Политико-правовые идеи европейского социализма XVI–XVII вв.




 

Особый, антибуржуазный смысл разработка вопросов власти, государства и права приобретает в рамках такого общественного движения, каким явился социализм. Именно в XVI–XVII вв. он стал занимать самостоятельное и достаточно заметное место в умственной жизни европейского общества. К проблематике государства, права, власти мыслители-социалисты обращаются в поисках ответа на вопрос о том, какими должны быть политико-юридические институты, способные адекватно воплотить строй, основанный на общности имуществ, покончивший с частной собственностью, с материальным неравенством между людьми, с прежними тираническими формами правления.

Внутри этого движения, выражавшего извечные устремления общественных низов к социальной справедливости, складывались и циркулировали весьма разные взгляды и представления. Эти идеологические образования отличаются друг от друга не только в силу того, что неодинаковы защищаемые ими проекты организации публичной власти будущего. Различен и содержащийся в них принцип, в соответствии с которым должен создаваться и функционировать новый миропорядок. В одних случаях на передний край выдвигается и таким принципом признается рациональность, в иных случаях – свобода, в третьих – равенство и.т. д. В таких проектах преломляется весьма различный социально-исторический опыт. То же надо сказать и о методологии проектирования социалистами системы политико-юридических институтов, пригодной – с их точки зрения – для грядущего общества. Немаловажные различия есть в манере, приемах, стиле изложения политико-юридических идеалов, фигурирующих у названных мыслителей.

Наиболее видными писателями социалистического направления в рассматриваемый период были Томас Мор (1478–1535) и Томмазо Кампанелла (1568–1639). Т. Mop – автор по-своему эпохального произведения "Утопия" (1516). Т. Кампанелла создал всемирно известный "Город Солнца" (1602, первая публикация – 1623 г.).

Т. Мор утверждает в "Утопии", что, пока существует частная собственность, нет никаких шансов на выздоровление социального организма. Больше того: "Где только есть частная собственность, там вряд ли возможно правильное и успешное течение государственных дел". Выход у человечества один – "совершенное уничтожение частной собственности".

Общество, согласно Т. Мору, является результатом заговора богачей. Государство же – их простое орудие. Они его используют в целях угнетения народа, для защиты своих корыстных материальных интересов. Силой, хитростью и обманом богачи подчиняют себе бедный люд, обездоливают его. Делается это и с помощью законов, предписаний власти, которые навязываются народу от имени государства.

В укор тогдашнему реальному обществу Т. Мор рисует воображаемую страну (Утопию), которая сумела избавиться от частной собственности и сопутствующих ей пороков и которая сумела вследствие этого зажить почти беспроблемной, блаженной жизнью. В Утопии нет частной собственности. Земля там – собственность общественная. Обществу принадлежит и вся производимая в нем продукция. Она вырабатывается семейно. Каждая семья занимается определенным ремеслом. Семейно-ремесленная организация составляет производственную структуру утопийского общества. Сельскохозяйственные работы ведутся на началах трудовой повинности, которую обязаны отбывать все граждане. Рабочий день длится 6 часов. Особые должностные лица следят за тем, как работают утопийцы.

Т. Кампанелла в "Городе Солнца" выделяет три ветви власти, создаваемые применительно к трем основным видам деятельности и "заведующие" каждой из них. Каковы эти виды деятельности? Во-первых, военное дело; во-вторых, наука; в-третьих, воспроизводство населения, обеспечение его пищей и одеждой, а также воспитание граждан. Ветвями (отраслями) власти руководят три правителя, именуемые соответственно: Мощь, Мудрость, Любовь. Им непосредственно подчинены три начальника, каждый из которых, в свою очередь, распоряжается тремя должностными лицами.

Венчает управленческую пирамиду верховный правитель – Метафизик, превосходящий всех сограждан ученостью, талантами, опытом, умением. Он – глава как светской, так и духовной власти, ему принадлежит право окончательного решения по всем вопросам и спорам.

В "Городе Солнца", где нет более частной собственности, земледелие, ремесла и т. д. являются делом совместного труда соляриев, коим ведают правители с подчиненными им должностными лицами – специалистами. Сообща произведенное распределяется справедливо, по меркам необходимости. Все, в чем солярии нуждаются, "они получают от общины, и должностные лица тщательно следят за тем, чтобы никто не получал больше, чем ему следует". Не только обеспечение каждого солярия требуемой долей материальных благ и попечение о его досуге, общении, здоровье входят в круг обязанностей должностных лиц "Города Солнца". Они также планомерно обучают и воспитывают членов общины, заботятся о состоянии их духа. Значительную роль отводит им Т. Кампанелла в заботе о продолжении рода соляриев. Государство вмешивается (конечно, в интересах общего блага) даже в творчество поэтов, предписывая им те формы, в которые они должны облекать свое вдохновение.

В целом в ранних социалистических доктринах присутствуют два практически несовместимых начала. Верная оценка интеллектуальных, нравственных и т. п. достоинств человека как факторов, призванных определять его положение в обществе, сплошь и рядом переплетается с установками на авторитарность, аскетизм, с небрежением отдельной человеческой личностью, с равнодушием к созданию соответствующих организационных и правовых условий для ее свободного всестороннего развития.

Другая типичная для политико-юридических воззрений социалистов рассматриваемого периода деталь. Справедливо уделяя пристальное нужное внимание вопросам законодательства, которое должно утвердиться в государственно-организованном обществе, базирующемся на общности имущества, на принципах коллективизма, они крайне скупо говорили (если говорили вообще) о правах и свободах индивида, о правовых связях гражданина и государства, о системе надежных гарантий таких прав и свобод и т. д. Это, кстати говоря, очень характерно и для воззрений последующих поколений социалистов.

 

Учение Н. Макиавелли о государстве

и политике

Одним из первых теоретиков новой эпохи стал итальянец Ник-

коло Макиавелли1 (1469—1527).

Макиавелли долгое время был должностным лицом Флорентийской

республики, имеющим доступ к ряду государственных тайн.

Жизнь и деятельность Макиавелли относятся к периоду начавшегося

упадка Италии, до XVI в. бывшей самой передовой страной

Западной Европы. В северной и средней Италии еще в XII—XIII вв.

сложились города-республики (Венеция, Флоренция, Генуя и др.) с

развитой ремесленной и торговой экономикой. Промышленная и

торговая верхушка этих городов сумела, опираясь на народ, подчинись

феодалов своего округа, создать свою коммунальную государственность.

Однако перемещение главных торговых путей в

связи с открытием Америки, развитие производства в других странах

Европы вели к упадку итальянской промышленности и торговли,

подрывали силы итальянских городов. Раздробленная Италия

1 В ряде изданий последних лет эта фамилия пишется — Макьявелли.

166 История политических и правовых учений

подвергалась нашествиям иноземных войск; в ряде городов-государств

силами феодальной реакции учреждались тирании, опиравшиеся

на наемные войска.

После установления во Флоренции синьории Медичи Макиавелли

был лишен должности. В последний период жизни он занимался

литературной деятельностью. Кроме сочинений на темы политические

("Рассуждения на первую декаду Тита Ливия", "Государь",

"О военном искусстве" и др.) и исторические ("История Флоренции")

его перу принадлежит ряд художественных произведений.

Сочинениями Макиавелли положено начало политико-правовой

идеологии Нового времени. Его политическое учение основано на

изучении деятельности современных ему правительств, опыта государств

Античного мира, на представлениях об интересах и стремлениях

участников политической жизни. Макиавелли утверждал,

что изучение прошлого дает возможность предвидеть будущее или

по примеру древних определить средства и способы действий, полезных

в настоящем. "Чтобы знать, что должно случиться, достаточно

проследить, что было... Это происходит от того, — пояснял

Макиавелли, — что все человеческие дела делаются людьми, которые

имели и всегда будут иметь одни и те же страсти и поэтому они

неизбежно должны давать одинаковые результаты".

Природа человека одинакова во всех государствах и у всех

народов; интерес является наиболее общей причиной человеческих

действий, из которых складываются их отношения, учреждения,

история. Для того, чтобы управлять людьми, надо знать причины

их поступков, их стремления и интересы. Устройство государства и

его деятельность должны основываться на изучении природы человека,

его психологии и влечений.

Государство (независимо от его формы) Макиавелли рассматривал

как некое отношение между правительством и подданными,

опирающееся на страх или любовь последних. Государство незыблемо,

если правительство не дает повода к заговорам и возмущениям,

если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь —

в презрение. В творчестве Макиавелли мотивы социальной психологии

впервые осмыслены как важный факт политики.

Целью государства и основой его прочности Макиавелли считал

безопасность личности и незыблемость собственности. Самое опасное

для правителя, неустанно повторял Макиавелли, — посягать на

имущество подданных, это неизбежно порождает ненависть (а ведь

никогда не ограбишь так, чтобы не осталось и ножа): "Люди скорее

забудут смерть отца, чем потерю наследства".

Незыблемость частной собственности, как и безопасность личности,

Макиавелли называл благами свободы, считал целью и основой

прочности государства. По его учению, блага свободы наилучшим

образом обеспечены в республике. В свободных землях и стра-

Гл. 8. Политические и правовые учения в Западной Европе в XVI в. 167

нах, рассуждал Макиавелли, богатства все время увеличиваются:

"Ибо каждый человек в этих странах, не задумываясь, приумножает

и приобретает блага, которыми рассчитывает затем свободно

пользоваться. Следствием этого оказывается то, что все граждане,

соревнуясь друг с другом, заботятся как о частных, так и об общественных

интересах и что общее их благосостояние на диво растет".

Макиавелли воспроизводит идеи Полибия о возникновении государства

и круговороте форм правления; вслед за античными авторами

он отдает предпочтение смешанной (из монархии, аристократии

и демократии) форме. Особенность учения Макиавелли в

том, что смешанную республику он считал результатом и средством

согласования стремлений и интересов борющихся социальных

групп. "В каждой республике всегда бывают два противоположных

направления: одно — народное, другое — высших классов; из этого

разделения вытекают все законы, издававшиеся в интересах свободы".

Предпосланные всему учению о государстве рассуждения о природе

человека (индивида) Макиавелли существенно дополняет исследованием

общественной психологии социальных групп, борющихся

за влияние в государстве. В Древнем Риме смешанная республика

сложилась в результате борьбы и компромиссов народа и

аристократии, но их непримиримые распри вокруг аграрного закона

погубили республику. В истории Флоренции раздоры простого

народа (пополанов) и знатных людей (нобилей) с самого начала

носили бескомпромиссный характер; этим обусловлена непрочность

Флорентийской республики.

Макиавелли стремился опровергнуть общее мнение историков о

порочности народа. Народные массы постояннее, честнее, мудрее и

рассудительнее государя. Если единоличный правитель лучше создает

законы, устраивает новый строй и новые учреждения, то

народ лучше сохраняет учрежденный строй.

Народ нередко ошибается в общих вопросах, но очень редко —

в частных. "При избрании должностных лиц, например, народ делает

несравненно лучший выбор, нежели государь". Даже взбунтовавшийся

народ менее страшен, чем необузданный тиран: мятежный

народ можно уговорить словом — от тирана можно избавиться

только железом; бунт народа страшен тем, что может породить

тирана, — тиран уже наличное зло; жестокость народа направлена

против тех, кто может посягнуть на общее благо, "жестокость государя

направлена против тех, кто, как он опасается, может посягнуть

на его собственное, личное благо".

От народа отличается знать. "Нет города, где не обособились бы

эти два начала: знать желает подчинять и угнетать народ, народ не

желает находиться в подчинении и угнетении". Если бы не сопротивление

народа, аристократы Античного Рима погубили бы сво-

168 История политических и правовых учений

бодное государство лет на триста раньше; честолюбивые устремления

знати — источник беспокойства и смут в государстве.

Макиавелли все же считал знать неизбежной и нужной частью

государства. Из среды аристократов выдвигаются государственные

деятели, должностные лица, военачальники; совершенное подавление

пополанами флорентийских нобилей, писал Макиавелли в "Истории

Флоренции", привело к угасанию воинской доблести и душевного

величия, а тем самым — к ослаблению и унижению Флоренции.

Свободное государство должно быть основано на компромиссах

народа и знати; суть "смешанной республики" в том и состоит, что

система государственных органов включает аристократические и

демократические учреждения, каждое из которых, выражая и защищая

интересы соответствующей части населения, сдерживает посягательства

на эти интересы другой его части.

Вместе с тем Макиавелли с ненавистью отзывался о феодальных

дворянах и призывал к их уничтожению. "Дворянами именуются

те, кто праздно живет на доходы со своих огромных поместий,

нимало не заботясь ни об обработке земли, ни о том, чтобы

необходимым трудом заработать себе на жизнь. Подобные люди

вредны во всякой республике и в каждой стране. Однако самыми

вредными из них являются те, которые помимо указанных поместий

владеют замками и имеют повинующихся им подданных". "Желающий

создать республику там, где имеется большое количество

дворян, не сумеет осуществить свой замысел, не уничтожив всех их

до единого".

На пути к созданию будущей свободной Итальянской республики

много препятствий — считал Макиавелли. Освобождение страны

от иноземных войск и наемников, от мелких тиранов и многочисленных

дворян, от папского государства и интриг католической

церкви, поддерживающей раздробленность страны, требует крайних

мер, проводимых абсолютной и чрезвычайной властью единоличного

правителя, уничтожающего укоренившиеся пороки, учреждающего

мудрые законы и порядки. Этой проблеме посвящено наиболее

известное произведение Макиавелли "Государь" (в иных переводах

— "Князь"; дословно — "О принцепсе").

Законодательству и праву Макиавелли придавал большое значение:

благодаря законам Ликурга Спарта просуществовала 800

лет. Но для Макиавелли право — орудие власти, выражение силы.

Во всех государствах основой власти "служат хорошие законы

и хорошее войско. Хороших законов не бывает там, где нет хорошего

войска, и наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и

законы". Макиавелли — против наемных войск; создание армии,

состоящей только из итальянцев, он рассматривал как одно из первоочередных

условий создания общенационального государства.

Гл. 8. Политические и правовые учения в Западной Европе в XVI в. 169

Важным средством политики Макиавелли считал религию. Религия,

рассуждал Макиавелли, — могучее средство воздействия на

умы и нравы людей. Именно поэтому все основатели государств и

мудрые законодатели ссылались на волю богов. Там, где есть хорошая

религия, легко создать армию. В Древнем Риме "религия помогала

командовать войсками, воодушевлять народ, сдерживать людей

добродетельных и посрамлять порочных". Государство должно

использовать религию для руководства подданными.

Макиавелли не одобряет современное ему христианство, проповедующее

смирение, самоуничижение, презрение к делам человеческим:

"Религия античная почитала высшее благо в величии духа,

в силе тела и во всем том, что делает людей чрезвычайно сильными.

А если наша религия и требует от нас силы, то лишь для того,

чтобы мы были в состоянии терпеть, а не для того, чтобы мы совершали

мужественные деяния. Такой образ жизни сделал, по-моему,

мир слабым и отдал его во власть негодяям: они могут безбоязненно

распоряжаться в нем как угодно, видя, что все люди, желая попасть

в рай, больше помышляют о том, как бы стерпеть побои, нежели о

том, как бы за них расплатиться".

Макиавелли порицал католическую церковь и духовенство: "Дурные

примеры папской курии лишили нашу страну всякого благочестия

и всякой религии". В канун Реформации Макиавелли прозорливо

предсказывал, что католическая религия "близка к своей гибели

либо к мучительным испытаниям".

Макиавелли считается одним из основоположников науки политологии.

В его произведениях политика (учреждение, организация

и деятельность государства) рассматривалась как особая сфера

человеческой деятельности, имеющая свои закономерности, которые

должны быть изучены и осмыслены, а не выведены из Священного

писания или сконструированы умозрительно. Такой подход к изучению

государства был большим шагом вперед в развитии политико-

правовой теории1.

Прогрессивное по методологической основе политическое учение

Макиавелли несло на себе отпечаток эпохи. Это особенно ярко

выразилось во взглядах Макиавелли на методы осуществления государственной

власти, способы и приемы политической деятельности.

В произведениях Макиавелли политика противопоставлялась

общераспространенным представлениям о должном и недолжном,

позорном и почетном. Деятельность государства он исследовал как

такую сферу проявления интересов, чувств, настроений людей, социальных

общностей и правительств, в которой действуют особые

правила, не тождественные нормам морали, регулирующей отношения

между частными лицами.

1 Известный немецкий государствовед Еллинек даже утверждал, что

Макиавелли впервые ввел в научную литературу слово "государство" (stato).

170 История политических и правовых учений

Поступки основателей государств, завоевателей, узурпаторов

престола, создателей законов, политических деятелей вообще, рассуждал

Макиавелли, должны оцениваться не с точки зрения морали,

а по их результатам, по их отношению к благу государства:

"...Благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые

могут лишить его государства, от остальных же — воздерживаться

по мере сил, но не более. И даже пусть государи не боятся

навлечь на себя обвинения в тех пороках, без которых трудно удержаться

у власти, ибо, вдумавшись, мы найдем немало такого, что на

первый взгляд кажется добродетелью, а в действительности пагубно

для государя, и наоборот: выглядит как порок, а на деле доставляет

государю благополучие и безопасность".

Государства, писал Макиавелли, создаются и сохраняются не

только при помощи военной силы; методами осуществления власти

являются также хитрость, коварство, обман. "Надо знать, что с

врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-

вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй — зверю;

но так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать и ко

второму. Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено

в природе и человека, и зверя..., — поучал Макиавелли. — Из

всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится

капканов, а лиса — волков, следовательно, надо быть подобным

лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть

волков".

Государственный деятель не должен быть всегда верен договорам:

"Разумный правитель не может и не должен оставаться

верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если

отпали причины, побудившие его дать обещание".

Идеалом государственного деятеля, которым Макиавелли восхищался,

был герцог Романьи Чезаре Борджиа1, стремившийся расширить

свои владения вероломными и жестокими способами, типичными

для феодалов эпохи позднего Средневековья. Ссылаясь на

деяния романьского герцога и ставя их в пример, Макиавелли писал,

что для укрепления и расширения государства политик должен

уметь решаться на великие, виртуозные злодейства, подлости

и предательства, требующие, как он считал, мужества, геройства,

широты души.

В политике единственным критерием оценки действий правителя

государства являются укрепление власти, расширение границ

государства. Для достижения этой цели правитель должен использовать

все средства, в том числе аморальные: "Пусть обвиняют его

поступки, лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет

оправдан, если результаты окажутся хороши".

1 Иногда пишется "Борджа" (итал. — Borgia).

Гл. 8. Политические и правовые учения в Западной Европе в XVI в. 171

При всем этом, учил Макиавелли, вероломство и жестокость

должны совершаться так, чтобы не подрывался авторитет верховной

власти. Отсюда вытекает одно из излюбленных Макиавелли

правил политики: "Людей следует либо ласкать, либо изничтожать,

ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое — не

может". "Следует или вовсе не обижать никого, или удовлетворять

своей злобе и ненависти одним ударом, а потом успокоить людей и

возвратить им уверенность в безопасности".

Лучше убить, чем грозить, — грозя, создаешь и предупреждаешь

врага, убивая — отделываешься от врага окончательно. Лучше

жестокость, чем милосердие: от наказаний и расправ страдают отдельные

лица, милосердие же ведет к беспорядку, порождающему

грабежи и убийства, от которых страдает все население. Лучше

быть скупым, чем щедрым, — щедрый обирает многих, чтобы одарить

немногих, скупым же недовольны немногие, а народ не обременен

излишними поборами. Лучше внушать страх, чем любовь, —

любят государей по собственному усмотрению, боятся — по усмотрению

государей. Мудрому правителю лучше рассчитывать на то,

что зависит от него.

Если для укрепления своей власти правителю пришлось казнить

много людей, то для блага государства после этого полезно

казнить того из подчиненных, кто непосредственно руководил казнями:

этим правитель отведет от себя обвинение в жестокости (Че-

заре Борджиа так поступил с Рамиро д'Орко — усмирителем Ро-

маньи).

"...Гибельно и опасно оставить в живых государя, лишенного

престола". Все обиды и жестокости надо учинять разом: "Чем меньше

их распробуют, тем меньше от них вреда; благодеяния же полезно

оказывать мало-помалу, чтобы их распробовали как можно

лучше". Дела, неугодные подданным, государи должны возлагать

на других, а угодные — исполнять сами.

Рекомендуя правителям государства в зависимости от того, куда

дует ветер фортуны, "по возможности не удаляться от добра, но

при надобности не чураться и зла", Макиавелли в то же время

советовал государям притворяться носителями нравственных и

религиозных добродетелей. В государственной деятельности, поучал

Макиавелли, "всегда в выигрыше оказывался тот, кто имел

лисью натуру. Однако натуру эту надо еще уметь прикрыть, надо

быть изрядным обманщиком и лицемером". "Каждый знает, каков

ты с виду, немногим известно, каков ты на самом деле, и эти последние

не посмеют оспорить мнение большинства, за спиной которого

стоит государство".

Многие рекомендации Макиавелли послужили практическим

руководством для беспринципных политиков; поэтому "макиавеллизм"

стал символом политического коварства.

172 История политических и правовых учений

Произведения Макиавелли оказали громадное влияние на последующее

развитие политико-правовой идеологии. Наиболее проницательные

мыслители Нового времени высоко оценили методологию

Макиавелли, в особенности рационалистическое объяснение

государства и права, стремление определить их связь с интересами

людей.

Названные положения Макиавелли были восприняты и развиты

последующими теоретиками (Спиноза, Руссо и др.). Камнем преткновения

для этих теоретиков явились, однако, "макиавеллизм" и

его оценка.

Делались попытки противопоставить наиболее известную книгу

"Государь", в которой определяются "чрезвычайные меры" для

объединения Италии, другим произведениям Макиавелли, усмотреть

противоречие между ними. Попытки неудачны, поскольку другие

его сочинения содержат такие же рекомендации, причем специально

оговорено, что способы усиления могущества государей и

республик тождественны. "Всегда, когда приходится обсуждать

вопрос, от которого единственно зависит спасение государства, —

писал Макиавелли, — не следует останавливаться ни перед каким

соображением справедливости и несправедливости, человечности

или жестокости, славы или позора, — но, отбросив всякие соображения,

решиться на то, что спасает и поддерживает свободу".

Неудачны и попытки истолковать книгу "Государь" как обличительный

памфлет против тиранов, разоблачающий их повадки,

либо представить "макиавеллизм" как искажение подлинных идей

Макиавелли.

Макиавеллизм неотделим от произведений Макиавелли.

Макиавелли — превосходный писатель. Его произведения на

политические темы написаны могучим, красочным, образным языком,

свойственным эпохе Возрождения. В этих произведениях выражено

искреннее, глубокое восхищение автора "невиданной жестокостью

Ганнибала", "виртуозными злодеяниями Чезаре Борджиа",

поразительным умением коварного папы Александра VI давать

невыполнимые обещания и, наоборот, содержатся горькие сетования

о политиках, потерпевших неудачу из-за того, что для совершения

очередного злодейства у них не хватило "мужества и величия

духа".

Дело не в том, что автор смакует виртуозные хитрости и злодейства

политиков, откровенно любуясь и восхищаясь ими; хуже,

что читателю настойчиво и назидательно, в высокохудожественной

манере, убедительнейше внушается мысль, что подлости и злодейства

в политике — дело обыкновенное, нормальное, повседневное,

обыденное и даже заслуживающее уважения и восхищения.

Восторгаясь деяниями Борджиа и других беспринципных государственных

деятелей, глубокий теоретик Макиавелли почему-

Гл. 8. Политические и правовые учения в Западной Европе в XVI в. 173

то не заметил, что его доводы о необязательности правил морали

для правителей вполне применимы к отношениям между частными

лицами, для которых, утверждал Макиавелли, мораль обязательна.

Вот некоторые из этих доводов: "Необходимо считать всех людей

злыми и предполагать, что они всегда проявят злобность своей

души, едва лишь им представится к тому удобный случай". И еще:

"Разумный правитель не может и не должен оставаться верным

своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали

причины, побудившие его дать обещание. Такой совет был бы недостойным,

— поясняет Макиавелли, — если бы люди честно держали

слово, но люди, будучи дурны, слова не держат, поэтому и ты

должен поступать с ними так же. А благовидный предлог нарушить

обещание всегда найдется".

Если эти соображения верны для политиков, то почему они

неприменимы к отношениям частных лиц между собой? Если предположение

о вероломстве, злобности и враждебности всех окружающих

человека людей сделать основой правил его поведения, то

получится не общество, а что-то вроде "войны всех против всех", в

которой каждый стремится нанести окружающим первый удар или,

по крайней мере, обмануть их в чем-нибудь, успев сделать это, пока

они сами его не обманули. Однако из опыта истории достаточно

известно, что мораль наряду с другими социальными регуляторами

всегда оказывала сдерживающее влияние на человеческие страсти,

удерживая людей в рамках общежития. Но не обнаружится ли

"война всех против всех" в политике, если ее, как предлагал

Макиавелли, освободить от моральных сдержек и оценок?

Конечно, Макиавелли далек от мысли о "войне всех (политиков)

против всех (политиков)"; но он одобряет войну сильных политиков

против слабых, хитрых — против простодушных, коварных — против

честных политиков, властолюбцев — против тех, кто мешает

им взять власть в 'свои руки. Поэтому его советы и рекомендации

оказались полезными для политиков вероломных и жестоких, для

тиранов, демагогов и узурпаторов власти.

Получилось так, что республиканец Макиавелли, с искренним

уважением писавший о народе, практически ничем не помог народным

движениям за республику и демократию; однако его произведения

оказались ценным практическим пособием для диктаторов и

тиранов. Именно им приятна мысль о вседозволенности в политике:

"Пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу,

— писал Макиавелли. — Какие бы средства для этого ни употребить,

их всегда сочтут достойными и одобрят". К тому же многие

конкретные рекомендации Макиавелли действительно полезны для

укрепления власти беспринципных и аморальных политических деятелей.

Бенито Муссолини находил в работах Макиавелли подтверждения

своим идеям о сильной государственной личности, обоснова-

174 История политических и правовых учений

ние культа государства. В одном из своих строго секретных писем

для членов политбюро Ленин, ссылаясь на рекомендации Макиавелли,

содержащиеся в книге "Государь" (гл. VIII — "О тех, кто приобретает

власть злодеяниями"), называл его умным писателем по

государственным вопросам, справедливо говорившим о способах достижения

известной политической цели, и, в соответствии с его рекомендацией,

требовал расстрелять возможно больше представителей

духовенства под предлогом голода и изъятия церковных ценностей.

Произведения Макиавелли "Государь" и "Рассуждения на

первую декаду Тита Ливия" внимательно изучал Сталин, сделавший

ряд многозначительных пометок и подчеркиваний по тексту

первого русского издания этих произведений1.

Макиавелли, безусловно, — великий теоретик и ученый, сделавший

громадный шаг к созданию идеологии и науки Нового времени,

оказавший глубокое влияние на развитие политико-правовой

мысли и современной политологии.

Он, несомненно, блестящий писатель, автор художественных,

политических, исторических произведений, созданных на самом

высоком уровне культуры времен Возрождения.

Но то и другое не обязывало его восхвалять политические подлости,

коварства и жестокости, оставляя духовное наследие не только

ученым-теоретикам и любителям классической литературы, но и

диктаторам, вероломным политикам и убийцам. Произведения великого

итальянца не проиграли бы, если бы в них не было поучений и

назиданий грядущим тиранам. К сожалению, без этого не обошлось.19:07 18.01.2009

 

Теория государственного суверенитета.

Политическое учение Ж. Бодена

Со второй половины XVI в. во Франции разгорелись религиозные

войны между католиками и гугенотами. Остановить религиозный

и политический хаос могло лишь "сильное" государство.

Именно такой точки зрения придерживался правовед Жан Боден

(1530—1596), разрабатывая теорию государственного суверенитета.

Боден закончил факультет права Тулузского университета и

некоторое время преподавал в нем римское право. Затем стал заниматься

адвокатской практикой в Париже. С 1575 по 1580 г. — судья.

В 1576 г. являлся депутатом третьего сословия в Генеральных штатах

в Блуа. С 1587 г. — королевский прокурор в Лане (эту должность

Боден получил по наследству от брата своей жены). Умер от

чумы. Еще в молодости Боден сознательно выбрал путь практикующего

юриста. Он считал, что таким образом можно послужить

людям, и в то же время лучше самому понять право: "Тот, кто

думает, что познал право вне юридической практики, в действительности

глубоко ошибается — и уподобляется тому, кто, истяза-

178 История политических и правовых учений

ясь гимнастикой и физическими упражнениями, мнит себя равным

воину, познавшему пыл сражения и утомление военной битвой".

Сочетая научные занятия с практической деятельностью, Боден

создал ряд произведений, которые принесли ему европейскую известность:

"Метод легкого познания истории" (1566 г., публикация в

Париже на латыни) и "Шесть книг о республике" (1576 г., публикация

на французском языке, затем — на латыни; в течение трех лет

работа выдержала 7 изданий).

Мировоззрение Бодена складывалось под сильным влиянием

античного наследия. В духе Нового времени Боден строил свое учение

на основе историзма и рационализма. В контексте такого мировоззрения

он и создал свое учение о государстве и праве.

Боден уделяет пристальное внимание институту государства

(для обозначения понятия "государство" он использует латинский

термин "res publica" и его французский аналог "une Republique").

После Бога, по мнению Бодена, именно государство представляет

для людей огромную ценность. Поэтому он в своих работах воздает

"благодарность государству, которому, после бессмертного Бога, мы

обязаны всем".

Боден осмысливает государство иначе, чем его предшественники

(Аристотель, Полибий, Цицерон и др.) и современники (Макиавелли,

Мор и др.). Аристотель и Цицерон ничего не говорят о верховной

власти, без которой, по мнению Бодена, невозможно представить

себе государство. Боден оспаривает исключительное значение

такого признака государства, как "согласие в вопросах права",

на котором настаивал Цицерон. Боден полагает: "Глупо утверждать,

что империя турок, которая включала народы, проживающие

вместе, но не подчиненные общей системе единого закона, не была

государством, пока народы удерживались в одном государстве при

помощи силы и власти".

Боден воспринимает государство как "правовое управление семьями

и тем, что у них общее суверенной властью". Государство

понимается как правовое управление — это позволяет Бодену отличать

государство от шайки разбойников, что отмечали еще Цицерон

и Аврелий Августин. Основным элементом государства для



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: