Демидовские чугунные мосты, отлитые в Нижнем Тагиле на их средства для Петербурга (пять мостов)




Разговор зашёл о демидовских местах в Северной Пальмире. «А ещё у нас есть Демидов мост…», — сообщил он, — «Его купил для города один из ваших Демидовых». Кстати сказать, весьма распространённое мнение среди жителей Петербурга, да и не только Петербурга. Столь же распространённое, сколь и неверное.

Но, так уж получилось, что Демидов мост, соединяющий берега канала Грибоедова, к самим Демидовым имеет весьма отдалённое отношение.

Демидов мост


В начале XVIII века на месте нынешнего Демидова моста находился деревянный мост, носивший в то время название Малый Саарский, так как через него проходила дорога на Саарскую мызу (Царское Село). В 1834 -1835 годах на месте этого деревянного моста, по проекту инженеров Е. А. Адама и П. П. Базена, на средства муниципалитета, был выстроен однопролетный арочный чугунный мост. Официально, этот мост получил название «Банковский», так как рядом было расположено здание Земельного банка.
Но вблизи моста находился большой земельный участок, купленный Демидовыми. Обыватели, не верившие в ту пору тому, что городские власти могут построить что-нибудь без привлечения частного капитала, решили, что мост появился благодаря уральским заводчикам, и прозвали его Демидовым мостом. Народное название быстро вытеснило официальное, и хотя с ним долгое время боролся тогдашний министр финансов России Егор Францевич Кранкин, это название вскоре появилось и на картах города…

Однако, в Санкт-Петербурге имеются несколько мостов, построенных на средства Демидовых, и изготовленных на тагильских заводах. Истории о них рассказывают разные красивые легенды.

На деле, появление в Петербурге тагильских мостов было обусловлено одним обстоятельством: планом реконструкции города, который разрабатывал санкт-петербургский военный губернатор, генерал-лейтенант Александр Дмитриевич Балашов, а воплощал в жизнь его преемник – Сергей Кузьмич Вязмитинов.

Портрет А. Д. Балашова (худ. Джордж Доу)

Согласно этому плану в Санкт-Петербурге было введено административное деление на 12 частей, а территория города была расширена за счёт образования Нарвской части. Так же были начаты работы по благоустройству города и ремонту дорог, одеты в гранит берега реки Мойки и началась замена деревянных мостов через реки и каналы.

В начале XIX столетия многие видные купцы и заводчики, сколотив капитал в провинции и на окраинах России, стремились обосноваться в Петербурге. Демидовы уже имели свои дома и учреждения в городе, но не прочь были расширить свои владения. Но получить хорошее место под строительство, можно было, лишь приняв участие в благоустройстве Петербурга «содействием или капиталами». Зная это негласное правило, Николай Никитич Демидов предложил свои услуги губернатору: «…готов принять обязательства по изготовлению, доставке и установке пяти мостов чугунных для замены оными вышедших в негодность по ветхости…» Балашов тут же вызвал Демидова на аудиенцию. Там, рассматривая эскизы будущих мостов, которые подготовил художник Котляров, Николай Никитич и Александр Дмитриевич обсудили детали сделки.

Одним из первых было решено заменить Красный мост, что находился по Средней Першпективе — улице Гороховой, которая вела к Адмиралтейству.


Красный мост (открытка конца XIX в.)

…Красный мост появился на Мойке в 1717 году, и первоначально представлял собой деревянную разводную конструкцию. В 1737 году мост был перестроен: в пролетном строении моста была сделана узкая, всего около 70 см, щель, которая закрывалась съемными щитами и предназначалась для пропуска мачтовых судов. Со дня своего рождения и до 1778 года этот мост назывался Белым, так как ежегодно красился в белый цвет. Но в один прекрасный весенний день 1778 года мост был покрашен краской, имеющей красный оттенок. Новый окрас понравилась горожанам, и скоро мост был переименован в Красный.

В 1808 году инженер В. И. Гесте предоставил генерал-губернатору Петербурга проект арочного, однопролётного железного моста. Этот проект и был выбран для изготовления Красного моста,
работы по замене которого начались в том же 1808 году. Но установлен он был лишь в 1814 году: сначала завершению работ помешала война, в которой Демидов принимал непосредственное участие, потом заграничный поход…

Красный мост (фото наших дней)

В период с 1953 по 1954 года чугунные конструкции моста были заменены стальными, но в целом, Красный мост сохранился до наших дней в первоначальном своем виде.

Вторым демидовским мостом в Питере стал Ново-Московский мост через Обводной канал. Мост строился по проекту инженеров В. И. Гесте и П. П. Базена, принят к изготовлению в 1808 году, но работы по его возведению закончились лишь в 1816-м, по тем же причинам, что и у его «старшего брата». Ново-Московский мост, стал первой постоянной переправой через Обводной канал. Он представлял собой чугунное, арочное строение с каменными опорами, облицованными гранитом. Кстати, облицовка опор гранитом тоже осуществлялась за счёт Демидова.


Ново-Московский мост (фото наших дней)

Ново-Московский реконструировался четырежды: в 1908-м, 1941-47, 1961 и 1967 гг., и поэтому демидовского в нём сохранилось немного…

Ещё одним «демидовским» мостом в Петербурге является легендарный Поцелуев мост, весьма необычное название которого, породило не мало романтических легенд. Согласно одной из них, в XVIII веке, когда городской границей являлась набережная Мойки, на Поцелуевом мосту со своими возлюбленными прощались люди, покидавшие город. Другая легенда гласит, что недалеко от Поцелуева моста находилась тюрьма, и арестанты, прощались на нем со своими близкими.

Поцелуев мост (открытка конца XIX в. издательства А. В. Суворина)

Третья — более романтичная: говорили, что на этом мосту устраивали свои тайные свидания влюбленные, которые по каким-то причинам были вынуждены скрывать свои чувства от родни или окружающих. В последние годы, эту версию пытались использовать представители ЛГБТ-сообщества Петербурга в ходе дискуссий с депутатами местного Заксобрания.

Надо сказать, что возникшие в прошлые века легенды о Поцелуевом мосте, нашли свое отражение в реальности нашего времени. Развивающийся городской фольклор произвел на свет множество примет, так или иначе связанных с этим мостом. Например, считается, что счастье озарит путь тех влюбленных, которые поцелуются на мосту, а еще лучше – под ним. Причем от длительности поцелуя напрямую зависит продолжительность счастливого времени. Современная петербургская свадьба ни в коем случае не может обойтись без этого ритуала, ведь молодожены обязательно должны пройти или проехать по Поцелуеву мосту, причем начать поцелуй следует на одном берегу Мойки, а закончить – на другом. Кроме того, существует поверье, что при расставании близких людей, прощание их на этом мосту обязательно ускорит встречу, и уехавший человек обязательно вернется. О Поцелуевом мосту сложено немало стихов, он фигурирует и в песнях.

Поцелуев мост (почтовая открытка начала ХХ вв.)


Но все эти красивые легенды рушатся о суровую правду жизни.
В XVIII веке близ моста находилось царёво кружало, которое к концу столетия изрядно обветшало и было продано купцу Поцелуеву. Новый владелец не стал менять профиль заведения, и открыл в нём кабак, который назвал «Поцелуем». Первое время «Поцелуй» проводил довольно агрессивную рекламную политику, привлекая посетителей других питейных домов. Одной из «фишек» кабака была чарка водки «на посошок», выдаваемая бесплатно. Правда, для этого страждущему надо было по-брежневски облобызать целовальника. Существовали и другие способы стимулирования потреблять именно в «Поцелуе». Так, постоянным клиентам выдавались медные бляхи (а позднее – записки), по которым в лавках купца Поцелуева можно было получить фунт, два или более муки, пряники, конфеты. Кабак быстро стал очень популярным, но это сразу сказалось на криминальной обстановке в округе. Кроме того, прилегающие территории, включая мост через Мойку, оказались загаженными мусором и нечистотами. В конце концов, городские власти вынудили купца закрыть кабак.

До 1738 года, на месте Поцелуева моста находился Цветной мост. Он был деревянным, и состоял всего лишь из нескольких досок, переброшенных горожанами через реку Мойку. Но, не смотря на свою примитивность, мост был подъемным. Через 20 лет мост был модернизирован и перестроен для транспортного проезда. В ходе реконструкции он стал трехпролетным, имеющим каменные опоры, но всё ещё деревянным.

Поцелуев мост (фото наших дней)


В 1816 году Поцелуев мост был заменён арочным, чугунным и однопролётным. Изготовление его производилось на тагильских заводах…

«Демидовским» мостом в Питере считается и Семеновский мост, перекинутый через Фонтанку в 1717 году, и получивший свое название из-за находившихся неподалёку казарм лейб-гвардии Семеновского полка. В 1738 году Семеновский мост был перенесен и установлен в том месте, в котором он располагается и по сей день. А через полвека мост был полностью перестроен, и сделан трехпролетным.

Семёновский мост (открытка нач. ХХ в.)


Спустя 118 лет, Семёновский мост был реконструирован по проекту инженера Ф. И. Энрольда. В ходе этой реконструкции гранитные башни моста были снесены, а разводной пролет и каменные своды были перекрыты металлическими балочными конструкциями со сплошными стенками.


Семёновский мост (фото наших дней)

Но Семёновский мост появился в Петербурге уже в те времена, когда демидовской империей управляли Анатолий и Аврора Карловна. А куда делись ещё два моста из пяти обещанных Николаем Никитичем генерал-губернатору Балашову?..

Вопрос этот долгое время «висел в воздухе». Одно время существовала версия, что оставшиеся два моста утонули во время сплава по Чусовой или Каме, но документальных подтверждений тому так и не было найдено…

По другой версии, Н. Н. Демидов поссорился с генерал-губернатором Петербурга, и прекратил участвовать в реконструкции города. Якобы Сергей Козьмич Вязмитинов посчитал, что уральский заводчик и «миллионщик» мог бы дать городу гораздо больше. И не только городу – в биографии Вязмитинова были эпизоды, связанные с взятками, за что однажды его даже выдворили из армии в отставку.


С. К. Вязмитинов (худ. О. Кипренский, 1819 г.)

Согласно этой версии, у Сергея Кузьмича с Демидовым вышла размолвка, которая очень скоро переросла во взаимную неприязнь. И, когда дело вновь коснулось благоустройства Петербурга, и губернатор в очередной раз напомнил Николаю Никитичу о данном некогда обещании, тот, со свойственной ему прямотой, отписал Вязмитинову: «…не будучи обязанным Вам лично ничем, смею заметить, что наши благодеяния Санкт-Петербургу производились исключительно по возможностям нашим, ныне ж мы таковых не имеем, а будем ли иметь впредь неведомо…»

В пользу этой версии некоторые историки относили появление чугунного моста в Нижнем Тагиле.


Известно, что на территории нижнетагильского завода, помимо известного всем Зелёного моста через вешняковый канал, был построен ещё один мост, которым был перекрыт особый канал, проложенный в старое русло реки для отвода отработанных вод. Известно, что в 1812 -1814 гг. деревянные сваи, перекрытия и настил моста были заменены чугунными. Чуть позже, проезжая часть моста была огорожена красивыми чугунными перилами. В тридцатых годах ХХ столетия мост подвергся реконструкции, в результате которой дорожное полотно было поднято более, чем на метр, да так, что засыпанными оказались и перила моста. Таким образом, мост, прозванный в народе Чугунным, перестал был мостом, но зато оказался надёжно законсервированным на века.


Одно время считалось, что Чугунный мост является одним из тех мостов, которым было отказано в петербургской прописке по причине ссоры Демидова с Вязмитиновым…

Наконец, в начале «нулевых» появилась третья версия, основанная на документах из личного архива российского инженера и архитектора Василия Ивановича (Вильяма) Гесте, который был автором типового проекта одноарочного моста, разработанного для Петербурга. По этому проекту были построены Зелёный, Красный, Синий, Поцелуев мосты через Мойку, и Александровский мост через Введенский канал. В документах и письмах Гесте неоднократно упоминалось, что все чугунные мосты этого проекта, кроме Синего, были изготовлены на нижнетагильском заводе Н. Н. Демидова, и установлены на его же средства.

Получалось, что Зелёный и Александровский мосты и есть те самые четвёртый и пятый мосты, которые Николай Никитич Демидов вызвался поставить в Петербург.

Найти Зелёный (в прошлом – Полицейский) мост в Питере не составляет труда: он соединяет собой Казанский и 2-й Адмиралтейский острова через реку Мойку в Центральном районе Санкт-Петербурга. По нему проходят многие туристические маршруты.

Полицейский (Зелёный) мост (худ. В. С. Садовников, 1830 г.)

 

 


Зелёный мост (фото наших дней)

А вот, тех тагильчан, кто захочет отыскать в городе на Неве Александровский мост, ждёт разочарование. Александровский мост, именовавшийся сначала Малосемёновским, был ликвидирован в ходе реконструкции Ленинграда в 1970-м…


Александровский мост через Введенский канал(Ленинград, фото 1930 г.)

…В заключении надо сказать, что питерские мосты, в том числе и «демидовские», уже давно служат источником вдохновения для местных художников, которые пишут с них картины, и с удовольствием продают всем желающим.

https://vsenovostint.ru/2014/02/25/tagilskie-istorii-zheleznyie-bratya-po-peterburgu-tagilskomu/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: