так же почувствуйте левую руку. Почувствуйте поясницу, спину, соприкосновение с креслом. Сосредоточьте внимание на лице – нос, веки, лоб, скулы, подбородок. Почувствуйте прикосновение воздуха к коже лица. А теперь сосредоточили свое внимание на звуках за окном. Прислушаемся к ним. Выделим один из звуков. Вслушаемся в него, выслушиваем, держим его. А теперь можно медленно отпускать этот звук и возвращаться в аудиторию к группе)
|
Упражнение №2
Психолог говорит, и участники смотрят на фигуры с расположенными в них числами в течение 10 секунд.
По истечении заданного времени психолог убирает рисунок и просит участников написать в своих тетрадях сумму всех чисел, проставленных в фигурах. Затем нарисовать фигуры в правильной последовательности и написать в каждой фигуре своё число.
Упражнение №3 (упражнения на распределение внимания)
Участник называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или доске в обратном порядке: произносит 1 - пишет 20, произносит 2 - пишет 19 и т. д. Затем психолог подсчитывает время выполнения задания и количество ошибок.
Упражнение №4
Участники читают текст, выстукивая при этом карандашом определенный ритм. Упражнение можно усложнить так же, попросив участника тренинга отвечать на поставленные вопросы.
Упражнение №5
Психолог предлагает участникам анаграммы, например:
АВОРОК ОШЛАК
Психолог: в этих словах буквы перепутали свои места. Поставьте каждую из букв на своё место, чтобы получились правильные слова и запишите их в своих тетрадях.