Показатели оценки подготовленности учащихся




Лекция 6. Организация контроля на уроках информатики

Контроль и оценка – это компоненты процесса диагностики. Для выяснения всех обстоятельств того, как протекает процесс обучения, осуществляют диагностику его результатов. Различают диагностику успеваемости и обучаемости. Нас в первую очередь интересует диагностика успеваемости. Она включает контроль, проверку, оценивание и анализ.

Функции контроля

Контроль в процессе обучения выполняет следующие функции:

– проверочную – свидетельствует о достижениях учащегося;

– обучающую – предполагает повторение, закрепление, осмысление, обобщение, применение, усовершенствование знаний и умений;

– развивающую – способствует развитию познавательных возможностей учащегося за счет напряженной умственной деятельности, обостренных внимания, памяти, мышления, воображения;

– воспитательную – затрагивает эмоциональную сферу личности, дисциплинирует, воспитывает ответственность за результаты, организует;

– методическую – отражает работу учителя, используется для ее усовершенствования.

Требования к организации контроля: планомерность и систематичность; объективность; всесторонность; индивидуальность; экономичность; педагогическая тактичность, доброжелательность.

Виды контроля. Для проверки результатов учебной деятельности учащегося могут быть использованы следующие виды контроля: текущий, промежуточный (периодический), итоговый.

Текущий контроль может быть поурочным и тематическим. Осуществляется в соответствии с дидактической целью к уроку.

Промежуточный (периодический) контроль проводится для проверки уровня усвоения учащимися учебного материала за длительный промежуток времени в соответствии с учебной программой (в конце четверти, триместра или полугодия).

Итоговый контроль может проводиться по решению администрации школы для определения уровня усвоения учебного материала учащимися за год, за курс обучения.

Промежуточный и итоговый контроль учебных достижений учащихся подчинены требованиям Единого орфографического режима учреждений общего среднего образования. Проверочная работа включает, как правило, теоретические и практические задания, которые должны выявлять уровень владения знаниями и умениями по предмету и быть посильными учащимся. Недопустимо включать в проверочные работы задания, которые выходят за рамки требований образовательного стандарта и учебной программы. Основная часть теоретических заданий должна быть основана на материале, изученном не позднее двух последних месяцев перед контрольным мероприятием.

Формы организации контроля. Различные виды контроля могут осуществляться в устной, письменной или практической форме и в их сочетании, а также в форме компьютерного тестирования. Вид и форма проверочной работы определяются в зависимости от целей, этапа обучения, особенностей учебного материала.

На уроках информатики обычно проводят самостоятельные, практические и контрольные работы. Для текущего контроля можно использовать контролирующие программы и программы-тесты. Такой контроль должен показать степень усвоения базовых знаний, уровень сформированности умений и навыков, подготовленность к восприятию последующего материала.

Содержание контроля. При проведении текущего тематического, промежуточного и итогового контроля учащимся предъявляется совокупность заданий всех уровней сложности учебного материала. Содержание заданий может соответствовать определенному уровню следующим образом:

Уровень 1 (низкий, рецептивный) – определение взаимнооднозначного соответствия, выбор правильных ответов из предлагаемого набора.

Уровень 2 (удовлетворительный, рецептивно-репродуктивный) - определение, формулирование терминов, процессов.

Уровень 3 (средний, репродуктивно-продуктивный) – вопросы на сравнение, классификацию понятий, процессов, операций.

Уровень 4 (достаточный, продуктивный) – выполнение типового задания, описание технологии его реализации. Анализ готовых алгоритмов, моделей.

Уровень 5 (высокий, продуктивный, творческий) – выполнение задания без указания учителем способа и путей решения.

Приведенный материал «О контроле результатов учебной деятельности учащихся и их аттестации (методические рекомендации по учебным дисциплинам)» отражен в «Настаўніцкай газеце» ад 29 кастрычніка 2002 года.

Смысл и роль оценивания. Согласно словарю Ожегова, отметка – это обозначение оценки знаний учащихся. Оценка – суждение о ценности, уровне или значении кого или чего-либо.

В разных странах существуют разные оценочные системы. Например, в Финляндии самую высокую оценку могут заслужить не более 5% учащихся, в Германии – только 3% школьников, которые проявляют необыкновенные способности, оригинальность мышления и абсолютную самостоятельность. В Австрии высшую оценку – пять баллов – можно получить на двух уровнях: повышенном и пониженном. Учащиеся в зависимости от успеваемости могут с одного такого уровня переходить на другой и, в свидетельстве об образовании обязательно записано, на каком уровне были получены оценки.

Оценку мы используем для того, чтобы выразить результаты контроля знаний и умений учащихся. Оценка предусматривает выставление отметки и выражение оценочных суждений о степени усвоения учащимся знаний и умений. Отметка является количественным показателем оценки, а оценочные суждения – качественным выражением оценки.

Требования к оценке знаний и умений учащихся:

– объективность – отражение реального уровня усвоения учащимся учебного материала по программе;

– индивидуальный характер – фиксация результата индивидуального уровня знаний конкретного учащегося;

– гласность – оглашенная оценка воздействует на ученика и на класс, позволяя соотнести знания и умения с требованиями;

– обоснованность – характеристика ответа (его содержания, объема, осмысленности, логичности построения) в сравнении с нормами. При оценивании учитель сравнивает, сопоставляет выявленные знания и умения с требованиями программы, с другими ответами этого же ученика и его товарищей.

Виды отметок. Различают итоговую и текущую отметки. Итоговая характеризует достижения учащегося в целом, уровень его обученности. Текущая – фактически служит педагогическим инструментом, который регулирует взаимодействие учителя и ученика в учебном процессе. С помощью текущей отметки учитель показывает учащемуся уровень его конкретных достижений, усилий. Цель такой отметки – стимулирование дальнейшей деятельности. По текущей проверке можно в большей мере судить о стараниях ученика, его прилежности, но трудно сделать заключение об общем развитии учащегося. Именно поэтому итоговая отметка не должна быть средней арифметической текущих отметок.

Критерии оценки учебных достижений учащихся. При выставлении отметок ориентируются на желаемый результат обучения. С ним сопоставляют достигнутый, реальный результат. При этом учитываются показатели:

– полнота – количество программных знаний об изучаемом объекте;

– глубина – совокупность сознательных существенных связей между соотносимыми знаниями;

– оперативность – количество ситуаций или способов, в которых учащийся может применить те или иные знания;

– прочность – безошибочная актуализация и использование знаний при ответе на вопросы или решении задач;

– сознательность – понимание внутренних закономерностей, проникновение в сущность фактов, явлений, процессов.

Также принимаются во внимание культура речи, степень активности и самостоятельности, регулярность подготовки, личное отношение к предмету.

Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по информатике. При оценивании результатов учебной деятельности учащихся по информатике учитывают совокупность усвоения теоретических знаний и сформированности практических умений.

При оценивании теоретических знаний руководствуются следующими критериями: 1) владение фактическим программным учебным материалом, изложение его с использованием терминологии по предмету; 2) проявление познавательной активности, самостоятельности, творчества, умение отвечать на нестандартные вопросы.

При оценивании практических умений руководствуются следующими критериями: 1) выполнение правил техники безопасности и норм поведения в кабинете информатики; 2) усвоение приемов работы с компьютером и программным обеспечением; 3) умение применять приобретенные знания на практике, использовать справочную информацию; 4) уровень самостоятельность при работе, творческий подход к ее выполнению.

Оценка уровня учебных достижений учащихся должна учитывать также отношение ученика к предмету, его активность и целенаправленность при изучении предмета.

Показатели, которые влияют на отметку (ошибки, ситуации). Оценка работы ученика зависит от наличия и характера ошибок, допущенных при ответе на вопрос или при выполнении практического задания. Различают ошибки несущественные, существенные и грубые.

Ошибку следует считать грубой, если она свидетельствует о том, что учащийся не владеет основными знаниями и умениями, которые определены учебной программой. Примеры грубых ошибок: неумение подготовить компьютер к работе, запустить программное средство, загрузить файл.

Ошибку следует считать несущественной, если она свидетельствует о недостаточном усвоении знаний и сформированности умений или об отсутствии знаний и умений, которые в соответствии со школьной программой не считаются основными. Это чаще всего неполное раскрытие содержания или незавершенность выполнения практического задания. При выполнении практического задания существенной считается грубая ошибка, которая была допущена только в одной из нескольких аналогичных ситуаций. К существенным ошибкам относят ошибки, которые приводят к неправильному результату выполнения задания и связаны с недостаточным усвоением знаний и умений по учебной программе. Все остальные ошибки считаются несущественными.

К несущественным принадлежат ошибки, которые не искажают смысла ответа теоретической части или не влияют на правильность выполнения практического задания: неряшливое оформление, не самая рациональная запись, описки (ошибки в письменном тексте, выполненные по невнимательности).

В каждом конкретном случае вопрос о несущественной, существенной или грубой ошибках решается учителем в соответствии с требованиями к усвоению материала на определенном этапе обучения.

При оценивании учитывается самостоятельность учащегося при исправлении ошибок. Помощь педагога в ликвидации несущественных ошибок заключается в указании на конкретную ошибку без анализа причины ее возникновения. Ошибка считается самостоятельно ликвидированной учащимся, если он находит и исправляет ошибку после указания учителем на ее наличие.

В показателях оценки используются такие характеристики, как знакомая, частично измененная и незнакомая ситуации.

Под знакомой ситуацией понимают ситуацию, аналогичную той, которую рассмотрел учитель на уроках вместе с учащимися. Частично измененная ситуация – аналогичная рассмотренной, но требующая дополнительного анализа ее учеником. Незнакомая ситуация – ранее не рассматривающаяся, для анализа которой учащемуся достаточно знаний и умений в соответствии с учебной программой. Достижения учащихся в исследовательской работе или предметной олимпиаде, творческие работы необходимо оценивать в соответствии с уровнем свободного владения и оперирования учебным материалом.

Десятибалльная система оценки. Для оценки результатов учебной деятельности учащихся используется десятибалльная система. Нормы оценки знаний на уроках информатики приведены на страницах «Настаўніцкай газеты» ад 2 верасня 2003 года. При оценивании выполненной учащимися работы высокий уровень знаний и умений оценивается 9 – 10 баллами, средний – 6 – 8 баллами, удовлетворительный – 3 – 5 баллами, низкий – 1 – 2 баллами. Оценка осуществляется с учетом уровней усвоения учебного материала учащимися.


Показатели оценки подготовленности учащихся

Балл Показатели оценки
  Узнает изучаемый объект, понятие, процесс по очевидным признакам
  Различает объекты, понятия, процессы из предлагаемого набора; узнает программное обеспечение при предъявлении его в готовом виде; допускает несущественные ошибки и исправляет их с помощью учителя
  Фрагментарно воспроизводит программный учебный материал наизусть; формулирует понятия информатики, описывает процессы без их объяснения; выполняет отдельные практические действия при работе с изучаемым программным обеспечением в соответствии с данной инструкцией; допускает несущественные ошибки и исправляет их с помощью учителя
  Воспроизводит большую часть учебного материала наизусть; формулирует понятия информатики, описывает процессы без их объяснения; полностью выполняет практические действия при работе с изучаемым программным обеспечением в соответствии с данной инструкцией; допускает несущественные ошибки и исправляет их с помощью учителя
  Сознательно описывает изучаемые объекты и процессы; последовательно излагает значительную часть учебного материала; выполняет практические действия при решении задач в знакомой ситуации по образцу (при решении типовых задач); допускает несущественные ошибки и исправляет их с помощью учителя
  Сознательно описывает и объясняет изучаемые объекты и процессы; последовательно излагает учебный материал; приводит собственные примеры; выполняет практические действия при решении задач в знакомой ситуации по образцу (при решении типовых задач); допускает несущественные ошибки и исправляет их с помощью учителя
  Применяет теоретические знания для решения практических задач в знакомой ситуации; анализирует полученные результаты; выделяет главное в учебном материале; допускает несущественные ошибки и исправляет их с помощью учителя
  Применяет теоретические знания для решения практических задач в знакомой ситуации; анализирует полученные результаты; анализирует алгоритм решения задачи; выделяет главное в учебном материале; допускает несущественные ошибки и исправляет их самостоятельно
  Применяет теоретические знания для решения практических задач в частично измененной ситуации; применяет свои подходы при решении стандартных задач; допускает несущественные ошибки и исправляет их самостоятельно
  Свободно применяет теоретические знания для решения практических задач в незнакомой ситуации; предлагает рациональные способы решения задач

Выставление оценок. Результаты учебной деятельности учащихся оцениваются от низшего до высшего балла независимо от уровня изучения учебного предмета (базового, повышенного, углубленного).

При оценивании текущих проверочных работ, содержащих задания только одного уровня, рекомендуется использовать тестовую систему. Общий балл выводится в зависимости от процента правильных ответов.

При оценивании тематической работы рекомендуется придерживаться следующего подхода. Выполнение каждого задание определенного уровня оценивается баллами в соответствии с показателями оценки подготовленности учащихся (с учетом наличия и характера допущенных ошибок). Балльный интервал оценивания одного задания для каждого уровня следующий: для 1-го уровня – 0 – 2 балла, для 2-го – 0 – 4 балла, для 3-го – 0 – 6 баллов, для 4-го – 0 – 8 баллов, для 5-го – 0 – 10 баллов.

При выставлении итоговой оценки за работу баллы, набранные за каждое задание, суммируются. Для выставления отметки используют таблицы соответствия отметки и суммарного балла, набранного учеником.

Таблица соответствия строится для каждой конкретной проверочной работы в зависимости от количества заданий каждого уровня. Итоговая отметка выставляется с учетом наличия и характера ошибок. Приведем пример таблицы соответствия для работы, в которой по одному заданию каждого уровня.

№ задания Уровень задания Максимальный балл Сумма максимальных баллов* Отметка
        1 – 2
        3 – 4
        5 – 6
        7 – 8
        9 – 10

*Значение столбца «Сумма максимальных баллов» вычисляется как сумма значений столбца «Максимальный балл» для данного и всех предшествующих заданий.

Пример. Учащийся без ошибок выполнил задания № 3 и 4. Максимальный суммарный балл 14. Оценка этого учащегося находится в диапазоне 6 – 7 баллов.

Приведем пример таблицы соответствия для работы, в которой два задания первого уровня и по одному заданию других уровней.

№ задания Уровень задания Максимальный балл Сумма максимальных баллов* Оценка
        1 – 2
        1 – 2
        3 – 4
        5 – 6
        7 – 8
        9 – 10

Пример. Учащийся без ошибок выполнил задания № 4 и 5. Максимальный суммарный балл 14. Оценка этого учащегося находится в диапазоне 5 – 6 баллов.

Отметка за четверть (триместр, полугодие) выставляется на основе результатов текущего и промежуточного контроля с учетом преимущественного или наивысшего балла (по решению учителя) текущего поурочного контроля. Она должна соответствовать фактическому уровню знаний учащегося на момент его аттестации. Значительный вес имеют отметки за итоговую работу или ответ на зачетном занятии по всей теме. В оценке за четверть должны быть учтены результаты участия ученика в школьных мероприятиях по предмету (олимпиады, конкурсы, научно-практические конференции, публикации, рефераты и др.). При изучении предмета в объеме один час в неделю отметка может выставляться за полугодие (на основе письма Министерства образования РБ № 06 – 13/138 от 02.10.2002).

Годовая отметка выставляется с учетом результатов учебной деятельности учащегося в каждой четверти (триместре, полугодии) по 10-балльной шкале с учетом фактического уровня знаний на конец учебного года. Обращается внимание на результаты контрольных работ (если они предусмотрены). При выставлении отметки также учитывается динамика индивидуальных учебных достижений ученика на момент оценивания.

Элементы единого орфографического режима (по материалам «Настаўніцкай газеты» ад 19 ліпеня 2003 года).

Тетради по информатике. Ученик должен иметь одну тетрадь для выполнения классных и домашних учебных работ и одну тетрадь для выполнения контрольных работ. Тетради для контрольных работ хранятся в школе на протяжении года и выдаются ученикам для выполнения в них контрольных работ и работ над ошибками.

Проверка тетрадей учителем. Учитель должен проверять тетради для выполнения классных и домашних работ у каждого ученика не реже одного раза в учебную четверть. Вопрос о выставлении в журнал оценки за ведение тетради решается учителем. Тетради для выполнения контрольных работ проверяются после проведения контрольной работы.

Содержание и оформление результатов контрольной работы. Контрольные работы по информатике могут содержать как теоретический материал, так и практические задания, выполняемые за компьютером. Выполнение теоретической части контрольной работы оформляется учеником в тетради для контрольных работ. Результаты выполнения практической части – сохраняются на компьютерный носитель и хранятся на протяжении года вместе с тетрадями для контрольных. Рекомендуется результаты выполнения практической части распечатывать и вклеивать в тетради для контрольных.

Выставление оценок в классный журнал. Все виды поурочного контроля оцениваются, но в журнал оценки выставляются по решению учителя (не ставить вовсе, ставить выборочно, ставить всем). Все виды тематического и итогового контроля обязательно оцениваются учителем с выставлением оценок в журнал.

Приемы устного проса

Базовый лист контроля. На первом уроке по новой теме учитель вывешивает «Базовый лист контроля». В нем указаны все понятия, формулировки, правила, формулы по теме, которые должен знать каждый ученик обязательно.

Светофор. Это прямоугольная полоса картона, окрашенная с одной стороны – красным, с другой – зеленым цветом. При опросе учащийся поднимает светофор красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности отвечать. Нечестная реакция ученика (поднял зеленый, а ответа не знает) оценивается неудовлетворительно. С другой стороны, учитель может увидеть степень понимания материала учащимися.

Опрос по цепочке. Можно использовать, если предусмотрен полный, логически связанный ответ. Рассказ одного из учащихся приостанавливается в любом месте, и слово передается другому ученику. Так несколько раз до окончания ответа.

Тихий опрос. Беседа с одним или несколькими учащимися проходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом, например, выполнением письменного задания.

Программированный опрос. Ученики выбирают один верный ответ из нескольких предложенных. Если мнения учащихся отличаются, можно предложить им обосновать свои позиции. Это позволит выявить моменты «непонимания».

Взаимный опрос. Учащиеся опрашивают друг друга, например, по содержанию базового листа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: