Тема 1. Понятие и сущность логистики.




А. М. ГАДЖИНСКИЙ

ЛОГИСТИКА

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебника для студентов высших и средних специальных учебных заведений

Издание второе

 

МОСКВА 1999

ББК 87.4

Г 13

Г 13 Гаджинский А. М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений.— 2-е изд. М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 1999. — 228 с.

ISBN-5-7856-0021-8

 

В учебнике изложены современная концепция и задачи ло­гистики. Охарактеризованы участники логистического про­цесса, описаны методы, обеспечивающие повышение эффективности хозяйственной деятельности за счет рациональной организации материальных потоков.

Для студентов высших и средних специальных учебных заведений, а также практических работников сферы распре­деления, закупок, транспорта, организации торговых и произ­водственных процессов.

Рецензент — заслуженный деятель науки РФ,

действительный член Инженерной академии,

председатель Координационного совета по логистике,

доктор технических наук, профессор

Л. Б. Миротин

Г 1404000000-021

Б64(03) – 99 ББК 87.4

 

ISDN 5 – 7856 – 0021 – 8 А.М. Гаджинский, 1999


Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................................. 6

РАЗДЕЛ I ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ, КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ

И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫЛОГИСТИКИ................................................. 22

Глава 1 ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИКИ....................................................................................... 22

1.1. КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК.................................................................... 22

1.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИСТИКИ........................................................... 24

1.3. СПЕЦИФИКА ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К

УПРАВЛЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ В ЭКОНОМИКЕ.................. 28

1.4. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ........................................................ 30

1.5. ЭТАПЫРАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ......................................................................... 32

1.6 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГИСТИКИ.... 35

1.7. ПРИМЕР ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ОПТИМИЗАЦИИ МАТЕРИАЛЬНОГО

ПОТОКА В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ..................................................................................... 38

Глава 2 КОНЦЕПЦИЯ И ФУНКЦИИ ЛОГИСТИКИ......................................................... 42

2.1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЛОГИСТИКИ............................................... 42

2.2. ФУНКЦИИ ЛОГИСТИКИ............................................................................................. 43

2.3. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГИСТИКИ С

МАРКЕТИНГОМ, ФИНАНСАМИ И ПЛАНИРОВАНИЕМ ПРОИЗВОДСТВА......... 46

Глава 3 МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОТОКИ И ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ.................... 50

3.1. ПОНЯТИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОТОКА................................................................. 50

3.2. ВИДЫМАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТОКОВ....................................................................... 55

3.3. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ................................................................................ 59

Глава 4 ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ.............................................................................. 61

4.1. ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ.................................................................................................. 61

4.2. ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.............................................................. 62

4.3. ВИДЫЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ......................................................................... 66

Глава 5 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ЛОГИСТИКИ............................................ 68

5.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ РЕШЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ

ЗАДАЧ..................................................................................................................................... 68

5.2. МОДЕЛИРОВАНИЕ В ЛОГИСТИКЕ......................................................................... 69

5.3. ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫВ ЛОГИСТИКЕ.............................................................. 72

5.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫСИСТЕМНОГО ПОДХОДА...... 73

5.5. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССИЧЕСКОГО И

СИСТЕМНОГО ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМ................................... 74

5.6. ПРИМЕР КЛАССИЧЕСКОГО И СИСТЕМНОГО ПОДХОДОВ К

ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОТОКА............................................................. 76

РАЗДЕЛ II ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ

МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ В СФЕРАХ ПРОИЗВОДСТВА И ОБРАЩЕНИЯ 79

Глава 6 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ ЛОГИСТИКИ................................................. 79

6.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ЛОГИСТИКИ........... 79

Глава 7 ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА.............................................................................. 81

7.1. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ.................................... 81

7.2. СЛУЖБА ЗАКУПОК НА ПРЕДПРИЯТИИ............................................................ 83

7.3. ЗАДАЧА «СДЕЛАТЬ ИЛИ КУПИТЬ»..................................................................... 85

7.4. ЗАДАЧА ВЫБОРА ПОСТАВЩИКА....................................................................... 86

Глава 8 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА.............................................................. 90

8.1. ПОНЯТИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЛОГИСТИКИ............................................. 91

8.2. ТРАДИЦИОННАЯ И ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИИ

ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА.............................................................................. 92

8.3. КАЧЕСТВЕННАЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ГИБКОСТЬ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИСТЕМ................................................................................ 93

8.4. ТОЛКАЮЩИЕ СИСТЕМЫУПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ

ПОТОКАМИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЛОГИСТИКЕ............................................. 93

8.5. ТЯНУЩИЕ СИСТЕМЫУПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ

ПОТОКАМИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЛОГИСТИКЕ............................................. 95

8.6. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА.......... 96

К УПРАВЛЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ НА ПРОИЗВОДСТВЕ...... 96

Глава 9 РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА................................................................ 98

9.1. ПОНЯТИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ЛОГИСТИКИ........................................... 98

9.2. ЗАДАЧИ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ЛОГИСТИКИ............................................. 100

9.3. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ КАНАЛЫИ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕПИ........................... 101

9.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО КОЛИЧЕСТВА СКЛАДОВ В

СИСТЕМЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ..................................................................................... 106

9.5. ЗАДАЧА ОПТИМИЗАЦИИ РАСПОЛОЖЕНИЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО

ЦЕНТРА НА ОБСЛУЖИВАЕМОЙ ТЕРРИТОРИИ................................................... 116

9.6. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ПО ПОСТРОЕНИЮ СИСТЕМЫРАСПРЕДЕЛЕНИЯ 120

9.7. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА И МАРКЕТИНГ................................. 121

Глава 10 ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА.................................................................... 123

10.1. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ............................ 123

10.2. ВЫБОР ВИДА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА............................................... 125

10.3. ТРАНСПОРТНЫЕ ТАРИФЫИ ПРАВИЛА ИХ ПРИМЕНЕНИЯ................... 128

Глава 11 ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА............................................................ 132

11.1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ В ЛОГИСТИКЕ.......................................... 132

11.2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫВ ЛОГИСТИКЕ....................................... 135

11.3. ВИДЫИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЛОГИСТИКЕ............................. 136

11.4. ПРИНЦИПЫПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В

ЛОГИСТИКЕ.................................................................................................................... 139

11.5. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГИСТИКЕ............................... 142

11.6.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ЛОГИСТИКЕ ТЕХНОЛОГИИ

АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ШТРИХОВЫХ КОДОВ........ 143

11.7. МАРКИРОВКА ГРУЗОВОГО ПАКЕТА МАШИНОЧИТАЕМЫМ КОДОМ. 148

Глава 12 ЗАПАСЫВ ЛОГИСТИКЕ................................................................................. 150

12.1. ПОНЯТИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ЗАПАСА......................................................... 150

12.2. ПРИЧИНЫСОЗДАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ................................ 151

12.3. ВИДЫМАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ................................................................ 153

12.4. НОРМИРОВАНИЕ ЗАПАСОВ............................................................................ 154

12.5. СИСТЕМЫКОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗАПАСОВ............................... 156

12.6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА ЗАКАЗЫВАЕМОЙ

ПАРТИИ............................................................................................................................ 160

Глава 13 СКЛАДЫВ ЛОГИСТИКЕ................................................................................. 164

13.1. СКЛАДЫ, ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ.......................................................... 164

13.2. ФУНКЦИИ СКЛАДОВ.......................................................................................... 166

13.3. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СКЛАДСКИХ ОПЕРАЦИЙ....................... 167

13.4. ГРУЗОВАЯ ЕДИНИЦА - ЭЛЕМЕНТ ЛОГИСТИКИ....................................... 170

Глава 14 СЕРВИС В ЛОГИСТИКЕ................................................................................... 174

14.1. ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА..................................................... 174

14.2. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА................. 174

14.3. УРОВЕНЬ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ...................................... 175

14.4. КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ЛОГИСТИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ............. 180

Глава 15 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТОВАРОПРОВОДЯЩИХ ТОРГОВЫХ

СИСТЕМ НА БАЗЕ КОНЦЕПЦИИ ЛОГИСТИКИ 181

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................................... 186


ВВЕДЕНИЕ

Объектом изучения новой научной и учебной дисциплины «Логистика» являются материальные и связанные с ними ин­формационные потоки. Актуальность дисциплины и резко возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводяших систем, которые открывает использова­ние логистического подхода. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов, уско­ряет процесс получения информации, повышает уровень серви­са.

Деятельность в области логистики многогранна. Она включа­ет управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. Каждая из перечисленных функ­ций глубоко изучена и описана в соответствующей отраслевой дисциплине. Принципиальная новизна логистического подхо­да - органичная взаимная связь, интеграция вышеперечислен­ных областей в единую материалопроводящую систему. Цель логистического подхода - сквозное управление материальными потоками.

Управление материальными потоками всегда являлось суще­ственной стороной хозяйственной деятельности. Однако лишь сравнительно недавно оно приобрело положение одной из наи­более важных функций экономической жизни. Основная причи­на — переход от рынка продавца к рынку покупателя, вызвав­ший необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потре­бителя.

В условиях перехода к рыночным отношениям единые систе­мы нормативов совершенствования материально-технической базы теряют свое прежнее значение. Каждый субъект хозяйство­вания самостоятельно оценивает конкретную ситуацию и прини­мает решения. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто компетентен в области логистики, владеет ее методами.

СТРУКТУРА

И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА*

 
 


* Практика преподавания дисциплины показала, что целостное предста­вление о логистике формируется у студента лишь на последних этапах изу­чения. В связи с этим предлагается специальная краткая вводная глава, си­стемно излагающая основы курса. Знакомство с материалом главы поможет понять специфику логистики, повысит эффективность учебного процесса.

По каждой из тем студенту предлагается выполнить самостоятельную ра­боту, включающую анализ конкретного экономического объекта. Комплекс рассмотренных и отработанных при этом вопросов может стать основой курсового или дипломного исследования.

 

Тема 1. Понятие и сущность логистики.

В рамках настоящей темы рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:

• краткий исторический очерк развития логистики;

• определение понятия логистики;

• специфика логистического подхода к управлению материальными потоками;

• предпосылки развития логистики;

• этапы развития логистики в экономике;

• экономический эффект от использования логистики.

Основными направлениями развития логистики, в историче­ском аспекте, являются военное дело и, начиная со второй по­ловины XX века - экономика. Несмотря на определенные раз­личия, которые вкладываются в понятия логистики в каждом из названных направлений, оба эти понятия имеют общие эле­менты - согласованность действий при управлении материаль­ными потоками, их рациональность, точный расчет. Краткий исторический очерк, которым начинается изучение первой те­мы, формирует представление о развитии термина «логистика» в исторической ретроспективе, помогает самостоятельно ориен­тироваться в современных публикациях по дисциплине, способ­ствует более глубокому пониманию специфики логистического подхода к управлению материальными потоками в экономике.

Следующий вопрос определяет логистику как плани­рование, организацию и контролирование всех видов де­ятельности по перемещению и складированию, которые обеспечивают прохождение материального и связанного с ним информационного потоков от пункта закупки сырья до пункта конечного потребления.

Как прикладная наука, логистика разрабатывает новые, эффективные методы управления материальными и информационными потоками в сферах производства и обращения. Как прак­тическая деятельность - обеспечивает применение этих мето­дов.

Следует отметить, что в отечественной и зарубежной эконо­мической литературе можно встретить более широкую трактовку понятия логистики, в которой объект управления не ограничивается материальным потоком. Сегодня к логистике относят управление людскими, энергетическими, финансовыми и иными потоками, имеющими место в экономических системах. Появился такой термин, как банковская логистика. Расшире­ние сферы применения логистики, которое наблюдается в 80-е и особенно 90-е годы, объясняется, в первую очередь, развити­ем методов управления материальными потоками. Естественно, что при этом идея и метод логистики начинают выходить за рамки управления материальными потоками и применяться в более широком плане. Однако основной потенциал логистики заложен в рационализации управления именно материальными потоками. Причина — высокая доля логистической составляю­щей в конечной стоимости товара (свыше 70%). Соответственно объектом изучения настоящего курса логистики является мате­риальный поток и логистические системы, обеспечивающие его прохождение.

Управление материальными потоками в экономике, то есть изменение их направления, скорости, качественного и количе­ственного состава, а также других характеристик, осуществля­лось с древнейших времен. Однако логистикой эта деятельность стала называться лишь со второй половины XX века. В насто­ящее время ни одно из определений логистики не отражает в полной мере специфики логистического подхода к управлению материальными потоками. В связи с этим принципиальному от­личию логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного посвящен отдельный вопрос.

Специфика логистики заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками; в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффек­тивное управление сквозными материальными потоками.

Понимание специфики логистики формируется при изучении двух моделей управления материальными потоками: традиционной и построенной на принципах логистики. При этом необ­ходимо научиться отличать системы управления, построенные по традиционным моделям, формулировать задачу их логисти­ческого совершенствования, выделяя тем самым существенные резервы повышения эффективности функционирования и со­ответственно, конкурентоспособности анализируемого субъекта экономики.

Логистический подход к управлению материальными пото­ками, как уже отмечалось, известен давно. Однако экономикой в достаточно широком масштабе он был востребован сравни­тельно недавно, что обусловлено как внешними по отношению к системам управления материальными потоками факторами, так и развитием самого логистического метода.

К внешним факторам следует отнести переход от рынка про­давца к рынку покупателя, усиление конкуренции, энергетиче­ский кризис 70-х годов, а также достижения НТП и, в первую очередь, компьютеризацию управления материальными потока­ми и индустриализацию процессов товародвижения.

Серьезное влияние на эффективность применения логистики оказывает степень совершенства самого логистического метода, в развитии которого выделяют несколько этапов, которые также рассматриваются в процессе изучения темы.

Изучение третьего и четвертого вопросов формирует пони­мание причин, обусловливающих актуальность применения ло­гистики для тех или иных экономических условий.

Экономический эффект от применения логистического под­хода к управлению материальными потоками в сферах произ­водства и обращения (вопрос 5) рассматривается в разрезе сле­дующих слагаемых:

- снижение запасов на всем пути движения материального потока;

- сокращение времени прохождения товаров по логистиче­ской цепи;

- снижение транспортных расходов;

- сокращение затрат ручного труда и соответствующих расходов на операции с грузом.

В результате изучения первой темы формируется предста­вление о том, что такое логистика, в чем специфика логи­стического подхода к управлению материальными потоками в экономике, чем обусловлены необходимость и возможность применения логистического метода, а также о том, что дает это применение в плане улучшения экономических показате­лей.

В рамках самостоятельной работы по данной теме студентам вузов и техникумов рекомендуется описать конкретную материалопроводящую систему, качественно оценив при этом резервы, которые могут быть вскрыты в результате ее совершенствова­ния на базе логистики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: