Жизненный и творческий путь Стендаля




Ф. Стендаль. Роман «Красное и черное»

Ф. Стендаль. Жизненный и творческий путь писателя. Роман «Красное и черное», сочетание в нем социально-политического и психологического аспектов. Острая критика режима Реставрации

 

«Всегда работать для XX века»,- такое мнение в 1802 году выразил французский писатель Стендаль. Эту мысль-мечту можно считать ключом к пониманию основной направленности творчества писателя. Всю жизнь он пытался идти в ритме со временем, утверждая моральные ценности, которые бы отвечали духовным запросам следующих поколений. Стендаль как писатель-реалист и мыслитель смело обличает пороки буржуазного мира.

 

Проблема человека и общества - в центре внимания великого писателя. Вместе с О. де Бальзаком Стендаль закладывает основы критического реализма во французской литературе. Новаторский характер эстетики Стендаля и стал причиной того, что французский писатель не был признан при жизни. Его романы остались почти незамеченными критикой. Только отдельные выдающиеся писатели дали надлежащую оценку творчества Стендаля. Среди них - Гете, Байрон, Бальзак, Флобер.

Жизненный и творческий путь Стендаля

Настоящее имя писателя Стендаля - Анри Мари Бейль. Он родился 23 января 1783 года в Гренобле, на юге Франции. Детство его было безрадостным. В своей лирической исповеди «Жизнь Анри Брюлара» он писал: «Два злых гения ополчились против моего бедного детства - тетя Софи и отец».

Отец, Шерюбен Бейль, адвокат местного парламента, кавалер ордена Почетного легиона и помощник мэра в Гренобле, был человеком жадным до денег, хитрой, роялистом за настроениями. Анри не любил отца, для которого духовные интересы сына были чужими. С годами отчуждение между ними росло, превращаясь в ненависть. Тетя Софи оказалась ханжою и религиозной фанатичкой.

Мать, Генриетта Ганьйон, очаровательная молодая и образованная женщина, пристрастилась Данте, читая его в оригинале, умерла, когда мальчику было семь лет. Эта потеря на всю жизнь запечатлелась в его сердце.

Настоящим другом и воспитателем мальчика был дед по матери Анри Ганьйон, доктор медицины. Пылкий поклонник Вольтера, которого видел во время своего паломничества в Ферней, дед передал внуку свою любовь к литературе и науке, привил культ Горация, Софокла, Эврипида. Дед познакомил с творчеством Анри Ариосто, в частности с «Неистовым Роландом», что сыграло большую роль в формировании характера юноши. Дядя, Ромен Ганьйон, молодой, остроумный и легкомысленный, открыл Анри неведомый мир искусства, поведя его в театр на «Сида».

 

Учился Анри в Центральной школе Гренобля. Там парень впервые оказался в среде ровесников. Анри учился неплохо, даже получал награды, в том числе по литературе. Но его образование не ограничилось только школой. Он учился играть на скрипке, кларнете, брал уроки пения. И настоящей страстью стала для него математика. «Я любил и теперь еще люблю математику ради нее самой, ибо она не допускающую лицемерия и неясности - двух свойств, которые мне наиболее отвратительны»,- писал Стендаль. Он хотел поступить в Политехническую школу, но потом передумал, поскольку утратил интерес к математике. Юношей овладела новая мечта - жить в Париже и писать комедии.

 

Решающий поворот в жизни Стендаля произошел в 1800 году. Его родственник граф Дарю, в то время старший секретарь военного министерства, а впоследствии министр и статс-секретарь Наполеона, устроил Анри в канцелярию министерства. Но Стендаль не проявил способностей к канцелярской работы и занимался ею недолго. Через некоторое время он вступает в наполеоновской армии, в которой прослужил более двух лет.

 

В 1802 году Стендаль оставил армию и вернулся в Париж. У него много планов, но они так и остались неосуществленными. Кроме того, страданий причиняли материальные лишения. В поисках заработка Стендаль уезжает в Милан и устраивается до торговой фирмы. И торговля не удовлетворила его, он возвращается в Париж и в 1806 году вновь поступает на военную службу. Стендаль принимал участие в московском походе Наполеона, пережил русский холод и паническое отступление французов. Постепенно меняется его отношение к Наполеону, появляется неприятие тирании и деспотии французского императора. Причину его падения он видит в том, что Наполеон предал революцию.

 

Стендаль уходит в отставку и уезжает в Италию, в которой живет около семи лет. Именно здесь в 1814 году вышла его первая книга «Письма, написанные в австрийской Вене о знаменитого композитора Гайдна» под псевдонимом Луи-Александр-Сезар Бомбы. В Италии Стендаль путешествует по городам, изучает итальянскую культуру, поддерживает связи с карбонарiями. Позже писатель отдаст дань уважения героическим участникам этого движения, создав образы карбонариев Пьетро Міссіріллі в «Ванина Ванини», Ферранте Палла в «Пармской обители», графа Альтамиры в «Красном и черном».

 

В 1821 году Стендаль возвращается в Париж и погружается в литературную работу. 1827-м выходит его первый роман «Арманс».

 

В 1830 году Стендаль вновь уходит на административную службу, получив назначение французского консула в г. Триесте. Но правительство Австрии отказался утвердить его, и Стендаль стал консулом в маленьком приморском городе Чивита-Векк'я. В свободное от служебных обязанностей время Стендаль занимается литературной деятельностью. Из-под его пера один за другим появляются шедевры: «Ванина Ванини»,

 

«Красное и черное», «Люсьен Левен» («Красное и белое»), «Пармская обитель», «Итальянские хроники», «Записки туриста» и т.д. Кроме того, Стендаль пишет много литературных трудов по искусству («История живописи Италии», «Расин и Шекспир», «Прогулка по Риму», «Музико, единственная моя любовь!») и книги о Наполеоне.

В 1836 году Стендаль достает вожделенную долгосрочный отпуск в Париж. Живя три года в Париже, он ездит по всей Франции, а также посещает Испанию, Англию, Шотландию, Ирландию. В 1839 году писатель возвращается в Чивита-Векк'ї, где продолжает работать над своими произведениями. У Стендаля много творческих планов. Он писал: «...На литературном поприще я вижу еще много дел, которые стоят передо мной. Труда, которую я накреслюю, хватило бы на десять жизней». Но художник не знал, что жить ему осталось совсем мало и большинству задуманному не суждено было осуществиться.

22 марта 1842 года Стендаль, который находился в Париже, потерял сознание перед дверью министерства иностранных дел и ночью умер от удара. Вместе с Коломбом и Мериме на Монмартрский кладбище провожал его Александр Тургенев, который за пять лет до этого сопровождал до Святых Гор тело убитого Пушкина. О. де Бальзак в те дни написал: «Франция, ее литература потеряли одного из необычных людей нашего времени». На памятнике над могилой писатель завещал написать простые слова «Жил. Любил. Страдал», в которых желал отразить все коллизии своей жизни.

А на следующий день после погребения во всех французских газетах появилось сообщение о том, что на кладбище Монмартр похоронен «малоизвестного немецкого поэта Фридриха Стендаля». Это была последняя насмешка судьбы.

В литературной биографии «Жизнь Анри Блевала», написанной в 1835 году, Стендаль отметил: «Что касается меня, я беру билет в лотерее с главным выигрышем: иметь читателей в 1935 году». Жизнь показала, что сбылись самые смелые мечты писателя. Более двухсот лет прошло со дня его рождения, а живой голос писателя страстно и молодо звучит и сегодня, волнуя сердца читателей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: