КРИЗИС КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫИ ВОЗНИКНОВЕНИЕ МАРЖИНАЛИЗМА
1. "Маржинальная революция": причины возникновения, принципы, этапы.
Предшественники маржинализма (И.фон Тюнен, А.Курно, Ж.Дюпюи, Г.Госсен).
2. Австрийская школа (К.Менгер, Ф.Визер, Е.Бем-Баверк).
3. Математическая школа (У.Джевонс, Л.Вальрас, В.Парето).
4. Кембриджская и американская школы (А.Маршалл, Дж.Б.Кларк, А.Пигу)
5. Стокгольмская школа (К.Виксель).
6. Теории несовершенного рынка (Й.Шумпетер, Дж.Робинсон, Э.Чемберлин).
Литература
Афанасьев В.С. Этапы развития буржуазной политической экономии. М.,1985. гл.8.2
Агапова И. История экономической мысли. М.,1998. Лекция 6 - 11
Бартенев С. Экономические теории и школы. М.,1996. Гл.3 – 5
Белоусов В., Ершова Т. История экономических учений. Р-н-Д, 1999. гл. 7, 8
Березин И. Краткая история экономической мысли. М., 2000. гл. 5, с. 135 – 148;
гл. 6, с. 152 – 170
Всемирная история экономической мысли: т.3, гл. 6 – 9; т.4, гл. 27.2; 29; 32
Гукасьян Г. Экономическая теория: проблемы "новой экономики". М.,2003. гл.1, § 5
Гусейнов Р. и др. История экономических учений. М.,2001. Тема 4
История экономических учений ч.1 под ред В.Жамина, Е.Василевского. М., 1989.
гл. 27 – 30
История экономических учений ч. 2 под ред. А.Г.Худокормова. М., 1994. гл. 1 – 5
История экономических учений под ред. В.Автономова. М., 2000. Гл. 10 – 18.4
Костюк В. История экономических учений. М., 1998. Тема 6 – 11
Левита Р. История экономических учений. М., 2001. гл. 7, 9 – 11, 15, 16
Майбурд Е. Введение в историю экономической мысли: от пророков до профессоров.
М., 2000. Гл. 21 – 28
Покидченко М.Г., Чаплыгина И.Г. История экономических учений. М., 2006. Ч.3.1;
ч.4. 1 – 4
Рыжов И. История экономических учений. М., 2004. гл.12
Рындина М.. Василевский Е. История экономических учений. М., 1983. гл. 9, 10
|
Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М.,1968.
гл.3; 4 § 1, 2; 5 § 1 – 3; 6 § 1; 8 § 1 – 3
Сурин А.И. История экономики и экономических учений. М., 1999. Тема 8 – 10
Ядгаров Я. История экономических учений. М., 2004. гл. 8 – 10, 12
Австрийская школа в политической экономии (К.Менгер, Е.Бем-Баверк, Ф.Визер). М.,1992
Маршалл А. Принципы экономической науки в 3х тт. М., 1993
Кларк Дж.Б. Распределение богатства. М.,1992
Пигу А. Экономика благосостояния, т.1. М.,1985
Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982
Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М., 1986
1. "Маржинальная революция": причины возникновения, принципы, этапы.
Предшественники маржинализма
В конце 19 в. (70 – 90 е гг.) возникает новое направление в ЭТ – маржинализм,ставший определенной альтернативой | • классической школе, • в известной мере марксизму (по мнению ряда экономистов) • новой исторической школе в Германии |
Переоценку ценностей классическойбуржуазной политэкономии в экономической литературе называют "маржинальной революцией". В это время экономическая наука окончательно становится самостоятельной в числе других гуманитарных наук. С 70х гг. 19 в. экономика становится отдельной специальностью в университетах Европы и Америки, где она раньше преподавалась на юридических факультетах. В 1885 г. создается Американская ассоциация экономистов, в 1890 г. в Англии появляется Королевское экономическое общество; организуются фонды по финансированию экономических исследований, начинают издаваться экономические журналы. | |
Причинытакого внимания к ЭТ следует искать прежде всего в изменении капиталистического хозяйственного механизма | • интенсивное развитие капиталистических отношений не только в Англии, но и в странах континентальной Европы и США; |
• углубление ОРТ и расширение мирового рынка означало усиление взаимозависимости участников экономического процесса и конкуренции между ними. Стихийно действующий рыночный механизм представлял собой могучую, но слепую силу, способную принести частному предпринимателю и процветание и разорение в случае недостаточной обоснованности экономических решений и расчетов; | |
• механизм свободной конкуренции достиг своего "пика" в 60е гг. 19 в., затем после кризиса 1873 г. наступила длительная 22хлетняя депрессия, выход из которой сопровождался появлением первых монополий, способных контролировать рыночные цены, ранее являвшиеся объективным внешним фактором для всех хозяйственных субъектов. Этим было разрушено основное положение классической школы о регулирующей роли "невидимой руки" рынка,который через механизм свободных цен обеспечивает автоматическое регулирование рыночных процессов и рациональность капиталистической системы хозяйства. Но время теоретического осмысления новой системы монополистической конкуренции придет позже, а пока налицо был кризис системы свободной конкуренции. А кризис всегда вызывает более внимательное изучение действительности, переоценку ценностей и восприятие новых идей, которые раньше игнорировались. Таковыми стали идеи маржинального экономического анализа. Интерес к ЭТ перешел в практическую плоскость – реализация потребностейпредпринимателей. |
|
|
• маржинализм был ответом на вызов марксизма, который на основе критики капитализма как нерациональной и социально несправедливой системы выдвинул идею о неизбежности ее революционной ликвидации и замены новой, альтернативной системой, которая преодолеет анархию рынка и порождаемые им экономическую нерациональность и социальную несправедливость на основе общественной собственности на средства производства и планового ведения хозяйства, ориентированного на рост благосостояния всех членов общества. Однако предложенная марксизмом программа отпугивала огромными социальными издержками ее реализации, связанными с насильственными революционными преобразованиями. Поэтому теоретическая система маржинализма должна была доказать возможность прогрессивного развития общества мирным путем, без революций; | |
• становление концепции маржинализма происходило в ходе ставшего знаменитым "спора о методе"с господствовавшей тогда в Германии "новой исторической школой" во главе с Густавом Шмоллером. Сторонники этой школы считали, что экономическая наука должна быть исторически конкретной, социально ориентированной и использовать индуктивный метод исследования (Г.Шмоллер был одним из разработчиков наиболее передовой в то время социальной политики Германии). Маржиналисты (в частности, К.Менгер, Л.Вальрас) отстаивали необходимость изучения общих экономических закономерностей, не зависимых от национальной специфики ("места и времени"), на основе абстрактно-дедуктивного метода, т.е. выступали за социально-нейтральную науку ("чистую теорию"). Чтобы подчеркнуть свою "незаинтересованность" в выводах, беспристрастность исследований, маржиналисты отказались от самого термина "политическая экономия" в пользу более нейтрального "экономическая теория" – "economics". Впервые это сделал У.Джевонс, а затем независимо от него А.Маршалл, которого поддержало большинство теоретиков Великобритании и США. |
Методология маржинализма | ||||
• субъективно-психологический подход к проблемам экономической жизни | в основу анализа положены субъективные ощущения индивида в различных экономических ситуациях. В определенном смысле маржинализм развивал некоторые элементы теорий А.Смита и У.Сениора о субъективных оценках тех или иных благ; с другой стороны, он отразил возросший интерес к психологии, а позже – к психоанализу (именно в 70 – 80е гг. 19 в. в Европе и США наблюдалось развитие психологической науки); | |||
• принцип рационального поведения хозяйственных субъектов | направленность на максимизацию ими своих целевых функций: полезности – для потребителей (домохозяйств) и прибыли – для производителей (фирм); | |||
• использование предельных величин | для конкретизации принципа максимизации целевой функции при исследовании экономических процессов | |||
Впервые термин "маржинализм" использовал английский институционалист Дж.Гобсон, причем с уничижительным оттенком; | ||||
• широкое использование математических методов для описания и моделирования экономических процессов | не было характерно для австрийской школы; | |||
• статический подход | маржиналистов интересовало устройство экономики. Изменения и динамика трактовались как последовательные статические состояния – сравнительная статика. Им не давал покоя вопрос, поставленный и в общих чертах решенный А.Смитом в "Богатстве народов": как может существовать и не разрушаться система, состоящая из преследующих свой собственный интерес индивидов; | |||
• равновесный подход | исследование равновесного состояния, устойчивого к краткосрочным изменениям экономических переменных. | |||