ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Об экологии сегодня говорят дома, в школе, по радио и телевидению. В наши дни общественность серьезно озабочена проблемой экологического образования и воспитания людей. Экологическое мировоззрение должно стать определяющим в обществе. В условиях современной экологической ситуации особенно остро стоит вопрос воспитания экологической культуры учащихся в образовательных учреждениях. Мир природы удивляет и восхищает многообразием и красотой форм, красок, запахов, доставляет людям радость и является источником творческого вдохновения.
Данная программа намечает основные направления, тематику и ориентиры поиска решения экологических проблем, создает оптимальные условия для творческого развития обучающихся, их гражданского становления, удовлетворения их социальных запросов. В последние время экология леса подвергается сильному антропогенному воздействию: жители перестали следить за чистотой улиц; лес засоряется мусором; водоемы используются не по назначению. Активность учащихся в этой работе поможет им осознать свою личную ответственность за будущее своей земли.
Программа направлена на воспитание экологической культуры, развитие творческих способностей, воображения, фантазии, эмоциональной отзывчивости.
"Знатоки леса" - программа творческого объединения, которая способствует развитию нестандартного пространственного мышления, вкуса, умения логически мыслить, расширять кругозор.
1.1. Актуальность программы «Знатоки леса» обусловлена важностью внешкольной природоохранной работы на современном этапе, необходимостью знать и изучать родные места, понимать целесообразность взаимоотношений подрастающего поколения с окружающей средой.
|
1.2. Отличительные особенности программы: Особенностью программы является комплексный подход, неразрывная связь теории и практики, что, несомненно, повлияет на круг интересов воспитанников.Программа «Знатоки леса» направлена, прежде всего, на формирование исследовательских умений и навыков воспитанников на основе краеведения, формирование элементарных профессиональных умений и навыков. Данная программа интегрирует дисциплины: экологию растений, геоэкологию, краеведение.
1.3. Объем программы – 19 часов. Возраст учащихся: 6-15 лет
Срок реализации программы – 1 месяц.
Формы обучения: с применением дистанционных форм обучения.
Особенности организации образовательного процесса: групповые занятия,
количество обучающихся в каждой группе 10 человек.
Формы проведения занятий: Занятия проводятся по группам.
Дистанционные (в т.ч. самостоятельные) занятия.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: 5 раза в неделю,
По 1 часу.
Квалификация педагога соответствует профилю программы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основная цель программы
Цель программы:
Углубленное изучение природы родного края, ее ресурсов, а также воспитание экологически грамотного поведения в природе.
2.2 Задачи программы:
Образовательные:
- Углубить простейшие экологические понятия и навыки.
- Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе.
|
- Обучить постановке опытов и обработке полученных результатов.
- Углубить знания о растительном и животном мире ХМАО-Югры
Личностные:
- способствовать развитию личности ребенка в целом;
- уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения.
-усовершенствовать мышления, творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и последовательно;
- сформировать экологическую культуру, любовь к природе;
-развить познавательный интерес, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
Метапредметные:
-сформировать способность и готовность к использованию, творческих, экологических знаний и умений в повседневной жизни, учебе в школе;
- развить мотивацию к изучению экологии в целом, способствовать развитию самостоятельности, мировоззрения и нравственной позиции. Выражение своих мыслей полно и точно;
- научить формулировать и аргументировать свое мнение.
2.3.Планируемые результаты:
Знать:
- приёмы постановки опытов и экспериментов;
- способы ориентирования на местности;
- характеристики леса как природной системы;
-многообразие растительного и животного мира ХМАО-Югры
- особо сохраняемые природные территории.
-правила поведения в лесу
уметь:
- сравнивать растительные сообщества леса;
- наблюдать изменения в природе, изменения среды обитания под влиянием деятельности человека;
- оценивать влияние антропогенного фактора на виды, экосистемы и принимать решения по их охране.
2.4. Формы контроля результатов:
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:
|
– тестирование; творческие задания; проекты;
– викторины; конкурсы;
– интеллектуальные игры;
– выставки творческих работ учащихся.
Методические материалы
Методическое обеспечение программы.
- методы обучения (словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично- поисковый, исследовательский, игровой, проектный и др.)
- методы воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
− формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая;
− формы организации учебного занятия - беседа, выставка, игра, конкурс, мастер-класс, наблюдение, практическое занятие, презентация, экскурсия,
− педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология
группового обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология, технология адаптивной системы
− дидактические материалы – раздаточные материалы, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.
2.6 Содержание учебного плана.
№ | Наименование разделов | Всего | Теория | Практика | Форма контроля |
1.1. | Вводное занятие или письмо SOS от жителей леса. | Беседа, практическая работа | |||
1.2. | Компас Тайги. | Практическая работа | |||
1.3. | Лесное «Поле Чудес» | Практическая работа | |||
1.4. | Дружинники леса | Творческая работа | |||
1.5. | Растительный и животный мир ХМАО-Югры. | Практическая работа | |||
1.6. | «Красная книга ХМАО-Югры». | Творческая работа |
Вводное занятие. 2ч
Теория. Вводное занятие. Что такое лес? Значение леса в природе и жизни человека. К чему может привести уничтожение лесов? Леса отступают под натиском человека
Практика: Экскурсия в лес(виртуальная), знакомство с Берендеям (дух повелителей лесов и растительности), послание на берестяной грамоте.
Компас Тайги. 4ч
Теория. Лес как природная система Земли Экологические природные системы. Лес ХМАО-Югры. Практика. Прохождение логического квеста «Вместе весело шагать по лесным просторам». игра- викторина «Лесные Робинзоны», практическое занятие «Составь экологическую цепочку».
Лесное «Поле Чудес ». 4ч
Теория. Про зеленые леса и лесные чудеса. Ориентирование на местности. Звуки леса. Лесные предсказатели погоды
Практика. Практическое занятие «Шишка, как барометр погоды», угадай «Звуки природы». «Найди отличие». Кроссворд «Я турист». практическое занятие «Бумага в домашних условиях».
Дружинники леса. 2ч
Теория Человек помогает лесу? Кто такие лесники? Знакомство с работой лесничества. Правила поведения в лесу.
Практика. Экологическая игра «Вредные советы», нарисовать экологический знак.