Классическая политэкономия | Маржинализм |
1. Политэкономиявыявляет и изучает глубинные причинно-следственные связи в экономике (каузальный метод) с целью раскрыть их сущностные черты –что представляет собой данное экономическое явление (позитивный анализ). Ключевой категорией является стоимость. | 1.Выяснение, как экономические явления взаимодействуют между собойи как они могут взаимодействовать наиболее эффективно на основе принципа рациональности (функциональный анализ). Главной категорией является цена, определяемая полезностью вещи. |
2. Исследование экономических процессов на макроуровне. Проблемы микроэкономики ее интересовали мало, т.к. оптимум каждого отдельного производителя автоматически обеспечивался механизмом свободных цен. | 2.Перевод экономических исследований на микроуровень. Центральным вопросом стало изучение поведения экономических субъектов – потребителей и фирм – в условиях ограниченных ресурсов. Требовалась теория хозяйствования в рамках предприятия, объясняющая условия его деятельности и достижения оптимума на основе реакции на изменение рыночных параметров. Такая модель статична. |
3.Исходит из примата сферы производствапо отношению к распределению, обмену и потреблению, т.е. идет от производства к потреблению. В рамках классической политэкономии человекрассматривался прежде всего как производитель, создатель общественного богатства и в мéньшей степени как потребитель. Признание примата производства означает преимущественное исследование факторов предложения и издержек, оставляя без должного внимания анализ потребления и спроса. В основе цены лежит затратный принцип: цена определяется издержками производства, а потребление и спрос пассивно следуют за производством. Поэтому при рассмотрении спроса классическая политэкономия ограничивалась самоочевидной связью: спрос влияет на цены, а цены – на спрос. | 3.Исходит из примата обменанад производством, т.е. идет от потребления к производству. Впервые в центре внимания находится человек с его индивидуальными потребностями.Именно потребление становится движущим началом в формировании спроса и конечной целью экономики. Категории производства объяснялись сложившимися пропорциями обмена. К тому же именно с 70х гг. 19 в. кризисы перепроизводства были связаны прежде всего с недостатком спроса, что делало изучение сферы потребления особенно актуальным. В отличие от классической политэкономии формирование цены увязывается с проблемой потребления на основе теории предельной полезности. |
|
Классическая политэкономия | Маржинализм |
4.Изучает экономические отношения между людьми, которые на поверхности проявляются через отношения вещей или отношения человека к вещи. Значительное внимание уделяется анализу социально-классовых отношений. Экономическое поведение субъектов определяется их классовой принадлежностью. По мнению А.Смита, человеком движет своекорыстие, но возможности реализовать свое стремление к максимальной выгоде зависят от социального статуса. Поэтому "максимизирующее поведение" доступно только капиталистам, другие члены общества не вольны выбирать линию поведения, которую им навязывает буржуазия. Например, независимо от желания или нежелания рабочего максимизировать свой доход его заработная плата устанавливается на уровне стоимости средств существования. | 4. Предмет исследования − проблема рационального распределения ограниченных ресурсов, означавшая перенос акцента на изучение отношения человека к вещи для личного потребления в условиях изначально заданного уровня производства. Тем самым маржиналисты свели анализ к внешним формам проявления буржуазных отношений. Это был окончательный и откровенный отказ от изучения внутренней структуры капиталистического общества. Из признания примата обмена логически вытекал отказ от категории классов и социальной детерминированности экономического поведения: все экономические субъекты совершенно однородны и равноправны, каждый действует исключительно в собственных интересах → субъективно-психологическое объяснение экономических явлений. Это значит, что маржинализм представлял собой социально-нейтральную теорию. |
5.Изучаетсущностьэкономических явлений,используясредние или общие показатели. | 5.Использование предельного анализа позволяет широко применять математические методы для обоснования принятия оптимальных решений в процессе экономического выбора. |
|
Обычно основоположниками маржинализма называют 3х экономистов: Карл Менгер, Уильям Джевонс, Леон Вальрас, которые независимо друг от друга в своих работах 1871 – 1874 гг. открыли принцип снижающейся предельной полезности.
Но у лидеров "маржинальной революции" были предшественники, факт начала которой едва ли кем был замечен.
|
Если относить к ним всех мыслителей, объяснявших меновую стоимость благ комбинацией их полезности и редкости, то начинать надо с Аристотеля и средневековыхсхоластов, А.Тюрго. Но ни один из них не использовал категорию предельной полезности.
Среди предшественников маржинализма, впервые применивших категорию предельной полезности для анализа поведения потребителей и математического анализа функциональных зависимостей для выявления условий равновесия в хозяйственной системе было сразу несколько авторов:
И. фон Тюнен (1783 – 1850)
А.Курно (1801 – 1877)
Ж.Дюпюи (1804 – 1866)
Г.Госсен (1810 – 1858)
Иоган Генрих фон ТЮНЕН (24.06.1783 – 22.09.1850) | немецкий экономист, представитель немецкой географической школы в экономической науке | |
Основная работа | Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономике: I том – 1826 г. II и III тт. опубликованы соответственно в 1850 и 1863 гг. после его смерти | |
Немецкий помещик представлял собой органическое сочетание теоретика и практика, всю жизнь безвылазно провел в своем поместье. Самый ранний предшественник маржинализма. Но его книга была востребована лишь на II этапе "маржинальной революции", т.к. предельный анализ И.Тюнена связан со сферой производства. | ||
• И.Тюнен заложил основы направления, получившего в 20 в. название "эконометрика" – исследование количественных закономерностей и взаимосвязей в экономике с помощью математических и статистических методов и моделей. | ||
Термин "эконометрика" ввел в научный оборот норвежский экономист Ренар Фриш (1895 – 1973). | ||
• по праву считается основоположником теории размещения производства, которая впоследствии выделилась в особую отрасль науки – пространственную (региональную) экономику; | ||
• И.Тюнен построил условную модель изолированного от внешнего мира государственного хозяйства.Его "изолированное государство" имеет территорию в форме правильного круга, в центре которого находится единственный город – рынок сбыта с/х продукции. Вокруг города концентрическими кругами расположены фермы; земля везде одинаково плодородна и пригодна для любой отрасли сельского хозяйства. Изолированность от внешнего рынка предполагает фиксированность спроса земельных и других производственных ресурсов. Таким образом, И.Тюнен исследует закрытую модель хозяйственной системы, в которой все элементы взаимосвязаны и находятся в равновесии, т.е. невозможны сочетания различных факторов, влияющих на формирование цен и доходов, и остается только один фактор – расстояние от фермы до города. Из этого делается вывод: ограниченность ресурсов требует их оптимального сочетания | ||
Решая задачу пространственного размещения отраслей, И.Тюнен определяет, на каком расстоянии от точки сбыта транспортные расходы уравниваются с чистой выручкой (разницей между общей выручкой и издержками, TR – TC). | |
Критерий рациональности размещения | максимальный суммарный чистый доход всех отраслей: (TR – TC) max |
Условие максимального чистого дохода | предельная ценность отдачи каждого фактора = = предельные издержки на него: MRP = MRC |
По мнению И.Тюнена, затраты любого производственного фактора должны осуществляться до того момента, когда дополнительный продукт при использовании дополнительной 1-цы данного фактора уравнивается с издержками на него. Это означает использование предельного анализа, основанного на дифференциальном исчислении. |
Интересно, что, исследуя проблему транспортных расходов, И.Тюнен независимо от Д. Рикардо формулирует теорию дифференциальной ренты:только вместо различий по плодородию у него фигурируют различия по расстоянию перевозок (т.е.по местоположению относительно рынка сбыта). Таким образом, И.Тюнен формулирует важнейшую идею маржинализма о предельной производительности,на основе которой делает попытку построить теорию распределениядоходов (в дальнейшем эта идея была вновь открыта и получила развитие в книге Дж.Б.Кларка "Распределение богатства", 1899). |
И.Тюнен неявно вводит понятие производственной функции | использует прием последовательного изменения одного фактора за другим: • затраты труда меняются, капитал и земля – постоянны, • затраты капитала меняются, труд и земля – постоянны, • использование земли меняется, капитал и труд – постоянны. Так он ищет оптимальное сочетание факторов производства. |
Новаторство И.Тюнена: • I том его книги вышел через 9 лет после "Начал..." Д.Рикардо, а II том – через 2 года после "Основ политической экономии" Дж. С.Милля. Это значит, что И. Тюнен и Дж. С.Милль работали над своими книгами одновременно, но принадлежали к разным научным направлениям; • идея предельной производительности на микроуровне связана с проблемой оптимальной структуры издержек, а на макроуровне – с производственной функцией и теорией экономического роста, появившихся в неоклассической теории в 20 в. Но, как известно, основная предпосылка модели ПФ – возможность взаимозамены факторов производства. |
Антуан Огюстен КУРНО (28.08.1801 – 30.03.1877) | французский экономист, философ и математик; учился в лицее в Безансоне, в 1821 г. поступил в Высшую нормальную школу Парижа, в 1823 г. получил степень лиценциата в области науки, в 1827 г.– в области права. Родоначальник математического направления в политической экономии, был ректором академии в Гренобле, затем в Дижоне; он первый с успехом приложил математические методы к политической экономии. | |||
Основная работа | Исследование математических принципов теории богатства, 1838 | |||
главная тема книги –взаимозависимость цены и спроса при различных рыночных ситуациях в обществе с развитым товарным производством и обменом | ||||
• впервые | • поставил вопрос о функции спроса и ее форме, | |||
• сформулировал закон спроса и представил его уравнением | увеличение объема спроса при снижении цены товара при ПРУ: Qd = f(P) | |||
• ввел понятие "эластичность спроса" | (позже переоткрыл А.Маршалл) спрос может значительно меняться при относительно небольшом изменении цены – случай высокой эластичности и может слабо реагировать на изменение цены – случай низкой эластичности. Причем низкая эластичность может быть характерна и предметам роскоши, и предметам 1ой необходимости | |||
• непрерывность функции спроса позволяет использовать аппарат дифференциальногоисчисления для нахождения максимума валового дохода от продаж; | ||||
• вводит функции общего и предельного дохода, общих и предельных издержекдля выяснения условия максимизации прибыли: MR = MC; | ||||
• впервыесформулировал понятие "экономическое равновесие". Начинает с анализа чистой монополии, затем переходит к дуополии (т.е. вводит фактор конкуренции между 2мя монополистами), потом рассматривает ситуацию с ограниченнымчислом конкурентов и, наконец, доходит до совершенной конкуренции, при которой фирмы не имеют никакой возможности влиять на состояние рынка. В моделях А.Курно покупатели диктуют цены, а продавцы приспосабливают свой выпуск к спросу при этих ценах. А.Курно приходит к выводу, что в точке равновесия дуополистов цена ниже цены монополиста, но выше цены свободной конкуренции. Кроме того, при монополии оптимальный объем выпуска самый низкий, а при свободной конкуренции – максимально возможный. Pm > Pc qm < qc | ||||
Жюль ДЮПЮИ (18.05. 1804 – 5.09.1866) | французский экономист; инженер по проектированию железнодорожных объектов | ||
Основная работа Экон.школа, вып.2, с.137 | Об измерении полезности общественных работ, 1844 | ||
впервые был применён предельный анализ в экономике (после И. Тюнена и А. Курно); впервые проанализировал излишек потребителя; доказал невыгодность обществу повышать тарифы на общественные услуги | |||
• независимо от А.Курно (о котором ничего не знал) вывел кривую спроса как функцию предельных полезностей, снижающихся с увеличением покупок (за 10 лет до опубликования работы Г.Госсена сформулировал "1й закон Госсена"). | |||
Кривая NP изображает предельную полезность пользования мостом (кривая спроса на услуги моста). Координаты: ОP — тариф за проезд по мосту; Or — количество услуг моста, на которые предъявляется спрос (например, количество ездок по мосту). | |||
– На первую поездку по мосту тариф максимален,
на каждую дополнительную поездку тариф постепенно снижается.
Тогда сумма поступлений платы за услуги на каждом этапе
равна площади криволинейной трапеции под соответствующим участком кривой спроса:
при количестве ездок r это будет трапеция Орnr,
при количестве ездок r1 — трапеция Opn1r1.
Общая сумма сбора = площади под всей кривой спроса,
или
совокупная выгода государства от работы моста = площади под кривой предельной
полезности NP.
При тарифе р будет потреблено г единиц услуг моста.
Общая плата за все эти поездки = площади Орnr,
криволинейный треугольник рРn – избыток потребителя (Ж. Дюпюи называет его относительной полезностью), т.е. чистая выгода потребителей. Ведь эта величина показывает, сколько они готовы были уплатить за потребляемые услуги сверх того, что пришлось им заплатить на самом деле (сверх суммы Opnr).
После снижения тарифа до р1 общая плата = площади Op1n1r1,
с овокупный выигрыш потребителей = площади pp1n1n;
но при этом государство понесло убыток — недополученный доход = pp1qn,
чистый доход государства от снижения тарифа = nqn1
Далее Ж.Дюпюи моделирует кривую предельных издержек по содержанию моста.
Кривая предельной полезности NP идентична кривой спроса, кривая предельных издержек S идентична кривой предложения со стороны хозяев моста |
При тарифе р число поездок будет r,
совокупные издержки = площади трапеции Osnr,
общая выручка за проезд по мосту = площади Орnr.
→ площадь spn – избыток производителя.
Таким образом, суммарная общественная выгода от моста = sPn = pPn + spn,
т.е. от снижения тарифа выгоду получат обе стороны.
Герман Генрих ГОССЕН (7.09. 1810 – 13.02. 1858) | немецкий (прусский) экономист, предшественник математической и австрийской школ в экономике | |
Основная работа | Развитие законов общественного обмена и вытекающих отсюда правил человеческой деятельности, 1854 Переиздана Адамсом в 1889, а затем в 1927 | |
Учение Г.Госсена – это математическая разработка главных принципов теории предельной полезности, общих основ теории субъективной ценности (в варианте, наиболее близком к теории У.Джевонса), которая была основной на I этапе ("субъективном") маржинальной революции. | ||
Объект изучения Г.Госсена | потребление (спрос) | |
исходное положение | главным мотивом поведения человека является стремление к максимуму полезности | |
задача экономической науки | открыть правила увеличения общей суммы полезности | |
Решая эту задачу, Г.Госсен сформулировал 2а тезиса, известные как "законы Госсена" | • закон убывающей предельной полезности (или закон насыщения потребностей):в одном непрерывном акте потребления происходит убывание предельной полезности данного блага по мере увеличения его количества. При повторных актах потребления происходит убывание предельной полезности первых единиц данного блага |
• правило максимизации полезности дается в 2х вариантах: а) для натурального хозяйства Робинзона, б) для условий товарного хозяйства, при котором цены на товары и доход являются главными ограничителями потребителя. В 1ом случае: максимум удовлетворения потребностей достигается при равенстве предельных полезностей всех потребляемых благ: MU1 = MU2 =...= MUn Во 2ом случае: максимум удовлетворения потребностей достигается при равенстве предельных полезностей, получаемых с последних денежных единиц, израсходованных на покупку отдельных благ: MU1/P1 = MU2/P2 =...= MUn/Pn = λ | |
Достижение условия оптимального равновесия, по мнению Г.Госсена, возможно лишь при обеспечении каждому человеку свободного доступа к выгодной для него производственной деятельности, что связано с устранением всех видов монополии, правовых и прочих ограничений. |
Методология, использованная Г.Госсеном при описании поведения экономических субъектов, вошла в ЭТ в качестве "классической логики принятия решений", на основе которой объясняются действия участников рыночного хозяйства.
Однако публикация книги прошла незамеченной и не получила признания.
Для Г.Госсена это было страшным ударом. Через 4 года, в 1858 г., огорченный неудачей автор почти полностью изъял из обращения тираж и уничтожил его. Лишь спустя четверть века, после того как увидели свет работы У. Джевонса, К. Менгера и Л. Вальраса, она получила широкую известность. В 1878 г. друг У.Джевонса профессор Адамс нашел экземпляр книги Г. Госсена в библиотеке Британского музея. В 1889 и 1927 гг. книга
Г. Госсена была вновь переиздана.
Аналогичной была судьба работ Ж.Дюпюи, А.Курно, И.Тюнена: они не получили известности, не оказали должного влияния на современников и были забыты. Поэтому К.Менгеру, У.Джевонсу и в мéньшей степени Л.Вальрасу, унаследовавшему маржиналистские взгляды от отца, пришлось переоткрывать все заново. Причем сделали это более широко и систематично.
ЭТАПЫМАРЖИНАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ
I этап | 70 – 80е гг. 19 в. |
теоретическую основу маржинализма сформулировали почти одновременно 3и экономиста, ставшие впоследствии основателями соответственно 3х школ маржинализма К. Менгер австрийской школы У.Джевонс английской Л.Вальрас лозаннской (математической) | |
Центральной теорией I этапа являлась теория предельной полезности, согласно которой ценность блага определяется отношением человека к нему и является чисто психологической характеристикой с точки зрения конкретного индивида. Поэтому I этап маржинализма принято называть "субъективным направлением" ЭТ. |
Краткая характеристика 3х школ маржинализма
Австрийская школа (К.Менгер + Ф.Визер, Е.Бем-Баверк) |
• негативное отношение (игнорирование) к математическим методам анализа, предпочтение отдается логическим рассуждениям; |
• основу социально-экономических явлений искали в индивидуальной психологии; |
• безусловное признание принципов экономического либерализма, отвергая любое государственное начало в экономике. Особенно четко данная черта проявилась в позиции 3его поколения австрийской школы (неоавстрийской), которое возглавили Л.Мизес и Ф.Хайек. |
Лозаннская школа (Л.Вальрас + В. Парето; К.Кассель; В.Леонтьев) |
по сравнению и в противоположность австрийской школе виртуозное владение математическим аппаратом для объяснения экономических явлений |
Английская школа (У.Джевонс + Ф.Уикстид, Ф.Эджуорт) |
в русле английской школы, но независимо от У.Джевонса работали А.Маршалл и его ученик А.Пигу. В следующем поколении из этой школы вышел Дж.М.Кейнс. |
• прагматизм в методе: математику знали и пользовались ею по мере необходимости, но могли обходиться и без нее; |
• синтезировали некоторые идеи Д.Рикардо с новыми понятиями и получали интересные результаты; |
• отличались значительной самостоятельностью, что позволило впоследствии внести существенный вклад в объединение неоклассической теории |
На I этапе идеи маржинализма не получили широкого признания сразу после их провозглашения в начале 70х гг. 19 в. Во многом это объяснялось их новизной,непривычностью, чрезвычайно резким отрицанием общепризнанных в экономической науке положений классической политэкономии. Неприятие новых идей было настолько сильным, что У.Джевонс был вынужден рассматривать их чем-то вроде своего "особого мнения" и продолжать преподавание классической теории. Наибольшее признание идеи маржинализма получили в университетах Австрии и Германии, где у них не было серьезного противника в виде сильных традиций классической школы, а логические преимущества новых идей над описательными теориями исторической школы, которая здесь господствовала, были совершенно очевидны. |
II этап | 90е гг. 19 в. | |
с этого времени маржинализм становится общепризнанной теорией во многих странах | ||
Представители | А. Маршалл А.Пигу Дж. Б. Кларк | |
Особенности | • признание необходимости рассмотрения обеих сфер экономики – производства и потребления, | |
• отказ от психологического подхода. | ||
Это сближало маржинализм II этапа с классической политэкономией и позволило называть его неоклассическим направлением ЭТ | ||
• новая теория стала единой не только по предмету, но и по методологии, окончательно утвердив в качестве метода исследования функциональный и равновесный анализ и как следствие, – математическое моделирование экономических процессов благодаря изучению экономики как системы; | ||
• теория неоклассиков в основном сформировалась к началу 20 в. и стала основой теории микроэкономики, состоящей из 4х частей: I ч. посвящена анализу потребительского спроса и базируется на теории предельной полезности; II ч. исследует проблемы предложения и прежде всего анализирует издержки фирмы в соответствии с рыночными условиями; III ч. содержит анализ соотношения спроса и предложения и формирования цен; IV ч. посвящена теории распределения и ценообразования на факторы производства. | ||
Эволюция маржинальных идей | |
• маржинализм I этапа перенес акцент на анализ сферы потребления, ведущей за собой производство; | • маржинализм II этапа обосновал необходимость одновременного (системного) изучения обеих сфер – производства и потребления, не выделяя и не противопоставляя их друг другу; |
• маржинализм I этапа сохранил характерную для классической политэкономии ориентацию на выявление причинно-следственных связей явлений и процессов как основных и определяющих хозяйственной жизни; | • маржинализм II этапа заменил эти связи на функциональные зависимости; |
• приверженность причинно-следственному анализу (каузальному подходу) требовала соблюдения принципа исходной категории. Маржиналисты I этапа, признавая первичность сферы потребления, в качестве основы цены рассматривали полезность вещи для потребителя, т.е. субъективно-психологические факторы; | • маржиналисты II этапа благодаря замене причинно-следственного подхода функциональным "сняли" с повестки дня проблему противопоставления сфер производства и потребления и источника стоимости (цены). Объединение обеих сфер в объект целостного системного анализа и распространение на них основ предельного анализа означало объединение обеих теорий стоимости (теории издержек классической политэкономии и теории полезности субъективистов) в одну 2х- критериальную теорию, базирующуюся на одновременном соизмерении и предельных издержек, и предельной полезности; |
• отход от трудовой теории стоимости проявился в 2х формах: а) признание примата сферы потребления означало пересмотр предмета: на 1й план выдвинута проблема рационального распределения ограниченных ресурсов по различным сферам потребления. В такой трактовке производство является величиной фиксированной, зависимой от динамики потребления, б) основой определения стоимости (цены) признается полезность данного блага для потребителя (реализация принципа гедонизма, согласно которому каждый человек стремится максимизировать свои удовольствия и минимизировать страдания (неприятности); | |
• на II этапе маржинальной революции широкое распространение получил метод математического моделирования экономических процессов для определения условий достижения равновесия на микроуровне. Проблема макроравновесия вплоть до 30х гг. 20 в. вообще не рассматривалась, т.к. считалось, что механизм саморегулирования автоматически обеспечивает равновесие не только на микро- (закон Сэя), но и макроуровне |
Особенности I и II этапов маржинализма | |
• маржиналисты I этапа сохранили идею стоимости (ценности) как исходной категории, но заменили саму теорию стоимости: стоимость определяется не затратами на производство (классики), а предельной полезностью; | • маржиналисты II этапа отказались от самого понятия "стоимость", принципа исходной категории, выявления причинно-следственных связей, заменив их функциональными. Объединив две теории стоимости (определяемой полезностью и издержками), они оставили только понятие цены, в равной степени зависящей от спроса и предложения; |
• изменение предмета изучения: первичной сферой является потребление (спрос), а не производство (предложение), как считали классики; | |
• идея о полезности вещи как основы стоимости и влияния фактора редкости на ее величину высказывалась и раньше, начиная с 17 в. Новым стало их соединение в понятии предельной полезности; | • системообразующим стал принцип равновесия. В этом случае экономика представлена как система, все части которой взаимосвязаны между собой (ОЭР и частичное равновесие). В классической политэкономии понятие равновесия было вторичным, как и понятие цены по отношению к стоимости; |
• использование предельного анализа, направленного на изучение не сущности явления, а экономических изменений (процессов); → | |
• использование математического аппарата дифференциального исчисления и моделирования, позволяющего определить оптимум (max или min функции); | • изменился предмет исследования: экономика в целом. Поскольку в предмет была возвращена сфера производства (наряду со сферой потребления), маржинализм II этапа получил название "неоклассической" теории. При этом предельный анализ стал использоваться не только применительно к проблемам спроса, но и проблемам предложения. |
• моделирование предполагает значительное упрощение реального процесса или явления – принцип при ПРУ. Это значит, что маржинализм исследовал "чистую экономику", т.е. экономику вне социальных форм |
2. Австрийская школа (К.Менгер, Ф.Визер, Е.Бем-Баверк)
Австрийская школа маржинализма возникла в 70е гг. 19 в., основателями которой стали 3и профессора Венского университета: Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Евгений Бем-Баверк. Они наиболее последовательно пытались перестроить всю политэкономию на субъективно-психологической основе. В их работах обстоятельно изложена теория предельной полезности, характерная для австрийской школы | |
К. Менгер | сформулировал основные положения этой теории, описывая индивидуальные акты обмена |
Ф.Визер | использовал принцип предельной полезности для оценки стоимости издержек производства |
Е.Бем-Баверк | развивая идеи К.Менгера и Ф.Визера, дал наиболее развернутый вариант новой теории, дополнив ее субъективистской теорией процента. |
Теория предельной полезности непосредственно противопоставлялась марксистской трудовой теории стоимости как основы теории прибавочной стоимости. Отмечая железную логику "Капитала" К.Маркса, Е.Бем-Баверк (наиболее последовательный и "образцовый" критик К.Маркса)заявил, что для опровержения марксизма в целом достаточно показать несостоятельность его учения о стоимости. | |
Однако приписывать австрийским ученым абсолютное первенство в обосновании идей предельного анализа было бы несправедливо. Английский экономист Уильям Стэнли Джевонс (1835 – 1882), представитель математической школы маржинализма, еще в 1862 г. направил в Британскую ассоциацию развития науки доклад "Краткое сообщение об общей математической теории политической экономии", в котором сформулировал принцип убывающей предельнойполезности ("последней степени полезности"). Его книга Теория политической экономии(1871) была издана за несколько месяцев до выхода Оснований политической экономии (1871) К.Менгера. Мéньшая известность и популярность трудов У.Джевонса во многом объяснялись менее понятной для большинства ученых того времени математической формы их выражения. |
Особенности методологии австрийской школы |
• последовательный монистический субъективизм: все категории выводятся только из отношения экономического субъекта к вещи, его предпочтений и ожиданий. Любые блага сами по себе лишены объективных свойств, прежде всего, ценности. Эти свойства придает им соответствующее отношение субъекта. Даже категория издержек трактуется чисто субъективно: как ценность наилучшей упущенной альтернативной возможности, от которой пришлось отказаться в процессе выбора (У.Джевонс трактует издержки как меру тягот труда). Последовательный субъективизм проявился в трактовке ценности производительных благ, которая полностью выводилась из субъективных оценок потребительских благ, произведенных с их помощью; |
• строгий методологический индивидуализм: объяснение экономических явлений через целенаправленные действия индивидов. При этом австрийская школа (в отличие от Г.Госсена и У.Джевонса) не придерживается принципа гедонизма, согласно которому все действия людей связаны с желанием получить удовольствие или избежать страданий. Австрийская школа последовательно выступала против любого агрегирования (обобщения). Согласно их точке зрения, происходящее в экономике представляет собой равнодействующую индивидуальных предпочтений и желаний. На макроуровне нет никаких субъектов, ведущих себя рационально и целенаправленно. В таком подходе реализуется установка австрийской школы на раскрытие сущности явлений, причинно-следственных связей между ними и ее недоверие функциональному анализу агрегатных величин. С методологическим индивидуализмом связано отсутствие развитых идей равновесия; |
• отказ от использования математических методов исследования в пользу чисто словесного, логико-дедуктивного, метода; |
• анализ экономики в режиме реального времени. Такой подход предполагает учет фактора времени, неопределенности будущего, ожиданий и возможности ошибок. Поэтому представители австрийской школы придают большое значение той информации, которой располагают экономические субъекты. Повышенное внимание фактору времени проявилось в теории капитала и процента Е.Бем-Баверка, получив свое развитие в теории А.Маршалла. В дальнейшем исследования в области экономики информации, неопределенности и риска, различные варианты теорий ожиданий и лаговых концепций экономистов-математиков во многом опирались на разработки австрийской школы. Однако именно нежелание использовать математические методы и повышенное внимание фактору времени вредит австрийской школе в мировом сообществе экономистов. |
Вместе с тем из всех направлений раннего маржинализма именно австрийская школа оказалась самой долговечной и четко очерченной. В начале 70х гг. 20 в. в ходе ослабления кейнсианства и возрождения интереса к микроэкономическому анализу выяснилось, что Л. Мизес и Ф. Хайек сохранили особенности австрийской школы, не давшие ей полностью слиться с неоклассической парадигмой. "Живучесть" австрийской школы объясняется последовательным применением индивидуалистической методологии, подчеркивая приоритет личныхмотивов над общественными. Кроме того, представители австрийской школы аргументированно доказывали, что именно рыночная система хозяйства в наибольшей степени соответствует потребностям всех членов общества. | ||
Источник: Покидченко М., Чаплыгина И. История экономических учений. М.,2006.ч.3,с.97 | Предмет | сфера потребления (спрос) микроуровень – индивидуальное хозяйство |
Метод | • "метод робинзонад" – изучение хозяйственной деятельности изолированного человека; | |
• субъективизм в оценке полезности потребительских благ для каждого конкретного человека; | экономическая наука – это "недостроенная область психологии" | |
• внимание к фактору времени |