Занятие 2. География и экология – неразлучны.
Прежде чем мы приступим к новой теме, давайте вспомним о нашем домашнем задании: Какая существует связь между урожаем зерна и числом любительниц кошек?
Однажды англичане Заметили в тумане… Известно, что у англичан На островах всегда туман – Но, несмотря на это, Заметили, что летом Растёт пшеница гуще там, Где проживает больше дам, | Почтенных старых леди, Что больше всех на свете Заботятся о кошках … Подумай-ка немножко… И вот загадка решена. Ответ – у ловкого кота: Мышей переловил давно, А мыши что едят? Зерно! |
Итак, зерна тем больше, чем меньше мышей, а мышей меньше там, где много котов, которые активно этих мышей отлавливают. Котов-мышеловов больше в той местности, где живет больше любительниц кошек, которые не только содержат их в домах, но и активно подкармливают бездомных охотников.
Кто догадался сам – МОЛОДЕЦ!
Не догадались? Ничего страшного. Мы ещё поговорим с вами о таких скрытых природных связях.
Прямо сейчас!
Как связаны между собой две науки: биология (и экология, как биологическая дисциплина) и география?
География – в переводе с греческого означает «землеописание ». Биология – наука о жизни.
География изучает климат, расположение отдельных участков суши и воды, а, кроме того, характер покрывающей землю растительности и населяющих её животных. Вот и получается: когда географ открывал новую землю, или следовал за океаническими течениями, он неизбежно становился биологом, когда описывал обитателей того участка нашей планеты, который в данный момент изучал.
Вся природа, окружающая живые организмы, называется средой обитания, и она, конечно, для разных организмов очень разная!
Почему у нас в тайге Пальмы не растут? Ясно и тебе, и мне – Холодно им тут. А в походе по грибы На лесной дороге | Вряд ли встретятся слоны Или носороги. Зато усатый таракан, Что ходит в кухню на обед, От северных до южных стран, Нахальный наш сосед. |
Среда обитания – характерные для какого-либо вида растений и животных естественные условия жизни.
Местообитание – среда, в которой проходит вся жизнь того или иного организма.
Иными словами среда обитания – общее обозначение природных условий, в которых обитает живой организм, а местообитание – точный адрес.
Средой обитания сурков является степь, а вот местообитанием сурка, который перекопал мои морковные грядки, стал огород на окраине г. Орска.
Отдельные элементы или свойства среды обитания, воздействующие на живой организм – это экологические факторы.
Они могут оказывать положительное или отрицательное воздействие, быть полезными или вредными для организма.
Ветер, снег, жара и дождь – Их в расчёт всегда возьмёшь. Или вдруг лесной пожар, Или вот в горах обвал – Пострадают сразу все, | И на суше, и в воде. А в приятную погоду, И зверью, и огороду Славно жить и процветать. Этот фактор – благодать. |
Классификация экологических факторов:
1. Факторы живой природы (биотические) – влияние одних организмов на другие: внутривидовые и межвидовые связи, со стороны растений, животных, микроорганизмов. Например, для мышей в нашей задаче биотическим фактором, безусловно, является численность кошек. А ещё – наличие пшеницы на полях.
2. Факторы неживой природы (абиотические): климатические (смена времен года, температура, осадки), доступ к воде, например, наличие поверхностных и подземных водоисточников, почвенные условия, рельеф.
3. Факторы человеческой деятельности (антропогенные, т. е. «производимые человеком»): строительство городов, дорог, растущие свалки, загрязнение воздуха, почвы и водоёмов, охота, сбор грибов и растений...
Итак, подведём итог:
Среда обитания – характерные для какого-либо вида растений и животных естественные условия жизни.
Отдельные элементы или свойства среды обитания, воздействующие на живой организм – это экологические факторы.
По происхождению (источнику воздействия) они могут быть абиотическими, биотическими и антропогенными.
Задание 1. «Каждому – своё»: Исправьте путаницу, правильно вставив слова во второй части стихотворения.
Живёт в лесу тюлень, У моря спит олень, И по степи седой Спешат на водопой В компании гориллы Три толстых крокодила. А в жаркой, знойной Африке Из вод речных сайгаки качают головой… | Нет, что-то тут не так… Отправлю в лес ______ У северного моря оставлю спать _______ ________ – в лес тропический, Зелёный, экзотический. Под солнце африканское я на берег речной Отправлю ________. А где простор степной Пускай бегут ______ на ближний водопой. |
Задание 2. Распределите согласно классификации факторы среды, оказывающие влияние на растущий в парке клён: сила тяжести, древоточцы, свет, гнездящиеся птицы, плодородие почвы, мусор, дождь, туристическая тропинка.
Абиотические | Биотические | Антропогенные |
Проверить, как выполнены задания, вы сможете на следующей лекции!
Благодарю за внимание!