План темы:
10.1. Целевая программа как способ государственного регулирования и инструмент развития.
10.2. Первые ФЦП в туризме.
10.3. ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)»: общая характеристика ФЦП, пути, сроки и этапы реализации основных задач, оценка достижения цели ФЦП. Характеристика туристских кластеров, включенных ФЦП. Первоочередные и перспективные турнаправления, развиваемые ФЦП. Обеспечение экологической безопасности при реализации ФЦП.
10.4. Региональные целевые программы развития туризма. Типовая структура региональной (муниципальной) программы развития туризма субъекта Российской Федерации. Проект концепции долгосрочной целевой программы «Развитие туризма в Новосибирской области до 2016 года».
10.1. Целевая программа как способ государственного регулирования и инструмент развития.
Как было отмечено в теме 2, одним из способов государственного регулирования является разработка и реализация федеральных и региональных программ развития туризма.
Программно-целевые методы обеспечивают создание условий для максимально эффективного управления ресурсами, в том числе финансовыми, а также для координации действий при реализации межотраслевых мероприятий.
Целевые программы (ЦП) представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития страны, региона.
|
ЦП являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных (региональных) органов исполнительной власти.
ЦП может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление ЦП на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.
Разработка и утверждение ЦП включают в себя следующие основные этапы:
- разработка проекта концепции целевой программы;
- принятие решения о разработке проекта ЦП уполномоченным органом государственной власти[1] и утверждение концепции целевой программы;
- разработка проекта ЦП;
- согласование проекта ЦП;
- экспертиза проекта ЦП;
- рассмотрение проекта ЦП на заседании уполномоченного органа госвласти;
- доработка ЦП в соответствии с замечаниями уполномоченного органа госвласти;
- утверждение ЦП уполномоченным органом госвласти.
Подпрограммы целевой программы разрабатываются, утверждаются и реализуются в порядке, принятом для целевых программ.
Решение не каждой проблемы проводится с помощью ЦП. Установлено, что отбор проблем для их программной разработки и решения определяется следующими факторами:
|
- значимость проблемы;
- невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки для ее решения;
- принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений и повышения на этой основе эффективности общественного производства;
- необходимость координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств для решения данной проблемы.
При обосновании необходимости решения проблем программными методами должны учитываться приоритеты и цели социально-экономического развития страны (региона), направления структурной, научно-технической и инновационной политики, прогнозы развития общегосударственных (региональных) потребностей и финансовых ресурсов, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния страны, внешнеполитические и внешнеэкономические условия, критические технологии, а также международные договоренности.
ЦП состоит из следующих разделов:
1) характеристика проблемы, на решение которой направлена программа;
2) основные цели и задачи ЦП с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей;
3) перечень программных мероприятий;
4) обоснование ресурсного обеспечения ЦП;
5) механизм реализации ЦП, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков;
|
6) оценка социально-экономической и экологической эффективности ЦП.
ЦП также содержит паспорт программы.
К содержанию разделов ЦП предъявляются следующие требования.
Первый раздел ЦП должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне. Раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы.
Второй раздел ЦП должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с указанием целевых индикаторов и показателей.
Требования, предъявляемые к целям программы:
- специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков ЦП);
- достижимость (цели должны быть потенциально достижимы);
- измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей);
- привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации ЦП с определением соответствующих целей).
Раздел должен содержать обоснование необходимости решения поставленных задач для достижения сформулированных целей программы и обоснование сроков решения задач и реализации программы с описанием основных этапов реализации и указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей для каждого этапа, а также условия досрочного прекращения реализации ЦП.
Третий раздел ЦП должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач ЦП.
Программные мероприятия должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.
В отдельных случаях для достижения целей программы, внесения изменений в нормативные правовые акты ЦП может содержать приложение с планом подготовки и принятия необходимых нормативных правовых актов.
В четвертом разделе ЦП должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование возможности привлечения бюджетных средств разных уровней (федерального, регионального, муниципального) и внебюджетных средств для реализации программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.
В пятом разделе ЦП описывается механизм реализации программы, включающий в себя механизм управления программой, распределение сфер ответственности и механизм взаимодействия заказчиков ЦП.
Механизм управления ЦП должен включать в себя:
- порядок формирования организационно-финансового плана реализации ЦП;
- механизмы корректировки мероприятий ЦП и их ресурсного обеспечения в ходе реализации программы;
- процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга реализации ЦП, мероприятиях ЦП и об условиях участия в них исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей.
Шестой раздел ЦП должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада ЦП в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации ЦП, а при необходимости и после ее реализации.
Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ утвержден Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594. В структуре федеральных органов исполнительной власти ответственным за ФЦП является Минэкономразвития РФ в составе которого действует специализированный Департамент государственных целевых программ и капитальных вложений[2].
10.2. Первые ФЦП в туризме.
Первая ФЦП «Развитие туризма в Российской Федерации»[3], действовала с 1996 по 2003 г. была направлена на решение следующих задач:
- создание современного отечественного туристического рынка на основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристических организаций;
- формирование современной нормативно-правовой базы развития туризма и системы государственного регулирования туристической деятельности, в том числе системы мер, обеспечивающих безопасность в сфере туризма;
- создание условий для приоритетного развития внутреннего и въездного туризма;
- обеспечение развития социального туризма в РФ;
- упорядочение отношений собственности в сфере туризма с учетом особенностей характера туристической деятельности;
- стимулирование развития отечественного предпринимательства в сфере туризма, поддержку малого предпринимательства в этой области;
- создание условий для возрождения и развития традиционных центров туризма, освоения новых туристических районов с обширным природным и историко-культурным потенциалом;
- интеграцию России в систему мирового туристического рынка и развитие международного сотрудничества в области туризма;
- реализацию в России принятой ООН концепции устойчивого развития туризма как экологически безопасной формы использования природных и культурных ресурсов;
- содействие в разработке и внедрении на отечественном туристическом рынке прогрессивных технологий туристического обслуживания;
- стимулирование развития материальной базы туризма (средств размещения и инфраструктуры) путем привлечения внебюджетных источников, в том числе иностранных инвестиций, для реконструкции и нового строительства туристических объектов;
- совершенствование системы информационного обеспечения туристической индустрии, проведение активной рекламной деятельности;
- создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристических кадров;
- развитие отраслевой туристической науки, осуществление комплекса базовых научных исследований в сфере туризма на федеральном и региональном уровнях.
ФЦП положила начало фактическому государственному регулированию туристской деятельности, определила основные направления развития туристской отрасли в стране.
Программа определила сроки и этапы ее реализации. Первый этап (1995-1998 гг.) - формирование нормативно-правовой базы развития туризма, решение организационных вопросов, реклама и информация о туристском продукте, кадровое и научное обеспечение туризма. Второй этап (1998-2005 гг.) - завершение работы по созданию современной системы подготовки кадров для сферы туризма, проведение широкомасштабной рекламной кампании по продвижению российского туристского продукта на мировом рынке.
При реализации первого этапа ФЦП был принят ряд важных нормативных правовых актов. Среди них основополагающую роль играет Закон о турдеятельности (1996 г.). В дальнейшем распоряжением Правительства РФ была одобрена Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 г.
В связи с тем что руководство страны обозначило развитие юга России в качестве одного из основных приоритетов социально-экономической политики страны на среднесрочную перспективу, а также в связи с проведением в России в 2014 году XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр, была разработана и принята ФЦП «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006 - 2014 годы)».
Цели программы: формирование первого в России горно-климатического курорта мирового уровня, обеспечение российских спортсменов современными тренировочными базами, обеспечение г. Сочи конкурентных преимуществ в борьбе за право проведения XXII Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр.
Основные задачи программы:
- развитие инфраструктуры г. Сочи и создание условий для формирования первого в России горноклиматического курорта мирового уровня;
- обеспечение российских спортсменов тренировочными базами высокого класса для подготовки по зимним видам спорта;
- обеспечение возможности проведения в России международных и общероссийских соревнований по зимним видам спорта.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 991 вместо данной ФЦП стала действовать Программа строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта. Реализация программы продолжается. Поскольку новая программа не является ФЦП мы не имеем на сегодняшний день возможности оценить результаты ее выполнения.
10.3. ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)».
Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644 утверждена ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)».
10.3.1. Общая характеристика ФЦП.
Государственными заказчиками ФЦП являются Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ, Министерство регионального развития РФ, Ростуризм. Координатором программы выступает Минспорттуризм РФ.
Цель программы - повышение конкурентоспособности туристского рынка страны, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.
Задачи ФЦП:
1) развитие туристско-рекреационного комплекса РФ (далее – Задача 1);
2) повышение качества туристских услуг (далее – Задача 2);
3) продвижение туристского продукта РФ на мировом и внутреннем туристских рынках (далее – Задача 3).
Программу планируется реализовать в два этапа: первый этап - 2011 - 2014 гг., второй - 2015 - 2018 гг.
Общий объем финансирования ФЦП на 2011 - 2018 гг. составляет 332 млрд. рублей.
Ожидаемыми конечными результатами реализации ФЦП являются:
- создание в различных субъектах РФ сети конкурентоспособных туристско-рекреационных и автотуристских кластеров, которые станут точками развития регионов и межрегиональных связей, активизировав вокруг себя развитие малого и среднего бизнеса (рост инвестиций в основной капитал средств размещения (гостиницы, места для временного проживания) в 1,9 раза по сравнению с 2010 годом);
- удовлетворение потребностей различных категорий граждан РФ в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям (рост численности граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения, в 1,5 раза по сравнению с 2010 годом);
- повышение уровня занятости населения за счет создания дополнительных рабочих мест в сфере туризма (увеличение количества работающих в коллективных средствах размещения на 41 процент и работающих в туристских фирмах на 51 процент по сравнению с базовым уровнем 2010 года);
- увеличение доходов бюджетов бюджетной системы РФ за счет увеличения объема производства услуг в отрасли (увеличение объема платных туристских услуг, оказанных населению, в 4,7 раза и объема платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в 4,3 раза по сравнению с 2010 годом);
- рост валового внутреннего продукта (ВВП) и улучшение платежного баланса страны (рост численности иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения, в 6,4 раза по сравнению с 2010 годом).
Показателями социально-экономической эффективности ФЦП являются:
- интегральный общественный эффект от реализации мероприятий Программы - 980,3 млрд. рублей;
- интегральный коммерческий эффект от реализации мероприятий Программы - 231,3 млрд. рублей;
- индекс прибыльности - 1,1;
- период окупаемости частных инвестиций - 13 лет;
- интегральный бюджетный эффект от реализации мероприятий ФЦП - 574,4 млрд. рублей;
- расчетный срок окупаемости бюджетных инвестиций (период возврата средств федерального бюджета) - 6 лет;
- доля бюджетных ассигнований (коэффициент участия государства) - 0,26
10.3.2. Пути, сроки и этапы реализации основных задач ФЦП.
Решение Задачи 1 планируется осуществить посредством комплексного развития туристской и обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационных кластеров и формирования сети автотуристских кластеров, которые станут точками роста развития регионов и межрегиональных связей, активизировав вокруг себя развитие малого и среднего бизнеса. Элементы указанной сети планируется располагать на наиболее популярных маршрутах и федеральных трассах, а также вблизи мест, представляющих значительный туристский интерес (например, исторических и культурных центров, заповедников и других туристско-ориентированных мест и объектов показа).
Для решения указанной задачи также предполагается использовать механизм субсидирования процентных ставок по кредитам и займам, привлеченным в российских кредитных организациях инвесторами объектов туристско-рекреационного использования с длительным сроком окупаемости.
Решение Задачи 1 направлено на нейтрализацию таких сдерживающих реализацию туристского потенциала страны факторов, как низкий уровень развития туристской инфраструктуры, а также отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки.
Решение указанной задачи будет происходить поэтапно - на 2011 - 2014 годы запланирована реализация пилотных проектов по созданию туристских и автотуристских кластеров, на 2015 - 2018 годы - тиражирование апробированных и отлаженных решений и механизмов.
Для решения Задачи 2 планируется реализовать ряд мероприятий, направленных на развитие системы подготовки кадров в сфере туризма, включая высшее и среднее профессиональное образование, повышение квалификации и переподготовку кадров. Указанные мероприятия будут проводиться в течение всего срока реализации Программы.
Значительный вклад в решение Задачи 2 будет обеспечен за счет наделения контрольными и надзорными функциями за деятельностью субъектов туристской отрасли, в том числе за качеством предоставляемых ими туристских услуг, самих участников рынка, создавая при этом условия для организации и осуществления эффективной деятельности саморегулируемых организаций. В настоящее время такие организации в сфере туризма отсутствуют.
Туристские саморегулируемые организации (СРО) могли бы взять на себя ряд функций в части организации и содействия развитию отечественного туризма, включая распространение и развитие системы добровольной стандартизации туристской деятельности с учетом требований конкурентной среды и интересов потребителя, консультирование и оказание юридической помощи, защиту прав и интересов туристов, а также общую координацию предпринимательской деятельности в сфере туризма.
Деятельность СРО будет способствовать повышению качества выполнения работ и оказания услуг в области туризма как членами СРО, так и другими участниками рынка туристских услуг.
Основную часть мероприятий по созданию условий для организации и осуществления эффективной деятельности СРО планируется реализовать в 2011 - 2012 годах. В 2013 - 2018 годах будет осуществляться дальнейшая поддержка их деятельности.
Решение Задачи 2 направлено на преодоление такого фактора, сдерживающего рост конкурентоспособности российского туристского рынка, как невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров и отставания в технологическом обеспечении туристских услуг.
Для решения Задачи 3 в течение всего срока реализации ФЦП планируется развертывание информационно-пропагандистских кампаний, создание сетей информационных центров и пунктов, организация и проведение межрегиональных, общероссийских и международных выставок, форумов и иных мероприятий, направленных на создание положительного имиджа России как привлекательного направления для туристов.
Перечень указанных задач определен с учетом требований комплексного подхода к решению проблемы рационального использования туристско-рекреационного потенциала страны с целью повышения конкурентоспособности отечественного рынка туристских услуг.
Реализация мероприятий ФЦП будет осуществляться в два этапа.
Первый этап (2011 - 2014 годы) предусматривает проведение работ по созданию первоочередных туристских объектов, которые станут точками роста современных туристско-рекреационных и автотуристских кластеров в нескольких субъектах РФ. Также планируется осуществить частичную поддержку ряда перспективных проектов создания региональных туристских кластеров за счет вовлечения бизнес-сообщества отдельных регионов в процессы формирования государственно-частного партнерства.
Кроме того, на этом этапе предусматривается проведение работ по изучению и оценке туристского потенциала регионов страны с точки зрения перспектив развития различных видов туризма и выработка подходов к развитию туристской инфраструктуры, учитывающих специфику географического положения и климатических условий регионов, а также различия в уровне финансовой обеспеченности субъектов РФ.
Предполагается провести мониторинг наличия, уровня развития и доступности региональных туристско-рекреационных ресурсов, определить состав и структуру необходимых коллективных средств размещения, а также объектов обеспечивающей инфраструктуры, строительство и развитие которых целесообразно будет осуществлять в рамках мероприятий следующего этапа ФЦП. Четкое определение потенциала рынка и основных потребностей туристов (предпочитаемый вид туризма, среднедневные траты, продолжительность пребывания) позволит более точно спрогнозировать объем необходимой туристской и обеспечивающей инфраструктуры.
Помимо этого, первоочередной задачей первого этапа ФЦП станет создание эффективных механизмов управления реализацией программы, разработка регламентирующих документов, координирующих усилия органов государственного управления федерального и регионального уровней в целях развития внутреннего и въездного туризма в РФ.
На конкурсной основе будут отобраны инвестиционные проекты для реализации на втором этапе ФЦП (2015 - 2018 годы), в рамках которого получат широкое распространение отлаженные на предыдущем этапе механизмы создания конкурентоспособных туристско-рекреационных и автотуристских кластеров. Предусмотрено масштабное развитие курортных и туристских объектов, отвечающих мировым стандартам и способных значительно повысить конкурентоспособность рынка туристских услуг страны.
В течение всего срока реализации ФЦП будут проводиться мероприятия за счет привлечения средств всех источников финансирования, в том числе с участием бизнеса, направленные на:
- повышение уровня профессиональной подготовки и переподготовки кадров индустрии туризма;
- внедрение современных технологий реализации туристских продуктов с использованием электронных программ;
- создание привлекательного имиджа национальных курортных территорий и туристского продукта;
- обеспечение прозрачной деятельности туристских компаний.
10.3.3. Оценка достижения цели ФЦП по годам ее реализации осуществляется посредством определения степени и полноты решения поставленных задач, а также соответствия значениям целевых индикаторов и показателей, указанным в таблице 3.
Таблица 3. Целевые индикаторы и показатели
эффективности реализации ФЦП «Развитие внутреннего и въездного
туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)»
Единица измере-ния | 2009 год (фактическ.) | 2010 год (базо-вый пери-од) | Реализация Программы | Прирост (процентов) | ||||||||||
I этап | II этап | |||||||||||||
2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | к 2009 году | к 2010 году | |||||
I. Целевые индикаторы Программы | ||||||||||||||
1. | Численность граждан РФ, размещенных в коллективных средствах размещения (КСР) | млн. человек | 28,2 | 29,1 | 31,5 | 31,9 | 32,5 | 33,4 | 34,8 | 37,1 | 59,6 | 54,6 | ||
2. | Численность иностраных граждан, размещенных в КСР | млн. человек | 3,5 | 3,6 | 4,1 | 4,6 | 5,4 | 6,6 | 8,7 | 11,9 | 557,1 | 538,9 | ||
II. Целевые показатели Программы | ||||||||||||||
3. | Площадь номерного фонда КСР | тыс. кв. м | ||||||||||||
4. | Инвестиции в основной капитал средств размещения (гостиницы, места для временного проживания) | млн. рублей | ||||||||||||
5. | Количество койко-мест в КСР | тыс. единиц | ||||||||||||
6. | Количество лиц, работающих в КСР | тыс. человек | ||||||||||||
7. | Кол-во лиц, работающих в туристских фирмах | -"- | ||||||||||||
8. | Объем платных туристских услуг, оказанных населению | млрд. рублей | ||||||||||||
9. | Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения | -"- |
10.3.4. Характеристика туристских кластеров, включенных в ФЦП.
В основу ФЦП заложен кластерный подход.
Кластерный подход - система государственных мер и механизмов поддержки на определенной территории кластеров.
Кластер - группа взаимосвязанных компаний, работающих на достижение единой цели. В нашем случае, на реализацию и развитие туристского потенциала определенного региона (туристский кластер).
Туристские кластеры являются структурообразующими функциональными элементами ФЦП. По видам эти кластеры носят туристско-рекреационный и автотуристский характер. Выделенные в ФЦП кластеры рассматриваются как перспективные туристские направления страны, где будут созданы условия для ускоренного развития туристской инфраструктуры, обеспечивающей интенсивный прирост внутреннего и въездного туристских потоков, а также оказывающей мультипликативный эффект на развитие сферы сопутствующих услуг и смежных отраслей национальной экономики.
Туристско-рекреационные кластеры (ТРК) представляют собой комплекс взаимосвязанных объектов рекреационной и культурной направленности - коллективных средств размещения, предприятий питания и сопутствующих сервисов, снабженных необходимой обеспечивающей инфраструктурой.
Автотуристские кластеры (АТК) объединяют предприятия и организации, предоставляющие туристские и сопутствующие услуги, взаимно дополняющие друг друга и обеспечивающие цивилизованные условия для автотуристов. Автотуристские кластеры включают в себя придорожные гостиницы (мотели), кемпинги, парковки для легкового и пассажирского автотранспорта, кафе и рестораны, автосервисы, магазины придорожной торговли, автозаправочные комплексы и др. Элементы сети автотуристских кластеров планируется располагать на наиболее загруженных федеральных автодорогах и в местах, приближенных к центрам притяжения туристов - историко-культурным центрам, природным заповедникам и другим туристско-ориентированным местам и объектам показа. Сетевое построение автотуристских кластеров создаст удобную базу для организации маршрутов автотуристов и обеспечит единый высокий стандарт услуг.
Каждый из планируемых для создания в рамках ФЦП туристско-рекреационных и автотуристских кластеров представляет собой укрупненный инвестиционный проект, включающий ряд функционально, организационно и финансово взаимосвязанных проектов по отдельным объектам капитального строительства в туристской сфере.
Туркластер «Серебряное кольцо России».
Северо-Западная часть России благодаря ее географическому положению, уникальному историко-культурному наследию и богатству природных ресурсов обладает значительным туристским потенциалом. Санкт-Петербург, Ленинградская, Псковская, Новгородская и Архангельская области, Республика Карелия формируют перспективное туристское направление «Серебряное кольцо России». В его пределах сосредоточено значительное количество уникальных историко-культурных объектов, памятников архитектуры и русского зодчества, в том числе старейший в России курорт – Марциальные воды.
Традиционными для северо-запада страны видами туризма, обеспечивающими большую часть внутреннего и въездного туристских потоков, являются культурно-познавательный, событийный, деловой и активный туризм. Вместе с тем богатство и разнообразие природно-климатических ресурсов являются необходимым и достаточным потенциалом для развития оздоровительного, экологического, круизного и сельского видов туризма.
В настоящее время туристский потенциал регионов «Серебряного кольца России» используется не в полной мере, что связано с наличием сдерживающих факторов, среди которых - неудовлетворительное состояние многих историко-культурных объектов и объектов туристского показа, нуждающихся в реконструкции, а также низкий уровень развития транспортной и иной обеспечивающей инфраструктуры. В результате при потенциально возможном объеме туристского потока, оцениваемом в 9 млн. туристов в год, его фактическое значение в указанных регионах не превышает 4,2 млн. туристов.
Туркластер «Золотое кольцо России».
На территории регионов Центрального федерального округа, в совокупности составляющих перспективное туристское направление «Золотое кольцо России», расположено 204 исторических города, действуют 517 музеев (21 процент общероссийского показателя), 168 театров (29 процентов), 10,8 тыс. объектов культурно-досугового типа, а также более 2 тыс. гостиниц.
Центральная Россия обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом, представляя собой центр культурно-познавательного, круизного, делового и лечебно-оздоровительного туризма. Центральный федеральный округ занимает 1-е место в стране по количеству приезжающих туристов и экскурсантов - более 9 млн. человек в год (свыше 27 процентов в общем туристском потоке страны).
В настоящее время наиболее развитыми видами туризма в регионах «Золотого кольца России» является культурно-познавательный, этнографический и религиозный туризм. Популярный маршрут «Золотое кольцо России» проходит через древнейшие города центра России и привлекает около 4 млн. туристов ежегодно. В то же время значительный туристско-рекреационный потенциал предоставляет возможности для дальнейшего развития и диверсификации регионального туристского продукта в сторону экологического, рекреационного, яхтенного и круизного туризма.
Несмотря на значительный потенциал для развития туризма в регионах, а также предпринимаемые меры по его развитию, реальный объем оказываемых туристских услуг продолжает оставаться недостаточно высоким. Согласно экспертной оценке дополнительный отложенный спрос на туристский продукт регионов «Золотого кольца России» составляет более 4 млн. туристов в год.
Наряду с общими проблемами российской туристской индустрии, для туристской отрасли «Золотого кольца России» характерно недостаточное продвижение многих туристских объектов и узкий спектр услуг, предлагаемых для отдыха и развлечения туристов. Создание туристских кластеров в Центральном федеральном округе будет способствовать сохранению объектов истории и культуры, развитию новых туристских маршрутов регионов, входящих в состав «Золотого кольца России», возрождению русских традиций, а также поддержке и развитию русской православной культуры. Необходимо формирование благоприятной среды для роста малого и среднего бизнеса, предлагающего широкий перечень туристских продуктов как по составу, так и по цене.
Развитие туристской инфраструктуры, создание современных комплексов наряду с вовлечением в оборот отреставрированных объектов историко-культурного наследия создадут условия для разработки целого ряда новых туристских маршрутов различной направленности. Это позволит удовлетворить потребительский спрос различных категорий туристов, обеспечить всесезонное функционирование туристских объектов и стабильный рост туристского потока.
Туркластер «Юг России».
Регионы Южного и Северо-Кавказского федеральных округов объединены в перспективное туристское направление «Юг России». К ним относятся Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края, а также Кабардино-Балкарская Республика. Богатое природное и культурное наследие, разнообразие флоры и фауны при соответствующем уровне развития могут обеспечить опережающий рост туристско-рекреационного комплекса и превращение его в одну из базовых отраслей специализации указанного направления. Азовское и Черноморское побережья, а также районы Кавказских Минеральных Вод и Приэльбрусья - известные в России и за рубежом бренды пляжного, оздоровительного и горнолыжного туризма.
Несмотря на то, что в настоящее время вклад туристской индустрии в экономику макрорегиона не превышает 1,2 процента, туристско-рекреационный комплекс имеет значительный потенциал роста, полноценное раскрытие которого сдерживается комплексом проблем, основными из которых являются невысокая конкурентоспособность регионального туристско-рекреационного комплекса, обусловленная невысоким качеством производимого туристского продукта при высоком уровне цен на него, и территориальная неравномерность развития инфраструктуры туристско-рекреационного комплекса.