Содержание
Введение……………………………………………………………………… | |
§1. Анализ загадок о зиме в башкирском и русском народном творчестве ……………………………………………………………..…….. | |
§2. Описание процесса создания презентации «Загадки о зиме в башкирском и русском народном творчестве»....………………...………. | |
Заключение …………………………………………………………….……. | |
Список литературы ……………………………………………………….… |
Приложение
Введение
Произведения устного народного творчества создавались всем народом. Но народные песни и сказки, разные загадки, поговорки и пословицы не могли складываться сами собой, без авторов. Каждое произведение в основе своей создавалось каким-нибудь одним певцом или рассказчиком, имя которого обычно никем не запоминалось. Но если это произведение бывало удачным, правильно передавало народные мысли и чувства, то оно сразу подхватывалось, запоминалось, передавалось из уст в уста.
Народное творчество всегда привлекало внимание людей. Люди, которые собирают фольклор и изучают его, называются фольклористами. Интерес к фольклору – одно из проявлений интереса к своей истории, к жизни народа в разные времена, к его думам, надеждам, мечтам, к его языку и поэзии. Народ всегда выражал себя в труде и в творчестве. Из поколения в поколение передаётся народная мудрость, народное поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться, если только разучимся петь, мечтать о будущем, ценить прошлое.
В глубокой древности возникла “мелкая” разновидность детского фольклора – загадка. Само название жанра на русском языке “загадка” происходит от слова “гадати”- думать, рассуждать. Давным-давно, ещё тогда, когда люди боялись природы, им казалось, что всюду есть добрые и злые существа.
|
Думали тогда люди, что и дерево, и рыба, и птицы – все понимают человеческий язык. Чтобы зверя обмануть и друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый “тайный” язык, особую “загадочную” речь. Например, снег называли «белым покрывалом». Вот загадка когда-то из этой тайной речи и родилась. Постепенно, с веками, не нужны стали “обманные” названия, забылись они постепенно.
А загадка не забылась. Её широко использовали как испытание мудрости и в жизни, и в сказке. Позже загадка перешла в мир детства. Разгадывание загадок доставляет удовольствие, отгадка радует и удивляет.
Загадки представляют большую ценность, так как развивают мышление, воображение, сообразительность, расширяют кругозор, развивают речь, любознательность, тренируют память, внимание. Являясь одной из форм устного народного творчества, приобщает к истокам народной культуры, закладывает основу любви к своему народу, поэтому изучение загадок остается актуальным.
Проблемой нашего проекта является мало осведомленность современной молодежи о загадках о зиме в башкирском и русском народном творчестве.
Тема проекта – «Загадки о зиме в башкирском и русском народном творчестве».
Конечный продукт проекта будет выполнен в виде презентации по теме «Загадки о зиме в башкирском и русском народном творчестве».
Цель проекта: создать презентацию «Загадки о зиме в башкирском и русском народном творчестве».
Задачи проекта:
|
1) изучить и систематизировать литературу по теме «Загадки о зиме в башкирском и русском народном творчестве»;
2) анализировать загадки о зиме в башкирском и русском народном творчестве;
3) описать процесс создания презентации «Загадки о зиме в башкирском и русском народном творчестве».
Анализ загадок о зиме в башкирском и русском народном творчестве
Слово «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.
Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа. Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Их приурочивали к празднованию Нового года, потому что в пору созревания и уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова, так как они могли оказать нежелательное воздействие на природу.
Предметом первых загадок является человек, «части и функции его тела, одежды и т.д.; затем следуют загадки о доме и предметах, которые находятся в нем; потом идут подряд двор, огород, сад, пасека, поля, леса, и все это завершается явлениями природы».
Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.
|
В загадках народ создает поэтический образ того, что его окружает: предметов, явлений, людей, животных и т.д. В отличие от других жанров, они поэтизируют конкретные, самые обыкновенные, но близкие и необходимые человеку вещи реальной действительности.
В основе большинства загадок лежит метафора, т.е. перенесение значения по сходству. Объект для сопоставления, сравнений народ выбирает из среды, близкой к своему быту и согласно своему художественно-поэтическому вкусу.
Загадки – одно из художественных проявлений устной народной поэзии. В.И. Даль писал, что загадка –это «иносказанье или намеки, окольная речь, обиняк, краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки».
Фольклористы определяют загадку как иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которое предлагается отгадать. Бывают загадки-иносказания, загадки-описания, загадки-вопросы, загадки - задачи.
Загадка обычно состоит из двух частей: загадки (вопроса) и отгадки (ответа), которые между собой связаны. Их тематика разнообразна, тесно связана с бытом и трудом народа: природа, мир животных и растений, трудовая деятельность, орудия труда. Они меняются с изменением жизни.
Еще в XIX веке Д.Н. Садовников в сборнике «Загадки русского народа» представил загадки по темам: жилище, домашнее хозяйство, двор, огород, сад, земледельческие работы, лес, земля и небо и т. д. Они дают представление о быте и трудовой деятельности русского человека.
Загадка - изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. Загадки у разных народов называются по-разному.У чувашей, например, загадка - это «тупмалли юмах», что буквально означает «сказка, требующая отгадки». У башкир, загадка- это «йомаҡ сисеү», что означает «отгадать загадку». Многие загадки содержат сказочный сюжет и могут рассматриваться как особая разновидность сказок [4, с. 45].
В.П. Аникин называет загадкой «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления» [1, с. 105].
Загадка развивает у человека догадливость, сообразительность. Загадывается загадка - вопрощаемый ломает голову над отгадкой. Иносказание переводит предмет совершенно иную область вещественного мира». Иносказательный образ в загадке всегда поражает странностью, необычностью, реальной не сочетаемостью качеств и свойств: «Хоть сама – и снег, и лед, а уходит – слезы льет» (зима); «Ҡар булһа ла, боҙ булһа ла, киткән саҡта йәш түгә» (ҡыш).
Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.
В загадках народ создает поэтический образ того, что его окружает: предметов, явлений, людей, животных и т.д. В отличие от других жанров, они поэтизируют конкретные, самые обыкновенные, но близкие и необходимые человеку вещи реальной действительности. В основе большинства загадок лежит метафора, т.е. перенесение значения по сходству. Объект для сопоставления, сравнений народ выбирает из среды, близкой к своему быту и согласно своему художественно-поэтическому вкусу.
Появление на свет первых загадок ученые связывают с возникновением явления в жизни древних – с иносказательной тайной речью. Ею пользовались наши далекие предки в военных, дипломатических делах, а также в хозяйственной повседневной жизни. Здесь ее необходимость обуславливалась, помимо других причин, многочисленными запретами, существовавшими в связи с верованиями древнего человека в то, что природа может влиять на его судьбу.
Люди древнейших эпох были уверены, что иносказательной речью можно не только обмануть животных или растения, которые якобы способны понимать человеческий язык, но и воздействовать на природу. Именно поэтому тайная речь, построенная на замене одних понятий другими, нашла такое широкое распространение у человека далекого прошлого.
Времена года, животные, а также предметы не назывались собственными именами, дабы не спугнуть или не навлечь на себя или на домашний скот беду. Люди были уверены, что природа прекрасно понимает человеческую речь. Загадка не утратила свою ценность и в наше время. Русские загадки о зиме:
После осени пришла, И сугробы намела (зима) | Көҙҙән һуң килә, Ҡар туҙҙырып ташлай (ҡыш) |
Ни ведерка, ни кисти, ни рук, А побелит все крыши вокруг (зима) | Биҙрәһе, бумалаһы, юҡ ҡулы, Аҡҡа буяй өй ҡыйығын (ҡыш) |
С каждым днем все холоднее, Греет солнце все слабее, Всюду снег, как бахрома, — Значит, к нам пришла… (зима) | Көндән-көн һыуыҡ, Көсһөҙ ҡояш та. Бөтә ерҙә ҡар, гүйә, суҡ, - Тимәк, килеп етте... (ҡыш та) |
Кто знает верную примету, Высоко солнце, значит лето. А если холод, вьюга, тьма И солнце низко, то …. (зима) | Кем белә был ырымды, Ҡояш бейек, тимәк, йәй. Һыуыҡ икән, буран икән, Ҡояш төшкән түбәнгә... (ҡыш) |
Вот какие чудеса: Стали белыми леса, Берега озер и рек. Что случилось? Выпал… (снег) | Ниндәй тылсым: Урман ап-аҡ, Йылға, күлдәр буйҙары. Нимә булды? Яуҙы... (ҡар) |
Что за чудо-покрывало? Ночью все вдруг белым стало. Не видать дорог и рек — Их укрыл пушистый… (снег | Ниндәй тылсымлы юрған? Төндә донъя булды аҡ. Юл һәм йылғалар күренмәй – Ҡапланы уны аҡ... (ҡар) |
Скатерть бела Все поле одела (снег) | Аҡ ашъяулыҡты Кейгән бөтә ялан (ҡар) |
Бел, да не сахар. Нет ног, а идет (снег) | Үҙе аҡ, шәкәр түгел, Аяғы юҡ атлай (ҡар) |
С неба звездочки летят И на солнышке блестят. Точно в танце балеринки, Кружатся зимой… (снежинки) | Күктән йондоҙҙар оса, Ҡояшта йылтырайҙар. Гүйә, балериналар Ҡыш бейеүен бейейҙәр (ҡар бөртөктәре) |
Не снег, не лед, а серебром деревья уберет (иней) | Ҡар түгел, боҙ түгел, көмөшкә төрә ағасты (бәҫ) |
Ни в огне не горит, Ни в воде не тонет (лед) | Утта янмай, һыуҙа батмай (боҙ) |
Текло, текло и легло под стекло (лед) | Аҡты, аҡты, быяла аҫтына ятты (боҙ) |
Содержание загадок башкирского народа рассмотрены в лингвокультурологическом аспекте, который позволяет сделать вывод: лексика отражает мировоззрение, быт, представление народа о человеке и окружающем мире. У русских отзвуки загадок древнего периода сохранились в былинах, сказках, песнях. Например, многие подблюдные песни имеют форму загадок: они не описывают судьбу человека, а подменяют ее описанием предмета или действия.
В сказке «Умная дочка» или «Семилетка» царь задает девушке несколько загадок, разгадав которые, она выходит замуж за царя – таким образом, здесь сказка служит способом проверки героя на сметливость, ум. Самой интересной загадкой в этой сказке является та загадка, когда хитрый царь приказывает девушке прийти к нему не пешим. Не верхом, не раздетой, не одетой, не с подарком, но и не без подарка, и девочка приходит к нему в рыболовной сете, верхом на зайце, который тут же убегает, и с перепелкой в руках, которая выпархивает из ее рук.
Загадки представляют собой комбинированные средства воздействия на сознание, имеющие своей целью осуществление умственного воспитания в единстве со всеми другими сторонами формирования личности. Это единство достигалось благодаря тесной связи в загадках умного (мудрые мысли, многочисленные сведения о важном и нужном), и прекрасного (совершенные художественные формы загадок, поэтизация человеческой жизни и явлений цель, а прекрасное - как средство. Именно благодаря прекрасному в загадках такими выразительными становятся мысли о здоровье, нравственности, труде.
Загадки способствуют развитию памяти, образному мышлению, быстроте умственных реакций.
Загадка учит сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.
Загадка развивает наблюдательность. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки. Какой чудесный процесс совершается, например, в голове ребенка, когда он быстро находит сходство между дедом, в сто шуб одетым, и луковицей или между девицей, сидящей в темнице с косой на улицу, и морковью!
Загадки - это еще одно сокровище нашего языка, которое добралось нам в наследство от наших предков. Загадывание всегда было непременным условием не только умственного развития ребенка, но и испытания смекалки взрослых.
Загадки всегда выступали средством эстетичного освоения окружающей действительности: развивали эстетичный вкус, способствовали образному виденью разных предметов и явлений в жизни, помогали почувствовать изображающую силу слова. Башкирские загадки о зиме:
Шәкәр тиһәң шәкәр түгел, Һөт тә түгел – үҙе аҡ. Мамыҡ тиһәң – мамыҡ түгел, Йә был нимә, уйлап тап (ҡар) | Будто сахар, но не сахар, Не молоко - белый. Как будто вата, но не вата, Попробуй отгадай (снег) |
Ҡыш буйы ятты - ятты ла, яҙын тороп сапты (ҡар) | Всю зиму лежал, весной убежал (снег) |
Көндәре һыуыҡ булыр, Ерҙең өҫтө аҡ булыр, Балалар санала шыуыр,- Был ниндәй ваҡыт булыр? (ҡыш) | Дни холодные, Земля белая. Дети – на санях, Что за время года? (зима) |
Ҡара ерҙең өҫтөнә Ҡаҙ мамығын кем һипкән? Аҡ юрғанды кем теккән, Ап-аҡ ондо кем һипкән? (ҡыш) | Кто на землю черную Осыпал белое перо. Кто же сшило белое одеяло, Муку повсюду разбросало? (ҡыш) |
Бабайым килә һағынып, Аҡ толобон ябынып (ҡыш) | Дедушка идет, заскучал, Одел белый тулуп (зима) |
Битеңде алландырыр, Өҫтөңдө ҡарландырыр (ҡыш) | Порозовели щечки, Снегом закружили (зима) |
Ҡыш көнө генә яуа, Сафланып ҡала һауа, Атлағанда шығыр-шығыр Эҙҙәрҙе уйып ала (ҡар) | Идет только зимой, Свежеет вождух. Хрустит под ногами, Остается следами (снег) |
Йондоҙ булып ҡойола, Мамыҡ булып йыйыла. Ел булһа, оса, Яҙ булһа, ҡаса (ҡар) | Как звезды сыпятся, Как вата собирается, Ветер – улетает, Весной убегает (снег) |
Утта янмай, һыуҙа батмай (боҙ) | В огне не горит, в воде не тонет (лед) |
Ҡыш буйы ятты - ятты ла, Яҙын тороп сапты (ҡар) | Всю зиму лежало, весной убежало (снег) |
Вот этот метафорический принцип раскрытия сущности мира, окружающего человека, - один из основных приемов построения загадок.
Еще одной важной особенностью загадок является то, что отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку.
Например:
Зимой и летом одним цветом. (Ель, сосна) | Ҡышын дә йәйендә бер төҫтә. (Шыршы, ҡарағай) |
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи.
Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Энциклопедический словарь Брокгауза Ф.А. и Ефрона Е.А. предлагает такое определение: «Загадка, метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдалённое сходство». [2, с.65]
Ожегов С.И. в «Словаре русского языка» толкует смысл слова «загадка» так: «Изображение или выражение, нуждающееся в разгадке». 1) Загадка - нечто необъяснимое, непонятное; 2) загадка - изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании.
В.П. Аникин писал: «Определяя загадку по существу её жизненного назначения, по её смыслу, можно сказать, что загадка - это поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, раскрыть ему глаза на поэтическую красоту и богатство предметно-вещественного мира». [1, с.177]
Загадка - это задача, которую надо решить. Предмет загадки не назван, но даются его признаки, по которым надо найти отгадку.
В загадках используются разнообразные художественные средства: сравнения, противопоставления, отрицания, гиперболы, эпитеты. Но чаще всего душой загадки является метафора. Она дает возможность скрытому сравнению, сопоставлению весьма далеких предметов, явлений, действий. Метафора загадок необычна, парадоксальна, фантастична. Она привлекает к себе внимание, взрывает устоявшееся представление о мире. Разве может быть живое существо без рук, без ног и чтобы рисовало? Может – мороз.
Владение внутренним механизмом построения загадки позволяет педагогу обучать детей отгадывать загадки: понимать их содержание, находить оптимальные пути решения, приемы отгадывания, объяснять и доказывать правильность отгадки, а также учить школьников придумывать загадки самим. Способы построения загадок позволяют педагогу оказывать помощь детям по определению последовательности мыслительных действий в процессе отгадывания.
Алгоритм поиска отгадки:
1) определить, что и где нужно искать;
2) выделить и объединить возможные признаки;
3) выдвинуть предполагаемую отгадку;
4) доказать правильность отгадки.
У русских и у башкирских загадок общие цели:
- фoрмирoвaние пoзитивнoгo oтнoшения к чтению;
- ocвoение cпocoбoв рaбoты c рaзличными иcтoчникaми инфoрмaции;
- coчинять и oтгaдывaть зaгaдки;
- cрaвнивaть, aнaлизирoвaть oбъекты c целью выделения oбщих признaкoв;
- фoрмирoвaние нaвыкa вырaзительнoгo чтения;
- умение взaимoдейcтвoвaть в пaрaх и группaх, рacпределять рoли;
- cрaвнивaть cвoй oтвет c oтветaми oднoклaccникoв, oценивaть выcкaзывaния пo пoвoду прoчитaннoгo;
-кoнcтруирoвaть мoнoлoгичеcкoе выcкaзывaние;
- cфoрмирoвaть пoнятие o зaгaдке кaк o жaнре уcтнoгo нaрoднoгo твoрчеcтвa, oбoгaщение cлoвaря;
- coчинение зaгaдoк, рaзвитие умения oпиcывaть oбъект в уcтнoй речи.
Таким образом, загадка - это прозаическое или поэтическое выражение или небольшое произведение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном виде. В русских и башкирских загадках больше всего опираются на такие черты, как описание свойств признаков предмета, в которых дается описание предмета или явление путем перечисления различных его признаков.