Методические принципы, средства и методы, развития быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости.
Методические принципы – основополагающие методологические закономерности педагогического процесса, выражающие основные требования к построению, содержанию и организации учебно-тренировочного процесса.
1) Принцип сознательности и активности. Наибольшего успеха при занятии физич-ми упр-ми можно достигнуть при сознательном, заинтересованном отношении занимающегося. Преподаватель должен четко поставить цель занятий, объяснить не только что и как нужно выполнять, но и почему предлагается именно данное упражнение.
2) Принцип наглядности («лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать»). На практике принцип реализ-ся при помощи показа двигат-го действия преподавателем, демонстрация наглядных пособий и видеофильмов, звуковая и световая сигнализация.
3) Принцип доступности. Препод-ль должен исходить из учета особенностей занимающихся (пол, возраст, здоровье, уровень физ-кой подготовки) и посильности предлагаемых заданий. Прогресс в развитии физических качеств возможен лишь при определенной нагрузке, способной стимулировать эти процессы. Однако при этом важно не превысить меру разумного, чтобы не навредить здоровью занимающихся. Вместе с тем принцип не означает, что ФУ и нагрузки д/б упрощенными и предельно элементарными.
4) Принцип систематичности подразумевает регулярность занятий и системное чередование нагрузок и отдыха. Эффект будет тогда, когда будет баланс. Небольшие нагрузки или продолжительные интервалы отдыха м/д занятиями не приводят к развитию тренированности, а слишком большие нагрузки и короткие интервалы отдыха м/д занятиями могут привести к превышению адаптационных возможных организма и к состоянию перетренированности.
|
5) Принцип динамичности. В его основе лежат постоянные, но постепенные повышения требований к занимающимся. Это касается и физ-кой нагрузки и сложности двигательных действий. Только в этом случае м/б прогресс в развитии физ-ких качеств и совершенствовании техники движений.
Ответная реакция на стандартную нагрузку со стороны организма не остается неизменной. Под ее воздействием происходит адаптация, что позволяет организму выполнить ту же работу с меньшим напряжением.
1) Метод строго регламентированного упражнения. Суть: разучиваемое упражнение выполняется в целом, т.е. технику движения осваивают сразу после показа и объяснения простейших упражнений, к-ые нельзя расчленить (напр, бросок по кольцу)
А) м-д целостного упр-ия – несложное двигат-ое действие, разучивается целиком
Б) м-д расчлененного упр-ия – сложное двигательное действие разбивается на части и разучивается по частям
В) м-д равномерного упр-ия – длительное время выполняется упр-ие с постоянной интенсивностью
Г) м-д повторного упр-ия – одинаковое упр-ие повторяется с дост-но большим интервалом отдыха
Д) м-д интервального упр-ия – многократное повторение одинаковых упражнений с малым интервалом отдыха
2) Игровой метод. Основу метода составляет игровая двигательная деятельность, определенным образом упорядоченная. Метод не обязательно связан с каким-либо общепринятыми играми (баскетбол, хоккей и т.д.) Признаки метода: ярко выраженные элементы соперничества и эмоциональности, изменчивость условий ведения борьбы, высокие требования к творческой инициативе, отсутствие строгой регламентации в хар-ре движений, комплексное проявление разнообразных двигат-ых качеств.
|
3) Соревновательный метод. Его основу составляет стимулирование и активизация деят-ти занимающихся с установкой на победу или достижением макс-го рез-та. Основная определяющая черта метода – сопоставление сил в условиях соперничества, борьбы за первенство или высокое достижение. Это приводит к существенному изменению функционального состояния ч-ка – происходит настройка на новый, более высокий уровень и повышает эффект от ФУ.
4) Метод словесного и сенсорного воздействия. Его основу составляют широкое исп-ие слова и чувственной инф-ии (ставятся задачи, подводятся итоги, делаются замечания). Посредством сенсорных воздействий обеспечивается наглядность. Это не только визуальное восприятие, но и слуховые и мышечные ощущения. Они реализуются в форме: показа самих упражнений, демонстрации наглядных пособий (видеозаписи, схемы, рисунки и т.д.).
Средства и методы развития быстроты
Быстрота – это комплекс св-в, непосредственно определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции. Быстрота характ-ся: временем двигат-ой реакции, временем одиночного движения и частотой одинаковых движений в единицу времени. Средства: спринтерские дистанции (100, 200м), спорт и подвижные игры. Методы: 1. многократного повторения скоростных упражнений (2 серии, серия=3-6 повторений) 2. Игровой – дает возможность комплексного развития скоростных качеств.