Иван ВИшЕнский
Сер. 16 века. Образован, начитан. В 70-е жил на Афоне в разн монастырях, был одно время отшельником.
«Письма» и «плач» - жанры. «Послание ко всем жителям вольской земли», «Послание ко всем, ушедшим от веры».
Резкая критика ВСЕГО в Речи Посполитой. «Все грех, все неправда, все коваство, все лжа».
Целый ряд образцов такой пламенной риторики.
Характ приемы: внушение с помощью эпитетов мысли об определ свойствах объекта. Любое обвинение неголословно в присутствии Бога.
Жанр думы.
Устная поэзия. Исполнялись кобзарями.
Школьная драма (сочинялась бурсаками). Литература мандривных (бродячих) дьяков (отчисл студентов).
(…)
Григорий (Юрий) Сковорода (1722-1824)
Философ русско-укр. Захватывающая биография.
Писали о нем как об укр Канте, основоположнике феноменологии, сопоставляли с Ломоносовым (был его современником). Есть версия, что Сковорода – прототип булгаковск Мастера. Еще Сковороду как-то назвали праотцом рок-культуры)))
Сковорода – воплощение человеч цельности.
По роду занятий – философ, по склонности – музыкант (вершина карьеры – регент церк хора при царском дворе), по работе – филолог. Преподавал пиитику и риторику. Автор учебников; работал в Киевской академии, в Харькове и Москве. Из профессии его однажды выгнали без права преподавания (конфликт с ректором-епископом). Проживание в имении Степана Помары (помещик, любитель интеллектуального), преподавал какое-то время его детям. За многочисл способности был причислен к миссии генерала Вишневского в Венгрию (послы к виноградникам, до которых была охотница императрица).
25 лет с момента конфликта с епископом Сковорода пешком путешествует по Украине, ведет странническую жизнь, нигде надолго не задерживается.
На могиле по завещанию написано: «Мир ловил меня, но не поймал».
Творчество Сковороды:
Музыкальное – самое малоизученное.
Литературное наследие: поэт сборник «Сад божественных песен» и «Харьковские басни».
Философское наследие (самое обширное) – трактаты: «Начальная дверь к христиан добронравию», «Наркис», «…О познании самого себя», «Разговор пяти путников об истинном счастье в жизни», «Разговор, называемый Алфавит, или Букварь мира». Диалоги: «Икона Алкивиатская», «Брань Архистратига Михаила с Сатаной…легко ли быть благим».
Философская система Сковороды – три мира: макрокосм (мир большой), микрокосм (человек) и мир символов. Каждый из этих миров имеет 2 стороны: видимое и невидимое, внешнее и внутреннее, явление и сущность. В симв мире – концентрированный опыт человечества, распознание человеком внутр закона бытия.
Экзистенц (бытийные) и соц выводы из работ Сковороды: 2 идеи: сродного труда и неравного равенства.
Идея сродного труда. Люди неодинаковы. У всех свои склонности и занятия в соотв-ии с этим. Единств источник человеч счастья – заниматься тем, к чему у тебя склонность. Человек и труд в идеале в родстве.
Самопознание человека – как самое важное занятие.
Идея неравного равенства. Образ двух кувшинов, большого и маленького. Придите с ними к источнику и наполните. В одном из них воды больше, но они одинаково полны. Это самое главное. Источник – Бог, кувшин – человек. Надо найти сродный труд, чтобы наполниться.
Себя Сковорода определял как нашедшего свое среднее обыкновенное место в мире.
Стихи С. похожи на поэзию русского рока)) как повторение исторического витка. «Харьк басни» иллюстрируют идею сродного труда.
Сковорода дал культуре новую мысль о человеке, его самостоянии, о праве человека определять смысл своей жизни и оценивать ее и дал личный пример возможности быть самим собой и пребывать при этом в гармонии.
Влияние на язык – введение в укр ц-славянизмов и латинизмов.
Создал для своего времени передовые поэтич системы.
С. о литре и поэзии: Литература - рационалистическая, имеет пламенно-агитационный характер (образно доносит мысль до читателя), ПС важнее ПВ. Литература смотрит на мир сквозь призму идей. -> развитие укр экспрессионизма.
!!!Читать! П. Котляревский, «Энеида»!
4.04.13 Семинар по Айтматову
Миф Традиция -> Память, тема родства поколений.
Искусство
Любовь
Жизнь (человека и природы)
Эволюция творчества. От повести к роману.
Усложнение мифа.
! «Плаха!»
Роль песни.
Тема смысла жизни – делать то, чего не делать ты не можешь, даже вопреки всему.
Планетарное мышление – апелляция к космосу, расширение границ (сознания, религии, мышления, философии).
Тип манкурта – героя, забывшего свое поколение – «Лицом к лицу».
След семинар – В.Быков
>Украина
И. П. Котляревский
(восстанови!)
Василь Быков (семинар, 18.04)
Военная экзистенциальная проза. Повести. Безнадежность. Истоки – в гуманистической классике (Толстой, Достоевский, Хемингуэй). Человек в состоянии беды. Трагизм случайностей. Негероические герои и их гибель. Произв-я: «Сотников», «Облава», «Дожить до рассвета».
Антигерои – Сотников, Ивановский, Агеев (роман «Карьер»), ГГ повести «Его батальон».
Гуманистический идеал в «Круглянском мосте» - Степка.
«Парность» образов. Сотников и Рыбак, Мария и Агеев. Неосуждаемое предательство в беде. Один в паре оказывается предателем.
Отношение к лейтенантской прозе. Быков выступал против героизации. Писатель-философ в ряду писателей-лейтенантов.
«Быковская повесть» как особый жанр. Повесть развернуто дает важный момент в жизни героя. Карасти (см. критику) настаивает на повторяемости и постоянстве быковского сюжета. Сам Быков отмечал особую атмосферу времени в своих произв-ях.? о предельном сужении пространства и времени. «Выстуженное пространство трагедии». Ловушка беды.
Человек перед лицом абсурда у Быкова. Отсутствие батальных сцен, отсутствие образа врага. Носители зла не на какой-то одной стороне, а везде (фашисты, полицаи, односельчане Федора из «Облавы» и т.д.) Убийственная этика войны в целом, противная человеческой природе.
Кинематографичность Быкова. Простроенный сюжет легко экранизируем.
Апокалипсис у Быкова. Конец света как переживание. Имплицитно явленная надежда? Изменения финалов, напр., повесть «Мертвым не больно».
16.05 (…)
Закавказье
Процессы распада. В 70-е – отток русс населения из нац республик. Смешанные браки – уменьшение числа с 70-х. Сов лит в 50-60-е в предчувствии серьезн изменений. Кто-то говорит об угрозе глобал войны, кто-то – об эколог кризисе, но все, так или иначе – о кризисе духовном.
Персонажи у Амераджиби:
Иона Каридзе, школьный учитель – идеал «положительно прекрасного человека». Его стремление всем помогать оборачивается всем во зло. Жизнь его вытесняет, ничего не получается. Остается вопрос:какой была бы жизнь, если бы не было таких, как Иона. Автор очищает праведность от практической стороны; праведность как болезнь, от которой только неприятности.
Анар – городской азербайдж писатель. Описание обихода и внутр мира просвещенного горожанина. Прим.: «Юбилей Данте» (оч груст текст). Героя не понимает ощущения бессмыслицы в мире, в котором все бесконечно повторяется.
Шалва Зарандия – «Дата Туташхиа»
Книга собрана из отд зарисовок о герое. Автор придумывает человека, который расскажет историю о легендар разбонике. Герои все разные. У каждого свой взгляд.
Параллели с «Иудой Искариотом» Андреева. У героя разбойника Даты есть брат-жандарм – как Иуда-двойник Христа. Брат Зорандия-полицай подталкивает Туташхиа к новым поискам и новым преступлениям. Туташхиа погибает, попав в предательскую ловушку из-за возлюбленной и сына.
Фазиль Искандер.
Абхаз. Писал по-русски. Тема его и национальна и интернациональна.
Среди важных событий связан с страшной грузино-абхазской войной. Искандер – гордость Абхазии, там он считался главным национ художником, хотя жил в Москве, а в Абх ездил отдыхать.
Сказочная повесть «Кролики и удавы» в разгар перестройки – пародия на сталинизм (удавы) и СССР эпохи застоя (кролики). В разгар перестроечной эйфории публикует эту книгу о невозможности истор прогресса в перестройку. Эта груст мысль выражена у Иск через сатиризацию тупиковости всех действующих в то время технологий.
«Созвездие Козлотура», 1966 г. – сатира на кукурузную компанию Хрущева. Повесть о журналистах и журналистике.
Искандер в свое время первым обозначил приход новой эпохи – информационной.
Самая большая работа об Искандере – «Смех против страха». Исключит юмор Искандера – выстраданный.
Стилевая манера – построение синтагм текста так, чтобы осветить проблему со всех сторон. Комизм – на избыточности референций. Есть один некий предмет, вокруг которого много-много слов. Эти слова создают свою своеобразную реальность. + и Искандера «Колчерукий», «Пиры Валтасара» и др., что найдем.
По отношению к предмету – столкновение классической и утилитарной логики. Ф. Искандер от одной определенности переходит к другой.
Грант Матевосян
Деревенщик. Но в отличие от русс деревенщиков негат тенденции, происходящие в деревне – результат внешнего насильственного влияния. Матевосян изучает мир деревни изнутри и у него все сложнее. Матевосян пытается смыслить феномен деревенщика.
Роман «Похмелье» - о приехавшем из деревни и щеголяющем этим.
Повесть «Буйволица» -душеспасительная книжка о жизни животных).