Внимательно просмотрите презентацию о жизни и творчестве писателя, опираясь на материалы, изложенные в ней составьте хронологическую таблицу.




Вступительное слово

2. Ознакомьтесь с лекцией по теме.

Вы уже на уроках литературы знакомились с творчеством А. Бунина. Сегодня мы остановимся более детально на его литературной деятельности в эмиграции.

26 января 1920 года на иностранном пароходе “Спарта” Бунины покинули Россию и отправились в Константинополь. К марту они добрались до Парижа. Вся дальнейшая жизнь Бунина связана с Францией, не считая кратковременных поездок в Англию, Италию, Бельгию, Германию, Швецию, Эстонию.

Большую часть года Бунин с женой проводил на юге страны в городке Грасс, близ Ниццы, где они снимали дачу. На зиму Бунины обычно оставались в Париже, где у них была квартира на улице Жака Оффенбаха. В основном в эмиграции Бунин работал над прозой, результатом чего явились несколько книг новых рассказов: “Роза Иерихона” [Берлин 1924 год], “Митина любовь” [Париж 1925 год], “Солнечный удар” [Париж 1927 год], “Божье древо” [Париж 1931 год]. Пять используемых рассказов написаны в мае 1924 года: “Святитель” – 7 мая, “Именины” – 9 мая, “Скарабеи” – 10 мая, “Музыка” и “Слепой” - 25 мая.

Необходимо особо отметить, что все произведения Бунина эмигрантского периода за очень редким исключением построены на русском материале. Писатель вспоминал на чужбине Родину, её поля и деревню, крестьян и дворян, природу.

Бунин остается верен классическим традициям русской литературы и продолжает их в своём творчестве, пытаясь решить вечные вопросы о смысле жизни, о любви, о будущем всего мира. Но никогда ранее не выступало с такой обостренностью в его произведениях ощущение бренности и обреченности всего сущего – красоты, счастья, славы, могущества.

Мир Бунина абсолютно вещественный: зримый, осязаемый, слышимый… Известный философ русского зарубежья Ф.А. Степун заметил: “Бунинские описания… воспринимаются всеми пятью чувствами

Каждый человек рано или поздно задаётся вопросом, что такое жизнь и для чего он живёт, как стоит прожить жизнь, чтобы впоследствии тебя не терзали сожаления о том или ином отрезке жизненного пути. Нас всех в процессе жизненного пути окружают разные люди: семья, друзья, коллеги. Всех нас объединяют какие-то привычки, цели, увлечения, связывают какие-то незримые нити. Но помимо людей своего круга, всех нас объединяют прежде всего, что все мы живём в одной стране, и, наверное, изначально все люди в сущности добры друг к другу. Эту тему затрагивает в своём произведении “Слепой”А. Бунин.

3. Чтение рассказа Ивана Бунина «Слепой»

Если выйти на мол, встретишь, несмотря на яркое солнце, резкий ветер и увидишь далекие зимние вершины Альп, серебряные, страшные. Но в затишье, в этом белом городке, на набережной, — тепло, блеск, по-весеннему одетые люди, которые гуляют или сидят на скамьях под пальмами, щурясь из-под соломенных шляп на густую синеву моря и белую статую английского короля, в морской форме стоящего в пустоте светлого неба.

Он же сидит одиноко, спиной к заливу, и не видит, а только чувствует солнце, греющее его спину. Он с раскрытой головой, сед, старчески благообразен. Поза его напряженно неподвижная и, как у всех слепых, египетская: держится прямо, сдвинув колени, положив на них перевернутый картуз и большие загорелые руки, приподняв свое как бы изваянное лицо и слегка обратив его в сторону, — все время сторожа чутким слухом голоса и шуршащие шаги гуляющих. Все время он негромко, однообразно и слегка певуче говорит, горестно и смиренно напоминает нам о нашем долге быть добрыми и милосердными. И когда я приостанавливаюсь наконец и кладу в его картуз, перед его незрячим лицом, несколько сантимов, он, все так же незряче глядя в пространство, не меняя ни позы, ни выражения лица, на миг прерывает свою певучую и складную, заученную речь и говорит уже просто и сердечно:

— Спасибо, спасибо, mon bon frere! [Спасибо, спасибо, добрый мой брат! (франц.)]

«Mon bon frXre...» Да, да, все мы братья. Но только смерть или великие скорби, великие несчастья напоминают нам об этом с подлинной и неотразимой убедительностью, лишая нас наших земных чинов, выводя нас из круга обыденной жизни. Как уверенно произносит он это: мон бон фрХре! У него нет и не может быть страха, что он сказал невпопад, назвавши братом не обычного прохожего, а короля или президента республики, знаменитого человека или миллиардера. И совсем, совсем не потому у него нет этого страха, что ему все простят по его слепоте, по его неведению. Нет, совсем не потому. Просто он теперь больше всех. Десница божия, коснувшаяся его, как бы лишила его имени, времени, пространства. Он теперь просто человек, которому все братья…

И прав он и в другом: все мы в сущности своей добры. Я иду, дышу, вижу, чувствую, — я несу в себе жизнь, ее полноту и радость. Что это значит? Это значит, что я воспринимаю, приемлю все, что окружает меня, что оно мило, приятно, родственно мне, вызывает во мне любовь. Так что жизнь есть, несомненно, любовь, доброта, и уменьшение любви, доброты есть всегда уменьшение жизни, есть уже смерть. И вот он, этот слепой, зовет меня, когда я прохожу: «Взгляни и на меня, почувствуй любовь и ко мне; тебе все родственно в этом мире в это прекрасное утро — значит, родствен и я; а раз родствен, ты не можешь быть безчувствен к моему одиночеству и моей беспомощности, ибо моя плоть, как и плоть всего мира, едина с твоей, ибо твое ощущение жизни есть ощущение любви, ибо всякое страдание есть наше общее страдание, нарушающее нашу общую радость жизни, то есть ощущение друг друга и всего сущего!»

Не пекитесь о равенстве в обыденности, в ее зависти, ненависти, злом состязании.

Там равенства не может быть, никогда не было и не будет.

 

Анализ содержания

 

- “зрительная” деталь: яркое солнце; далекие зимние вершины Альп, серебряные, страшные; белый городок; блеск; по-весеннему одетые люди; соломенные шляпы; синева моря; светлое небо;

 

- “звуковая” деталь: шуршащие шаги гуляющих; он негромко, однообразно и слегка певуче говорит, горестно и смиренно напоминает нам о нашем долге; на миг прерывает свою певучую и складную, заученную речь и говорит уже просто и сердечно; как уверенно произносит он это;

 

- “тактильная” деталь: резкий ветер; в затишье тепло; солнце, греющее спину.

 

Главный герой встретил на своём пути слепого, просящего милостыню, при этом, получив несколько сантиментов, благодарно отвечает: “Спасибо, добрый мой брат”. Он действительно по-своему прав. Все люди по-своему являются братьями. Эта мысль поддерживается религиями мира, и просто любой нравственный человек понимает, что без доброты, человечности, соблюдения моральных принципов человечество уже перестало бы существовать. Прежде всего автор имеет в виду любовь к жизни во всех её проявлениях, это подчёркивается автором при описании красоты “зимних вершин Альп”, где в “затишье, белом городке на набережной — гуляют люди”, при этом нам передаётся восхищение от созерцания этой картины. При этом хочется, чтобы люди в жизненной суете также находили время, чтобы полюбоваться на красоту природы, плеск волн или великолепный закат. Автор утверждает, что всех людей на свете объединяет что-то общее. И этим общим должна стать доброта и любовь. Необходимо помнить о единстве, братстве людей и прежде всего надо начинать с доброго отношения к своим друзьям, близким, своей семье. Тогда, вероятно, и жизнь человека будет прожита не напрасно.

Домашнее задание

Пересказывать и анализировать содержание рассказа



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: