Преподаватель: Вдовина Н.А.




ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ

Психология ЯДА, ЯДП, ЯДН-11

Уч. год (3 семестр)

Преподаватель: Вдовина Н.А.

1. Психология как наука. Предмет, задачи, отрасли современной психологии.

2. Методология психологии. Методы психологического познания человека.

3. Психика человека как предмет системного исследования. Стадии и уровни развития психики и поведения животных.

4. Проблема человека в психологии. Человек как индивид, личность, субъект, индивидуальность.

  1. Общее понятие о личности. Структура личности. Основные психологические теории личности.
  2. Самосознание, его структурные компоненты. Понятие «Я – концепции» как результат процесса самосознания.
  3. Самооценка и уровень притязаний. Механизмы психологической защиты: сущность и характеристика.
  4. Понятие о темпераменте. Типы высшей нервной деятельности и типы темперамента. Свойства темперамента.
  5. Понятие о характере. Структура характера. Типы акцентуаций характера. Формирование характера.
  6. Способности человека: сущность, структура, виды. Способности и задатки: особенности взаимосвязи. Развитие способностей.
  7. Понятие о потребностно-мотивационной сфере человека. Направленность личности: сущность и психические проявления.
  8. Эмоции: сущность и функции. Эмоциональные состояния. Эмоции и чувства.
  9. Понятие о воле. Волевые качества личности, особенности их проявления.
  10. Ощущения: сущность и природа, виды, свойства, закономерности.
  11. Восприятие: сущность и природа, виды, свойства, особенности образа восприятия.
  12. Внимание: сущность, функции и виды внимания. Основные свойства внимания.
  13. Память: сущность, виды, процессы, типы, качества, закономерности и свойства памяти.

18. Мышление: сущность, функции, виды, формы, свойства и операции, качества ума. Творческое мышление.

19. Воображение: сущность, виды, функции, свойства. Приемы создания образов воображения.

20. Речь: сущность, виды и функции. Язык и речь. Мышление и речь.

  1. Деятельность: сущность, психологическая структура, виды, характеристика. Активность и деятельность.
  2. Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития психологии.
  3. Развитие психологии в период античности.
  4. Психологические теории Средневековья и эпохи Возрождения.
  5. Развитие психологических знаний в Новое время и эпоху Просвещения.
  6. Развитие психологии в XIX – XX веках. Становление психологии как самостоятельной науки.

27. Становление и развитие основных психологических теорий и направлений.

  1. Предмет, разделы, задачи возрастной психологии. Социально-историческая природа детства.
  2. Основные факторы, закономерности, условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития.
  3. Понятие о ведущей деятельности, социальной ситуации развития, основных новообразованиях, кризисах в психическом развитии ребенка.
  4. Психоаналитическая теория детского развития З. Фрейда.
  5. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона.
  6. Учение Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка.
  7. Теория Л. Кольберга о возрастных особенностях нравственного развития ребенка.
  8. Культурно-историческая концепция психического развития Л. С. Выготского.
  9. Периодизация психического развития в концепции Д.Б. Эльконина.
  10. Характеристика психического развития младенца. Кризис одного года.
  11. Характеристика психического развития ребенка раннего возраста. Кризис трех лет.
  12. Характеристика психического развития ребенка дошкольного возраста. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника.
  13. Проблема психологической готовности детей к обучению в школе.
  14. Характеристика психического развития ребенка младшего школьного возраста. Кризис семи лет.
  15. Характеристика психического развития подростка. Кризис подросткового возраста.
  16. Характеристика психического развития в ранней юности. Кризис ранней юности.
  17. Психология молодости. Кризис молодости.
  18. Психологическая характеристика взрослого человека. Кризисы на этапе взрослости.
  19. Психологическая характеристика пожилого возраста. Старость как социальная и психологическая проблема.

47. Социальная психология как отрасль психологической науки. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии.

48. Методы социально-психологического исследования и воздействия.

49. Общение как обмен информацией. Вербальные и невербальные средства общения. Коммуникативные барьеры.

50. Общение как взаимодействие.

51. Общение как познание людьми друг друга. Социально-психологические эффекты восприятия.

52. Механизмы социальной перцепции: идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия, каузальная атрибуция.

53. Группа как социально-психологический феномен. Психологические характеристики группы.

54. Большие социальные группы. Характеристика стихийных групп и массовых движений.

  1. Этнопсихология. Психологические особенности этнических групп.
  2. Социально-психологические особенности малых групп. Классификация малых групп.
  3. Стадии и уровни развития группы.
  4. Изучение ученической группы. Методики, направленные на изучение ученической группы. Интерпретация и представление результатов исследования.

59. Лидерство и руководство. Стили лидерства.

60. Групповая совместимость и групповая сплоченность.

61. Феномены группового давления и конформизма.

  1. Проблемы личности в социальной психологии. Социализация личности.
  2. Факторы, механизмы, стадии, институты социализации.
  3. Социальная установка и реальное поведение.
  4. Определение, виды и функции конфликтов.

66. Структура, динамика конфликта. Типы поведения личности в конфликте.

67. Управление конфликтом: прогнозирование, предупреждение, регулирование. Способы разрешения конфликтов.

68. Педагогическая психология в системе психологической науки. Предмет, задачи и структура педагогической психологии.

69. Специфика применения методов исследования в педагогической психологии.

70. Характеристика основных видов научения. Психологические механизмы научения.

71. Взаимосвязь обучения и развития. Уровни детского развития.

  1. Учебная деятельность: психологическая сущность, функции, структурные компоненты.

73. Обучаемость и обученность. Критерии обучаемости и уровни обученности.

74. Мотивы учебной деятельности, виды, проблема формирования.

  1. Психологическая сущность развивающего обучения.

76. Традиционное обучение, его особенности и проблемы.

77. Психологическая сущность программированного обучения.

78. Психологическая сущность и организация проблемного обучения, этапы его протекания.

79. Теория поэтапного формирования умственных действий.

80. Психологические проблемы школьной отметки и оценки.

81. Психологические причины школьной неуспеваемости.

82. Психологические основы воспитания. Теории воспитания.

83. Механизмы воспитания и психолого-педагогические условия их применения.

84. Семья как персональная среда воспитания ребенка. Особенности и стили семейного воспитания.

85. Основные типы нарушений семейного воспитания. Этапы и содержание их коррекции.

86. Педагогическая деятельность: психологические особенности, структура, механизмы. Индивидуальный стиль педагогической деятельности.

87. Психология личности учителя. Педагогические способности, профессионально-значимые качества. Направленность личности педагога.

  1. Проблемы профессионально-психологической компетенции и профессионально-личностного роста.
  2. Педагогическое общение. Стили педагогического общения.

90. Понятие педагогического конфликта и педагогической ситуации. Особенности, причины и методы разрешения педагогических конфликтов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: