Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002г). Закон устанавливает систему природоохранного законодательства, основные принципы охраны окружающей среды, и объекты охраны окружающей среды. В законе зафиксировано право граждан на благоприятную среду обитания, установлен принцип платности использования природных ресурсов (раздел «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды»). Закон устанавливает принцип нормирования качества окружающей природной среды, порядок проведения Государственной экологической экспертизы и экологического контроля, возмещения причиненного вреда окружающей среде и т.д.
Вопросы охраны окружающей среды нашли отражение и в других законодательно-нормативных актах (ФЗ, СНиП, ОНД и Государственная система стандартов «Охрана природы»).
Студенту, при выполнении выпускной квалификационной работы, необходимо производить анализ состояния охраны природы в рамках разрабатываемой темы и разработать природоохранные мероприятия, которые включают:
1. Охрану атмосферного воздуха (выявление источников загрязнения и загрязняющих воздух компонентов, использование экобиозащитных средств: циклонов, пылеуловителей, фильтров, установок абсорбции, хемосорбции, термических дожигателей, каталитических реакторов и других). Произвести расчет выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и пыли.
2. Охрану воды, её рациональное использование - состояние источников воды и их надежность, санитарно-гигиеническая оценка воды, использование различных методов очистки сточных вод: механической очистки с помощью отстойников, песколовок и жировых уловителей, фильтров, гидроциклонов, флотационных установок; физико-химических методов очистки: электрофильтрационной установки, электрокоагулятора, установок реагентной очистки; биологической очистки с помощью полей орошения, фильтрации, биологических прудов, биологических фильтров, биологических реакторов для анаэробной переработки и т. д. Произвести расчет сбросов в загрязняющих веществ в водоемы.
|
3. Охрану и рациональное использование земель — меры по предотвращению на земельных площадях водной и ветровой эрозии, рекультивация нарушенных земель, предотвращение засоления и заболачивания земель.
Студенту-дипломанту необходимо проанализировать:
- как решены или решаются проблемы утилизации и захоронения твердых и жидких отходов?
- как внедряются малоотходные и ресурсосберегающие технологии?
- размеры ущерба от источников загрязнения и затраты на охрану окружающей среды. Данные по ущербу и затратам следует брать в бухгалтерии организации.
С учетом результатов анализа, студент приводит свои предложения по защите окружающей среды. Они могут быть сформулированы с учетом защиты от загрязнений воздуха, воды (надземных и подземных источников), почвы.
3 Защита населения и материальных ценностей в чрезвычайных ситуациях (ЧС).
Основополагающим документом, регулирующим вопросы организации работ по профилактике ЧС, порядок действий в ЧС и ликвидации их, является Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В этом документе определена единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС, основные принципы защиты населения и территорий, права и обязанности граждан, принципы социальной защиты пострадавших от ЧС, порядок финансирования и материального обеспечения мероприятий по защите населения от ЧС и т.д.
|
Кроме того, в порядке нормативно-технического документа разработана и действует система стандартов (БЧС) — «Безопасность в чрезвычайных ситуациях», включающая 10 групп стандартов. В этих стандартах разработаны все стороны деятельности формирований по профилактике и ликвидации последствий ЧС (безопасность объектов народного хозяйства; безопасность населения и продовольствия; безопасность животных и растений, воды; аварийно-спасательные средства и т.д.).
Дипломант, руководствуясь настоящим методическим указанием, вышеназванными документами, должен установить наличие на территории предприятия, организации, объекта проектирования или в зоне их расположения потенциально опасных объектов (химические, пожаровзрывоопасные, радиационноопасные, гидродинамически опасные), а также учесть стихийные явления, такие, как наводнения, масштабные пожары, ураганы, бури, смерчи и т.д., анализировать содержание мероприятий по их предупреждению на объектах. На основе анализа разработать мероприятия и рекомендации для обеспечения функционирования системы жизнедеятельности организации в ЧС.
Готовность предприятия и личного состава предупредить и ликвидировать последствия ЧС является определяющим фактором масштабов потерь и жизнеспособности в ЧС.