Этапы развития детского коллектива-отряда




Проблема создания временного детского коллектива и построение на его основе воспитательного процесса в лагере требует от вожатого знания педагогической природы этого процесса. При этом важно не просто знать те изменения, которые будут происходить в отношениях воспитанников, но и представлять себе специфику педагогической деятельности вожатого на каждой стадии развития коллектива. Традиционно выделяют 4 этапа развития коллектива (А.С. Макаренко), которые различаются особенностями педагогического руководства, обогащением общественно значимого смысла деятельности членов коллектива. В процессе развития коллектива изменяются отношения его членов к воспитателю и друг к другу, к общей деятельности и органам самуправления. Временный детский коллектив в своем развитии претерпевает изменения от объекта воспитания посредством возрастания субъектности до воспитывающегося субъекта педагогического процесса (Г.Ф. Голованова) (таблица).

На четвертом этапе отмечается гармония взаимной ответственности и межличностных отношений на уровне отряда и лагеря, каждый воспитанник активно участвует в коллективной жизни, своим творчеством оказывает на нее влияние. Воспитанники предъявляют сами к себе высокие требования, стремятся быть на уровне нравственных ценностей. Достижение данного этапа в условиях временного детского коллектива затруднено, прежде всего, ограниченностью времени пребывания детей в ДОЛ. Однако феномен гуманистических отношений у воспитанников настоящих развитых коллективов существует. И тогда даже после отъезда детей из лагеря отношения воспитанников сохраняются, развиваются и закрепляются на долгие годы.

 

Таблица – Этапы развития временного детского коллектива-отряда

  Этапы развития коллектива     Позиция воспитанников   Позиция вожатого   Коллективообразующая деятельность вожатого   Условия эффективности педагогической деятельности
Первый этап · Неорганизованные группы воспитанников, неформальные межличностные отношения, · нет первоначальных переживаний общности цели, опыта коллективной деятельности Прямо взаимодействует с каждым воспитанником · Сблизить воспитанников, помочь им в короткий срок лучше узнать друг друга; · включать воспитанников в интересные и увлекательные общие дела с целью их самовыражения; · дать возможность проявиться активу; · определить поручения всем воспитанникам, чтобы они имели реальную возможность действовать в коллективе. Внимание вожатого должно быть обращено не столько на мероприятия, сколько на реализацию триединства – деятельность, общение, отношения.
Второй этап Появляются первичные признаки коллектива: · начинают действовать органы самоуправления (актив); · возникают отношения ответственных зависимостей. Педагогическое взаимодействие опосредуется: вожатый сначала «заражает» коллективной деятельностью актив, убеждает в ее целесообразности активистов, помогает им выстроить весь проект дела. Теперь сам актив организует деятельность, реализует и оценивает ее результаты. · Воспитывать актив, обучать активистов сложному делу управления другими детьми, целенаправленно формировать у них организационный опыт; · воспитание первичных коллективов посредством регулярной смены поручений, чередования разнообразных кратковременных поручений; · накопление опыта деятельности воспитанников с позиции активистов посредством создания временных активов, «советов дела». Организация эмоционально привлекательного для всех, активного, творческого, делового общения воспитанников.
Третий этап Большинство воспитанников имеют активную позицию в коллективной общественной деятельности, «расцвет коллектива» (А.С. Макаренко) Воспитатель воспринимается членами коллектива как старший товарищ, уважаемый и авторитетный участник общих дел. В процессе воспитания происходит смещение субъектности в сторону коллектива. Вожатый реализует свою основную педагогическую деятельность в соотвествии с программой развития лагерной смены, планом работы в отряде, логикой развития коллектива, выполняет свои должностные обязанности, несет отвественность за жизнь и здоровье детей. · Включение воспитанников в разнообразную продуктивную деятельность; · единство педагогических требований, обогащение педагогического общения; · расширение полномочий и углубление деятельности органов самоуправления

 

Таким образом, временный детский коллектив развивается как специфический социально-педагогический феномен. Коллективообразующая деятельность вожатого опирается на педагогические закономерности управления коллективом и реализуется как специально организованное педагогическое взаимодействие с воспитанниками, с одной стороны, с другой – с учетом неформальных процессов самоорганизации, самоуправления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: