ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ
Психология ЯДА, ЯДП, ЯДН-11
Уч. год (3 семестр)
Преподаватель: Вдовина Н.А.
1. Психология как наука. Предмет, задачи, отрасли современной психологии.
2. Методология психологии. Методы психологического познания человека.
3. Психика человека как предмет системного исследования. Стадии и уровни развития психики и поведения животных.
4. Проблема человека в психологии. Человек как индивид, личность, субъект, индивидуальность.
- Общее понятие о личности. Структура личности. Основные психологические теории личности.
- Самосознание, его структурные компоненты. Понятие «Я – концепции» как результат процесса самосознания.
- Самооценка и уровень притязаний. Механизмы психологической защиты: сущность и характеристика.
- Понятие о темпераменте. Типы высшей нервной деятельности и типы темперамента. Свойства темперамента.
- Понятие о характере. Структура характера. Типы акцентуаций характера. Формирование характера.
- Способности человека: сущность, структура, виды. Способности и задатки: особенности взаимосвязи. Развитие способностей.
- Понятие о потребностно-мотивационной сфере человека. Направленность личности: сущность и психические проявления.
- Эмоции: сущность и функции. Эмоциональные состояния. Эмоции и чувства.
- Понятие о воле. Волевые качества личности, особенности их проявления.
- Ощущения: сущность и природа, виды, свойства, закономерности.
- Восприятие: сущность и природа, виды, свойства, особенности образа восприятия.
- Внимание: сущность, функции и виды внимания. Основные свойства внимания.
- Память: сущность, виды, процессы, типы, качества, закономерности и свойства памяти.
18. Мышление: сущность, функции, виды, формы, свойства и операции, качества ума. Творческое мышление.
19. Воображение: сущность, виды, функции, свойства. Приемы создания образов воображения.
20. Речь: сущность, виды и функции. Язык и речь. Мышление и речь.
- Деятельность: сущность, психологическая структура, виды, характеристика. Активность и деятельность.
- Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития психологии.
- Развитие психологии в период античности.
- Психологические теории Средневековья и эпохи Возрождения.
- Развитие психологических знаний в Новое время и эпоху Просвещения.
- Развитие психологии в XIX – XX веках. Становление психологии как самостоятельной науки.
27. Становление и развитие основных психологических теорий и направлений.
- Предмет, разделы, задачи возрастной психологии. Социально-историческая природа детства.
- Основные факторы, закономерности, условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития.
- Понятие о ведущей деятельности, социальной ситуации развития, основных новообразованиях, кризисах в психическом развитии ребенка.
- Психоаналитическая теория детского развития З. Фрейда.
- Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона.
- Учение Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка.
- Теория Л. Кольберга о возрастных особенностях нравственного развития ребенка.
- Культурно-историческая концепция психического развития Л. С. Выготского.
- Периодизация психического развития в концепции Д.Б. Эльконина.
- Характеристика психического развития младенца. Кризис одного года.
- Характеристика психического развития ребенка раннего возраста. Кризис трех лет.
- Характеристика психического развития ребенка дошкольного возраста. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника.
- Проблема психологической готовности детей к обучению в школе.
- Характеристика психического развития ребенка младшего школьного возраста. Кризис семи лет.
- Характеристика психического развития подростка. Кризис подросткового возраста.
- Характеристика психического развития в ранней юности. Кризис ранней юности.
- Психология молодости. Кризис молодости.
- Психологическая характеристика взрослого человека. Кризисы на этапе взрослости.
- Психологическая характеристика пожилого возраста. Старость как социальная и психологическая проблема.
47. Социальная психология как отрасль психологической науки. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии.
48. Методы социально-психологического исследования и воздействия.
49. Общение как обмен информацией. Вербальные и невербальные средства общения. Коммуникативные барьеры.
50. Общение как взаимодействие.
51. Общение как познание людьми друг друга. Социально-психологические эффекты восприятия.
52. Механизмы социальной перцепции: идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия, каузальная атрибуция.
53. Группа как социально-психологический феномен. Психологические характеристики группы.
54. Большие социальные группы. Характеристика стихийных групп и массовых движений.
- Этнопсихология. Психологические особенности этнических групп.
- Социально-психологические особенности малых групп. Классификация малых групп.
- Стадии и уровни развития группы.
- Изучение ученической группы. Методики, направленные на изучение ученической группы. Интерпретация и представление результатов исследования.
59. Лидерство и руководство. Стили лидерства.
60. Групповая совместимость и групповая сплоченность.
61. Феномены группового давления и конформизма.
- Проблемы личности в социальной психологии. Социализация личности.
- Факторы, механизмы, стадии, институты социализации.
- Социальная установка и реальное поведение.
- Определение, виды и функции конфликтов.
66. Структура, динамика конфликта. Типы поведения личности в конфликте.
67. Управление конфликтом: прогнозирование, предупреждение, регулирование. Способы разрешения конфликтов.
68. Педагогическая психология в системе психологической науки. Предмет, задачи и структура педагогической психологии.
69. Специфика применения методов исследования в педагогической психологии.
70. Характеристика основных видов научения. Психологические механизмы научения.
71. Взаимосвязь обучения и развития. Уровни детского развития.
- Учебная деятельность: психологическая сущность, функции, структурные компоненты.
73. Обучаемость и обученность. Критерии обучаемости и уровни обученности.
74. Мотивы учебной деятельности, виды, проблема формирования.
- Психологическая сущность развивающего обучения.
76. Традиционное обучение, его особенности и проблемы.
77. Психологическая сущность программированного обучения.
78. Психологическая сущность и организация проблемного обучения, этапы его протекания.
79. Теория поэтапного формирования умственных действий.
80. Психологические проблемы школьной отметки и оценки.
81. Психологические причины школьной неуспеваемости.
82. Психологические основы воспитания. Теории воспитания.
83. Механизмы воспитания и психолого-педагогические условия их применения.
84. Семья как персональная среда воспитания ребенка. Особенности и стили семейного воспитания.
85. Основные типы нарушений семейного воспитания. Этапы и содержание их коррекции.
86. Педагогическая деятельность: психологические особенности, структура, механизмы. Индивидуальный стиль педагогической деятельности.
87. Психология личности учителя. Педагогические способности, профессионально-значимые качества. Направленность личности педагога.
- Проблемы профессионально-психологической компетенции и профессионально-личностного роста.
- Педагогическое общение. Стили педагогического общения.
90. Понятие педагогического конфликта и педагогической ситуации. Особенности, причины и методы разрешения педагогических конфликтов.