А. М. ГАДЖИНСКИЙ
ЛОГИСТИКА
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебника для студентов высших и средних специальных учебных заведений
Издание второе
МОСКВА 1999
ББК 87.4
Г 13
Г 13 Гаджинский А. М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений.— 2-е изд. — М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 1999. — 228 с.
ISBN-5-7856-0021-8
В учебнике изложены современная концепция и задачи логистики. Охарактеризованы участники логистического процесса, описаны методы, обеспечивающие повышение эффективности хозяйственной деятельности за счет рациональной организации материальных потоков.
Для студентов высших и средних специальных учебных заведений, а также практических работников сферы распределения, закупок, транспорта, организации торговых и производственных процессов.
Рецензент — заслуженный деятель науки РФ,
действительный член Инженерной академии,
председатель Координационного совета по логистике,
доктор технических наук, профессор
Л. Б. Миротин
Г 1404000000-021
Б64(03) – 99 ББК 87.4
ISDN 5 – 7856 – 0021 – 8 А.М. Гаджинский, 1999
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................................. 6
РАЗДЕЛ I ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ, КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ
И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫЛОГИСТИКИ................................................. 22
Глава 1 ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИКИ....................................................................................... 22
1.1. КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК.................................................................... 22
1.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИСТИКИ........................................................... 24
1.3. СПЕЦИФИКА ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К
УПРАВЛЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ В ЭКОНОМИКЕ.................. 28
1.4. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ........................................................ 30
1.5. ЭТАПЫРАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ......................................................................... 32
1.6 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГИСТИКИ.... 35
1.7. ПРИМЕР ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ОПТИМИЗАЦИИ МАТЕРИАЛЬНОГО
ПОТОКА В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ..................................................................................... 38
Глава 2 КОНЦЕПЦИЯ И ФУНКЦИИ ЛОГИСТИКИ......................................................... 42
2.1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЛОГИСТИКИ............................................... 42
2.2. ФУНКЦИИ ЛОГИСТИКИ............................................................................................. 43
2.3. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГИСТИКИ С
МАРКЕТИНГОМ, ФИНАНСАМИ И ПЛАНИРОВАНИЕМ ПРОИЗВОДСТВА......... 46
Глава 3 МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОТОКИ И ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ.................... 50
3.1. ПОНЯТИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОТОКА................................................................. 50
3.2. ВИДЫМАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТОКОВ....................................................................... 55
3.3. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ................................................................................ 59
Глава 4 ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ.............................................................................. 61
4.1. ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ.................................................................................................. 61
4.2. ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.............................................................. 62
4.3. ВИДЫЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ......................................................................... 66
Глава 5 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ЛОГИСТИКИ............................................ 68
5.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ РЕШЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ
ЗАДАЧ..................................................................................................................................... 68
5.2. МОДЕЛИРОВАНИЕ В ЛОГИСТИКЕ......................................................................... 69
5.3. ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫВ ЛОГИСТИКЕ.............................................................. 72
5.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫСИСТЕМНОГО ПОДХОДА...... 73
5.5. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССИЧЕСКОГО И
СИСТЕМНОГО ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМ................................... 74
5.6. ПРИМЕР КЛАССИЧЕСКОГО И СИСТЕМНОГО ПОДХОДОВ К
ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОТОКА............................................................. 76
РАЗДЕЛ II ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ
МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ В СФЕРАХ ПРОИЗВОДСТВА И ОБРАЩЕНИЯ 79
Глава 6 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ ЛОГИСТИКИ................................................. 79
6.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ЛОГИСТИКИ........... 79
Глава 7 ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА.............................................................................. 81
7.1. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ.................................... 81
7.2. СЛУЖБА ЗАКУПОК НА ПРЕДПРИЯТИИ............................................................ 83
7.3. ЗАДАЧА «СДЕЛАТЬ ИЛИ КУПИТЬ»..................................................................... 85
7.4. ЗАДАЧА ВЫБОРА ПОСТАВЩИКА....................................................................... 86
Глава 8 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА.............................................................. 90
8.1. ПОНЯТИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЛОГИСТИКИ............................................. 91
8.2. ТРАДИЦИОННАЯ И ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИИ
ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА.............................................................................. 92
8.3. КАЧЕСТВЕННАЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ГИБКОСТЬ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИСТЕМ................................................................................ 93
8.4. ТОЛКАЮЩИЕ СИСТЕМЫУПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ
ПОТОКАМИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЛОГИСТИКЕ............................................. 93
8.5. ТЯНУЩИЕ СИСТЕМЫУПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ
ПОТОКАМИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЛОГИСТИКЕ............................................. 95
8.6. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА.......... 96
К УПРАВЛЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ НА ПРОИЗВОДСТВЕ...... 96
Глава 9 РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА................................................................ 98
9.1. ПОНЯТИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ЛОГИСТИКИ........................................... 98
9.2. ЗАДАЧИ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ЛОГИСТИКИ............................................. 100
9.3. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ КАНАЛЫИ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕПИ........................... 101
9.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО КОЛИЧЕСТВА СКЛАДОВ В
СИСТЕМЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ..................................................................................... 106
9.5. ЗАДАЧА ОПТИМИЗАЦИИ РАСПОЛОЖЕНИЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО
ЦЕНТРА НА ОБСЛУЖИВАЕМОЙ ТЕРРИТОРИИ................................................... 116
9.6. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ПО ПОСТРОЕНИЮ СИСТЕМЫРАСПРЕДЕЛЕНИЯ 120
9.7. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА И МАРКЕТИНГ................................. 121
Глава 10 ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА.................................................................... 123
10.1. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ............................ 123
10.2. ВЫБОР ВИДА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА............................................... 125
10.3. ТРАНСПОРТНЫЕ ТАРИФЫИ ПРАВИЛА ИХ ПРИМЕНЕНИЯ................... 128
Глава 11 ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА............................................................ 132
11.1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ В ЛОГИСТИКЕ.......................................... 132
11.2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫВ ЛОГИСТИКЕ....................................... 135
11.3. ВИДЫИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЛОГИСТИКЕ............................. 136
11.4. ПРИНЦИПЫПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В
ЛОГИСТИКЕ.................................................................................................................... 139
11.5. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГИСТИКЕ............................... 142
11.6.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ЛОГИСТИКЕ ТЕХНОЛОГИИ
АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ШТРИХОВЫХ КОДОВ........ 143
11.7. МАРКИРОВКА ГРУЗОВОГО ПАКЕТА МАШИНОЧИТАЕМЫМ КОДОМ. 148
Глава 12 ЗАПАСЫВ ЛОГИСТИКЕ................................................................................. 150
12.1. ПОНЯТИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ЗАПАСА......................................................... 150
12.2. ПРИЧИНЫСОЗДАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ................................ 151
12.3. ВИДЫМАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ................................................................ 153
12.4. НОРМИРОВАНИЕ ЗАПАСОВ............................................................................ 154
12.5. СИСТЕМЫКОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗАПАСОВ............................... 156
12.6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА ЗАКАЗЫВАЕМОЙ
ПАРТИИ............................................................................................................................ 160
Глава 13 СКЛАДЫВ ЛОГИСТИКЕ................................................................................. 164
13.1. СКЛАДЫ, ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ.......................................................... 164
13.2. ФУНКЦИИ СКЛАДОВ.......................................................................................... 166
13.3. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СКЛАДСКИХ ОПЕРАЦИЙ....................... 167
13.4. ГРУЗОВАЯ ЕДИНИЦА - ЭЛЕМЕНТ ЛОГИСТИКИ....................................... 170
Глава 14 СЕРВИС В ЛОГИСТИКЕ................................................................................... 174
14.1. ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА..................................................... 174
14.2. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА................. 174
14.3. УРОВЕНЬ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ...................................... 175
14.4. КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ЛОГИСТИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ............. 180
Глава 15 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТОВАРОПРОВОДЯЩИХ ТОРГОВЫХ
СИСТЕМ НА БАЗЕ КОНЦЕПЦИИ ЛОГИСТИКИ 181
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................................... 186
ВВЕДЕНИЕ
Объектом изучения новой научной и учебной дисциплины «Логистика» являются материальные и связанные с ними информационные потоки. Актуальность дисциплины и резко возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводяших систем, которые открывает использование логистического подхода. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.
Деятельность в области логистики многогранна. Она включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. Каждая из перечисленных функций глубоко изучена и описана в соответствующей отраслевой дисциплине. Принципиальная новизна логистического подхода - органичная взаимная связь, интеграция вышеперечисленных областей в единую материалопроводящую систему. Цель логистического подхода - сквозное управление материальными потоками.
Управление материальными потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности. Однако лишь сравнительно недавно оно приобрело положение одной из наиболее важных функций экономической жизни. Основная причина — переход от рынка продавца к рынку покупателя, вызвавший необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителя.
В условиях перехода к рыночным отношениям единые системы нормативов совершенствования материально-технической базы теряют свое прежнее значение. Каждый субъект хозяйствования самостоятельно оценивает конкретную ситуацию и принимает решения. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто компетентен в области логистики, владеет ее методами.
СТРУКТУРА
И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА*
![]() |
* Практика преподавания дисциплины показала, что целостное представление о логистике формируется у студента лишь на последних этапах изучения. В связи с этим предлагается специальная краткая вводная глава, системно излагающая основы курса. Знакомство с материалом главы поможет понять специфику логистики, повысит эффективность учебного процесса.
По каждой из тем студенту предлагается выполнить самостоятельную работу, включающую анализ конкретного экономического объекта. Комплекс рассмотренных и отработанных при этом вопросов может стать основой курсового или дипломного исследования.
Тема 1. Понятие и сущность логистики.
В рамках настоящей темы рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:
• краткий исторический очерк развития логистики;
• определение понятия логистики;
• специфика логистического подхода к управлению материальными потоками;
• предпосылки развития логистики;
• этапы развития логистики в экономике;
• экономический эффект от использования логистики.
Основными направлениями развития логистики, в историческом аспекте, являются военное дело и, начиная со второй половины XX века - экономика. Несмотря на определенные различия, которые вкладываются в понятия логистики в каждом из названных направлений, оба эти понятия имеют общие элементы - согласованность действий при управлении материальными потоками, их рациональность, точный расчет. Краткий исторический очерк, которым начинается изучение первой темы, формирует представление о развитии термина «логистика» в исторической ретроспективе, помогает самостоятельно ориентироваться в современных публикациях по дисциплине, способствует более глубокому пониманию специфики логистического подхода к управлению материальными потоками в экономике.
Следующий вопрос определяет логистику как планирование, организацию и контролирование всех видов деятельности по перемещению и складированию, которые обеспечивают прохождение материального и связанного с ним информационного потоков от пункта закупки сырья до пункта конечного потребления.
Как прикладная наука, логистика разрабатывает новые, эффективные методы управления материальными и информационными потоками в сферах производства и обращения. Как практическая деятельность - обеспечивает применение этих методов.
Следует отметить, что в отечественной и зарубежной экономической литературе можно встретить более широкую трактовку понятия логистики, в которой объект управления не ограничивается материальным потоком. Сегодня к логистике относят управление людскими, энергетическими, финансовыми и иными потоками, имеющими место в экономических системах. Появился такой термин, как банковская логистика. Расширение сферы применения логистики, которое наблюдается в 80-е и особенно 90-е годы, объясняется, в первую очередь, развитием методов управления материальными потоками. Естественно, что при этом идея и метод логистики начинают выходить за рамки управления материальными потоками и применяться в более широком плане. Однако основной потенциал логистики заложен в рационализации управления именно материальными потоками. Причина — высокая доля логистической составляющей в конечной стоимости товара (свыше 70%). Соответственно объектом изучения настоящего курса логистики является материальный поток и логистические системы, обеспечивающие его прохождение.
Управление материальными потоками в экономике, то есть изменение их направления, скорости, качественного и количественного состава, а также других характеристик, осуществлялось с древнейших времен. Однако логистикой эта деятельность стала называться лишь со второй половины XX века. В настоящее время ни одно из определений логистики не отражает в полной мере специфики логистического подхода к управлению материальными потоками. В связи с этим принципиальному отличию логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного посвящен отдельный вопрос.
Специфика логистики заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками; в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками.
Понимание специфики логистики формируется при изучении двух моделей управления материальными потоками: традиционной и построенной на принципах логистики. При этом необходимо научиться отличать системы управления, построенные по традиционным моделям, формулировать задачу их логистического совершенствования, выделяя тем самым существенные резервы повышения эффективности функционирования и соответственно, конкурентоспособности анализируемого субъекта экономики.
Логистический подход к управлению материальными потоками, как уже отмечалось, известен давно. Однако экономикой в достаточно широком масштабе он был востребован сравнительно недавно, что обусловлено как внешними по отношению к системам управления материальными потоками факторами, так и развитием самого логистического метода.
К внешним факторам следует отнести переход от рынка продавца к рынку покупателя, усиление конкуренции, энергетический кризис 70-х годов, а также достижения НТП и, в первую очередь, компьютеризацию управления материальными потоками и индустриализацию процессов товародвижения.
Серьезное влияние на эффективность применения логистики оказывает степень совершенства самого логистического метода, в развитии которого выделяют несколько этапов, которые также рассматриваются в процессе изучения темы.
Изучение третьего и четвертого вопросов формирует понимание причин, обусловливающих актуальность применения логистики для тех или иных экономических условий.
Экономический эффект от применения логистического подхода к управлению материальными потоками в сферах производства и обращения (вопрос 5) рассматривается в разрезе следующих слагаемых:
- снижение запасов на всем пути движения материального потока;
- сокращение времени прохождения товаров по логистической цепи;
- снижение транспортных расходов;
- сокращение затрат ручного труда и соответствующих расходов на операции с грузом.
В результате изучения первой темы формируется представление о том, что такое логистика, в чем специфика логистического подхода к управлению материальными потоками в экономике, чем обусловлены необходимость и возможность применения логистического метода, а также о том, что дает это применение в плане улучшения экономических показателей.
В рамках самостоятельной работы по данной теме студентам вузов и техникумов рекомендуется описать конкретную материалопроводящую систему, качественно оценив при этом резервы, которые могут быть вскрыты в результате ее совершенствования на базе логистики.