Организационно-правовые формы засекречивания информации, отнесенной к государственной




Содержание

 

Введение_____________________________________________________ 3

Коммерческая тайна___________________________________________ 5

Организационно-правовые формы засекречивания информации, отнесенной к государственной______________________________________________ 8

Организационно-правовые формы засекречивания информации, отнесенной к коммерческой тайне__________________________________________ 12

Рассекречивание информации__________________________________ 14

Заключение_________________________________________________ 17

Список литературы___________________________________________ 19

 

 


Введение

 

Проблема засекречивания информации и определения степени секретности сведений, документов, изделий и работ является одной из стержневых во всей деятельности по защите информации. Она имеет большое государственное значение, предопределяет методологию и методику защиты информации, объем работы по ее защите и другие обстоятельства, связанные с деятельностью государственных органов, предприятий и организаций в этой области. Правила засекречивания информации определяют в конечном счете политику государства в области защиты секретов. Этим и объясняется, что перечни сведений, составляющих государственную тайну, утверждаются у нас в стране на самом высоком уровне. В них находит отражение концепция руководства страны в области защиты государственных секретов.

В Законе РФ «О государственной тайне» решены вопросы в области защиты информации: во-первых, определены полномочия органов и должностных лиц в области защиты государственной тайны, и прежде всего в области засекречивания информации; во-вторых, выделены категории сведений, составляющих государственную тайну и требующих защиты, принципы и критерии засекречивания информации; в-третьих; определен порядок допуска граждан и предприятий к работе с секретной информацией.

При рассмотрении проблемы принятия решения о целесообразности или нецелесообразности засекречивания информации, следует учитывать множество факторов, которые в конечном счете определяют ту меру, когда из несекретной ее следует сделать секретной, т.е. засекретить. При этом в основу решения о засекречивании информации должны быть положены общественно-политические, оборонные, экономические и иные интересы личности, общества и государства.

Множественность влияющих факторов находит свое выражение в принципах засекречивания информации. В нормативных актах Российской Федерации сформулированы основные принципы, которые следует учитывать при принятии решения о засекречивании информации.

По Закону РФ «О государственной тайне» правом утверждать перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, а также перечень должностных лиц органов государственной власти и управления, имеющих эти полномочия, наделен Президент РФ.


Коммерческая тайна

 

В условиях развития рыночной экономики и усиления конкуренции на рынке товаров и услуг очень важное значение занимает информация. Она представляет собой сведения о лицах, вещах, предметах, событиях, явлениях, процессах, услугах, результатах интеллектуальной деятельности независимо от формы их представления. Объем ее очень велик, что делает ее первейшим условием работы с информацией вообще и правового регулирования, в частности, классификацию информационных процессов.

Классификация информации проводится в зависимости от цели ее освоения по различным критериям. С точки зрения правового регулирования важнейшим из них является доступность информации.

Информационные ресурсы являются объектами собственности лиц, которые их создали, приобрели на законном основании, получили в порядке наследования или дарения.

По общему правилу, государственные информационные ресурсы РФ являются общедоступными и открытыми.

Из этого правила об открытости и доступности информации существует исключение – это документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа. Она подразделяется на государственную тайну и конфиденциальную. Ст. 139 ГК РФ к объектам гражданских прав, содержащих конфиденциальную информацию, отнесла служебную и коммерческую тайну. Тайна – один из важнейших институтов, определяющих соотношение интересов личности и государства, частного и публичного права, основания и пределы вмешательства государства в негосударственную сферу, степень информационной защищенности.

Тайна – это сфера объективной реальности, скрытая от нашего восприятия, либо понимания. С одной стороны, это все то, что на данный момент создано человеческим интеллектом, с другой – это нечто известное, но с определенной целью скрываемое от других людей.

На данный момент понятия коммерческой и служебной тайны объединены ст. 139 ГК РФ, хотя обладателем и той и другой тайны может быть одно лицо.

Исходя из определения коммерческой тайны, можно сказать, что это научно-техническая, коммерческая, организационная и другая информация, используемая в предпринимательской деятельности, обладающая реальной и потенциальной экономической ценностью.

Можно сделать вывод – это то, что можно продать или купить и, самое важное, не всегда законным путем. Но случается и такое. И в данный момент возникает вопрос о защите подобной информации.

Законодатель, ища пути решения этой проблемы, разрешил относить такую информацию к режиму коммерческой тайны. Но тут важно знать предел тех сведений, которые могут быть отнесены к данному режиму. Исходя из самой природы коммерческой тайны ошибочно было бы говорить о применении принципа «запрещено все, что не позволено». Предприниматель или хозяйствующий субъект сам определяет круг сведений, которые он хотел бы сохранить в режиме секретности.

Серьезным вопросом, требующим четкого правового регулирования, представляется реализация механизма защиты коммерческой тайны при передаче такой информации в органы государственной власти и местного самоуправления.

Особое внимание следует уделять режиму доступа, обращения и хранения по отношению к данным сведениям, но кроме того, предусмотреть ответственность в случае разглашения или утраты.

В данном случае возникает другой институт тайны – служебной. Она связана с деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления и носит не коммерческий интерес, а государственный.

Институт служебной тайны создан с целью обеспечения безопасности государства в частности, и общества в целом. Однако тут возникают две взаимосвязанные проблемы.

Одна состоит в том, что при осуществлении своих обязанностей, нередко складываются конфликтные ситуации. Хозяйствующие субъекты, пользуясь предоставленным им правом, подчас относят к коммерческой тайне чуть ли не все сведения о своей организации.

Вторая проблема – это запрещение разглашать тайну, ставшую известной некоторым лицам при выполнении своих профессиональных функций.

Помимо способов защиты, предусмотренных самим хозяйствующих субъектом, необходимо создать уровень защиты со стороны государства.

При определении перечня сведений, подлежащих защите с помощью режима коммерческой тайны, необходимо учесть, что всякая тайна есть секрет, но не всякий секрет есть тайна.

Одной из самых распространенных категорий сведений, которым может придаваться статус коммерческой тайны, являются производственные секреты («ноу-хау»). Именно такие сведения в конечном итоге позволяют осуществлять прорыв на товарном рынке тому или иному субъекту предпринимательской деятельности, но тут важно знать, что идеи, замыслы, хотя бы и высказанные вслух, под режим коммерческой тайны не попадают.

Как только идея созреет до практического применения, технической задачи и будет зафиксирована, возникает информация, которая может быть охраняемой коммерческой тайной.

Для охраны таковой необходим режим секретности, причем установленный самим хозяйствующим субъектом. Это может быть приказ по предприятию.

В таком приказе необходимо указать перечень сведений, лиц с наименованием их должностей, имеющих к секретной информации, а также ответственность данных лиц в случае разглашения подобной информации.


Организационно-правовые формы засекречивания информации, отнесенной к государственной

 

Существуют несколько организационно-правовых форм, в рамках которых осуществляется засекречивание информации, относимой к государственной тайне. Они могут существовать как в «чистом» виде, так и включать в себя элементы других видов форм. Правильный выбор формы может существенно влиять на решение вопросов засекречивания информации: в рамках какой методологии засекречивания формируется система критериев определения затем степени секретности информации.

Рассмотрим основные формы засекречивания информации.

– перечневая форма;

– система первоначального и производного засекречивания;

– программно-целевой подход к засекречиванию информации.

В настоящее время применяющаяся в нашей стране перечневая форма засекречивания информации иногда подвергается критике. Наряду с положительными сторонами (возможность быстро довести до сведения каждого исполнителя те категории сведений, которые подлежат засекречиванию; четкость формулировок и классификация позволяют быстро отыскивать нужную информацию и дисциплинирует исполнителя) эта система имеет ряд недостатков:

– она снижает возможности должностных лиц, «ответственных за разработку и реализацию внешней, экономической, военной и научно-технической политики государства, гибко реагировать на складывающуюся обстановку, сообразовывать с ней стратегию и тактику применения, ограничений на распространение информации и доступ к ней. Например, утвержденный в 1980 году Перечень главнейших сведений, составляющих государственную тайну, с некоторыми изменениями 1990 г. действовал до 1992‑года, несмотря, на то, что обстановка в стране изменялась существенно.

– разработка перечней начиналась не сверху а от предприятий (исполнителей), которые и вносили свои предложения, обобщаемые затем объединениями, ведомствами, министерствами и т.д. Таким образом в перечнях закладывалась политика на засекречивание информации не государства, а предприятия, в лучшем случае, министерства;

– не было, по существу, никаких ограничений на, засекречивание информации, поэтому министерства засекречивали все, что им практически хотелось.

Отметим для сравнения, что в США действовала и действует в настоящее время система так называемого первоначального засекречивания. При системе первоначального засекречивания законодатель (парламент или президент) определяет информационные категории засекречиваемой информации и наделяет руководителей министерств и ведомств (по утверждаемому президентом специальному списку) правом первоначального засекречивания информации, т.е. они определяют, по каким проблемам, какая информация и до какой степени секретности может быть засекречена.

В Российской Федерации в соответствии с Законом «О государственной тайне» складывается в настоящее время своеобразная смешанная форма засекречивания информации, включающая элементы перечневой формы и первоначального засекречивания. В частности, Закон определяет категории сведений, отнесенных к государственной тайне, затем Президент РФ на основе предложений Правительства РФ утверждает два перечня: Перечень должностных лиц органов государственной власти и управления, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне – для осуществления единой государственной политики в области засекречивания информации.

Руководители, наделенные полномочиями по засекречиванию информации, – утверждают перечни сведений, подлежащих засекречиванию, в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью. Они же наделяются полномочиями распоряжения этими сведениями, пересмотра степени их секретности и рассекречивания.

Предприятия при определении степени (грифа) секретности документов, изделий, работ по-прежнему будут руководствоваться перечнями сведений, подлежащих засекречиванию. Таким образом, до исполнителей будут доводиться стратегические установки на применение режимных ограничений в конкретных ситуациях.

Программно-целевой подход к засекречиванию информации предполагает, что процесс засекречивания информации ориентируется не на формальные критерии ее секретности, указанные в перечнях, а на достижение конкретных целей, ради которых на определенный период и вводятся режимные ограничения. При этом срок действия правового режима государственной, коммерческой или другой тайны устанавливается уже при засекречивании информации. При необходимости продлить срок действия установленного режима секретности должно приниматься дополнительное решение заинтересованным предприятием. Этот подход может применяться при создании новых технических систем как в интересах разработки вооружения, так и в интересах народного хозяйства.

Предполагается, что любая новая программа до принятия к разработке, должна пройти конкурсный отбор и экспертизу. Режимное обеспечение новой программы разработки технической системы, особенно в области вооружения, должно начинаться с выдвижения ее на конкурс. Виды информации, которые могут понадобиться при разработке новой технической системы, определяются исходя из следующего положения: технические системы развиваются в рамках семейств – устойчивой, достаточно длительно действующей и постоянно совершенствующейся категории технических устройств. Судьба устройства, его полезность, объем затрат, эффективность его использования и возможность получения коммерческой выгоды, последствия его эксплуатации зависят в определенной степени от уровня информационного обеспечения – снабжения коллектива информацией, как открытой, так и секретной, и защита ее начинается со стадии замысла.

Замысел в виде идеи, сформулированной руководителем разработки, требует проведения огромного объема работы по поиску и анализу всевозможных источников информации. При этом разработчики должны иметь достаточно четкие представления о фактических и предполагаемых технических достижениях, которые непосредственно относятся или тяготеют к данному семейству технических систем. Научные и инженерно-технические работники совместно с представителями службы безопасности решают вопрос о засекречивании информации по данной проблеме: какая вновь полученная по проблеме информация будет отнесена к государственной тайне и какой степени секретности; какая – к научно-технической и технологической; а какая – конъюнктурно-экономическая – к коммерческой тайне.

При этом учитываются обычные в таких случаях принципы и критерии засекречивания информации: возможность решения заказчиком данной технической системы важных для себя задач, предполагаемый ущерб от утечки информации, соответствие проводимой работы высшему отечественному или зарубежному уровню, возможный эффект от использования технической системы, ' интерес к проблеме конкурентов и др.

В рамках программно-целевого подхода к засекречиванию информации по конкретной проблеме, могут быть выделены группы секретов, составляющих: государственную тайну; научно-техническую и технологическую тайну; коммерческую тайну.

Режимное обеспечение такой программы должно начинаться с момента зарождения идеи и выдвижения ее на конкурс, а после утверждения вся наличная информация, и создаваемая вновь в процессе работы над проблемой разделяется по видам тайны, устанавливаются сроки засекречивания по каждому из видов секретной информации, а также определяется возможность ее использования в коммерческо-предпринимательской деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: