Современные методы психологической подготовки и ведения родов.




Психология беременных и рожениц.

 

 

Психология беременных.

 

Современная женщина очень часто отягощена проблемами, связанными с физиологической патологией, эмоциональной дисгармонией на почве неадекватного воспитания и эмоциональных травм, а также психологической дисгармонией из-за не реализации своей личности или проблем самоконтроля.

С наступлением беременности многие женщины отмечают изменения самочувствия, выражающиеся в раздражительности, слезливости, повышенной утомляемости, изменении аппетита, тошноте, снижении либидо, сонливости в течение дня. Частота таких расстройств колеблется от 13,7% до 33,3% всех беременных.

В момент беременности женщина очень чувствительна и раздражительна, она гораздо острее, чем прежде, реагирует на окружающий мир, с трудом справляется с собой. Есть женщины, которые при беременности совершенно меняют свой облик, у других всё остаётся без изменений. Но за исключением крайностей, общим для будущих матерей является своя особая психология, меняющаяся из месяца в месяц.

Первый триместр – месяцы неуверенности и адаптации. Неопределённый страх и боязнь перед неизвестностью, а также отсутствие аппетита, тошнота и бессонница часто делают первые недели беременности утомительными.

Беременной женщине нравится её особенное состояние, порой настолько, что она становится впечатлительнее; её хочется быть предметом внимания и забот. Однако, пребывая в таком состоянии, женщина чувствует, что взрослеет.

Второй триместр – месяцы равновесия. Первые движения плода имеют огромное значение для всех будущих матерей. Те, кто раньше не решался показать свою радость, отдаются ей целиком, ибо теперь они уверены в существовании внутри себя новой жизни.

Третий триместр – женщина становится безразличной ко многому не только в эмоциональном, но и в интеллектуальном плане. Ребёнок стал единственным сосредоточением интересов и занятий будущей матери.

Ребёнок становится тяжелее, а мать – менее подвижнее, появляется усталость и вместе с ней – желание ускорить события. Последняя неделя кажется длиннее, чем предшествующие ей девять месяцев. В этом нетерпении есть своё преимущество: оно как бы ослабляет боязнь родов, если она имеется.

 

На основе проведённых исследований было отмечено, что наиболее стрессогенным фактором во время беременности оказывается наличие хронических соматических заболеваний и стационарное лечение. При наличии хронических соматических патологий беременные отличаются общительностью, импульсивностью, самодисциплиной, непостоянством и доверчивостью.

На втором месте по стрессогенности следует поставить заболевание генитальной сферы, с чем связана боязнь беременной за исход родов для ребёнка. Уровень напряжения возрастает при развитии позднего токсикоза беременности. Среди неблагоприятных психосоциальных факторов необходимо особо выделить незамужество, повторные браки, неудовлетворённость материально-бытовыми условиями, конфликтные ситуации в семье и на работе.

Тревога является основным эмоциональным состоянием человека в ситуации неопределенности и ожидания, субъективно характеризуется ощущением внутреннего напряжения с активизацией реакций вегетативной нервной системы. основным содержанием невротических расстройств у женщин с осложнённой беременностью является переживание реальной или воображаемой угрозы выкидыша.

 

Выраженность мотивов сохранения нежелательной беременности (%)

Отношение к другим людям (80) Отношение к себе (20)  
Доминирующая конструкция  
Отношение к значимым людям Отношение с социальным окружением Отношение личностной системы Я  
23,3 56,7 11,4 8,6  
Детерминанта мотивации
Ради ребёнка Ради любимого Соответствие социальным ожиданиям Протест Отказ от прошлого Сохранение отношений Уход от настоящего Сохранение здоровья
  7,7   4,5 3,8 27,8 8,6 7,6
                       

 

Одним из часто встречающихся нарушений в период беременности и после родов являются депрессии с такими проявлениями как печаль, безрадостность, уныние, подавленность, усталость, раздражительность. Острые депрессивные реакции чаще возникают у женщин в различные возрастные периоды, связанные с глубокой биологической перестройкой организма. Таким образом, соматогенный фактор, с одной стороны, и ситуационно-психогенный – с другой, формируют патологическую почву, способствующую развитию и углублению депрессивного состояния. При развитии депрессии у женщин возникают мысли о никчёмности существования, чувство безысходности, суицидальные мысли, депрессивные идеи самоуничижения и самообвинения, которые к определённому моменту приобретают доминирующий сверхценный характер.

 

 

Особенности психоэмоционального состояния

Характер эмоционального состояния Особенности переживаний Особенности ощущений Доминирующая мыслеформа
БЕРЕМЕННЫЕ
Тревожность Склонность к беспокойству и страхам (обоснованным и необоснованным) Нарушение ритма дыхания, сердцебиения, головокружение Я боюсь чего-то; Я не умею; Я не смогу; Я не успею
Мнительность Неуверенность в себе, в партнёре Сердечная боль, потеря аппетита, нервное напряжение, плаксивость Меня не ценят; я никому не верю; меня не любят; мне мало уделяют внимания; все против меня; никто не понимает моего состояния
Обидчивость Ранимость, зависимость от внешних оценок, слов, событий, взаимоотношений. Вялость, уныние, зацикленность на негативных мыслях, головная боль, тошнота Я не очень красивая; меня могут бросить; у меня нет счастья; он, наверное, любит ещё кого-то; они плохо влияют на меня.
Эмоциональная нестабильность Частая перемена настроения независимо от ситуации Неконтролируемые слёзы или эйфория, радость Я не могу ничего поделать со слезами или радость наполняет и расширяет меня
Страх за ребёнка Образы и фантазии об угрозе жизни ребёнка Спазм внутри, замирание сердца или сердцебиения, вялость, чувство бессилия, головокружение Он перестал дышать; он не шевелится; внутри меня темно и страшно.
Страх родов Страх неизвестности, страх смерти, боязнь медицинских услуг Спазм внизу живота, слабость в ногах или желание ходить, головокружение Я умру, это ужасно; это похоже на прыжок в океан.
Раздражительность Быстрая утомляемость, ощущение нарастающей тяжести в теле, потеря динамических возможностей тела Тяжесть внизу живота, болезненность в спине, отёчность, неприятие своего образа Я тяжёлая, неуклюжая; я некрасивая, я никогда не стану стройной; муж виноват, что я испортилась
РОЖЕНИЦЫ
Потрясение Расплывчатые воспоминания о родах, чувство внутренней пустоты, нереальности ощущений Остаточные боли, слабость, неконтролируемые эмоции или чувство незащищённости Мой ребёнок, вдруг что-то не так, вдруг ему плохо; где муж?
Послеродовый транс Чувство нереальности происходящего (как в кино), мало мыслей, захватывающее чувство счастья (беззащитности) до слёз Я – отдельно, мысли – отдельно, «душа оголённая всё чувствует», трудно контролировать эмоции Я другая; где мой ребёнок, что он чувствует; Он - чудо, ребёнок - счастье; ребёнок – тревога
Депрессивное состояние Усталость, отупение, безысходность, неуверенность в себе и партнёре, страх, что ребёнку ещё хуже Боль в сердце, слабость, сонливость или бессонница Ребёнок – это очень трудно, я не могу; Он никому не нужен; Я никому не нужна

 

Депрессивные реакции и состояния различной степени тяжести встречаются у 10-18% беременных женщин. Применение наиболее распространённых трициклических антидепрессантов в первом триместре может оказывать тератогенное действие, а в более поздние сроки нередко приводит к нарушениям дыхания и сердечно-сосудистой системы, к повышению мышечного тонуса у новорожденных. Раннее выявление нервно-психических расстройств у беременных и применение психотерапии позволяет значительно снизить количество назначенных препаратов или вообще обойтись без них. Психотерапия – это лечебное воздействие на психику или через психику на организм больного.

Характерными патологиями беременных с хроническим психоэмоциональным стрессом являются токсикоз первой половины беременности 46,26%, раннее развитие гестозов 45,45%. На фоне перечисленных осложнений формируется хроническая плацентарная недостаточность в III триместре (56,65%). В результате новорожденные в 76% случаев рождаются в состоянии гипоксии различной степени и в 28,21% случаев им требуется длительная реабилитационная терапия. Беременность у женщин с маркерами психоэмоционального стресса в 80,43% случаев заканчивается срочными родами, в 16,63% - преждевременными родами, в 10,86% - выкидышами, что свидетельствует о нарушении формирования родовой доминанты. Это доказывает, что психологический стресс несёт с собой целый комплекс перинатальных проблем, требующих серьёзного влияния к психологической сфере беременных женщин.

Изучены некоторые аспекты материнского гомеостаза при стрессе и функциональное состояние фетоплацентарной системы. Выявлены следующие особенности патогенеза: нарушение иммунного гомеостаза; нарушение липидного гомеостаза; депрессия антиоксидантной защиты; нарушение гормонального гомеостаза. Однако отмечается, что к 28-й неделе организм беременной адаптируется к стрессовой нагрузке и патогенное влияние стресс-синдрома уменьшается по мере приближения срока родов.

 

Психология рожениц.

По поводу влияния эмоционального стресса на процесс родов врачами замечено, что причиной слабости родовой деятельности и слабости потуг у первородящих могут быть отрицательные эмоции и особенно чувство страха перед предстоящими родами. Волнение в конце беременности приводят не только к затяжному течению родов, но и послеродовым кровотечениям и возникновению сепсиса у новорожденного с низким иммунитетом. Отмечается зависимость между наличием чувства поддержки у беременных женщин и благополучным протеканием беременности и родов, а также лучшим психическим развитием ребёнка в дальнейшем.

В работе доктора психологических наук А.И.Захарова систематизированы патологические влияния антенатального стресса матери на процесс беременности и родов:

1. Отсутствие уверенности в прочности брака способствует большей чувствительности будущей матери к испугам и страху перед родами.

2. Переживания из-за отношений с супругом приводят к эмоциональной неудовлетворённости, отсутствию рефлекторного крика новорожденного, что расценивается как проявление эмоциональной или психогенной заторможенности. Для девочек подобные переживания матери часто обуславливают угрозу выкидыша.

3. Волнения в начале беременности отражаются на пролонгированном течении родов для мальчиков и на преждевременных родах для девочек.

4. Повышенная раздражительность матери связана с её утомляемостью и нарушениями сна, образуя своего рода неврастенический комплекс. Для девочек это способствует преждевременным родам.

5. Перегрузки в учёбе или на работе обуславливают преждевременные роды, а также быстрые, стремительные роды и отсутствие крика при рождении девочек.

6. Нарушение сна при беременности взаимосвязаны с частыми состояниями внутренней неудовлетворённости. Для матерей девочек более характерны преждевременные и стремительные роды. Для мальчиков отмечается задержка наступления беременности у матери и обвитие пуповины вокруг шеи при рождении из-за эмоционально-стрессовой гиперактивности.

7. Повышенная утомляемость ведёт к преждевременным родам.

8. Страх перед родами связан со сложными взаимоотношениями с родственниками и мужем. Для девочек подобный стресс матери более значим, чем для мальчиков, создавая затяжное течение родов и отсутствие крика при рождении.

 

На неустойчивую психику женщины роды оказывают гигантское воздействие.

Было выявлено, что изменённое состояние сознания в момент родов является адаптивной, приспособительной реакцией организма на экстремальные условия родового периода.

Анализ показывает, что почти у всех народов имеет место так называемый послеродовый карантин, который продолжается до 40 дней. Женщина в этот период считается наиболее уязвимой, а иногда подверженной послеродовой депрессии, психозу. Изучение состояния женщин показало, что психозы чаще начинаются с 5-6 дня, а начало депрессивных состояний с 10-14 дня после родов. Женщин беспокоит беспомощность и несобранность, они не могут справиться с обязанностями по уходу за ребёнком, испытывают страх за него, опасаются, что недостаточно хорошо за ним ухаживают. Чаще имеют место чувство вины перед ребёнком и идеи самообвинения, враждебность же к ребёнку бывает при тяжёлой депрессии.

Высокая частота невротических расстройств среди первородящих объясняется появлением ряда проблем: ограничение личной свободы ради ухода за ребёнком, впервые полученный опыт родовых болей, тревога и ответственность за жизнь новорожденного, кормление, недосыпание и многое другое.

Большинство женщин испытывает повышенную необходимость во внимании и поддержке для адаптации к своей новой роли – роли матери. Отмечено значительное ухудшение настроения у женщин, разлученных с новорожденными из-за необходимости обсервации или перевода в детскую больницу.

Невротические депрессии в послеродовом периоде встречаются у 15-20% рожениц, длятся в среднем 3-4 недели, и лишь у 5% женщин отмечаются расстройства настроения длительностью до года.

Наибольшее значение среди психотравмирующих факторов послеродовой депрессии имеет семейная дисгармония. Женщины чувствуют себя одинокими, бесполезными, лишёнными поддержки. Исследования показали, что незрелый возраст матери тоже влияет на эмоциональное состояние после родов.

Разрешение психологического конфликта требует психотерапевтического вмешательства: от участия семьи (мужа) до личностно ориентированной и семейной психотерапии. Целью психотерапии, независимо от применяемой техники, является помощь пациенткам в осознании своих внутриличностных проблем и их разрешении, изменение отношения к психотравмирующему фактору.

 

Послеродовый психоз – психотическое состояние, возникающее у женщины после родов чаще на 2-3 день, характеризующееся выраженной депрессией и бредом. В большинстве возникает у первородящих женщин (1-2 случая из 1000 женщин). Расстройство считается вторичным по отношению к фоновому психическому заболеванию. Возможны психодинамические конфликты, связанные с материнством, нежелательной беременностью, несчастливым браком, страхом материнства и т.д.

При отсутствии лечения существует высокий риск детоубийства и самоубийства. Благоприятствуют прогнозу активная поддержка членов семьи и правильное лечение. Необходимо принять меры по предотвращению самоубийства даже при отсутствии у больной суицидальных мыслей. Нельзя оставлять малыша наедине с матерью при наличии у неё бредовых идей или навязчивых мыслей в отношении здоровья ребёнка.

Медикаментозное лечение. Применяют антидепрессанты при наличии суицидальных мыслей и депрессии, анксиолитики – при ажитации, бессоннице, литий – при маниакальном состоянии, нейролептики – при бредовых состояниях.

Психотерапия индивидуальная или семейная направлена на разрешение внутрипсихических и межличностных конфликтов. Вопрос о выписке из роддома следует рассматривать лишь после найма няни. Это позволит ослабить воздействие стрессовых факторов, связанных с заботой о новорожденном.

 

 

Психология плода.

 

Уникальность состояния беременности трудно переоценить. Всегда этот период значимый, неповторимый, непохожий на другие периоды жизни женщины. Мать – это первая вселенная ребёнка, его «живая основа» как с материальной, так и с психической точки зрения. Она является посредником между внешним миром и ребёнком, который непрерывно улавливает ощущения, чувства матери как реакцию на окружающий мир.

Любовь, с которой женщина вынашивает ребёнка, мысли, связанные с его появлением, богатство общения, которое мать делит с ним, - всё это оказывает влияние на развивающуюся психику плода и его клеточную память, формируя основные качества личности, сохраняющиеся на протяжении всей последующей жизни. Влияние на исход беременности и рождение ребёнка начинается с момента зачатия на уровне генной памяти.

Как мать влияет на развитие своего ребёнка, так и ребёнок оказывает влияние на физиологию матери. Оказывается в период беременности между организмом матери и плода происходит своеобразный обоюдный обмен. Эмбрион, как известно, несёт в себе наследственность не только матери, но и отца. С пятой недели беременности организм женщины начинает получать от эмбриона бесчисленное количество «посланий». Женщина просто вынуждена приобретать некоторые черты и характеристики своего будущего ребёнка – иначе плод не выживет. У матери стволовые клетки младенца обнаруживаются даже спустя 30 лет после родов.

Большинство психологов признают, что психика ребёнка не может появиться вдруг после родов, что психические особенности матери влияют на развитие плода. Доказано существование дородовой психологии плода, который уже обладает способностью к обучению, дифференцированию и запоминанию сигналов, ещё находясь в утробе матери. Органы чувств и соответствующие центры мозга развиваются уже к третьему месяцу беременности. Поскольку эндокринная система начинает формироваться очень рано, ребёнок и на гормональном уровне переживает все состояния матери. 9 месяцев ожидания, сосредоточенности матери на ребёнке, это не только гормональное, но и эмоциональное и информационное взаимодействие, реально сказывающееся на отношениях матери и дитя. Психика нежелательного ребёнка травмируется ещё до рождения. При длительных стрессовых состояниях в крови матери образуется избыточное количество стероидных гормонов, проходящих плацентарный барьер и влияющих на формирующийся мозг ребёнка. Особенности поведения плода, отражающие сложность плодо-материнских отношений, удалось заснять на киноплёнку. Кадры этого фильма показывают, как реагирует пятимесячный плод на громкие крики, настроение матери. Он гримасничает, открывает глаза, волнуется или улыбается. Среди активно влияющих на плод факторов может быть и сексуальное поведение матери, что формирует сексуальное поведение человека как инстинктивное действие на основе пренатального опыта.

В настоящее время господствующей точкой зрения на механизм закрепления патологической системы регуляции функций плода является концепция нейроэндокринного импринтинга. Нервно-психическая интеграция, однажды сложившаяся на основе афферентного синтеза внешних и внутренних раздражителей, превращается в постоянный консервативный внутренний процесс мозга. И даже прекращение действия стрессора не позволяет остановить развивающийся процесс дезадаптации, который предусматривает ликвидацию «системного структурного следа» и патологическая система регуляции органов и систем плода закрепляется родовым стрессом и, возможно, всей последующей жизнью. У людей, чьи отцы умерли до рождения, отмечена повышенная вероятность развития алкоголизма, психологических проблем, шизофрении, а также, большая вероятность совершения преступлений.

Этнографический, медицинский и психологический анализ показывает, что родовой травматизм значительно снижается с применением знаний, дающих возможность женщине тщательно подготовиться к родам, осознанно относиться к материнству.

В мае 2000 г. Ассоциация перинатальной психологии и медицины проводила конференцию под эгидой НИИ акушерства и гинекологии им. Д.О.Отта. Главным итогом стало подтверждение целесообразности и острой необходимости сотрудничества психологов и акушеров-гинекологов для создания общих сфер взаимоотношений и выработки единой теоретической модели «психика и роды».

Известно, что многие осложнения беременности обусловлены эмоциональными причинами и другими психологическими факторами. Своевременная коррекция психологических нарушений является аналогом профилактики аномалий родовой деятельности, безболезненности родовых схваток.

Общепринятые психологические подходы опираются на некоторые общебиологические факторы. При этом инстинкты всегда признаются той мощной частью психической жизни человека, которая трудно поддаётся анализу, управлению, трансформации.

Инстинкт продолжения рода – самая сильная, тщательно обеспеченная жизненная программа, которой следует эндокринная, репродуктивная, сердечно-сосудистая и нейрогуморальная системы. У животных этот инстинкт реализуется без затруднений лишь в том случае, когда животное не оторвано от естественной среды обитания, живёт в соответствии со своей генетической программой, в согласии с законами внутреннего и внешнего мира. Это и является идеальным условием для реализации инстинктивной природы – психических программ бессознательного.

Базовые инстинкты даются человеку через ДНК родителей, т.е. родители являются носителями потенций будущего ребёнка. Но ведь и сами родители могут иметь в глубинах своего бессознательного негативные паттерны, которые усугубляются ещё и родовым опытом. Да и пребывание в утробе матери нередко связано с тяжёлыми переживаниями и нагрузками для будущего человека.

Юнг заострил, что перинатальные явления имеют не только коллективный бессознательный контекст, но также актуальный биологический характер, т.е. несут в себе память о процессе рождения и событиях во время родов.

В связи с этим важно отметить систематизацию перинатальных переживаний из трудов С.Грофа, одного из основателей трансперсональной психотерапии.

Существуют естественные и искусственные механизмы в глубинные сферы сознания и различные приёмы, которые непосредственно активизируют бессознательное. В этот момент человек часто ощущает себя утробным плодом, может переживать различные аспекты биологического рождения, которые обычно сопровождаются яркими физиологическими проявлениями, а также специфическими достоверными подробностями.

Эти воспоминания образуют чаще всего динамические сочетания, которые Гроф назвал «системы конденсированного опыта» – это динамическое сочетание воспоминаний, объединённых сильным эмоциональным разрядом, интенсивных телесных ощущений.

События перинатальной природы имеют отчётливые эмоциональные и психосоматические аспекты, они же вызывают глубокую трансформацию личности. Базовые перинатальные матрицы (БПМ) формирования индивидуального бессознательного соответствуют стадиям биологического рождения.

БПМ I – В период безмятежной жизни в матке условия для ребёнка могут быть почти идеальными. Однако некоторые физические, химические, биологические и психологические факторы способны их осложнить.Первая перинатальная матрица отражает потенциальное взаимодействие сознания человека с координирующей базовой психической системой бессознательного. Уровень развития матери влияет на качество и содержание первой перинатальной матрицы ребёнка и на становление инстинкта альтруизма у него.

БМП II относится к самому началу биологического рождения. Здесь исходное равновесие внутриматочного существования нарушается – в начале тревожными химическими сигналами, а затем плод периодически сжимается маточными спазмами, шейка матки закрыта и выхода ещё нет.Вторая перинатальная матрица отражает силы симбиотической связи «мать - ребёнок», наличие доверия и взаимопонимания, а также степень реализации материнской роли, способности к принятию ответственности и решений. Такие программы являются базой для приобретения первого индивидуального опыта ребёнка в момент выхода из утробы, формируют уровень его индивидуального бессознательного.

БПМ III - на этой стадии сокращения матки продолжаются, но шейка матки раскрыта и это позволяет плоду продвигаться по родовому каналу. Под этим кроется отчаянная борьба за выживание на фоне сильнейшего механического сдавливания с высокой степенью гипоксии и удушья.Третья перинатальная матрица отражает реализацию симбиотической связи «мать - дитя» в процессе прохождения родового пути. Успех зависит от глубины взаимного доверия, самообладания и уровня духовного развития матери, а также от проявления у ребёнка инстинктов самосохранения и продолжения рода.

БПМ IV связана с третьей клинической стадией родов и непосредственным рождением.Четвёртая перинатальная матрица отражает процесс первичной адаптации ребёнка в новом пространстве и нахождения им базовых основ – питания, условия существования. Успех зависит от поведения матери и отца, а также от доброжелательности окружающего пространства. Вступают в действия исследовательский инстинкт, инстинкт доминирования, позже, в зависимости от унаследованных генетических возможностей, - инстинкт свободы и сохранения достоинства.

Гармоничное прохождение через роды, позитивный родовой транс становится тем источником, той нерушимой связью со своим сверхсознанием - бесконечным резервуаром, который в процессе всей последующей жизни даёт возможность матери найти силы для преодоления любых препятствий, выполнить свою главную эволюционную роль – роль матери.

Также и ребёнок, испытав транс борьбы за существование, родившись после преодоления препятствий и попав в атмосферу радости встречи с родителями, матерью, навсегда закрепит эту перспективную программу: «цель – преодоление – успех – счастье».

 

По мнению доктора медицинских наук, руководителя акушерского отделения Института Акушерства и Гинекологии им. Д.О.Отта, В.В.Абрамченко, в нормальных вагинальных родах происходит мощнейший запуск всех внутренних систем жизнедеятельности ребёнка, чего не происходит при кесаревом сечении. Отсюда и смертность при кесаревом сечении в 3-6 раз больше. А взятая тенденция на увеличение количества кесаревых сечений неизбежно приведёт и приводит к росту числа неполноценных людей. Отмечено, что кесарево сечение, снижающее уровень гормона стресса в крови новорожденного в 8-10 раз, крайне неблагоприятно сказывается на процессах ранней неонатальной адаптации. Более всего страдают сердечно-сосудистая и дыхательная система новорожденных. Развитие целого рода соматических заболеваний во взрослом состоянии обусловлено теми нарушениями, которые возникают в период антенатального развития. Отмечается чёткая связь гипоксических панцидемических состояний плода с неврологическими дефицитами вплоть до 6-9-летнего возраста.

Послеоперационные осложнения по данным MONHEIT встречаются при кесаревом сечении у 1/3 – 1/2 женщин. 3/4 осложнений составляют воспалительные процессы и инфекции мочевыделительных путей. Риск материнской смертности при кесаревом сечении в Швеции в 12 раз выше, чем после родов через естественные родовые пути.

В 1987 году было произведено исследование с применением эпидуральной анестезии на козах. Оказалось, что после применения эпидуральной анестезии козы переставали заботиться о своих козлятах. Применение в родах у оленей эфира и хлороформа для «гуманного» обезболивания приводило к тому, что у олених после родов не было заботы о детёнышах. Эпидуральная анестезия осуществляет блокировку гормонов так, что у родившей самки не проявляется стереотип материнского поведения. Что касается человека, то происходит смазывание результатов за счёт социальных мотивов. По исследованиям японского психолога Риоко Хаттори был замечен риск возникновения аутизма в роддоме, где за неделю до родов применялась лекарственная стимуляция и обезболивание. Все эти методы искусственно разрывали эмоциональную связь между матерью и ребёнком. Лауреат Нобелевской премии Николас Тинберген определил конкретные факторы, такие, как наложение щипцов во время родов и длительная изоляция ребёнка во время родов, как патогенные и как возможную причину аутизма.

ВОЗ осознала вред обезболивания в родах и выпустила в 1996 году рекомендации не обезболивать роды.

Основной демографический показатель ВОЗ – это коэффициент младенческой смертности. На 1989 г. на первом месте была Япония с коэффициентом 4,9; Голландия на 9-ом при 7,6; США на 21-ом с 9,9; СССР на 44-ом месте с коэффициентом 25,0. По данным российского Министерства здравоохранения, в 1992-1994 гг. 25% родов имели осложнения, 20% детей родилось с различного рода отклонениями от нормы, 15% детей – с врождённой патологией; в 25% случаев роды проходили с использованием хирургического вмешательства. И только в 15% наблюдений имело место нормальное течение родов. Таким образом, только 15% детей, рождённых в нашей стране, появились на свет в нормальных условиях и при благоприятных обстоятельствах.

Беременность считается процессом, идущим на грани с патологией. Обязательное медицинское наблюдение придаёт беременной женщине особый статус, часто не позволяющий ей чувствовать себя полноценной. Процесс рождения ребёнка оказался оторванным от его социального окружения. Отношение к новорожденному как к существу, обладающему лишь физиологическими потребностями, привело к тому, что были ослаблены как непосредственно материнские инстинкты, так и психоэмоциональная связь отца с ребёнком.

Прежде всего, будущую мать не устраивает то, что ей приходится осваивать новую для себя роль «пациентки», которую она автоматически получает, попавши в женскую консультацию. Далее, войдя в родильный дом, индивид меняет ролевой статус. Вместо роли независимой, самостоятельно действующей личности, женщина становится пациенткой, утрачивая при этом право определять характер и последовательность своей повседневной активности, становясь зависимой от тех, кто будет исцелять её от диагноза поступления – т.е. ребёнка. Насильно происходит перекладывание ответственности с главного действующего в родах лица, рожающей женщины, на второстепенную личность – врача. Это нередко приводит к состоянию депрессии и страху. Разлучение с первых минут рождения ребёнка с матерью – это разрыв всех энергетических связей только что ещё цельного организма. Этим разрывом программируется масса комплексов и психофизических патологий. Кроме того, мать и ребёнок оказываются изолированными от третьего соучастника – мужа и отца. И здесь возможны потери на самых тонких психических уровнях – утрачиваются изначальные связи родства, причастности к семье, а как следствие, не исключено – к роду, корням, истокам и основам культуры.

 

Вот что пишет врач, профессор К.С.Быстрова, г.С.-Петербург: «Становится очевидной несостоятельность применяемых до сих пор в нашей стране традиционных методов и подходов к содержанию и уходу за новорожденными в родильных домах и домашних условиях в первые месяцы жизни. Так, в большинстве родовспомогательных учреждений России отмечается:

1. Разлучение ребёнка с матерью практически сразу после рождения.

2. Отсутствие раннего прикладывания к груди.

3. Раздельное пребывание матери и ребёнка в родильном доме.

4. Жёсткий режим кормления, который может не соответствовать чувству голода у ребёнка, отсутствию или неэффективности сосания и докорму персоналом искусственной смесью в промежутке между кормлениями.

5. Отсутствие контактов матери и ребёнка с другими членами семьи.

Проспективные исследования показали, что, если в первые дни после рождения ребёнка отцы имели с ним контакт «глаза в глаза» суммарно в течение часа, а также всего два раза за эти дни переодели его, то по прошествии трёх месяцев они проявляли достоверно более заботливое поведение по отношению к ребёнку, чем отцы, не имевшие доступа к ребёнку в первые дни.

 

6. Пеленание детей. Рекомендованное и поныне тугое пеленание, при котором насильственно вытягиваются ручки и ножки младенца, не только нарушает химическую теплоизоляцию, но и увеличивает поверхность теплоотдачи. Кроме того, тугое пеленание препятствует нормальному кровообращению и может отрицательно сказаться на развитии нервно-мышечной системы. Принудительное обездвиживание ребёнка заглушает в ребёнке естественный «рефлекс свободы» (по Павлову И.П.) и может повлечь за собой трудности становления речевой функции. Лишение ребёнка тактильной стимуляции, т.е. выключение одного из сенсорных каналов, понижает формирование привязанности».

Основными общими рекомендациями ВОЗ в области перинатальных технологий на межрегиональной конференции по технологии родовспоможения, Форталеза, Бразилия 22-26 апреля, 1985 г., являются следующие:

1. Здоровый новорожденный должен оставаться с матерью, когда это позволяет состояние их здоровья. Ни один процесс наблюдения за здоровым новорожденным не оправдывает разлучение его с матерью.

2. Следует поощрять кормление новорожденного грудью без промедления, даже ещё до того, как мать покинет родильную комнату.

3. Нет никаких оправданий для того, чтобы количество случаев кесарева сечения при родах в каком- либо конкретном регионе составляло 10-15%.

4.

Нет оснований для утверждения, что практикуемый во время родов электронный контроль за плодом положительно сказывается на исходе беременности.

Проведённые исследования не выявили отрицательного воздействия УЗИ, но, возможно, существует нераспознанный риск. Поэтому УЗИ необходимо проводить только по медицинским показаниям и с минимальной экспозицией. В США УЗИ всех беременных не получило одобрения Национального Института Здоровья. Контрольное наблюдение за плодом с помощью компьютера должно проводиться только в тщательно отобранных случаях и при провоцированных родах. Регистрацию частоты сердечных сокращений можно производить ультразвуковым датчиком, работающем на эффекте Доплера.

 

5. Нет показаний к тому, чтобы сбривать волосы на лобке или ставить клизмы перед родами.

6. Каждая женщина должна свободно решать, какое положение ей принять во время родов; рекомендуется во время схваток ходить.

7. Систематическое применение эпизиотомии не оправдано.

8. Не следует вызывать роды в целях удобства; провоцирование схваток должно производиться в случаях особых медицинских показаний. Пропорция спровоцированных родов не должна превышать 10%.

9. Во время родов следует избегать практикуемого применения болеутоляющих и анестезирующих лекарств.

10. Обычно не рекомендуется производить разрыв мембран довольно поздней стадии. Искусственный разрыв мембран на ранней стадии родов не обоснован с научной точки зрения.

 

Именно поэтому и появились целые социальные группы, которых не устраивает сам подход к их беременности, как к требующей медицинского вмешательства болезни. Подавляющее большинство, свыше 95% интересующихся альтернативными методами ведения здоровой беременности – это интеллигенция, люди с высшим образованием. Создание родительской культуры, сознательного родительства является настоятельной потребностью сегодняшнего дня.

В начале 80-х годов, начиная с Москвы, в России сформировалась и продолжает развиваться система социокультурных взглядов на беременность и ранн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: