Небытие – философская категория, означающая абсолютное или относительное отсутствие, отрицание бытия.




Выделяют следующие виды бытия: материальное, идеальное.

Материальное бытие - это существование материальных тел, процессов и состояний, которые имеют естественное происхождение, существуют вне человека и независимо от него. Это бытие «первой природы». Бытие «второй природы» тесно связано с деятельностью человека. Это все, что сотворено человеком и нашло свое материальное воплощение: орудия труда, здания, СМИ и т. д. Они живут по собственным законам, определяя характер жизнедеятельности человека. Эта форма бытия - объективная реальность, которая является первичной по отношению к человеку и его сознанию, так как человек - часть природы.

Идеальное (или духовное) бытие бывает двух видов. Индивидуализированное бытие принадлежит отдельному человеку. Это духовный мир индивида, который отражает специфические особенности, неповторимость каждого человека. Объективированное или интерсубъективное бытие - коллективное сознание и коллективное бессознательное, нравственные и этические ценности, различные идеи и знания, закрепленные в общественном сознании с помощью знаково-символических форм, которые служат средством объективации передачи духовного опыта.

 

7. Виртуальное бытие и его роль в жизни человека.

С развитием компьютерных технологий исследования по виртуальному бытию обрели как бы «второе дыхание»: известно множество подходов к трактовке этого понятия. Здесь предлагается подход, опирающийся на философский анализ языка и рассматривающий виртуальное бытие как лишенное оснований, «врастающее» в языковую реальность. Виртуализация бытия сопровождается возникновением и развитием феномена «масс». Влияние «масс» проявляется во всех аспектах бытия цивилизации как действие демонической силы, скрыто управляющей государственными и общественными институтами, средствами массовой информации, моралью и нравственностью. Фундаментальной тенденцией «масс» является стремление виртуализировать человеческое «я», то есть лишить его оснований и возвести, таким образом, в принцип равенство виртуального «я».

Специфические особенности виртуальной реальности:

1. искусственность (порожденность);

2. актуальность (здесь и сейчас);

3. автономность;

4. интерактивность

Виртуальное бытие вторично по отношению к объективному миру. В этом смысле оно является разновидностью вторичной реальности, в которой по-особому предстают, например, пространственно-временные отношения. Время здесь, например, может быть остановлено или повернуто вспять: прошлое переживается человеком как бы заново, с учетом предыдущего опыта. Порожденность виртуального бытия, его искусственность дает возможность создавать разнообразные модели, имитировать различные принципиально возможные ситуации. Интерактивность позволяет виртуальной реальности осуществлять связь с объективной реальностью. Актуальность. Все события происходят «здесь и сейчас». Автономность виртуального мира позволяет человеку существовать в мире собственной рефлексии независимо от объективных условий его физического и социального бытия.

 

 

8. Основные атрибуты бытия: структурность, движение, пространство, время. Роль в жизни человека.

 

Структурность бытия определяется взаимодействием трех основных условий, обеспечивающих его целостность.

 

Объективная непрерывность пространства и времени и их прерывность обусловливают движение материи, которое является основным способом ее существования. Движение материи - абсолютно, ее покой - относителен.

 

 

Движение — способ существования мира. Быть, бытийствовать, существовать — значит пребывать в движении. Оно внутренне присуще миру, универсально, его сущность состоит в зависимости от материальной основы, т.е. движение неразрывно с материей. Движение противоречиво (прерывно и непрерывно), многообразно: имеет формы (по степени возрастания сложности) — механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. Формы движения — это группы изменений, объединенных общностью своего подчинения. Так, механическая — пространственные передвижения, физическая — тепловые процессы, радиоволны, ток и т.д.; химическая — изменение молекулярного состава, превращение одних атомов в другие; биологическая — процессы в биосфере; социальная — самая сложная из всех форм, обозначает общественные трансформации, взаимодействие общественных систем. Все последующие формы внутренне содержат предыдущие, взаимопереходят друг в друга. Движение конкретизируется через пространственно-временные координаты.

 

Время — форма бытия мира, обозначающая последовательность его состояний. Проявляется через ритмичность, длительность, необратимость: от прошлого через настоящее к будущему. Если время характеризует изменчивость связей, то пространство — их устойчивость.

 

Пространство — координация расположения предметов, их всеобщая форма существования. Оно трехмерно (высота, длина, ширина). Плоскостное и объемное пространство изучает, эвклидова геометрия. Неэвклидова геометрия Н.И.Лобачевского (1792—1856 гг.) исследует пространство отрицательной кривизны. Дальнейшее развитие неэвклидова геометрия получила в творчестве Б. Римана (1826—1866 гг.) в анализе пространства положительной кривизны. Относительность свойств времени трактует релятивистская (лат. «relativus» — релятивный, относительный) физика (А. Эйнштейн). Установлено, что события одной материальной системы не одновременны для другой, длительность и скорость процессов зависят от скорости движения. Данные свойства подчеркивают связь движения, пространства, времени с уровнями организации материи (неживая, живая, социально-организованная), а также их универсальный, всеобщий характер. Они объективны, т.е. зависимы от внутренней организации материальных систем (например, от плотности вещества, его поля тяготения).

9.Использование атрибутов бытия в профессиональной деятельности.

 


\

10. Закон единства и взаимодействия противоположностей, Основные законы диалектики. закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания. Объяснить их действие на примерах, в том числе проф.деятельности.

 

 

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и бе­лое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).

Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.

 

 

Закон единства и взаимодействия противоположностей, Основные законы диалектики. закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания. Объяснить их действие на примерах, в том числе проф.деятельности.

 

.

Закон отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Примеры:

• смена общественно-экономических формаций (при форма­ционном подходе к историческому процессу);

• "эстафета поколений";

• смена вкусов в культуре, музыке;

• эволюция рода (дети - частично родители, но уже на новой ступени);

• ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникно­вение новых.

Примеры:

• организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисхо­дящее развитие);

• исторический процесс идет по восходящему направлению раз­вития, но со спадами - расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т. д.).

 

11. Человек как биосоциальное единство. Назначение и сущность понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

 

«Человек » - это общее, родовое понятие, оно указывает на наличие в мире такой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homosapiens), которая отличается присущим только ей способом жизнедеятельности.

Понятие «индивид » указывает на отдельного, конкретного представителя человеческого рода, с его уникальными биологическими, психическими и социальными характеристиками.

Понятие «личность » подчеркивает социальную сущность индивида, характеризует индивида как продукт общественного развития, результат включенности в систему социальных отношений посредством общения и активной деятельности. Эти факторы проявляются в процессе социализации

12..Условия формирования личности

Личность — это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, на­выков, ценностей, целей.

Таким образом, человек — это социально-биологическое су­щество, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало чело­века контролирует биологическое.

Жизнь, развитие, воспитание в обществе — ключевое усло­вие нормального развития человека, развития в нем всевозмож­ных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитыва­лись среди животных. В таких случаях из двух начал, социально­го и биологического, в человеке оставалось только одно — био­логическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умст­венном развитии и даже после возвращения в человеческое об­щество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социаль­но-биологическую природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания челове­ческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных (например, у которых он воспитывался).

13..Нравственные проблемы человека. (по выбору студента).

Забота человека о формировании собственной личности и об обустройстве собственной жизни — это хорошо. Но отсутствие границ допустимого и дозволенного повлекло за собой появление некоторых проблем.

В первую очередь это связано с относительно низким пониманием людей о роли семьи в жизни ребенка. Современные дети часто живут в условиях, когда оба родителя заняты построением карьеры. Это во многих случаях становится причиной того, что ребенок предоставлен сам себе. Живое общение с семьей заменено на переписку в соцсетях и на онлайн игры с незнакомцами. Такое общение чревато отчужденностью подрастающего поколения от реального мира и высокой вероятностью оказаться в руках аморальных людей.

Желание обогатиться и прославиться зачастую никак не связано с культом труда или с этическими понятиями. В поисках легкой наживы находятся, как взрослые, так и дети. А это опасно вовлечением в дурные компании, где деятельность связана с мошенничеством и грабежом.

Активное внедрение через СМИ в жизнь человека выдуманных шаблонов, будь то компьютерные игры, кино, истории обогащения стали причиной полного стирания с подсознания чувства меры. В погоне за навязанным идеалом человек не знает границ в похудении, в проявлении силы, в обогащении. А это, так или иначе, пагубно сказывается на здоровье как физическом, так и психологическом.

Все вышеперечисленное становится причиной того, что мы живем не своей жизнью, а жизнью навязанной СМИ. И теряем при этом самое дорогое — семейные ценности

14. 14. Проблемы познания в философии.

 

Проблемой ПОЗНАНИЯ, его возможностей и закономерностей занимается теория познания или гносеология (от греч. gnosis — знание, и logos — учение), которая является одним из разделов философии.

Возможность ПОЗНАНИЯ заключена в таком всеобщем свойстве материи, как свойство отражения. Образ объекта, его идеальный характер нельзя до конца понять, оставаясь в пределах рассмотрения только структуры внутримозговых, нейродинамических процессов. Общественная природа практической деятельности человека — вот тот специфический фактор, который вызывает к жизни идеальное, психическое высшего «постживотного» порядка. Именно практика является критерием истины - мерилом адекватного отражения объекта познающим субъектом. И человек как высшая ступень этой эволюции может существовать не иначе, как только благодаря использованию познания как социальной формы отражения, являющейся посредствующим звеном его общественной деятельности.

15.Виды познания: обыденное, научное, иррациональное

Научное познание формируется на основе обыденного.

Особенности научного познания:

1. Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных (общественных) законов самого познания, мышления и др. Это основной признак науки, главная ее особенность.

2. На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектовнаука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности.

Обыденное познание существовало с самого зарождения человечества, доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Основой был опыт повседневной жизни, имеющий, однако, несистематический характер. Является исходным пластом всякого познания. Обыденное знание: здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции.

16.Проблема истины в философии.(классическая. Прагматическая. Плюралистическая теории истины)

 

Классическая (аристотелевская) концепция истины
Согласно данной концепции, - истина есть соответствие наших знаний или утверждений (представлений)- действительности, реальному положению дел. Главным здесь является идея соответствия. Знания сравниваются с фактами. Но так как факты выражаются в некоторых утверждениях, то здесь устанавливается лишь соответствие одних фактов – другим фактам. Это так называемая теория корреспонденции, соответствия.

Прагматическая концепция истины.
Теория прагматизма отождествляет истину с пользой для человека. Прагматическая концепция истины берет свое начало в греческой софистике и древней китайской философии. Значительный вклад внесли Ф. Энгельс, В. Ленин. Согласно приверженцам данной концепции, - истинность нашего знания удостоверяется практической применимостью. Практика есть критерий истины – это типично инженерный подход к проблеме истины.

17. 17.Этические и социальные проблемы научно-технической революции.

 

Беспрецедентный по своим темпам и размаху научно-технический прогресс является одной из наиболее очевидных реальностей нашего времени. Наука колоссально повышает производительность общественного труда, расширяет масштабы производства.

Она добилась ни с чем не сравнимых результатов в овладении силами природы. Именно на науку опирается сложный механизм современного развития. Страна, которая не в состоянии обеспечить достаточно высокие темпы научно-технического прогресса и использования его результатов в самых разных сферах общественной жизни, обрекает себя на состояние отсталости и зависимое, подчиненное положение в мире.

Сегодня многие отрицают гуманистическую направленность развития науки. Распространилось убеждение, что цели и устремления науки и общества в наши дни разделены и пришли в противоречие, что этические нормы современной науки едва ли не противоположны общечеловеческим социально-этическим и гуманистическим нормам и принципам, а научный поиск давно вышел из-под морального контроля и сократовский постулат «знание и добродетель неразрывны» уже списан в исторический архив.

Можно ли говорить о социально-нравственной роли науки, когда ее достижения используются для создания чудовищных средств массового уничтожения, в то время как ежегодно множество людей умирает от голода? Можно ли говорить о нравственности ученого, если чем глубже он проникает в тайны природы, чем честнее относится к своей деятельности, тем большую угрозу для человечества таят в себе ее результаты? Разве можно говорить о благе науки для человечества, если ее достижения нередко используются для создания таких средств и технологий, которые ведут к отчуждению, подавлению, оглуплению человеческой личности, разрушению природной среды обитания человека?

Научно-технический прогресс не только обостряет многие из существующих противоречий современного общественного развития, но и порождает новые. Более того, его негативные проявления могут привести к катастрофическим последствиям для судеб всего человечества. Сегодня уже не только произведения писателей-фантастов, авторов антиутопий, но и многие реальные события предупреждают нас о том, какое ужасное будущее ждет людей в обществе, для которого научно-технический прогресс выступает как самоцель, лишается «человеческого измерения».

18.Различные модели развития общества.

Общественное развитие.

Общество — динамичная система. Поэтому важнейший вопрос социального познания связан с определением характера и направленности изменений в обществе. В обществознании предложены четыре основных типа социальной динамики: (1) циклический, (2) линейный, (3) спиралеобразный, (4) ризомообразный (рис. 1, соответственно а, б, в, г).

Рис. 1. Типы социальной динамики

Циклическое представление о развитии общества — наиболее древнее. Для первобытного человека время замкнуто в круг вечно повторяющихся циклов — времен года, восходов Солнца, фаз Луны. Все повторяется и в социальной жизни: законы традиционного общества направлены на поддержание стабильности, и образ жизни древнего человека на протяжении веков почти не изменялся.

Теории о линейном характере развития общества впервые появляются в Средневековье. Именно тогда возникают представления о прошлом, которое больше не повторится (сотворение мира) и будущем, которого еще не было (Страшный Суд). Развитие приобретает направленность и получает цель (установление царства божьего на земле) — круг распрямляется в прямую линию. Появляются идеи о цели истории, она приобретает смысл.

Спиралеобразная модель развития предложена немецким философом Георгом Гегелем (1770-1831). Спираль объединяет свойства линии и круга. В истории все повторяется, но каждый раз — на качественно новом, более совершенном уровне. Как и в линейной модели, история имеет цель. В качестве цели разные исследователи предлагали: построение идеального государства, достижение социальной справедливости, организацию общества на разумных началах, учреждение «царства свободы» и т.д.

Ризомообразная концепция развития общества предложена философией постмодернизма. В ботанике ризомой (от фр. rhizome — корневище) называют корневище многолетних растений, в котором отсутствует стержневой корень. Ризома состоит из побегов, переплетенных между собой, растущих в непредсказуемых направлениях, постоянно отмирающих и вырастающих вновь. В применении к обществу ризома символизирует полную хаотичность и бессмысленность социальных процессов.

 

20.Философия культуры. Сущность понятия «культура». Характеристика элитарной культуры

Культура-это материальные и духовные ценности, созданные человеком (памятники, театры, образовательные учреждения, одежда, транспорт).

Элитарная культура-культура привилегированных общественных групп, характеризующаяся ценностно-смысловой замкнутостью, изолированностью, аристократизмом. Это творчество небольшой группы профессионалов, конечный результат которых сможет оценить лишь узкий круг ценителей, имеющих соответствующие образование.

 

21. Характеристика массовой культуры

Массовая культура-предназначена для большого количества людей, простая и понятная по содержанию, имеет интересный сюжет. Позволяет психологически отдохнуть людям, пообщаться, несёт положительные эмоции, воспитывает человека. Не стимулирует качества, упрощённое решение проблем.

 

22. Характеристика субкультуры

Субкультура – это обособленная часть основной (доминирующей) культуры, сильно выделяющаяся на общем фоне. Она может формироваться на основании моральных ценностей, религиозных взглядов, традиций, обычаев и прочих социокультурных особенностей. В качестве наиболее очевидного примера субкультуры можно привести молодежные течения, объединяющие фанатов некоторых стилей музыки или значимого культурного явления (например, произведений Толкиена или Лавкрафта).

Признаки субкультуры

· особый стиль жизни и поведения;

· собственный набор моральных ценностей и взглядов;

· характерные особенности внешнего вида;

· нонконформизм;

· низкая толерантность ко всеобщим ценностям и высокая к ценностям, принятым внутри движения.

 

23. Характеристика контркультуры.

Контркультура — течение, отрицающее ценности доминирующей культуры и стремящееся найти альтернативу образу жизни, характерному для большинства населения.

Основные особенности контркультур:

1. Тотальный нонконформизм. Контркультура всегда находится в антагонистических, враждебных отношениях с общепринятыми нормами и доминирующей культурой. Это проявляется в появлении и распространении таких идей как «революция ценностей», «революция сознания», «альтернативный стиль жизни», «качество жизни». Существование таких ориентиров ведет к появлению новых идеологий и социальных движений, постепенная, но во многих случаях неизбежная, политизация которых влечет за собой качественные изменения общественной жизни.

2. Ведение антиобщественного образа жизни. Выражение взглядов на жизнь в самых экзотических, неприемлемых для большинства людей формах.

3. Важность чувственно-эмоционального переживания бытия. Такие ценности как респектабельность, карьера, материальное благополучие находятся в рамках умозрительно-логических методов познания мира и искусственно ограничивают восприятие человека. Целью контркультуры в этом отношении было снятие этих ограничений и познание мира с другой стороны.

4. Нарушение воспроизводства и сохранения социокультурных ценностей. Устоявшиеся в рамках доминирующей культуры нормы и ценности априори не могут быть приняты контркультурой. То же относится к их развитию и продолжению. Таким образом, чем шире становится круг приверженцев той или иной контркультуры, тем больше ослабевает влияние культуры доминирующей, что впоследствии приводит к утрате части ее ценностей, свойств, характеристик.

5. Отсутствие стремления к саморазвитию и самореализации. Доминирующая культура не может поощрять саморазвитие индивида, придерживающегося контркультурных ценностей. Она, наоборот, нехотя ограничивает его. Вследствие этого данный индивид стремится стать частью общества, где господствуют близкие его мироощущению нормы и установки.

 

Ценности контркультуры:

избавление от любых внешних и внутренних ограничений;

чувственность;

свобода самовыражения (включая интересы, эмоции, внешний вид);

поиск новых форм общности;

главенство принципов равенства и любви, лишенных иерархии и субординации.

 

Функции контркультуры

1. Разрушительная. Постепенное ограничение доминирующей культуры, игнорирование и замещение ее принципов и ценностей и отказ от них.

2. Деструктивная. Разрушение общепринятых вечных ценностей и формирование новых, основанных на взглядах представителей контркультуры.

3. Революционная. Обновление культурной жизни общества в целом, привнесение в нее новых черт и характеристик. При этом изменения, связанные с ростом популярности контркультуры, не всегда могут быть положительными. Характер изменений зависит как от ценностей контркультуры, так и от числа ее последователей.

24. Характеристика маргинальной культуры.

Маргинальная культура (культура окраин)-это культура нескольких субкультур, которая оценивается как чуждая неполноценная. Статус этой культуры определяется людьми, которые потеряли свой статус.

Причины возникновения маргинальной культуры:

1. Изменения в обществе (перестройка, конфликты).

2. Это культура неоднородна-она содержит в себе разные культуры.

3. Она противоречива (может развиваться по двум сценариям: агрессивное поведение, ухождение от норм, неуправляемость)

 

25.Дать характеристику вида искусства (которым вы занимаетесь) с позиций философии.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: