Введение
"Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя".
В.А.Сухомлинский
Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье. «Здоровье – не всё, но без здоровья – ничто», - говорил мудрый Сократ.
Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и детского сада. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идёт не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма.
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Таким образом, тема здоровья особенно актуальна в наше время, ведь любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Формируя у детей представление о том, что здоровье – одна из главных ценностей жизни, мы учим их беречь и укреплять своё здоровье.
Целью работы является создание максимально благоприятных условий для формирования первичных представлений о ценностях здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста.
|
Данная цель осуществляется путем решения следующих задач:
Образовательные:
· дать детям понятие о здоровье, здоровом образе жизни;
· формировать у детей культурно – гигиенические навыки;
· способствовать педагогическому просвещению родителей воспитанников по вопросам ЗОЖ;
Развивающие:
· развивать логическое мышление, память;
· развивать чувство самосохранения.
Воспитательные:
· воспитывать привычку к здоровому образу жизни;
· воспитывать желание следить за своим внешним видом.
Этапы реализации проекта
Для достижения поставленной цели были разработаны следующие этапы работы над темой:
I Подготовительный этап.
- Мониторинг развития представления о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста на I полугодие ___________ уч.г;
- Анкетирование родителей «Здоровый образ жизни моей семьи».
- Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме:
1. Голицина Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей».
2. Лободин В.Т., Федоренко А.Д., Александрова Г.В. «В стране здоровья».
3. Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье».
II Организационный этап.
Работа с воспитанниками группы.
Беседы с детьми:
«Здоровье – главная ценность человеческой жизни», «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу», «Вредная и полезная пища», «Правила личной гигиены», «Таблетки растут на грядке», «Знакомимся со своим телом», «Как организм человека перерабатывает пищу», «Травма – как ее избежать», «Чистота – залог здоровья».
|
Игровая деятельность:
Сюжетно – ролевые игры: «Больница», «Скорая помощь», «Детский сад», «Семья», «Аптека»;
Дидактические игры: «Оденем куклу на прогулку», «Азбука здоровья», «Сложи картинку», «Угадай на вкус», «Помоем куклу» и др.
Театрализованные игры: «Деревянные и тряпичные куклы», «Мельница», «Паровозики», «Великаны и гномы», «Кузнечик».
Подвижные игры: «Мой веселый звонкий мяч», «Ловля обезьян», «Кто выше прыгнет» и др
Физическое развитие:
Физкультминутки, музыкальные минутки, релаксация.
Утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения.
Дыхательная гимнастика (по методике А. Н. Стрельниковой): «Ладошки», «Погончики», «Насос» и др.
Пальчиковая гимнастика.
Массаж и самомассаж (массаж активных точек, ходьба по массажным коврикам, упражнения с массажными мячиками, су – джок и др).
Познавательное развитие:
НОД
«Здоровый образ жизни», «Чистые ручки – здоровые детки», «Пейте, дети, молоко – будете здоровы».
Речевое развитие.
Чтение художественной литературы: Г. Зайцев «Приятного аппетита», М. Безруких «Разговор о правильном питании», Н. Рыжкова «Как люди речку обидели»; В.П. Катаев «Грибы»; К.И. Чуковский «Айболит», Г. Остер «Про Петьку – микроба».
Загадывание и разгадывание загадок по теме.
Художественно – эстетическое развитие:
Рисование «Яблочко наливное», «Морковка – краса», раскраски «Зарядка»;
Лепка: «Баночка с витаминами», «Чемоданчик доктора Айболита», «Микробы на ладошках».
Конструирование: «Спортивная площадка», «Каток».
Экскурсия в медицинский кабинет.
|
Мультсеансы:
· «Мойдодыр», «Айболит»;
· «Смешарики» из серии «Азбука здоровья»: «Распорядок», «Быть здоровым здорово», «Личная гигиена», «Кому нужна зарядка», «Горький вкус справедливости», «Скажи микробам «Нет!», «Если хочешь быть здоров»;
Работа с родителями воспитанников:
· Консультации: «На зарядку становись!», «10 правил здорового образа жизни», «Советы доктора Неболейко», «Почему нужно чистить зубы», «Если ребенок боится врачей».
· Фотовыставка «Со спортом дружить – здоровым быть».
· Развлечения: «Веселые старты».
Совершенствование предметно – пространственной среды:
· Оборудование уголка здоровья.
· Оформление картотек: дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, утренней гимнастики и гимнастики пробуждения.
· Подбор иллюстраций и картин, имеющих отношение к здоровью (микробы и вирусы, строение тела человека, полезные и вредные продукты и др).
· Изготовление макета тела человека.
III Заключительный этап.
· Мониторинг развития представления о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста на II полугодие _________ уч.г.
· Итоговое мероприятие «В стране здоровья».
· Обобщение результатов работы на заседании педагогического совета МБДОУ (в виде отчета-презентации).
Заключение
Здоровье человека – жизненно важная ценность. Чтобы сохранить и укрепить здоровье, необходимо научиться управлять своим организмом. Но для того, чтобы управлять организмом, надо, прежде всего, знать его: как он устроен, как работает, что для него полезно, а что вредно, понимать его ценность.
В настоящее время и воспитатели, и родители обеспокоены проблемой здоровья детей. Очень важным является формирование у ребёнка правильного отношения к своему здоровью, навыков здорового образа жизни. Как это сделать? Как нацелить ребёнка на то, что нужно ухаживать за своим телом, своей кожей, беречь глаза, уши, зубы, руки и ноги? Как научить его следовать определённому режиму дня, заботится о сне, о питании? Как помочь ему уберечь себя в мире, полном опасностей и неожиданностей?
Данный проект разработан с целью решения этой проблемы, а именно с целью создания необходимых условий для понимания ценности здоровья и способов его сохранения детьми дошкольного возраста.
Предложенный комплекс мероприятий позволит:
· Сформировать у детей представление о своем здоровье, мерах его сохранения и укрепления.
· Возникновению у детей мотивации к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих.
· Повысить сопротивляемость организма детей к заболеваниям.
· Повысить компетентность родителей в вопросах сохранения здоровья своего ребенка.
· Ориентировать родителей на совместное с педагогом приобщение детей к здоровому образу жизни.
Таким образом, путем реализации проекта осуществляется комплексный подход в формировании культуры ЗОЖ у воспитанников ДОУ.
Данный проект будет интересен педагогам ДОУ. Ведь долг педагогов и родителей заключается не только в том, чтобы дать качественные знания детям, но и в том, чтобы сформировать сознательную установку на здоровый образ жизни, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающими миром.
Список использованной литературы.
1. Голицина Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» - М., «Скрипторий 2003», 2010. – 156 с.
2. Лободин В.Т., Федоренко А.Д., Александрова Г.В. «В стране здоровья» - М., «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2011. – 132 с.
3. Музова О.В «Физкультурно-оздоровительная работа. Комплексное планирование по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Младший дошкольный возраст»- Волгоград, Учитель, 2011. – 124 с.
4. Утробина К.К. «Занимательная физкультура для дошкольников»- М., Гном, 2003. – 89 с.
5. Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье» - М., «Сфера», 2008. – 96 с.