Первые 3 этапа ребенок проходит в раннем детстве (до 3 лет), в дошкольном возрасте он проходит две последние стадии.




 

36.Формирование грамматического строя речи в ходе онтогенеза.

Формирование грамматического строя речи (словоизменения, синтаксической структуры предложения) осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка.

А.Н.Гвоздев выявил следующую последовательность усвоения ребенком грамматических форм русского языка: число существительных - уменьшительная форма существительных - категория повелительности - падежи - категория времени - лицо глагола. Здесь очевиден путь от менее абстрактных грамматических формк более абстрактным, от простого, формального выражения грамматического значения - к более сложному.

А.Н.Гвоздев выделяет следующие периоды формирования грамматического строя речи:

1 период - период предложений, состоящих из аморфных слов корней, который включает два этапа:

1 этап однословного предложения (от 1г.3мес. до 1г.8мес.);

2 этап предложений из нескольких слов-корней (1г.8мес. до 1г.10мес.).

2 период - период освоения грамматической структуры предложения, состоящий из трех этапов:

1 этап формирования первых форм слов (1г.10мес. - 2г.1мес.);

2 этап использования флексионной системы языка (это словоизменение вообще, то же что и окончание) для выражения синтаксических связей слов (2г.1мес. - 2г.6мес.);

3 этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических выражений (2г.6мес. - Зг.);

3 период - период дальнейшего усвоения морфологической системы (3-7 лет).

Таким образом, к школьному возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.

 

37. Роль речи взрослых, обращенной к ребенку, в формирования речевой деятельности в онтогенезе.

Роль родителей в успешном овладении ребенком языком достаточно велика. Если речевое окружение и языковая среда не обеспечивают в полной мере потребности необходимой речевой практики ребенка, он оказывается не в состоянии усвоить язык в достаточном объеме. Реагируя только на содержание высказываний ребенка, родители редко исправляют грамматические ошибки его речи. В зарубежной психолингвистической литературе эта проблема — невнимание к грамматическим ошибкам в речи детей — получила название проблемы «негативных данных».

 

Другая «негативная» особенность общения взрослых с детьми состоит в том, что взрослые говорят с ними иначе, нежели в общении между собой. Так, спрашивая о возрасте (А сколько нам годиков?) или об имени ребенка (Как нас зовут?), взрослый использует уменьшительные суффиксы или обращается к ребенку с помощью «объединительного» место­имения «мы» Говоря с ребенком, взрослый может присесть перед ним на корточки и разговаривать неестественно высоким, как бы не своим голосом. Такого рода язык психолингвисты называют «родительским», или «нянькиным» языком.

В речи, адресованной ребенку, есть и некоторые особенности синтаксиса. В частности, используемые родителями фразы достаточно коротки и обладают простой структурой. Взрослый, обращаясь к ребенку, скорее будет использовать простые слова разговорного стиля речи (Собачка хочет пить водичку.), чем лексику книжного и тем более научного стиля.

Иногда в речи взрослых можно услышать фразы с временным несоответствием грамматических форм, например, «Сейчас мамочка дает Вовочке помидорчик», (вместо даст), а также «некорректное» использование имен собственных вместо местоимений (например, ребенок говорит про себя: Ваня даст Оле помидор.). Отсутствие личных местоимений в речи детей до двух лет как бы фиксируется на «периферии языкового со­знания взрослых», и они упрощают свою речь при общении с ребенком.

 

Говоря о лексике, отметим, что слова, которые употребляют взрослые в беседе с детьми, по своей семантике — слова обиходно-просторечного лексикона. Например, кушать (вместо есть или питаться) и т. д. Нередко взрослые, говоря с детьми, как бы обращаются к «семантическим примитивам». В одном случае они будут говорить менее «конкретно» (Посмотри, какая собачка красивая), в другом, наоборот, — стремятся использовать родовые наименования (Чудо, что за расписная посуда) вместо видовых (Посмотри, какая красивая красная чашечка). Кроме того, взрослые чаще говорят с ребенком о том, что происходит в непосредственной близости (Вон бабочка на цветочек села), а не об «удаленных» от ребенка предметах и явлениях, что также не способствует накоплению словаря слов с абстрактным значением.

 

Слова, с которыми взрослые обращаются к детям, достаточно часто содержат уменьшительно-ласкательные суффиксы (грибочек, стульчик, машинка, кошечка, птичка и т. п.). Они относятся лингвистами к разряду субъективно-оценочных. Ребенок от двух до четырех лет в своей игре и речи персонифицирует предметы и явления окружающего мира. Он как бы уподобляет предметы себе, выражая к ним доброе отношение.

 

Еще одна особенность «родительского» языка состоит в том, что взрослые говорят с детьми медленнее, делают больше пауз и изменяют тембр голоса. Кроме того, они делают акцентное логическое ударение на большем количестве слов, чем во «взрослой» речи. Такое утрированное произнесение имеет целью подчеркнуть важность говоримого и обратить внимание ребенка на то, что взрослый считает важным.

Матери, как правило, более внимательные и понимающие коммуникаторы, обеспечивающие максимум комфортного общения для ребенка. Зато отцы нередко лучше готовят детей к общению с незнакомыми взрослыми. Родители тем самым как бы дополняют друг друга. И одновременно, сами того не замечая, взрослые обучают ребенка языку и правилам речевого общения.

 

 

38.Предпосылки нормального развития речи.

Выделяют следующие предпосылки речевого развития ребенка

I. Биологические - нормальное развитие центральной нервной системы.

II. Социальные.

1. Положительные эмоции.

2. Потребность эмоционального контакта ребенка с близким человеком. Трехмесячный ребенок различает интонацию, реагирует на эмоциональные окраски.

3. Речевая среда - пример для подражания. Память ребенка заполняется языковым материалом, который еще пока неосмыслен. Первые значения слов, как звучащих комплексов, ребенок приобретает к 6 месяцам. В 5-6 месяцев происходит переход от гуления к лепету.

4. Физиологическое развитие органов речи: речевых центров мозга, памяти органов говорения. При нормальном развитии органов речи, чтобы речь развивалась по возрасту, необходима практика речи ребенком не менее двух часов в день говорения и три-четыре часа аудирования, т.е. необходимо слышать окружающую речь. Для нормального развития артикуляционного аппарата необходимо использовать сенситивный период говорения. Гибкость и пластичность органов говорения является до 7 лет.

 

В связи с психическим развитием детей выделяют следующие группы:

· от 0 до 1 года – младенческий,

· от 1 года до 3 лет – преддошкольный,

· от 3 до 7 лет – дошкольный,

· от 7 до 11 лет – младший школьный возраст.

 

В 1 год логопеды выделяют начало понимания ребенком речи, период предречевых голосовых реакций.
2 год – начало собственной активной речи, аграмматичной в своей форме, накопление словарного запаса.
3 год – освоение грамматического строя речи, совершенствование звукопроизношения, обогащение словаря.
4 год - освоение словообразовательных моделей, развитие связной речи, нормализация звукопроизношения.

5 год – развитие связной речи, возникновение способности выделять звук из слов, освоение простых форм звукового анализа.

3 – 7 лет. Ведущей деятельностью этого возраста является игра.

4 – 5 лет ребенок может прыгать на одной ноге.

5 – 6 лет ребенок может прыгать, бегать, попеременно прыгать на одной ноге. В этом возрасте совершенствуется мелкая моторика. Ребенок может рисовать дом, фигуру человека, может по образцу воспроизводить простые геометрические фигуры, лепить, застегивать пуговицы и шнуровать ботинки, вырезать картинки, написать по образцу цифры и буквы. Ребенок может складывать картинку, которую разрезали на 3 – 4 части. В 4 – 5 лет знает свой адрес, возраст, знает основные цвета, дифференцирует людей по полу. В 5 – 6 лет знает имена своих родителей, считает до 20. Складывает и вычитает в пределах 5. Сенситивный период речи. Активный запас слов достигает 3,5 тысяч слов. Формируется предметный, глагольный, слов признаков словарь. Формируются навыки словообразования. В 5 лет дети свободно пользуются сложноподчиненными предложениями, формируется монологическая речь. К 5 годам формируется фонематическое восприятие, осознание звуковой оболочки слова, т. е. дает готовность к усвоению грамоте.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: