Литературные направления.
Литературное направление | Периодичность | Характеристика | Представители |
Классицизм | 2-я четверть 18 – начало 19 века (1730 – 1760) | - культ античности и разума - высокая гражданская тематика - триединство места, времени и действия - отражение жизни в идеальных образах - обращение к античному наследию - говорящие фамилии - строгое сословное деление Для русского классицизма также характерна сатирическая, обличительная направленность, для них произведение – путь к совершенствования человеческой натуры. Большое место в русском классицизме занимают стихотворные жанры: оды, басни, сатиры. | В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Г.В. Державин, Д.И. Фонвизин |
Сентиментализм | Вторая половина 18 века – начало 19 века. | - повышенный интерес к человеческой личности независимо от сословия, к ее чувствам и переживаниям, внутренней жизни - культ чувства - пейзаж – не просто фон развития действия, он созвучен личным переживаниям автора или героя - преобладание малых жанров, распространение новых поэтических жанров (элегия, пастораль, послание) и новой, окрашенной чувством лексики | Основоположник в России – Н.М. Карамзин |
Романтизм | Конец 18 – начало 19 веков (1809 – 1840) | - изображение природы. Пейзаж – действующее лицо, помогает изобразить внутренний мир - герой – исключительная неординарная личность с сильным характером. Находится в конфликте с окружающим миром - идея двоемирия. Герой ищет возможности для обретения гармонии - возвышенные чувства, богатую духовную жизнь, стремление к идеалу. - герой зачастую одинок и нередко погибает | Жуковский, Лермонтов, раннее творчество Пушкина, черты романтизма есть в творчестве Тютчева, Фета, ранних рассказах Горького |
Реализм | Начиная с 40-ч годов 19 века | - писатель объективно, достоверно изображает жизнь в типических характерах, действующих в типических обстоятельствах - исследование социальных связей человека и общества - нет четкого деления на положительных и отрицательных героев | Просветительский – Фонвизин, Крылов Критический: Гоголь, Тургенев, Толстой, Достоевский, Чехов и др. Социалистический: Горький, Шолохов |
Символизм | Конец 19 – начало 20 века Возник по Франции Философская основа русского символизма – трактат Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы | - цель искусства – интуитивное постижение мира через символы - идея о существовании двух миров: земной и вечный, совершенный. Земной мир – слабое отражение мира потустороннего. Поэт связующее звено. - концепция нравственного совершенствования | Старшие символисты: Брюсов, Мережковский, Бальмонт, Гиппиус Младосимволисты – Блок, Белый, Иванов |
Брюсов: - твердый, чеканный стих - Образ большого современного города - использование латинских названий - сквозной образ мечты, искусства - стремление объять в своем творчестве все времена и страны | |||
Бальмонт: - поэзия для него «выразительница говора стихий» - в стихах звучит лирическое «я» - эгоистичность, манерность, самолюбование - стихи импрессионистичны - необыкновенная музыкальность | |||
Иванов: - творческие идеалы ищет в прошлом - уход от индивидуального в искусстве - обращение к античности | |||
Блок (раннее творчество): сборник стихов о Прекрасной Даме | |||
Акмеизм | 1900-е – 1910-е годы | - отрицание мистических устремлений символов - возвращение слову его первоначального значения - конкретно чувственное восприятие внешнего мира | Мандельштам, Ахматова |
Футуризм (будетляне) | 1910-е – 1920-е | - Современный мир – движение, устремленность в будущее - искусство – средство создания новой реальности - отрицание привычных норм грамматики, правописания (деформация слова, разрушение синтаксиса и др) - призывали «сбросить Пушкина и других с корабля современности» - цель – шокировать публику - утверждали право на словотворчества - смысл слова связан со звучанием, а не со значением - сокрушали рифмы и ритмы, воспевали власть новых тем - использование грубых выражений | Кубофутуристы (Гилея): Хлебников, братья Бурлюки, Крученых, Маяковский, Каменский Эгофутуристы: Северянин, Игнатьев, Гнедов «Центрифуга»: Пастернак, Асеев, Бобров «Мезонин поэзии»: Шершеневич |
Имажинизм | Течение периода русского декаданса | - приоритет самоценного образа, формы над смыслом, идеей - задача творчества в придумывании небывалых ранее образов и слов | Есенин (некоторый период творчества) |
|
|
Литературоведческие термины
Название термина | Определение | Примеры | |
Аллегория | Художественный прием, основанный на изображении отвлеченной идеи, абстрактного понятия через конкретный образ, мысль. Взаимосвязь между образом и его значением устанавливается по сходству. | Лиса – аналог хитрости, сова – мудрости, оливковая ветвь – аллегорическое изображение мира, Купидон – аллегория любви и тд. | |
Анафора | Единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких строф, стихов или полустиший. | Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке | |
Инверсия | Стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятого порядка слов | Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням | |
Афоризм | Изречение, выражающее какую-нибудь обобщенную мысль, выявляющую обще и типическое в действительности, в лаконичной, художественно заостренной форме. | «Служить бы рад, прислуживаться тошно» «Счастливые часов не наблюдают» | |
Эпитет | Образное определение, дающее художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения | Румяная заря, робкое дыхание, бродяга ветер, живая вода… | |
Метафора | Вид тропа, в основе которого лежит перенос наименования по сходству или по аналогии. | «Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё простор везде, - Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде | |
Гротеск | Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. Гротеск нарушает правила правдоподобия, придает изображению условность и выводит образ за пределы вероятного | Один в рогах с собачьей мордой, Другой с петушьей головой, Здесь ведьма с козьей бородой, Тут остов чопорный и гордый | |
Градация | Цепь однородных членов с постепенным нарастанием или убыванием их смысловой или эмоциональной значимости | Я звал тебя, но ты не оглянулась Я слезы лил, но ты не снизошла | |
Аллюзии | Обозначение намека или указания на реальные исторические или литературные факты | Например, рассказ о 30 тысячах, за которые жена выкупила Свидригайлова, намекает читателям на цитаты из «Слова о сошествии Иоанна Крестителя во ад»: «Оценили меня в 30 сребреников» | |
Реминисценции | Присутствующие в художественных текстах «отсылки» к предшествующим культурно-историческим фактам, произведениям или их авторам. Реминисценциями могут стать цитаты или пересказ, названия произведений и прочее | Вторая строка стихотворения Мандельштама «Я список кораблей прочел до середины «(«Бессонница. Гомер. Тугие паруса») отсылает читателя ко второй песне «Илиады» | |
Тавтология | Повторение одинаковых или близких по смыслу и звуковому составу слов | Ой, полным-полна коробушка | |
Топос | Художественные образы открытых природных пространств,а также места разворачивания художественных смыслов | Русская земля в «Слове…» - это часть лесостепного пространства на юге Руси от Киева и до Курска | |
Фабула | Цепь событий, о которых повествуется в произведении, в их временной последовательности. Иными словами, фабула – «то, что было на самом деле», между тем как сюжет – «то, как узнал об этом читатель». Фабула может как совпадать с сюжетом, так и расходиться. | Сюжет и фабула расходятся, например, в романе «Герой нашего времени» | |
Синекдоха | Один из тропов, разновидность метонимии, основанный на переносе по количеству: 1) Называется часть вместо целого 2) Называется единственное число вместо множественного | Чичиков обращается к мужику: «Эй, борода». «И слышно было до рассвета Как ликовал француз» | |
Перифраз | Троп, обозначающий замену прямого названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их существенные черты | Царь зверей вместо лев, туманный Альбион вместо Англия | |
Метонимия | Вид тропа, в основе которого лежит перенос наименования по смежности | «Читал охотно Апулея, А Цицерона не читал» (автор и его произведение) Партер и кресла – всё кипит (предмет и человек) | |
Гипербола | Стилистическая фигура, состоящая в явном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления | Я видывал, как она косит: Что взмах – то готова копна. | |
Литота | Термин, обратный гиперболе. Намеренное преуменьшение | Мальчик с пальчик | |
Оксюморон | Стилистическая фигура, состоящая в намеренном сочетании несовместимых понятий | Ей весело грустить, такой нарядно обнаженной Живой труп | |
Синтаксический параллелизм | Сходное синтаксическое построение двух и более предложений или других фрагментов текста. | Когда умирают кони – дышат, Кода умирают травы - сохнут | |
Звукопись | Система звуковых повторов тех или иных элементов звукового состава: 1) Аллитерация – повторение одинаковых, однородных согласных 2) Ассонанс – повторение одинаковых гласных | 1) Лебедь уплыл в полумглу, Вдаль, под луною белея… Звучал булат, картечь визжала… 2) Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ли в многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. | |
Стихотворные размеры | |||
Ямб | Двусложный стихотворный размер, в котором ударение падает на второй слог | Учись у них – у дуба, у березы. Кругом зима. Жестокая пора! | |
Хорей | Двусложный размер, в котором ударение падает на первый слог | Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна | |
Дактиль | Трехсложная стопа, в которой ударным является первый слог | Тучи небесные, вечные странники! Степью лазурною, степью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную | |
Амфибрахий | Трехсложный размер, в котором ударным является средний слог | Гляжу, как безумный, на черную шаль | |
Анапест | Трехсложная стопа, в которой ударным является последний слог | «Мы с тобой бестолковые люди» | |
|
Поэт | Годы жизни | Характеристика творчества |
Ф. И. Тютчев | 1803 - 1873 | Природа для Тютчева – живое и одухотворенное существо, которое развивается, устремляясь к торжеству правды, добра, красоты, к мировой гармонии. Природа – это жизнь. У Тютчева исчезают барьеры между человеческими и природными мирами: страдания и радости природы становятся страданиями и радостями человека. Природа и человек в состоянии творческого развития, которое проистекает между Космосом и Хаосом. Хаос воплощает стихию бунта и разрушения. Космос – созидание, примирение, гармония. В стихах о природе можно выделить два направления – дневное и ночное (гармоническое и трагическое) |
А.А. Фет | 1820 - 1892 | Фет принадлежал к сторонникам «чистого искусства» и считал, что литература должна жить не гражданскими проблемами, что главной ценностью и целью поэта является красота. Поэзия не биографична, лирический герой не равен автору. Фет передает субъективное состояние лирического героя (природы), ощущение невнятное, сиюминутное. Поэтическая манера Фета импрессионистская. Музыкальность: звукопись, словесные повторы, индивидуальный ритмический рисунок, совпадают границы ритма и синтаксического членения. |
Н. А. Некрасов | 1821 - 1876 | Основные темы творчества: - крестьянская тема, тема народа - тема Родины сливается с темой народа - тема любви - назначение поэта и поэзии - гражданская поэзия Стихи Некрасова сюжеты. В них используются простые обороты и стилизация под крестьянскую речь. Некрасов показывает неэстетичные темы. В любовной лирике ярко выделяется панаевский цикл, в котором показаны сложные взаимоотношения двух сильных и талантливых личностей. В любовной лирике проявляется «проза любви»: споры, конфликты. Лирический герой видит не только достоинства, но и недостатки. Поэтический анализ чувства. |
И. А. Бунин | 1870 - 1953 | Ранняя лирика Бунина чаще пейзажная, обладающая конкретностью, точностью обозначений. Много слов, отражающих настроение, гармонию природы: запах, свет, цвет и ощущения. Преобладает чувство прекрасного и психологизм пейзажа. Любовь в лирике Бунина драматична, даже трагична. Любовь – великая бездна, загадочная и необъяснимая, сильная и мучительная. |
А. А. Блок | 1880 - 1921 | При всем отличии ранних стихотворений от последующих, поэзия Блока выступает как одно целое, как единое произведение, развернутое во времени, как отражение пройденного поэтом пути. Цикл «Стихи о прекрасной даме»: В этом цикле нашли отражение любовь молодого поэта к Л. Д. Менделеевой и увлечение философскими идеями Вл. Соловьева. Наиболее близко воспринял он тогда учение философа о существовании Души Мира, или Вечной Женственности, которая может примирить "землю" и "небо" и спасти находящийся на грани катастрофы мир через его духовное обновление. Идеи "двоемирия", сочетание материального и духовного воплотились в этом цикле через сложную систему символов. Не менее многопланов облик героини. С одной стороны она предстает как вполне реальная, "земная" женщина. С другой стороны - это небесный, мистический образ "Девы", "Зари", "Величавой Вечной Жены". Стихотворения на тему революции: Поэт ощущает свою сопричастность всему происходящему в тревожном, остро конфликтном мире повседневной жизни. Это прежде всего события революции, которую он воспринимал, подобно другим символистам, как проявление народной разрушительной стихии, как борьбу людей новой формации с ненавистным ему царством социального бесправия, насилия и пошлости. Характерно, однако, что лирический герой при всей солидарности с теми, кто выступает на защиту угнетенных, не считает себя достойным быть в их рядах: Помимо мотивов, связанных с революционными событиями, особое значение имеют стихотворения, где поэт развертывает образ Родины и подчеркивает свою неразрывную связь с ней. |
Белла Ахмадулина | Ахмадулина наиболее близка к романтической элегии. Она создала романтический вариант неоакмеизма. У Ахмадулиной всегда и обязательно «в начале было слово»: слово наполняет природу красотой и смыслом. Возникает оппозиция между миром, созданным магией слова, и реальностью. Лирическая героиня Ахмадулиной не совершает свой выбор, а остается «на пороге как бы двойного бытия» (Тютчев). У Ахмадулиной поэт как бы заменяет собой воспетый им мир. Создавая свои стихи, он непременно соотносит их с окружающим миром. Сочинение стихов не противоположно миру, а посвящено разгадке заложенных в него смыслов. «Манерный» стиль. В ее стиле всегда присутствует самоирония и трагический стоицизм. Мотив муки, пытки творчеством. Ахмадулина не скрывает страха перед трагической миссией поэта. |
Иосиф Бродский | Лауреат Нобелевской премии. Лирика Бродского начала 60-ч включает описательные и изобразительные элементы. В них отчетливо звучит элегический мотив одиночества, прощания с любовью. Глубинные переживания – мысли и чувства. Период с 1965 по 1972 был временем активного творчества, интенсивной разработкой его главных тем, углубления его художественного мировосприятия. Темы: духовная жизнь современного человека, вечная проблема любви и одиночества… В поэзии Бродского следует подчеркнуть широту ее проблемно-тематического диапазона, естественность и ограниченность включения в нее жизненных, культурно-исторических, философских пластов, реалий, ассоциаций. Обращают на себя внимание реализованные в поэзии Бродского богатейшие возможности ритмики, виртуозность его рифмы. Несомненна та роль, которую Бродский сыграл в окончательном снятии языковых ограничений и запретов, в расширении творческого потенциала, развитии языка современной русской поэзии. |
Андрей Вознесенский | Принадлежит в группе, называемой поэтами - «шестидесятниками». Для его творчества характерны своеобразные метафоры, в ассоциативное поле которых втянуты новейшие представления и понятия, рожденные веком НТР. Прямое преломление внешней реальности. С приметами НТР у Вознесенского соседствуют образы русской старины и великих художественных свершений, и отзвуки глобальных событий. |
М.А. Шолохов «Тихий Дон»
(первая книга опубликована в 1928, четвертая – 1940)
Проблематика романа | «Тихий Дон» - монументальное произведение о революционной эпохе. Шолохова интересовали судьбы народа и переломные моменты в его истории. Многоголосие народной жизни, множественность человеческих характеров, несущих в себе свойства времени, социальная среда и неповторимые черты личного своеобразия. Писатель широко развертывает панораму времени, чтобы обрести возможность познания движений человеческого сердца, уяснить истинный смысл событий, происходящих в казацком кулачестве. В «Тихом Доне» затрагиваются те события и решаются те проблемы, которые находились в поле зрения многих великих писателей. |
История создания романа | Роман-эпопея "Тихий Дон", наверное, самое загадочное произведение XX века, вокруг которого ведутся постоянные споры литературоведов. Как это ни прискорбно, но многие работы даже талантливых литературоведов посвящены не раскрытию своеобразия и образности языка "Тихого Дона", но обсуждению темы плагиата и непричастности Михаила Шолохова к созданию романа. Первоначальный замысел Шолохова охватывал лишь корниловский мятеж и назывался "Донщина", однако объяснить причины неудачи восстания без предыстории казачества ему действительно оказалось "не под силу". Первая книга "Тихого Дона" увидела свет на страницах журнала "Октябрь" в 1927 г., во многом благодаря Серафимовичу, сумевшему разглядеть в рукописи молодого автора великое произведение. В 1934 году, на пятом году трагедии коллективизации, Шолохов заканчивает четвертую книгу "Тихого Дона". Через некоторое время он принимает (обычное для автора) решение полностью ее переписать. Полностью переписать книгу удалось лишь в 1939 г. |
Эпичность | Шолохов поставил в центр эпического повествования такую социальную среду и героев, которые, казалось, не дают простора для глубокого философского осмысления эпохи и общечеловеческих проблем – жизнь простых тружеников деревни. Шолохов сумел увидеть в жизни простых неграмотных казаков такую силу страстей, нравственных идеалов, духовных поисков, такой сложный и богатый мир человеческих индивидуальностей, что через их труд, помыслы и трагедии показал характер самой революции и пути решения коренных общечеловеческих проблем. |
Картины природы в романе | В романе "Тихий Дон" М. Шолохов активно использует оригинальный прием сопоставления явлений из жизни природы и человека, когда нет прямых уподоблений, сравнений с помощью союзов "как" или "будто". Этот прием называется "психологический параллелизмом". И природное и человеческое органично, неразрывно связаны друг с другом. Однако понимание этого нисколько не умаляет человека. Напротив - оно возвращает его в вечное лоно природы и дает человеческой душе чувство несравнимого умиротворения. |
Быт и традиции в «Тихом Доне» | Повседневная жизнь, наполненная хозяйственными заботами, и события исторические выступают и конкретные обстоятельства, в которых действуют герои. Течение жизни хутора Татарского медленно и неторопливо. Игрища да лихие скачки, труд до горького пота в степи и рыбалка – вот чем наполнены дни. Шолохов рисует своеобразные нравы, закрепленные вековой традицией народные казацкие обычаи, детально показывает быт. Мы видим, как одеваются казак и казачка в будни и праздники, что требуется казаку на службу… Шолохов мастерски передает поэзию народного быта, очарование тех традиций, которые выбрал народ. Он не скрывает, что в некоторых народных обрядах и обычаях много грубого, иногда нелепого и даже унизительного. В песнях, в метком слове раскрываются живой ум, острая наблюдательность, эстетическая культура народа. Сквозь грубый быт, тьму предрассудков пробиваются ростки прекрасного и возвышенного. |
Мир семьи | В романе Шолохова показано несколько семей: Мелеховы, Коршуновы, Моховы, Листницкие. Однако лишь мелеховский курень является центром идейно-композиционным центром эпопеи. Мелеховы – прежде всего трудовая семья. Изображая ее, Шолохов не умалчивает ни о крутом нраве Пантелея Прокофьевича, ни о тяжкой доле женщины, ни о собственнических порядках. В изображении Шолохова «мелеховское» - это прежде всего высокие нравственные качества, ярко и сильно проявлявшиеся из поколения в поколение. В сложном и противоречивом единстве свойств, составляющих содержание характера и мировоззрения Мелеховых, Шолохов стремится найти то главное, что предвещает возможность их утверждения в условиях новой жизни. Семья Мелеховых испытала все этапы пути, пройденного казачеством в знаменательные годы. Она оказалась в центре событий, и это осложнило ее судьбу. В конце книги у порога мелеховского куреня остановился Григорий с Мишаткой. Эта сцена символична – за Мишаткой будущее. |
Судьбы людей, преломленные сквозь призму революции | В образной системе «Тихого Дона» важнейшая роль принадлежит персонажам, отражающим борьбу непримиримых сил – сил революции и контрреволюции. Кого бы Шолохов ни изображал – белогвардейца или коммуниста, казака или интеллигента, - он стремится как можно глубже погрузиться в его человеческую природу, постичь характер изнутри. Этот принцип изображения определил новаторскую сущность созданных писателем образов, воплощающих в себе полярные силы борьбы. Шолохов решительно от установившихся к тому времени канонов «положительного» и отрицательного». В «Тихом Доне» коммунисты представлены большим многообразием характеров – людей разных социальных биографий и жизненных судеб. По мере развития событий они играют все большую роль в сюжете. Очень сложный тип коммуниста создал писатель в образе Михаила Кошевого. Шолохов стремится нарисовать объемный, психологически многогранный характер человека, вырастающего на почве казачьей жизни, впитавшего его традиции и смело выступающего против всего злого, что таилось в старом укладе. Тем не менее, образ Кошевого в романе эмоционально скован. Воплощая в нем черты деревенского коммунизма, автор задумывается о перспективе его развития, возможности возобладания таких нравственных качеств. Шолохов срывает маски с генералов, иронически изображает политиканствующих претендентов на роль «спасителя России» типа Краснова и Чернецова. Эпическая картина была бы не полной, если бы писатель не раскрыл идейный крах и духовную деградацию той части дворянской интеллигенции, которая не приняла революции. |
Образ Григория Мелехова | Нелегко сложилась жизнь Григория Мелехова, трагически завершается его путь в «Тихом Доне». Шолохов не дает окончательного ответа на то, кто Григорий: жертва заблуждений, испытавший всю тяжесть исторического возмездия, или индивидуалист, порвавший с народом. Однако ни одна из этих концепций не охватывает образ в его целостности. События эпохи заставили Григория напряженно искать свое место в жизни. Проблема человека, вставшего «на грани в борьбе двух начал» воплощается в образе донского казака, в драматических изломах его жизненного пути и напряженных процессах его нравственной жизни. Григорий – натура богатая, эмоционально яркая и порывистая, обладающая избытком сил и своеобразным обаянием. Портретное описание Григория Мелехова тотчас же выделяет его среди других героев романа, а яркая, неординарная внешность, свидетельствующая о своеобразии характера, обещает Григорию непростую, наполненную терниями, но достойную судьбу. Первым серьезным испытанием для Григория стала его любовь к Аксинье. Познавший счастье настоящей любви, он чувствует себя пленником в мире патриархальных отношений и бросает вызов хутору, уходя в имение Листницких. Необузданный темперамент, гордое нежелание покорно подчиняться обстоятельствам составляют его индивидуальную психологическую основу. Приверженность истиной справедливости и понятием чести, в конце концов, отталкивает его и от красных, и от белых. Именно поэтому так проникновенно звучит в романе тема гуманизма, красоты человека, в сердце которого есть место и для любви, и для нежности к ребенку, и для тоски и привязанности к родному очагу. |
Женские образы в романе | Очарования и простоты исполнена в глазах писателя красота, свободная грация женщины-казачки. Рисуя ее портрет, писатель выделяет черты, связанные с идеалом прекрасного. Шолохов осуществляет принцип психологической трактовки характера, когда образ дается в развитии, с глубоким проникновением в скрытые пружины действий персонажа. В характере Натальи получили свое воплощение те высокие нравственные качества, своеобразная грация и красота, которые складывались в недрах народной жизни. Аксинья – натура более импульсивная и страстная, для которой любовь стала тем единственным, ради чего она бросает вызов всему хутору, тем, ради чего она расстается с привычным укладом. Другой примечательный образ в романе – образ матери Григория, Ильиничны. Она покоряет читателя мудрой проницательностью, милосердием и великодушием, она самоотверженна щедра в своем материнстве. Источник всего этого – народная нравственность, выработанная в условиях социальной обездоленности и нужды и пронесенная через века. На пороге смерти Ильинична показывает удивительные величие духа, самообладание и твердость. Предсмертные дни ее наполнены попечением о живых. Так, в некотором смысле символично завершается судьба женщины, олицетворяющей и скорбную, тяжелую долю казачки, и нетленную красоту нравственных ценностей. |