Навигационно-гидрометеорологический очерк.




Черное море.

Острова. Северный вход в пролив Босфор опознается по отвесной внешней линии гор, расположенных на восточной стороне пролива; из них горы Айдос, Алем и Чаталдаг, приметные с расстояния более 30 миль, высоко поднимаются над другими горами на азиатском берегу. На западной стороне пролива Босфор горы и холмы кажутся одинаковой высоты.

На подходах в проливу Босфор с юга расположены Принцевы острова. У южного берега Мраморного моря вблизи входа в залив Бандырма находятся острова Мола. В западной части моря расположена группа островов, в которую входит наибольший из островов Мраморного моря – остров Мармара, а также острова Пашалиманы.

Вблизи южного берега моря между полуострова Бозбурун и Капыдаг находится остров Имралы.

Границы пролива Дарданеллы проходят по линиям, соединяющим мысы Хошкёй и Карабун насеверо-востоке и мысы Мехметчик и Енишехир на юго-западе.

Многочисленные острова, расположенные в Эгейском море, высокие. Значительное из количество вулканического происхождения есть острова, сложенные из белого мрамора. Одни острова поросли деревьями и кустарником и имеют очень живописный вид, а другие, обычно небольших размеров, лишены растительности. Остров Крит вытянут с востока на запад на 140 миль. По своей геологической структуре остров не отличается от складчатых гор полуострова Пелопоннес: он сложен из кристаллических сланцев и известняков. Остров горист; наибольшая высота его 2456 м; У северного берега острова имеется много бухт и гаваней; наилучшей в навигационном отношении является бухта Суда. Южный берег острова изрезан слабо и почти лишен мест, удобных для стоянки судов.

Плавание среди островов Эгейского моря несложно, так как они опознаются хорошо. Глубины вблизи островов большие, и подводных опасностей в многочисленных проливах и проходах между ними почти нет. Около островов находится много якорных мест, где можно укрыться от ветров и волнения.

Берега. Берега Черного моря омываются берегами Варны, Бургаса, Созопола, Приморско, Царево, Ахтопола и Синеморец.

Северный вход в пролив Босфор расположен между мысами Румели и Анадолу, а южный-между мысом Ахыркапы и защитными сооружениями гавани Хайдарпаша.

Европейский берег пролива Дарданеллы, представляющий собой юго-восточный берег гористого Галлипольского полуострова, преимущественно высок и пересечен отвесными ущельями. Холмы преимущественно покрыты кустарником. Азиатский берег пролива Дарданеллы сравнительно низкий, с широкой равниной, орошаемой множеством рек и ручьев, с плодотворной и хорошо возделываемой почвой, тянущейся на 30 миль к SE. На берегах пролива Дарданеллы расположено много населенных пунктов, наиболее крупными из них являются Гелиболук и Чанаккале, находящиеся соответственно на европейском и азиатском берегах.

Западный берег Эгейского моря сильно расчленен горными хребтами. Склоны гор покрыты вечнозелеными кустарниками, местами на них разбиты фруктовые сады; выше в горах растут сосновые и дубовые леса. Горные отроги образуют несколько далеко выступающих в море полуостровов, вытянутых в юго-восточном направлении и заканчивающихся характерными мысами.

Глубины, рельеф и грунт. Подходы к проливу Босфор с N глубоководны.

У Румелийского берега глубины по направлению к нему уменьшаются постепенно. Грунт на расстоянии 7 миль от этого берега жидкий ил, в 7 милях от него густой ил с битой ракушкой, в 3 милях – ракушка, а в 1 миле – песок.

Уменьшение глубин к Анатолийскому берегу происходит более резко, чем к Румелийскому берегу. Грунт здесь вязкий ил с мелкими круглыми раковинами, совершенно непохожими на битые ракушки у Румелийского берега; в 5 милях от берега грунт – ракушка, а в 1 миле – песок.

На протяжении 7 миль к NNE от входа в пролив Босфор грунт представляет собой песок и ракушку.

Глубины посредине пролива Босфор 20-100 м; грунт – ил. Подходы к проливу Босфор с S также довольно глубоководны.

К WSW от пролива Босфор коралловый грунт сменяется илистым, вблизи берега местами встречаются скала и песок. К S от пролива Босфор грунт преимущественно илистый и лишь перед самым входом в пролив песчаный. Берега пролива приглубы; опасностей в нем обнаружено мало.

Центральная и восточная части Мраморного моря глубоководны; в них имеются впадины с глубинами около 1200 м. Южная часть моря сравнительно мелководна; глубины в ней почти всюду менее 100 м. Опасностей в Мраморном море немного и располагаются они главным образом вблизи берегов. Равномерность изменения глубин у берегов Мраморного моря дает возможность заблаговременно определить приближение судна к берегу в плохую видимость. В северной части Мраморного моря грунт – песок, ил, ракушка и коралл, в средней – серый ил, а в южной – ил, песок и ракушка. Скалы встречаются у северо-западного берега моря, в заливе Эрдек, у полуострова Капыдаг, у острова много водорослей; на глубинах до 80 м встречается губка.

Пролив Дарданеллы глубоководен. Глубины в северо-восточной его части 20 -110 м, а в центральной и юго-западной 20 – 95 м. Грунт в проливе Дарданеллы преимущественно ил, местами песок и ил, песок и ракушка, скала.

Дно Эгейского моря отличается большой неровностью. Рельеф его в настоящее время не остается постоянным вследствие непрекращающихся тектонических колебаний. Хотя неровный рельеф дна Эгейского моря и не создает непосредственной опасности, для плавания, но все же исключает возможность использования глубин в целях, опознания места или уверенного сужденияо близости берега, когда последний окажется скрытым туманом.

Особые физико-географические явления. Берега Мраморного моря и проливов Босфор и Дарданеллы средствами навигационного оборудования обеспечены удовлетворительно.

На большинстве мысов, выступающих далеко в море, на некоторых островах и скалах установлены маяки, светящие знаки и огни.

В портах и в большинстве гаваней на пирсах, молах и волноломах зажигаются огни. Для ориентировки при ограниченной видимости в некоторых местах имеются звукозаписи установки. В водах района действует Система ограждения МАМС (региона А).

К особым физико-географическим явлением, которые следует учитывать при плавании в Эгейском море, следует отнести сейсмическую и вулканическую деятельность и миражи.

Режим плавания. Для плавания в проливе Босфор лоцманская проводка не обязательна. При следовании из Черного моря через пролив Босфор лоцмана можно взять при входе в пролив, а при Средиземного моря в Черное – в порту Чанаккале (в проливе Дарданеллы). Иногда при следовании в Черное море лоцмана берут в порту Стамбул.

В Мраморном море находятся района (полигоны) боевой подготовки кораблей (подводных лодок) военно-морского флота Турции.

На подходах к проливу Дарданеллы и в нем самом имеются многочисленные районы, запретные для плавания, постановки на якорь, лова рыбы, траления, водолазных работ и для судов с опасными грузами.

Порты и якорные места. У берегов Черного моря расположено много портов и гаваней, в которых можно укрыться от ветров и волнения всех направлений. Почти все заливы и бухты Черного моря вследствие небольшой извилистости береговой черты открыты ветрам с моря. Все же в некоторых из них можно найти хорошие места для якорной стоянки.

В проливе Босфор и на подходах к нему с Sрасположен крупнейший порт Турции – Стамбул. Важными портами в Мраморном море являются порты Бандырма. Порты Измит и Гёленджюк – военно-морские базы Турции. Наиболее крупный порт в проливе Дарданеллы – порт Чанаккале. В проливе Дарданеллы лучшие якорные места находятся в бухтах, вдающихся в его азиатский берег.

Лоцманская служба. Во все крупные порты Черного моря лоцманская проводка обязательна. Для плавания в проливе Босфор лоцманская проводка не обязательна. При следовании из Черного моря через пролив Босфор лоцмана можно взять при входе в пролив. Вызов лоцмана в любое время суток производится обычными сигналами до Международному своду. Подробные указания о лоцманах для каждой страны и каждого порта приведены в Правилах плавания и в Навигационном описании.

Лоцманская проводка в проливе Босфор обязательна для судов, следующих в порт (из порта) Стамбул, и для судов, следующих в порты (из портов) Мраморного моря. Лоцманская проводка для судов, следующих транзитом через пролив Босфор, необязательна, однако ввиду большого количества судов, сильного течения, а также множества береговых огней, из-за которых трудно обнаружить средства навигационного оборудования, рекомендуется брать лоцмана. Это рекомендуется особенно большим судам.

Лоцманская проводка для судов, следующих транзитом через проливы Босфор и Дарданеллы, необязательна, однако ввиду большого количества судов, сильного течения, а также множества береговых огней, из-за которых трудно обнаружить огни средств навигационного оборудования, рекомендуется брать лоцмана. Кроме того, лоцмана рекомендуется брать ночью, в плохую погоду, в ограниченную видимость, а также всем большим судам. Судам, идущие из Черного моря, заявку на лоцмана должны подавать через лоцманскую станцию Кавак, а суда, следующие из Эгейского моря, - через лоцманскую станцию Мехметчик. Заявку на лоцмана нужно подавать за 24 ч до подхода к проливам Босфор и Дарданеллы.

При заходе в порты и гавани Греции лоцманская проводка обязательна для всех судов и иностранных военных кораблей, кроме малых.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: