Природосообразностъ - педагогический принцип, согласно которому воспитатель в своей деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития ребенка (Я. А. Каменский, И.Г. Песталоцци, А.В.Цистервег).
В различное время и различными авторами принцип природосообразности трактовался по-разному, порождал различные течения в педагогике: фатализм, натурализм, свободное воспитание, педоцентризм и др. В современном понимании принцип природосообразности требует соответствия образовательной технологии природным закономерностям, означает необходимость экопсихологического подхода, обращения к этническим культураобразующим истокам личности.
Природосообразность – один из педагогических принципов, в соответствии с которым педагог должен руководствоваться в своей деятельности факторами природного и естественного развития ребенка.
Принцип природосообразности в разное время изучался и трактовался разными авторами с разных точек зрения. С опорой на данный принцип в педагогике появлялись такие течения как фатализм, свободное воспитание, натурализм и т.д. В настоящее время принцип природосообразности требует от педагогического процесса учета природных закономерностей развития детей, а также учета национальных и этнических особенностей. Только опора на этническую культуру и особенности национальной психологии могут гарантировать высокий результат воспитания и обучения ребенка.
Разработкой природосообразного подхода в обучении чтению и письму, на современном этапе существования педагогики, занимался А. М. Кушнир.
Разработанная А. М. Кушниром технология была внедрена в массовую практику и показала высокие результаты в обучении детей чтению и письму. Модель А. М. Кушнира, в сравнении с аналогичной традиционной системой, имеет трехкратное превосходство по технике чтения и письма, десятикратное превосходство по информационной и содержательной емкости.
|
Высокая показательность технологии А. М. Кушнира обусловлена тем, что она в первую очередь опирается на интегральные процессы целостной психики учащихся. Обращение к личности и целостной человеческой психике позволило реализовать в рамках современного педагогического процесса тысячелетние традиции природосообразной народной педагогики, которая предусматривает отказ от развития процессов и функций по отдельности.
Основные классификационные параметры природосообразной технологии А. М. Кушнира:
h общепедагогический характер применения с уровнем метатехнологии, то есть допустимо применение во всех типах образовательных учреждений;
h частнопредметный характер охвата;
h природосообразная и антропологическая философские основы; личностно-ориентированный, стратегический и деятельностный методологические походы;
h социогенные и психогенные факторы развития;
h ведущей концепцией освоения опыта является совокупность гештальт и ассоциативно-рефлекторной;
h основные ориентации на такие личностные структуры и сферы как СУМ, ЗУН и СУД;
h совокупность светского, воспитывающего, гуманистического, проникающего и общеобразовательного характеров содержания;
h психолого-педагогический, воспитательный и управляющий вид социально-педагогической деятельности;
|
h ведущий тип управления педагогическим процессом является самоуправление;
h преобладают развивающие и диалогические методы обучения;
h альтернативные организационные формы; вербальные, практические и наглядные средства обучения преобладают над иными;
h основной характер подхода к ребенку – личностно-ориентированный; альтернативное направление модернизации педагогического процесса;
h распространяется на все категории образовательных объектов.
Целевыми ориентациями природосообразной технологии А. М. Кушнира являются:
1. Первостепенная цель – это воспитание читателя, а также автономной и самообучающейся личности.
2. Формирование необходимой психоинтеллектуальной основы для последующего развития таких процессов как воображение, интуиция и т.д.;
3. Формирование и развитие у детей навыков эйдетического способа чтения, то есть способности читать и одновременно представлять в воображение события, действия, явления и т.д., описанные в произведении.
4. Достижение максимально возможной разницы между темпом чтения «про себя» и вслух.
5. Осуществление отрыва чтения от артикуляции.
6. Кардинальная перестройка начального этапа обучению чтению. Исключение подготовительных и промежуточных моделей чтения. Изначально формировать чтение как процесс понимания текста.
Положительные и отрицательные стороны технологии А. М. Кушнира
В настоящее время природосообразная технология А.М. Кушнира достаточно популярна и используется многими педагогами с целью обучения детей чтению и письму. Однако имеются и противники данной технологии, которые указывают на ее отрицательные стороны.
|
Положительные стороны методики А. М. Кушнира:
Быстрое освоение чтения. Среднее время обучения составляет 2-2,5 месяца, по истечению которых дети умеют читать сразу целыми словами.
Норма чтения выше установленной, до 300 слов в минуту («про себя»).
В процессе обучения детям прививают любовь не только к чтению, но и к книгам. Дети с дошкольного возраста привыкают к лучшим образцам классики, что положительно сказывается на формировании высоконравственной и интеллектуальной личности.
В процессе чтения ребенок не просто читает, но и понимает смысл прочитанного.
Во время обучения осуществляется тренировка зрительной памяти, путем запоминания сразу целых слов. Этим объясняется и последующая легкость обучения детей письму.
Отрицательные стороны методики А. М. Кушнира:
1. Занятия недопустимо прекращать даже на один день, это может негативно сказаться на получении желаемого результата.
2. Многие дети, обучавшиеся чтению и письму по технологии А.М. Кушнира, сталкивались с трудностями в школьном обучении. Это связано с тем, что дети быстро читают и грамотно пишут, но не умеют делать фонематический разбор, так как слово оно воспринимают как одно целое.
3. Упражнения на развитие фонематического слуха могут отрицательно сказаться на уже достигнутых результатах в чтении и письме.