Внимание — один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.
Внимание как апперцепция в теории В.Вундта. Центральные вопросы в отношении внимания, занимавшие ученого, можно сформулировать так: как соотносятся сознание и внимание, какую функцию выполняет внимание в организации содержаний сознания? Для разграничения явления внимания и явлений сознания, которые в целом представлялись В.Вундту однородными, он использовал метафору зрительного поля: наиболее отчетливо воспринимаемое содержание в зрительном поле лежит в его фиксационной точке, тогда как менее отчетливое содержание распределено в обычном поле зрения. Таким образом, внимание выступает как «психический процесс, происходящий при более ясном восприятии ограниченной по сравнению со всем полем сознания области содержаний». Как видим, внимание, по В.Вундту, представляет собой одну из характеристик сознания, вернее, свойство части сознания (фокуса). Вундт давал испытуемым прослушать ряд, состоящий из одного, двух, трех, четырех и т.д. тактов. Такты могли быть различной степени сложности: двухдольные (тик-так), трехдольные (ритм вальса: и – раз – два – три), четырехдольные и т.д. Испытуемым было запрещено специально сосчитывать количество тактов. Сразу после завершения одного ряда предъявлялся второй. Испытуемый должен был сказать, возникает ли у него ощущение равенства рядов или нет. Испытуемые давали верные ответы для 8 двухдольных, 6 трехдольных и 5 четырехдольных тактов. Однако не все такты мелодии воспринимались испытуемыми одинаково ясно и отчетливо. Такт, воспринимаемый в заданный момент, был наиболее отчетлив, следующий – менее отчетлив и так далее вплоть до полного исчезновения ощущения. Вундт пришел к выводу, что только такт, воспринимаемый в данный момент, находился в фокусе сознания, т.е. был «внимательным», а все остальные такты удерживались за счет ассоциативной связи с фокусом.
|
Описывая отношения содержаний сознания, которые находятся в фокусе внимания и тех содержаний, которые принадлежат более отдаленным его областям, В.Вундт использовал предложенные еще Лейбницем термины «перцепции» и «апперцепции». Перцепцией называется вхождение содержания в сознание. Апперцепцией называется сосредоточение внимания на определенном объекте, т.е. вхождение его в фокус сознания. Вундт отмечал, что наша способность к осознанию не является постоянной, а зависит от характера материала, который мы воспринимаем. Если мы воспринимаем набор не связанных друг с другом элементов, объемы сознания и внимания совпадают. Границей сознания становится граница внимания (внимание = сознание). Если же перед нами стимул, который состоит из множества взаимосвязанных элементов, то апперципируемое (находящееся в фокусе) и прецепируемое (то, что выходит за пределы внимания) сливаются в одно целое. При этом сознание «расширяется» (сознание › внимание), а апперцепция осуществляет связующую функцию между элементами сознания.
|
Явление «аккомодации внимания» и виды внимания в работах Э.Б.Титченера.
Титченер, в основном разделяя взгляд Вундта на внимание, привлек для его иллюстрации дополнительную метафору волны. В метафоре волны фиксируется прерывистый характер внимания, т.е. представление о том, что в каждый момент времени только одно содержание достигает «гребня волны внимания» (апперципируется). Титченер описал явление «аккомодации внимания», или преимущества при апперципировании того содержания, которое лучше согласуется с предшествующим.
Титченер также создал одну из ранних классификаций внимания, разделив виды внимания по степени произвольности. В целом внимание встречается в человеческой душе в трех стадиях своего развития: как первичное внимание, определяемое разнообразными влияниями, которые в состоянии произвести сильное действие на нервную систему; как вторичное внимание, в продолжение которого центр сознания удерживается известным восприятием или представлением, удерживается, несмотря па противодействие со стороны других переживаний; и наконец, как производное первичное внимание, когда это восприятие или представление одерживает неоспоримую победу над своими конкурентами. Душевный процесс внимания сначала прост; затем он становится сложным — именно в случаях колебания и размышления достигает очень высокой степени сложности; наконец, он опять упрощается. Рассматривая жизнь в целом, мы можем сказать, что период учения и воспитания есть период вторичного внимания, а следующий за ним период зрелой и самостоятельной деятельности есть период производного первичного внимания.
|
Понятие преперцепции в работах В.Джеймса.
В работах Джеймса встречаются указания на явление «преперцепции». Смысл этого понятия очень близок термину аккомодация в терминологии Титченера. Преперцепцией называется мысленное ожидание наступающего явления. «Преперцепция есть половина перцепции», - говорит Джеймс.
Джеймс предложил также одну из самых многоаспектных классификаций внимания. Он выделил шесть видов внимания:
по критериям произвольности:
- пассивное, непроизвольное (рефлекторное), не сопряженное ни с каким усилием, или
- активное, произвольное;
2. по направленности:
- чувственное, направленное на внутренний мир субъекта, к восприятиям,
- интеллектуальное, направленное к воспроизведенным представлениям;
3. по способу связи акта внимания с мотивационным состоянием:
- непосредственное, когда объект внимания интересен сам по себе,
- опосредованное, когда объект внимания лишь путем ассоциации связан с непосредственно интересующим меня предметом. Опосредованное внимание по-другому называют апперцептивным.
Произвольное внимание всегда апперцептивное. Мы делаем сознательные усилия, чтобы направить наше внимание па известный объект только в том случае, если он связан лишь косвенно с каким-нибудь нашим интересом. Но чувственный и интеллектуальный виды внимания оба могут быть и непроизвольными, и произвольными.