Связь психологии и педагогики с философией




ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Реферат

По дисциплине История горной науки

(наименование учебной дисциплины согласно учебному плану)

 

Тема: Роль и место дисциплины «философия» в учебном процессе

Автор: студент гр. БТБ-19 Агеева К.С

(подпись) (Ф.И.О)

 

ОЦЕНКА:

E ZholAsOtKoikHrT1cpKwsJWs53/BONgb2+4vuMtJKGU67HmlhuoI49DBCBw6+xNwqI9Qlh7934BH RLrZ6DCCldDG/a7tgxW8r9870OuOFlyaart0+7HD603ODV9a/Dxuxwl++B8sfgAAAP//AwBQSwME FAAGAAgAAAAhAHy8cOzdAAAACAEAAA8AAABkcnMvZG93bnJldi54bWxMj0FPg0AQhe8m/ofNmHiz SzFAQ1maquFm0lg96G3LToGUnSXs0uK/d4wHe5z3Xt58r9jMthdnHH3nSMFyEYFAqp3pqFHw8V49 rED4oMno3hEq+EYPm/L2ptC5cRd6w/M+NIJLyOdaQRvCkEvp6xat9gs3ILF3dKPVgc+xkWbUFy63 vYyjKJVWd8QfWj3gc4v1aT9ZBbvX3XL75Yb0+JkkU/I0VvLFV0rd383bNYiAc/gPwy8+o0PJTAc3 kfGiV7CKM04qiLNHEOzHWcrC4U+QZSGvB5Q/AAAA//8DAFBLAQItABQABgAIAAAAIQC2gziS/gAA AOEBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAh ADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAh ADxFlSAWAgAAVwQAAA4AAAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRycy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0AFAAGAAgA AAAhAHy8cOzdAAAACAEAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAcAQAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAA BAAEAPMAAAB6BQAAAAA= " strokecolor="black [3213]" strokeweight="1pt"> Дата:

 

ПРОВЕРИЛ: доцент Дмитриев П.Н

(должность) (подпись) (Ф.И.О)

 

 

Санкт-Петербург

2019 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ИСТОРИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 4

ИЗВЕСТНЫЕ ФИЛОСОФЫ... 5

СВЯЗЬ С ДРУГИМИ УЧЕБНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ.. 7

ПРЕДМЕТ РАССМОТРЕНИЯ, УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ... 9

ФОРМЫЗАНЯТИЙ.. 10

КОМПЕТЕНЦИИ.. 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 12

БИБЛИОГРАФИЯ.. 13

 

ВВЕДЕНИЕ

Все изучаемые нами учебные дисциплины являются главными инструментами для формирования компетенций, не исключением в этом списке является и мною выбранная для реферата дисциплина «Философия», которую мы будем проходить на втором курсе. Чтобы лучше понимать термин «Философия», обратимся к его определению.

Существует множество определений философии. Например, философия‒дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Другой вариант: философия‒ форма общественного сознания, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах бытия и месте человека в мире.

Термин "Философия" состоит из двух греческих слов "philia" (любовь) и "sophia" (мудрость), т.е. переводится как любовь к мудрости. Считается, что это слово впервые употребил древнегреческий философ Пифагор в 6 веке до нашей эры.

Философ стремится найти ответы на извечные вопросы человеческого бытия, которые остаются актуальными во все исторические эпохи: Кто мы? Куда мы идем? В чем смысл жизни?

Чтобы лучше понимать, с чем мне предстоит иметь дело на протяжении всей работы с рефератом, я поставила определённую цель.

Цель моего реферата: изучить роль и место дисциплины «философия» в учебном процессе, узнать историю её появления, вклад значимых философов мира в данную науку, а также провести связь между другими учебными дисциплинами в образовательной программе всех курсов и выяснить, какими компетенциями мы будем с её помощью владеть в дальнейшем.

 

 

 

 

ИСТОРИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Философия возникла в древности, в первых классовых обществах Древнего Египта, Вавилонии, Индии, Китая, но наибольшего расцвета достигла на первом этапе в античном мире – в Древней Греции и Древнем Риме. Однако это произошло в этих странах независимо друг от друга. Философия возникла в данных регионах на базе мифологии. Мифологические представления способствовали формированию предфилософии, а затем и собственно философии. В других странах философия возникла позднее и развивалась на базе уже имеющихся философских знаний.

Зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания (когда эти знания стали приходить в противоречие с традиционными верованиями). Социальной предпосылкой возникновения философии явилось разделение труда между членами общества, в частности, отделение умственного труда от физического.

Предмет философии изменялся по мере накопления знаний о мире, по мере развития самого философского знания, в тесной связи с общественно-исторической практикой. Вначале философия была нерасчлененным учением, не дифференцированным на отдельные отрасли знания, и включала в себя всю совокупность знаний о мире (астрономических, математических, географических, исторических, медицинских и др.). Это была так называемая натурфилософия, а первые философы были натурфилософами, то есть и философами и естествоиспытателями одновременно.

Постепенно возникли самостоятельные отрасли знания, такие как математика, астрономия, медицина и другие. Происходило развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и течения. Сформировались такие философские дисциплины, как онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика (наука о формах правильного мышления), философия истории, этика, эстетика.

 

ИЗВЕСТНЫЕ ФИЛОСОФЫ

Аристотель (древнегреческий философ, 384 г. до н. э. -322 г. до н.э.) ‒ один из самых выдающихся философов, который не боялся быть новатором и смело говорил о своих взглядах и убеждениях. Он оказал влияние не только на современников, но и на философов нашего времени. Аристотель утверждал, что весь мир держится на системе иерархии, а ее вершиной является человек. В Средневековье христиане использовали эту теорию, обосновывая человека главным творением Бога, отчего он несет ответственность за все свои действия и жизнь на земле. Ученый считал, что человек должен быть интеллектуальным и обязан всячески развивать свой ум, ведь интеллект – самый большой потенциал, который дан человечеству. Помимо этого, как утверждал Аристотель, полноценный человек должен быть добрым, ведь именно желание оказать помощь ближнему и отражает суть человека.

Цитаты: «Нравственный человек многое делает ради своих друзей и ради отечества, даже если бы ему при этом пришлось потерять жизнь», «Корни образования горькие, но плоды сладкие».

Конфуций (551 г. до н. э. — 479 г. до н. э.) ‒ китайский мудрец, принесший религию, которая стала основой государственного управления, культуры и политики огромной страны. Хотя он активно защищал идею неоспоримости власти императора, в тот же момент утверждал, что властитель должен быть честным, что уважение подданных необходимо заслужить с помощью добрых поступков, а не силой и угрозами, ведь власть не должна опираться на страх. Конфуций разработал теорию золотого правила: не делай другим того, чего бы не хотел получить в свой адрес. Он расширил эту теорию в сторону добродетели и сказал, что в человеческой природе есть стремление к добру, и именно к нему должен стремиться каждый из нас.

Цитаты: «Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим», «Мудрый человек не делает другим того, чего он не желает, чтобы ему сделали».

Платон (древнегреческий философ,428 г. до н.э. — 348 г. до н.э) утверждал, что тело и душа – это две отдельные сущности. С помощью тела мы способны воспринимать красоту (а она не истина, по его уверениям) и справедливость (которая тоже относительна). Душе дана возможность познавать мир без опоры на шаблоны и общепринятые ценности. Учение Платона оказало влияние на христианство, объясняя разницу между душой и телом. Идеей мыслителя был призыв к тому, чтобы мы смотрели на этот мир с собственной точки зрения, а не через призму сформированных взглядов и навязанных стереотипов общества. Именно в познании мира идей Платон видит единственный путь к пониманию мира и его законов. Этот путь пролегает не вовне, а в самом человеке. Развитие добродетелей: мужества, мудрости, умеренности, справедливости — позволяет душе подниматься к миру идей, схватывая суть вещей. Сила же, ведущая нас по этому пути — любовь, дающая крылья. Платон учит, что все мы можем выйти из «пещеры» к свету идей, поскольку способность видеть свет духовного Солнца (то есть созерцать истину и мыслить) есть в каждом, но, к сожалению, мы смотрим не в том направлении.

Цитаты: «Любовь не в том, кого любят, а в том, кто любит», «Мышление ‒ это язык, который душа ведет с собой».

Сократ (470 — 399 гг. до н. э.) ‒ величайший философ, воспитавший целую плеяду учеников – основателей философских школ, но заявлявший, что «знает, что ничего не знает». Сократ считал, что мудрость заключена не в глубоких познаниях, а в следовании даймону – внутреннему голосу, голосу души, совести. Он не навязывал истину, лишь помогал ученикам найти ее самим в собственной душе. Встреча с Сократом становилась для человека встречей с самим собой. Его простые вопросы и в наши дни заставляют многих переосмысливать свою жизнь.

Цитаты: «Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!», «Загляните в свои собственные души и найдите в них искру правды, которую боги поместили в каждое сердце и из которой только вы сами сможете раздуть пламя».

 

 

СВЯЗЬ С ДРУГИМИ УЧЕБНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ

Чтобы лучше понимать связь философии с учебными дисциплинами, обратимся к общественно-социальным дисциплинам первого и второго курса, а именно, как философия связывает дисциплину "История" с науками о поведении сообществ людей в форме дисциплин "Психология и педагогика", "Социология и политология":

Связь психологии и педагогики с философией

В числе первых сложились связи педагогики с философией и психологией, которые и сегодня являются необходимым условием развития педагогической теории и практики.

Существуют научные проблемы, которые рассматриваются с позиции как психологии, так и философии. К ним относятся такие проблемы, как понятие личностного смысла и цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и другие.

Кроме того, в самой психологии есть вопросы, которые невозможно решить экспериментальным путем. При столкновении с подобного рода проблемами психологи вынуждены обращаться к философии и тем самым пользоваться умозаключениями, которые им предлагают представители смежной науки. К числу традиционных междисциплинарных проблем, в данном случае философско-психологических, относятся проблемы сущности и происхождения человеческого сознания, природы высших форм человеческого мышления, влияния общества на личность и личность на общество, методологические проблемы психологии.

Психология долгое время развивалась в рамках философии, и выделение ее в самостоятельную науку не могло означать полной автономии. Необходимо также подчеркнуть, что есть проблемы, решение которых возможно только при совместном участии психологов и философов. К таким проблемам относятся, например, проблемы эпистемологии науки о познании человеком окружающего мира. Современная психология и философия до сих пор развиваются в тесном единстве, взаимодополняя друг друга. Наблюдается интеграция и взаи­мопроникновение знаний этих наук на теоретико-методологическом уровне.

Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали ракурс педагогического поиска и служили ее методологическим основанием.

Трактовки связей философии и педагогики носили достаточно жесткий оппозиционный характер. С одной стороны, педагогику считали «полигоном» для приложения и апробации философских идей. В этом случае ее рассматривали как практическую философию. С другой стороны, неоднократно предпринимались попытки отказаться от философии в педагогике.

Сегодня общепризнанной является методологическая функция философии по отношению к педагогике, что является вполне правомерным и обусловливается самой сущностью философского знания, мировоззренческого по своей природе, и решаемым задачам осмысления места человека в мире, выявления его взаимоотношений с миром. От системы философских взглядов, которых придерживаются исследователи педагогики, зависит направление педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса.

Кроме того, методологическая функция философии по отношению к любой науке, в том числе и педагогике, проявляется в том, что она разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания. Процесс получения педагогического знания подчиняется общим закономерностям научного познания, изучаемого философией. Философия является и теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций. Педагогика не может приобрести статус науки путем экспериментирования и обобщения опыта без их философского обоснования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: