Ведущие идеи методики формирования временного детского коллектива-отряда:
· необходимо вовлекать всех воспитанников в разнообразную и содержательную продуктивную совместную творческую деятельность;
· важно организовывать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в дружный и работоспособный коллектив.
Педагогической основой методики является:
· умелое предъявление требований к воспитанникам;
· организация детского самоуправления в отряде и обучение актива;
· организация увлекательных перспектив в познавательной, трудовой, общественной, ценностно-ориентировочной, художественно-эстетической, спортивно-оздоровительной деятельности воспитанников и их свободного общения;
· формирование здорового общественного мнения;
· создание и развитие положительных традиций в отряде;
· использование методики организации коллективной творческой деятельности.
Методика предъявления требований к воспитанникам отряда подразумевает:
· четкое определение норм и правил поведения в отряде;
· приучение воспитанников к соблюдению установленных в лагере и отряде норм и правил, выработка навыков и привычек поведения;
· соблюдение меры в предъявлении требований к воспитанникам отряда;
· в процессе предъявления требований необходимо учитывать настроение в отряде и общественное мнение воспитанников
Только создавая условия для активного участия воспитанников отряда в отрядных делах, можно постепенно усложнять требования к улучшению совместной жизнедеятельности в отряде!
На этапе организации отряда предъявление требований исходит от воспитателя и вожатых. Важно, чтобы требования поддерживались всеми воспитанниками отряда. Детский актив становится первым помощником вожатого в контроле за соблюдением норм и правил в отряде.
Организация деятельности воспитанников строится на основе развития временного детского коллектива-отряда посредством организации увлекательной совместной деятельности. Виды деятельности должны быть социально значимыми, разнообразными, соответствующими детским интересам. Вожатый должен учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, взаимозависимость детей, сотрудничество детей и взрослых, использовать самоуправление в организации деятельности детей.
При подготовке коллективной деятельности воспитанников отряда вожатый решает:
· предметную задачу (предполагает достижение непосредственного результата совместной деятельности; ориентирует деятельность на предметный результат, повышает заинтересованность и активность воспитанников в достижении цели);
· воспитательную задачу (позволяет вожатому осуществлять оптимальный выбор содержания, методов и форм коллективного дела; для ее решения вожатый должен определить роль и функции каждого воспитанника отряда, продумать объем работы, место и время проведения, необходимое оборудование, формы контроля и самоконтроля, способы подведения итогов и поощрения лучших участников).
Общественное мнение – это преобладающая оценка, которая дается в среде воспитанников отряда различным явлениям и фактам коллективной жизни. Общественное мнение – особая форма коллективного требования, которое принимается отдельными членами коллектива как должное, неоспоримое, само собой разумеющееся. В общественном мнении реализуется воспитательная роль отряда, через общественное мнение отряд предъявляет требования к своим членам, выражает свое отношение к их действиям и поступкам. В ходе совместной творческой деятельности у детей складываются общие оценки, суждения, нормы поведения. Путем формирования общественного мнения в отряде происходит постоянное усложнение задач, стоящих перед отрядом.
Для формирования здорового общественного мнения необходимо:
· наличие системы организации совместной коллективной творческой деятельности;
· выносить на коллективное обсуждение все более или менее значимые события и явления в жизни отряда, давать им правильную общественную оценку;
· повышать роль органов самоуправления в отряде.
Основными методами формирования общественного мнения в отряде являются убеждение, анализ и оценка деятельности и взаимоотношений, критика и самокритика, личный пример и др.
Общественное мнение отражает зрелость коллектива, он начинает действовать как отлаженный механизм, оказывающий воспитательное влияние на отдельных его членов и наоборот, позволяет формировать такие качества воспитанников, как объективность, справедливость, требовательность, принципиальность, добросовестность.
Наличие традиций в коллективе отражают уровень коллективного опыта, привычек, отношений. Механизм традиций – «у нас так принято», «мы всегда так делаем», «обычно в нашем отряде…» упрощает многое в организации коллективной деятельности, освобождает время и силы для творчества.
К традициям в отряде можно отнести:
· выбор названия и девиза отряда, другой символики;
· проведение отрядных огоньков, сборов;
· «дни рождения отряда»;
· будничные традиции (например, коллективное планирование, организация, проведение и анализ интересных дел в отряде).
Установление прочных традиций в отряде способствуют развитию отряда как детского коллектива, повышают содержательность его жизни, воспитывают чувство гордости за свой коллектив.
В современных педагогических концепциях особое внимание уделяется воспитанию личности в социальной системе. Вожатому необходимо осознавать, что воспитание коллектива организуется для самоопределения личности воспитанников, для раскрытия ими своей индивидуальности. По утверждению Г.Ф. Головановой, для воспитания личности в коллективе педагогу необходимо сосредоточить свои педагогические усилия в трех главных направлениях коллективной жизни воспитанников:
1) личностном самоутверждении в коллективной деятельности и общении;
2) освоении взрослых форм общения и деятельности;
3) открытии себя как личности и индивидуальности.
Вопросы для самопроверки
1. Ведущие идеи методики формирования временного детского коллектива-отряда?
2. Что является педагогической основой методики?
3. Что подразумевает методика предъявления требований к воспитанникам?
4. На какой основе строится организация деятельности воспитанников?